Библиотека маркетолога

Телекоммуникации в структуре современного бизнеса

Вера Колерова Global CIO, Mitel

Более половины компаний уже работают в виртуальной среде, но предположения о скорой гибели телефонных станций как концепции пока себя не оправдывают.

Целью исследования являлось изучение трендов внедрения телекоммуникационных решений в динамично-развивающейся бизнес-среде, включая основные направления развития современных корпоративных телекоммуникационных систем, и методы оптимизации расходов, связанных с ИТ.

В опросе приняли участие 346 ИТ-руководителей, отвечающие за телекоммуникации в своей компании, являющиеся членами Global CIO и использующие портал как базу профессиональных знаний и как рабочую дискуссионную площадку.

Результаты проведенного опроса показывают, что в основной массе корпоративные коммуникации в России вышли на весьма приличный уровень, существенно сократив отставание от Европы, которое наблюдалось 5–6 лет назад. Отмечается довольно широкое проникновение в список востребованных или потенциально востребованных функций таких новых технологий, как Унифицированные коммуникации (Unified Communications (UC)), облачные услуги (20,7% респондентов считают, что телефонная станция сегодня — это канал связи в «облако»), подключение к сети общего пользования через SIP провайдеров (45,7% респондентов уже используют подключение офисной АТС к сети оператора связи по SIP-протоколу), мультимедийная конференц-связь.

Высокой оказалась востребованность программных коммутаторов и корпоративных сервисов, размещаемых в корпоративной облачной среде, что, впрочем, смотрится вполне естественно на фоне отношения большинства респондентов (86,2%) к корпоративным коммуникациям как к одному из возможных источников оптимизации расходов. В списке приоритетных требований к корпоративным коммуникациям оказались масштабируемость и отказоустойчивость, что в совокупности с готовностью решать вопросы надежности на основе совершенствования IP инфраструктуры и программного обеспечения также приводит к тенденции реализации корпоративных систем в виде сетевых программных приложений в ЦОД компаний. Тем не менее, доля респондентов, настаивающих на реализации корпоративной связи в виде специализированных аппаратных систем все еще весьма существенна.

Более половины респондентов уже работают в виртуальной среде, многие уверены в перспективности этого решения. Весьма высокой оказалась роль мобильных корпоративных коммуникаций (37,1%), этот факт в совокупности с готовностью сообщества к облачным услугам и развитием публичного Интернета, позволяет говорить о тенденции перемещения корпоративной мобильной связи в Интернет. Весьма интересным оказался опрос в отношении Унифицированных коммуникаций. Он показал, что доля абонентов, которым необходимы средства UC, составляет от 25 до 50 процентов, причем этот показатель остается стабильным последние несколько лет, что позволяет по-прежнему говорить отдельно о телефонной станции как средстве передачи голоса и отдельно о UC, как платформе приложений. Предположения о скорой гибели телефонных станций как концепции пока себя не оправдывает.

Методология проекта

Персональный онлайн опрос ИТ-руководителей, зарегистрированных на портале Global CIO. Опрос был открыт с 15 февраля по 3 марта 2012 года, участники имели одну возможность заполнения анкеты.

Всего в анкете было предложено 23 вопроса, разделенные на 6 смысловых групп:

1. Общая информация о компании

2. Перспективы развития телекоммуникационных решений в современной корпоративной среде

3. Телекоммуникационные решения как ПО

4. Unified Communications

5. Использование телекоммуникационных приложений

6. Решения Mitel

Все вопросы являлись необязательными и предполагали один вариант ответа.

По данным доклада за первый квартал 2012 года, опубликованного Business Monitor International (Russia Information Technology, BMI's Industry Report & Forecasts Series), ожидается, по итогам анализа роста финансовых потоков отрасли в 2011 г., что средства, вкладываемые в развитие IT рынка в России, в 2012 году увеличатся вдвое. Предполагается, что объем российского ITрынка вырастет до 38.7 миллиардов USD в 2016 году, несмотря на возможные внешние потрясения. В 2011 году министр Связи Игорь Щеголев призвал российский рынок развивать облачные технологии. Министр охарактеризовал проект развития национальной облачной платформы как приоритетное направление развития отечественной IT-индустрии. Наряду с этим, в июле 2011 года Министерство Экономического Развития России сообщило, что рассматривается вопрос о увеличении таможенных пошлин на импорт персональных компьютеров. Такие изменения в налогообложении могут дать новый импульс как развитию отечественной индустрии производства компьютеров и компонентов к ним, так и росту иностранных инвестиций в производственные и сборочные мощности на территории России.

