Библиотека маркетолога

Текущее и перспективное потребление металлов в России и Украине

Работа выполнена коллективом экспертов ЦПКР:
Иветта Герасимчук, Константин Симонов, Валентина Государева, Алексей Мешков, Константин Батозский
gerasimchuk@ancentr.ru

Содержание


Содержание

2.1. УКРАИНСКИЙ РЫНОК ГОТОВОГО ПРОКАТА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

2.1.1. Производство готового проката черных металлов

Горно-металлургический комплекс (ГМК) Украины занимает видное место среди стран СНГ. Удельный вес в общем объеме производства составляет: чугуна –  43%, стали –  36%, проката – 35%.В настоящее время отрасль экспортирует порядка 80% произведенной продукции. Предприятия ГМК поставляют на мировой рынок: железную руду, ферросплавы, чугун, прокатную заготовку, ряд видов проката (трубы, лист, арматуру, оси, рельсы, сорт и др.).

Оценивая эффективность ГМК Украины, следует отметить такие его особенности:

  • Структурное несовершенство и технологическое отставание (почти 50% стали производится мартеновским способом, и всего 19,1% разлито по технологии непрерывного литья).;
  • Старение основных производственных фондов, износ которых превышает 65% (сверх нормативного срока эксплуатируется 54% коксовых батарей, 89% доменных печей, 87% мартеновских печей; 26% конверторов, почти 90% прокатных станков); на оборудовании со сроком службы выше нормативного производится 50% всей металлопродукции;
  • Энергоемкость производства (удельный расход условного топлива на производство 1 тонны стали составляет 22,6 – 890 кг.);
  • Сложные социальные проблемы – подавляющее большинство предприятий являются градообразующими, что приводит к серьезным осложнениям при сокращении неэффективных производственных мощностей. 

В составе прокатного производства ГМК Украины – 12 блюмингов и слябингов, 5 заготовочных станов, 42 сортовых и специальных стана, 19 листовых станов, 39 станов горячей прокатки труб и трубосварочных станов, станы холодной прокатки труб, колесопрокатный, кольцепрокатный и осепрокатный станы.

            Из готового проката черных металлов, производимого на украинских предприятиях, полуфабрикаты и плоский прокат (горяче- и холоднокатаный) в основном идет на экспорт. Большая часть сортового проката предназначена для внутреннего потребления.

Суммарное производство готового проката черных металлов в Украине в настоящее время находится на уровне25 – 26 млн. тонн в год (25,4 млн. тонн – в 2001 году) при средней загруженности мощностей в 60,9%.. При этом около 85% готового проката было направлено на экспорт. За 8 месяцев 2002 года в Украине было произведено 19,9 млн. тонн проката черных металлов, что на 1,2% превосходит аналогичный показатель прошлого года. Причина роста состоит в увеличении объемов экспорта: за 7 месяцев 2002 года украинский экспорт проката вырос на 7% и составил почти 14,4 млн. тонн. В то же время металлургические предприятия Украины по итогам первого полугодия 2002 года получили суммарный финансовый результат в 143,7 млн. грн., (1 украинская гривна (UAH) = 5,5 USD) что в 12,6 раза меньше, чем за январь-июнь прошлого года.

Крупнейшими производителями листового проката являются следующие предприятия отрасли: Металлургический комбинат им. Ильича (Мариуполь, Донецкая обл.), Запорожсталь (Запорожская обл.), Азовсталь (Мариуполь, Донецкая обл.) и Алчевский металлургический комбинат (г. Алчевск, Луганская обл.). За 8 месяцев 2002 года в Украине было произведено 6378 тыс. тонн листового проката, что на 1% меньше чем за аналогичный период прошлого года (см . График 1).

Металлургический комбинат имени Ильича специализируется на производстве листовых штрипсов, толстолистового проката, белой жести и бесшовной стальной ленты. Комбинат не имеет достаточного рынка сбыта в Украине – экспортные поставки занимают главенствующую роль в структуре сбыта предприятия, их доля в общем объеме реализации достигает 85%.

