Библиотека маркетолога

Картонная тара на рынке упаковки

Из материалов Системы Межрегиональных маркетинговых центров //www.marketcenter.ru

Картонная тара – это один из стабильно растущих сегментов на рынке упаковки. Действительно, ведь это словосочетание подразумевает многообразие различных упаковок, начиная c индивидуальной упаковки (коробки для шоколадных конфет, печенья, пачки сигарет) и заканчивая транспортной упаковкой (картонные коробки, ящики). А сегодня, во время социально-этического, индивидуализированного маркетинга, когда большое внимание уделяется не только качеству товара, но и качеству упаковки товара, ее дизайну, эргономичности, экологической чистоте, информативности и т.д., спрос на качественную потребительскую и транспортную картонную тару среди отечественных производителей интенсивно растет. Тем более что картон и бумага являются наиболее распространенными упаковочными материалами, как в нашей стране, так и во многих европейских странах. Например, в Германии доля картонной и бумажной тары среди упаковочных материалов составляла в 1995 году около 40%, в России в 1998 году – около 38%.

Картонная тара является продуктом лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, поэтому целесообразно обратиться к данным по развитию производства в этой сфере. На рисунке 1 мы видим динамику производства лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности за январь-сентябрь 2001 года. Спад производства произошел только в феврале месяце на 1,7%. Средний рост производства за январь-сентябрь 2001 года по сравнению с аналогичным периодом 2000 года составил 2,5%. Минэкономразвития и торговли РФ прогнозирует рост производства продукции этой отрасли на 2001 год – 3,9%, на 2002 год – 4,2%.

Данные Госкомстат РФ.

Но в таких отраслях, как лесозаготовительная и деревообрабатывающая за эти три квартала произошел спад производства на 1,9 и 1,5% соответственно. Тогда как целлюлозно-бумажная отрасль показала особенно хорошие результаты – увеличение производства на 8,2%. Недаром она приносит около 63% прибыли всей отрасли, являясь одной из наиболее рентабельных отраслей лесоперерабатывающего комплекса. Перспективным для этой отрасли является и внутренний рынок, как уже было сказано, растет спрос на картонную тару со стороны отечественных производителей, так и мировой рынок. Хотя последние тенденции мирового рынка целлюлозно-бумажной продукции несколько тревожны, еще с прошлого года цены на продукцию этой отрасли на мировом рынке снижаются. Тем не менее, на экспорт производится до 2/3 всей произведенной продукции.

На рисунке 2 отражена товарная структура целлюлозно-бумажной отрасли и динамика производства по каждому товарному направлению за три квартала 2001 года по сравнению с данными аналогичного периода 2000 года (источник - Госкомстат РФ).

Данные Госкомстат РФ.

Как мы видим, производство картонных ящиков возросло на 18,5% и составило 93,7 млн. кв. м., темпы роста производства картонной тары превысили темпы роста картона в целом: производство картонной тары увеличилось на 16,6%, что составило 126 тыс. тонн.

В целом за этот период было произведено картона на 13,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, тогда как Минэкономразвития РФ прогнозирует рост производства картона в 2001 году на 19,4%, в 2002 году – на 11% (рис.3).

Как мы видим, на внутреннем рынке в соответствии со спросом, растет и предложение картонной тары. Причем, аналитики прогнозируют и дальнейший рост производства. Наиболее крупные производственные центры этой продукции сосредоточены в Архангельской области, Алтайском и Красноярском краях - районах с оптимальным сочетанием производственного и сырьевого комплекса.

Но вместе с ростом спроса на картонную тару повышаются требования клиентов к ее качеству. Высокие стандарты качества характерны и для мирового рынка, где с падением спроса, показатель качества стал особенно актуален. Также растет спрос на качественную картонную тару и на российском рынке. Естественно, требования со стороны клиентов зависят от вида картонной упаковки, например, более высокие требования предъявляются к индивидуальным упаковкам, здесь играет роль и толщина картона, его цвет, однородность, возможность нанесения краски.

Основываясь на вышесказанном, можно прогнозировать дальнейшее динамичное развитие целлюлозно-бумажной отрасли в целом и сектора картонной тары в частности. А как следствие увеличения сегмента рынка картонной тары можно ожидать повышение рентабельности предприятий, работающих в этом направлении, и их инвестиционной привлекательности.

Сегодня значение упаковки в маркетинге возрастает, ведь растут требования потребителей к качеству не только продукта, но и упаковки. Сегодня рынок упаковочных материалов пестрит различными предложениями новых материалов, технологий и решений. Но, несмотря на высокую конкуренцию со стороны прочих упаковочных материалов, особенно полимерных, наиболее популярным видом упаковки в России остается бумага и картон. Преимущества картона очевидны: благодаря жесткости существует возможность конструирования упаковки, картонная тара обладает небольшим весом, невысокой ценой и универсальным характером. Недаром, как мы отметили в первой части статьи, спрос и производство картона в России увеличивается.