Об исследовании

Картина, нарисованная аналитиками, явно указывает на рост IT/Телеком индустрии. Отрасль растет и развивается, а развитие не может происходить без изменения внутри структуры и ее отдельных подразделений. На этом фоне всю большую актуальность приобретает тема изменения роли телекоммуникаций в развитии компании, ее структуре и взаимосвязи бизнеспроцессов.

Традиционно внутри большинства крупных компаний и предприятий существовало две независимые, на первый взгляд, структуры — Департамент Связи и IT департамент. Каждый жил своей жизнью и имел свой независимый бюджет и систему отчетности. Однако, с течением времени и изменением роли отрасли внутри общества и рынка, функции этих важных подразделений стали все больше пересекаться, а конечная общая цель — оптимизация бизнес-процессов для роста эффективности работы всей компании — становилась достижимой лишь путем совместных усилий этих двух прежде независимых друг от друга отделов.

Целью настоящего исследования понять, какие же вопросы становятся актуальными по мере развития процесса объединения ресурсов «связистов» и «айтишников», и как влияют эти преобразования на изменение общей концепции построения телефонной сети компании. Нам хотелось бы выяснить, каково, с точки зрения современного ИТ-директора, место телекоммуникаций в бизнес структуре предприятия в условиях современной динамично развивающейся бизнес-среды и как глобальные тенденции развития ИТ-сообщества влияют на роль телекоммуникаций в бизнесе.

Результаты исследования

Исследование портала ИТ-директоров Global CIO при поддержке компании Mitel Россия

1. В какой отрасли работает Ваша компания?

2. Какое место занимают телекоммуникации в структуре IT Вашей компании?

3. Телекоммуникационное решение какого производителя установлено в Вашей организации?

4. Какого размера корпоративная телекоммуникационная система, существующая в настоящий момент в Вашей компании?

5. Рассматриваете ли вы область телекоммуникаций в качестве одного из источников оптимизации операционных расходов IT?

6. Используете ли вы подключение вашей офисной ATC к сети оператора связи по протоколу SIP?

7. Какое процентное соотношение мобильного (сотового) и проводного (через корпоративную АТС) телефонного трафика в Вашей организации?

8. Что такое, по Вашему мнению, телефонная станция сегодня?

9. Согласны ли Вы с тем, что все большее значение в решении вопросов надежности и отказоустойчивости приобретает канал связи и программное обеспечение, а не аппаратное?

10. Если все сервисы IT — это программное обеспечение, могут ли, по Вашему мнению, телекоммуникационные решения также быть программным обеспечением?

11. Какими важными, на Ваш взгляд, характеристиками из нижеперечисленных должно обладать телекоммуникационное решение?

12. Используете ли вы виртуальные машины в Вашей организации?

13. Готовы ли Вы рассматривать телефонную станцию как приложение на виртуальной машине?

14. Было ли бы Вам интересно, если бы телекоммуникации были «платформонезависимыми», т.е. представляли собой ПО с возможностью установки на платформах любого типа от специализированных платформ до промышленных серверов и виртуальных машин?

15. Какой сценарий построения телекоммуникационной системы Вам ближе?

16. Какие дополнительные приложения используются в Вашей организации?

17. Что такое, в Вашем понимании, Унифицированные Коммуникации (Unified Communications)?

На вопрос ответило более 85% процентов респондентов, еще около 4% затруднились с ответом.

Высокий процент ответивших говорит о том, что для большинства CIO термин Унифицированные Коммуникации существует как четко сформулированное понятие и подразумевает конкретный набор продуктов и услуг. Анализ результатов анкет участников, ответивших на этот вопрос, показал, что в большинстве своем респонденты понимают термин «Унифицированные коммуникации» как технологию, представляющую собой интеграцию услуг реального времени. К таким услугам респонденты отнесли: мгновенные сообщения (чат), информацию о присутствии (presence), телефонию (включая IP-телефонию), видеоконференции, совместную работу над документами, управление вызовами и распознаванием речи с унифицированными почтовыми системами (голосовая почта, электронная почта, SMS и факс), а также мобильные приложения и услуги.