Запорожский металлургический комбинат «Запорожсталь» им С. Орджоникидзеспециализируется на производстве проката горяче- и холоднокатаного толщиной 0,5-0,6 мм из углеродистых, легированных и нержавеющих марок стали. Также "Запорожсталь" остается единственным в Украине производителем холоднокатаного листа особо сложной вытяжки для автомобильной промышленности, консервной жести, некоторых видов холоднокатаного проката для инструментальной и машиностроительной отраслей, шлифованного и полированного листа из нержавеющей и легированной стали, а также монопольным производителем гнутых профилей.

Напомним, что именно на «Запорожстали» в середине 1960-ы годов было налажено производство автолистовой стали. Однако позднее более совершенное производство было налажено в России на мощностях Новолипецкого, Магнитогорского и Череповецкого металлургических комбинатов. В сложившейся ситуации «Запорожсталь» прекратила выпуск данного вида продукции. Тем не менее, техническая оснащенность предприятия (технология выплавки, позволяющая достичь широкого марочного сортамента, включая листовую сталь 08Ю, низколегированные автолистовые стали типа 08ГСЮТ и 06СЮТ) позволяет наладить на предприятии производство автолиста.

Тем не менее, наиболее широким спросом у зарубежных и отечественных потребителей пользуется горячекатаный плоский прокат в рулонах из углеродистых и низколегированных сталей толщиной 2,0 - 8,0 мм, а также холоднокатаный плоский прокат из углеродистых, легированных и нержавеющих сталей толщиной 0,5 - 2,0 мм.Для обеспечения различных отраслей промышленности Украины в остродефицитных видах металлопроката, комбинатом в последнее время разработано и освоено более 70 видов горячекатаного и холоднокатаного проката из углеродистых, легированных, рессорно-пружинных, коррозионно-стойких и инструментальных сталей  и более 30 типоразмеров новых экономичных холодногнутых профилей.

Азовстальявляется монополистом на рынке Украины по нескольким видам металлопроката, в частности, накладкам, подкладкам и клеммам железнодорожных рельсов (52% украинского рынка), шарам стальным помольным (45%), рельсам железнодорожным (82%) и судопроката (толстолистового проката). По итогам 8 месяцев 2002 года производство проката на предприятии составило 2663,8 тыс. тонн (-4% по отношению к соответствующему периоду 2001 года). Доля экспорта в объеме реализованной продукции составляет до 50%. Основными потребителями продукции комбината в Украине являются машиностроительные предприятия, в числе которых – НПО им. Фрунзе (г. Сумы), специализирующееся на производстве газоперекачивающих агрегатов.

Алчевский металлургический комбинатзанимает монопольное положение на рынке по производстве толстого нержавеющего листа и сталей специального назначения.

На рынке проката из нержавеющей стали конкурируют: Днепроспецсталь (Запорожская обл.), Запорожсталь и Алчевский МК. В первом полугодии данными предприятиями было произведено 19,8 тыс. тонн, что на 37% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

            Днепроспецсталь– специализируется на производстве высококачественного проката из нержавеющей стали для нужд ВПК и тяжелого машиностроения.  За первое полугодие 2002 года на предприятии было выпущено 102,2 тыс. тонн проката, что на 21% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Инвестиционная программа предприятия на 2002 год составляет 12 млн. долл. Она включает строительство цеха финишной обработки металла, новой установки «печь-ковш», термозакалочного агрегата. Специалисты предприятия считают, что проект стоимостью 10 миллионов долларов существенно улучшит качество конечной продукции и повысит ее конкурентоспособность на мировом рынке.

            

            Крупнейшим игроком на рынке сортового проката является АО «Криворожсталь» (Днепропетровская область). Предприятие выпуская сортовой прокат для нужд украинских метизных производств.

Динамика украинского производства готового прока в 2002 году, млн. тонн

январь

февраль

март

апрель

март

июнь

всего

1,8

1,9

2,3

2,2

2,3

2,3

12,8

            Как следует из Графика 3производство проката черных металлов в Украине имеет тенденцию к росту. Наибольшие темпы роста были достигнуты в 2000 году, когда увеличение производства по сравнению с прошлым годом составило 17%.