Сегодня проявляется также тенденция роста количества функций, выполняемых упаковкой, например, если во времена Советского Союза упаковка товара имела в большинстве случаев защитную и информационную функцию, то теперь упаковка – это продолжение товара, это часть дизайна, имиджа, марки, дополнительный информационный канал.

Поэтому мы решили рассмотреть собственно характеристики такого продукта, как упаковочный картон, в частности, описать основные показатели, определяющие качество картона. Ведь необходимость разработки упаковки для товара стоит сегодня перед многими производителями, картон и бумага остаются одними из популярных упаковочных средств, а разнообразие марок картонов, обладающих различными свойствами, велико.

Для начала, производителю необходимо определить требования, предъявляемые к упаковке. Например, упаковка товара должна:

  • Защищать товар от внешнего воздействия (химического, физического, механического),
  • Предоставлять потребителю подробную информацию о производителе и продукте (адрес производителя, свойства и характеристики продукта, состав, дата изготовления и пр.),
  • Быть экологически безопасной, приветствуется возможность вторичной переработки,
  • Обеспечивать транспортабельность товара,
  • Предоставлять возможность использования средства механизации и автоматизации труда.
Это общие требования, но, учитывая специфику каждого товара, определяются и более специфичные требования, например, химическая совместимость упаковки и товара, соответствие имиджу, и пр.

Начнем с понятия структуры картона. Изначально картон – это материал, состоящий из слоев разных типов сырья целлюлозно-бумажной отрасли. Часто используются такие виды сырья, как беленая и небеленая целлюлоза, древесная масса, макулатура. Обычно, качество сырья возрастает к поверхности, а для средних слоев используется менее качественное сырье, например, макулатура, отходы древесностружечного производства, уменьшая при этом цену упаковки. Таким образом, используя разное сырье, производитель может варьировать ценой и качеством картона.

Классификаций упаковочного картона множество. Например, в зависимости от структуры, картон можно подразделить на: первичный и макулатурный. Российский ГОСТ на коробочный картон также разделяет картон в зависимости от структуры, регламентируя такие марки, как:

  • М – картон мелованный по верхнему слою из беленой целлюлозы,
  • МНО – картон мелованный по небеленой основе,
  • НМ – картон немелованный с покровным слоем из беленой целлюлозы,
  • А – картон с верхним слоем из беленой целлюлозы,
  • Б – картон с верхним слоем из небеленой целлюлозы,
  • В – картон с ненормируемым составом по волокну,
  • Г – картон из полуфабрикатов и прочих полуфабрикатов.
Мелование – это нанесение на поверхность картона дополнительного слоя из особого красящего и клеящего вещества. Здесь имеет значение толщина мелования, встречается также такое понятие как двойное мелование. Единицей измерения является грамм покрытия на кв.м. Варьирует мелованный слой от 4 до 40 г на кв.м. Мелованный картон обладает высокой гладкостью поверхности, поэтому он используется для создания упаковки с хорошим качеством печати.

Теперь обратимся к показателям качества картона, которые в свою очередь подходят и для картона и для бумаги. К таким показателям относится толщина и масса, пухлость, плотность и жесткость. Пухлость картона – это спрессованность, а иными словами, объем картона в единице веса. Чем выше пухлость картона, тем легче он поддается биговке, формированию сгибов на упаковке. Важный показатель - плотность картона. Под плотностью понимается отношение веса картона (гр.) на площадь листа (кв.м). Обычно плотность картона варьирует от 230 до 350-400 гр. на кв.м. Жесткость это показатель, определяющий сопротивляемость картона к деформации. Жесткость может быть продольной и поперечной в зависимости от направления волокон в сырье. Картоны из древесной массы или целлюлозы, без добавления макулатуры, обычно обладают большой жесткостью, показывая хорошие результаты на тесты по прочности. Но высокая жесткость может привести не только к росту стоимости картона, но и к хрупкости упаковки, поэтому относиться к этому показателю следует достаточно осторожно.

В случае создания цветной красочной упаковки, необходимо обратить внимание на показатели белизны поверхности картона, высокая белизна позволит получить хорошую контрастность при печати, а также на гладкость поверхности картона, возможность нанесения глянцевого покрытия.

Другая немаловажная группа показателей – устойчивость картона к внешнему физико-химическому воздействию. Например, для создания упаковки устойчивой к влаге, жиру, необходимо использование картонов, имеющих специальное покрытие.

Как мы видим, показателей качества у упаковочного картона множество, мы перечислили далеко не все. Причем количество предложений отечественных и импортных картонов велико, а так как единой классификации или регламентации показателей качества нет, то сравнение различных марок картона затруднительно. Единственное условие для выбора упаковки с оптимальным сочетанием потребительских и логистических показателей, это глубокое знание продукта и его характеристик.