С такой трактовкой в той или иной степени согласны почти 75% опрошенных. В то же время, часть респондентов определили термин Унифицированные Коммуникации несколько по-другому или с другими акцентами.

Следует также отметить, что небольшая часть респондентов не принимает термин «Унифицированные Коммуникации» и предпочитает ему термин «Объединенные Коммуникации».

18. Скольким процентам абонентов в Вашей организации требуется рабочее место с решениями Unified Communications, в Вашем понимании?

19. В какой мере Вам, по Вашему мнению, необходима беспроводная корпоративная связь (DECT, голос по Wi-Fi)?

20. В какой мере Вам необходима голосовая почта?

21. Что такое, в Вашем понимании, система корпоративной конференц-связи?

22. Какие решения компании Mitel интересны аудитории?

Выводы

Результаты проведенного опроса показывают, что в основной массе корпоративные коммуникации в России вышли на весьма приличный уровень, существенно сократив отставание от Европы, которое наблюдалось 5–6 лет назад. Приятно отметить довольно широкое проникновение в список востребованных или потенциально востребованных функций новых технологий, таких как Унифицированные коммуникации (Unified Communications, UC), облачные услуги, подключение к сети общего пользования через SIP провайдеров, мультимедийную конференц-связь. В то же время, по-прежнему, по сравнению с западным рынком, недостаточно востребованы системы голосовой почты — судя по всему, это связано, помимо прочего, с особенностями нашего менталитета.

Высокой оказалась востребованность программных коммутаторов и корпоративных сервисов, размещаемых в корпоративной облачной среде, что, впрочем, смотрится вполне естественно на фоне отношения большинства респондентов к корпоративным коммуникациям как к одному из возможных источников оптимизации расходов.

В списке приоритетных требований к корпоративным коммуникациям оказались масштабируемость и отказоустойчивость, что в совокупности с готовностью решать вопросы надежности на основе совершенствования IP инфраструктуры и программного обеспечения (2/3 опрошенных) опять-таки приводит к тенденции реализации корпоративных систем в виде сетевых программных приложений в ЦОД компаний. Тем не менее, доля респондентов, настаивающих на реализации корпоративной связи в виде специализированных аппаратных систем все еще весьма существенна, около трети опрошенных поддерживают такой подход.

Более половины респондентов уже работают в виртуальной среде, многие уверены в перспективности этого решения. Доля тех, кто в принципе категорически не приемлет виртуализацию в корпоративных коммуникациях, исчезающе мала — около 2%. Число опрошенных, не готовых сейчас использовать телефонную станцию под виртуальными машинами существенно выше — около 15%.

Весьма высокой оказалась роль мобильных корпоративных коммуникаций — более 80% опрошенных заявили об ее необходимости, что в совокупности с готовностью сообщества к облачным услугам и развитием публичного Интернет (в особенности в свете появления LTE), позволяет говорить о тенденции перемещения корпоративной мобильной (в широком смысле слова) связи в Интернет. Основным препятствием, которое должно быть преодолено, является решение вопросов безопасности и качества связи.

Весьма интересным оказался опрос в отношении Унифицированных коммуникаций. Он показал, что доля абонентов, которым необходимы средства UC, по оценкам респондентов, составляет от 25 до 50 процентов, причем этот показатель остается стабильным последние несколько лет, что позволяет по-прежнему говорить отдельно о телефонной станции как средстве передачи голоса и отдельно о UC, как платформе приложений. Предположения о скорой гибели телефонных станций как концепции пока себя не оправдывает.

Основные возможности

  • Реализованный в решении интерфейс позволяет быстро управлять элементами и функциями сервиса.
  • Возможность организации конференции.
  • Управление телефонной связью и адресной книгой.
  • Добавление контакта в течение разговора.
  • Просмотр истории звонков и информации о контакте.
  • Создание групп контактов.