            Одним из главных факторов, повлиявших на рост производства, стало принятие 14 июля парламентом Украины закона «О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины». Участие в эксперименте приняло 67 предприятий. Для участников закон предусматривал введение временной ставки налогообложения прибыли в размере 30% от действующей ставки, при условии, что разница средств, образованная от изменения ставки будет направлена на пополнение оборотных средств предприятий. Кроме того, предприятия были освобождены от обязательных отчислений в ряд государственных фондов. В 2001 году эксперимент был пролонгирован, однако с участников была снята одна из льгот – ставка налогообложения прибыли возросла до 15% с 9%. Тем не менее, по итогам 2001 года только двое из числа предприятий-участников эксперимента (ММК им. Ильича и Криворожсталь) работали рентабельно.

Таким образом, эксперимент лишь отчасти улучшил положение дел в украинском ГМК – постоянный рост тарифов и стремительно растущий государственный долг по возврату НДС (единая ставка НДС – 20%) по-прежнему создают дефицит оборотных средств у металлопроизводителей.   Однако данное обстоятельство сыграло не самую значительную роль в замедлении роста объемов производства в 2001 году (12,3%). Куда более значительным фактором оказался рост на услуги естественных монополий.

Основной объем произведенной прокатной продукции идет на экспорт.Как следует из  Графика 4, экспорт проката из Украины имеет положительную динамику. В структуре экспорта преобладают полуфабрикаты. Малый прирост в 2001 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года демонстрирует экспорт листового проката. Экспорт сортового проката остается стабильно низким, хотя и демонстрирует динамику роста. Это объясняется тем фактом, что львиная доля сортового проката является неконкурентоспособной и предназначена в основном для внутреннего рынка.  

Данная структура экспорта является следствием ухудшения мирового спроса на плоский прокат, что заставило ведущих потребителей принимать меры по защите национальных металлопроизводителей и ограничивать импорт металлопродукции путем квотирования или взыскания специальных пошлин. Сложившаяся ситуация на мировом рынке вынудила украинских металлургов искать новые рынки сбыта и диверсифицировать производство. Так, с одной стороны, значительно увеличился экспорт продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на Ближний Восток, в то время как экспорт в страны ЕС и Северной Америки и СНГ упал. С другой стороны, ради сохранения динамики валютных поступлений,  предприятия пошли на увеличение производства полуфабрикатов и заготовки, так как на эти позиции не были наложены импортные ограничения.

Особого внимания заслуживает вопрос о состоянии российско-украинских отношений в области торговли прокатом.Обе страны ведут активную торговлю по всем товарным позициям рынка проката. В структуре украинского экспорта в РФ первое место занимает сортовой прокат. В 2001 году в Россию было экспортировано 313 тыс. тонн сортового проката, что на 87% больше, чем за аналогичный период пошлого года. В 2001 году украинскими производителями было экспортировано в РФ 831 тыс. тонн листового проката; рост экспорта составил 33%. В структуре украинского импорта прокатной продукции из России первую позицию занимает импорт полуфабрикатов. В 2001 году в Украину из РФ было импортировано 220,38 тыс. тонн полуфабрикатов (39,4% от общего объема импорта). Украина также закупает у России некоторые виды качественного проката нержавеющей (0,8% от всего объема импорта металлопродукции из РФ), легированной стали (8,2%), а также проката из углеродной стали (15,4%). Данная структура импорта объясняется тем, что в Украине не достаточно развито производство качественного проката.   

Так в 2002 году основной прирост общему количеству украинского экспорта обеспечили именно полуфабрикаты (слябы и квадратная заготовка), мировые цены на которые держатся на стабильно высоком уровне. В то же самое время, снижение прокатного производства в секторе высококачественной металлопродукции вынудили украинских производителей увеличить импорт готового проката. За первое полугодие 2002 года Украина импортировала 342 тыс. тонн проката, что на 5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. При этом, если раньше в импорте преобладал передельный металл (трубная заготовка, толстый лист для производства труб большого диаметра, катанка), то в 2002 году увеличился импорт металлопродукции конечным потребителям (такой продукции, как, например, лист с различными видами покрытия). 

Таким образом, динамика производства готового проката черных металлов в Украине находится в прямой зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. К сожалению, украинское правительство не выработало арсенала эффективных мер по защите внешнеэкономических интересов металлопроизводителей, равно как и мер, направленных на стимулирование роста внутреннего потребления и развития ГМК страны. В отрасли еще не завершен процесс приватизации (Криворожсталь, Днепропетровский МЗ и ряд других предприятий по-прежнему находятся в государственной собственности), что мешает приходу на предприятия новых управленческих кадров и стратегических инвесторов. Но в то же время в отрасли есть примеры горизонтальной консолидации предприятий в единую финансово-промышленную группу, яркий пример подобной консолидации – корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД), речь о которой пойдет далее.

Оценивая перспективы производства проката в Украине отметим следующие определяющие факторы:

  • Мировая тенденция к снижению производства металлопродукции;
  • Нестабильность мировых рынков металлов, характеризующаяся частичным закрытием национальных рынков для импортной металлопродукции;
  • Действующие и перспективные торговые ограничения на импорт украинского проката мировыми потребителями;
  • Износ и малая степень обновляемости основных производственных фондов, что препятствует внедрению передовых технологий и расширению сортамента производимой продукции.

Учитывая данные факторы, правительство Украины разработало и утвердило «Национальную программу развития и реформирования ГМК Украины на период до 2010 года». Программой, в частности, предусмотрено производство готового проката черных металлов на уровне 27 млн. тонн, экспортные поставки проката планируются на уровне 14,5 млн. тонн., внутреннее потребление – на уровне 12 млн. тонн.

Отметим, что оценка производства не вызывает сомнений. В силу того, что большинство стран ввели антидемпинговые меры в отношении украинского проката на срок до 3 лет (вплоть до 2004 года), украинские металлурги не смогут существенно увеличить производство своей продукции. В то же время в рамках предоставленных квот они  могут более уверенно планировать производство готового проката на уровне 25-27 млн. тонн ежегодно.    

2.1.2. Потребление готового проката черных металлов

В 1990 году внутреннее металопотребление составляло немногим более 25 млн. тонн, на долю машиностроителей и металлобработчиков приходилось 40%, а на строительство – до 7%. Потребление в 1999 г – 2,7 млн. тонн, в 2000 г. – 3,4 млн. тонн, в 2001 г. – 4,2 млн. тонн – соответственно.

Однако в 2001 году впервые за последние 10 лет наблюдался рост внутреннего потребления проката на 25%,из них плоского – на 28%, длинномерного – на 18% (благодаря общим тенденциям роста в промышленности и строительстве). Видимое потребление готового проката в Украине по итогам 2001 года составило 2,53 млн. тонн., что на 40,7% меньше в сравнении с аналогичным показателем в 1999 году. В рассматриваемый период (с 1998 по 2002 год) в Украине наблюдается в целом положительная динамика потребления готового проката (см. График 1). Наибольшего значения данный показатель достиг в 2000 году (4,27 млн. тонн). Резкий скачок внутреннего потребления проката в данный период был обусловлен вступлением в силу закона «О проведении экономического эксперимента на предприятиях ГМК Украины» (см. выше), благодаря которому предприятия отрасли смогли обеспечить значительный рост производства. А так как основным потребителем проката на внутреннем рынке Украины являются те же предприятия черной металлургии (трубные и метизные производства), то сложившаяся в 2000 году благоприятная экономическая ситуация в отрасли способствовала и росту производства в трубной и метизной промышленности. Однако уже в 2001 году наблюдалось падение внутреннего потребления проката до 2,53 млн. тонн (-40,7%). Основным фактором снижения внутреннего потребления проката в данный период стало введение импортерами украинской металлургической продукции мер по защите внутренних рынков, что привело к квотированию украинского экспорта и падению объемов производства большинства предприятий ГМК Украины.

Снижение объемов внутреннего потребления проката в Украине свидетельствует также о том, что внутренний рынок пока не позволяет компенсировать украинским металлургам сокращения экспортных поставок готового проката. 

Больше всего готового проката внутри страны продолжают потреблять предприятия черной металлурги – производители труб и металлоизделий: в 2001 году на их долю пришлось 56% проката, выпущенного в стране (см. Рис. 1а).

Именно производство труб будет определять уровень спроса готового металлопроката в отрасли. Оценка потребления готового проката, предусмотренная «Государственной программой развития ГМК Украины до 2010 года» составляет 2100-2200 тыс. тонн.  Эта оценка не вызывает сомнений, так как трубное производство в Украине, о чем будет подробно рассказано ниже, всецело зависит от внешнеэкономической конъюнктуры и узкой направленностью производства (флагман трубной отрасли Украины – Харцызский трубный завод – ориентирован на производство труб большого диаметра для нужд нефтегазовых компаний СНГ).

На втором месте по объемам потребления проката находится машиностроение (32%). Украинские предприятия машиностроительного комплекса обеспечивают потребление листового проката, в том числе и проката высокого качества (нержавеющего, углеродного, с покрытием и.д.), в то время как основными потребителями сортового проката остаются метизные предприятия, строительная промышленность и транспортная отрасль.

 

В 2001 году предприятия машиностроительного комплекса продемонстрировали увеличение производства:так, темп роста в первом полугодии 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. в авиационной промышленности составил 50%, судостроении – 46%, железнодорожном машиностроении – 19%. В автомобилестроении наблюдался в первом полугодии спад производства на 12%, связанный с низкой покупательной способностью.

Наиболее динамично развивающимся сегментом машиностроительной отрасли Украины является производство машин для нужд агропромышленного комплекса .Производственный потенциал тракторного и сельскохозяйственного машиностроения насчитывает более 1000 различных предприятий, дающих возможность полностью обеспечить сельское хозяйство Украины необходимой техникой и оборудованием и ежегодно осваивать более 2 тонн металлопроката.

В 1997 году правительство Украины приняло к исполнению «Программу производства технологических комплексов машин и оборудования для АПК на 1998-2005 гг.». в мероприятие привлечены почти 140 предприятий и организаций тракторного, сельскохозяйственного и продовольственного машиностроения, а также предприятия ВПК по программам конверсии. Машиностроители за этот период модернизировали существующую технику и освоили новые виды машин. На данный момент украинские заводы производят 2,5 тыс. наименований техники, которая способна обеспечить выполнение 80% технологических операций в АПК. На протяжении 1998-2000 гг. уже разработано и внедрено в производство 143 наименования новой техники. Среди них 12 типов тракторов, 2 типа зерноуборочных, свекло-, кормо- и льноуборочных комбайнов, 21 тип землеобрабатывающих орудий.

Тем не менее, в 2001 году изношенность тракторного парка страны составила 77%, комбайнового – 84%, почвообрабатывающей техники – 73%. Очевидно, что в ближайшее время остро станет вопрос о модернизации парка сельхозтехники. Общий прирост потребления в данной подотрасли в период с 2002 по 2010 годы прогнозируется нами в объеме от 660 до 1100 тыс. тонн проката в год.

  Другим динамичным сегментом машиностроительного комплекса Украины является производство машин для нужд горно-металлургического комплекса. Рост производства оборудования для ГМК возрастает каждый раз, когда растут инвестиционные резервы металлопроизводителей, а следовательно отрасль также зависит от конъюнктуры внешних рынков. Наиболее динамично развивающимися предприятиями данного сектора машиностроения являются Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ производит шахтное оборудование и оборудования для нужд предприятий черной металлургии) и завод Днепротяжмаш, который производит прокатное, дробильное, доменное и сталеплавильное оборудование, тюбинги и вагоноопрокидыватели.

Емким рынком для металлургов также является производство металлургических изделий железнодорожного сортамента.Ответственной за контроль и эксплуатацию украинских железных дорог является государственная железнодорожная компания «Укрзализныця». С увеличением спроса на грузо- и пассажироперевозки железнодорожным транспортом и одновременно износа железнодорожных путей возникает острая необходимость в скорейшей модернизации системы путей сообщений, что естественно,  приведет к увеличению потребления металла для изготовления рельс и строительства мостов и переправ. Однако на данный момент Укрзализныця не может позволить себе масштабных инвестиций в ремонт железнодорожных путей.

Несмотря на наличие в Украине автомобилестроения, предприятия данной отрасли потребляют лишь незначительные объемы проката.Связано это, в первую очередь, с тем фактом, что украинские производители не производят достаточного количества автолиста, хотя «Запорожсталь» и «ММК им. Ильича» располагают необходимыми производственными мощностями.

Крупнейшим автомобилестроительным предприятием в Украине остается украино-корейское СП «АвтоЗАЗ-Daewoo»,которое было создано в 1998 году на базе «ОАО Запорожский автомобильный завод Коммунар». Производственные мощности предприятия позволяют выпускать на конвейере до 110 тыс. автомобилей ежегодно и вести крупноузловую сборку до 32 тыс. автомобилей ежегодно. В октябре 2000 года DaewooMotorCorp. объявило о своем банкротстве. В результате этого объемы производства украинского СП снизились на 70%. В 2001 году правительство объявило о продаже 81,85%-ного пакета акций СП. Покупателем стала украинская ФПГ «УкрАвто». Новые собственники предприятия объявили о намерении развивать крупноузловую сборку автомобилей марок Daewooи Mercedes-Benz. Говоря об инвестиции в разработку перспективных моделей для конвейерного производства, новые владельцы СП отметили, что на подобные проекты средств у них нет, поэтому динамика сборки и модернизации автомобилей семейства «Таврия» останется на текущем уровне.

Конвейерную сборку грузовых автомобилей ведет в Украине Кременчугский автозавод (АвтоКрАЗ). На данный момент Предприятие представляет собой холдинговую компанию, объединяющую в себя помимо Кременчугского автозавода также Полтавский автоагрегатный завод, Херсонский завод карданных валов, «Каменец-Подольскавтоагрегат» и Токмакский кузнечно-штамповочный завод. В 1996 году на базе производственных мощностей АвтоКрАЗа было налажено производство микроавтобусов и среднетонажных автомобилей марки Iveco, однако уже в 2000 году данный проект был заморожен из-за отсутствия спроса на производимую продукцию. Основным рынком сбыта предприятия остается Россия. Холдинг АвтоКрАЗ находится под контролем украинской ФПГ «Финансы и кредит», которая владеет контрольным пакетом акций автозавода через дочернюю компанию «Мега-моторс».

Крупнейшим производителем автобусов в Украине является АО «Львовский автобусный завод» (ЛАЗ). Предприятие производит автобусы собственной конструкции конвейерным способом. Завод находится под контролем ФПГ «УкрАвто».

Характерной тенденцией украинского автомобилестроения является переход большинства предприятий на крупноузловую сборку автомобилей.Одной из причин, повлиявших на сложившуюся ситуацию был закон Украины, предусматривающий налоговые льготы иностранным инвесторам в случаи организации ими предприятия по производству и сборке автомобилей. При этом минимальный размер инвестиций определен законом в $ 150 млн. Очевидно, что при таком низком инвестиционном пороге инвесторам выгоднее организовывать крупноузловую сборку автомобилей в Украине из иностранных комплектующих. Это позволяет во-первых организовать производство в кратчайшие сроки, а во-вторых снизить зависимость от местных поставщиков автокомплектующих. Сборка из машинокомплектов образуется, как правило, на базе авторемонтных производств. Так широкое распространение получила крупноузловая сборка автомобилей марок ГАЗ и ВАЗ. Самыми крупными предприятиями по сборке автомобилей данных марок являются: ЗАО «КрымавтоГАЗ» (производит автомобили ГАЗ), ОАО «Черниговавтодеталь» (производит автомобили ГАЗ), АО «Луцкий автомобильный завод» (производит автомобили ВАЗ), Херсонский судостроительный завод (производит автомобили ВАЗ) и АО «Мотор-Сiч» (производит автомобили Iveco). С 2001 года в Ужгороде ведется мелкосерийная сборка автомобилей из машинокомплектов марки Skoda.

Как следует из Графика 4, разницу между общим производством автомобилей в Украине и объемами производства ведущими украинскими автозаводами, ведущими конвейерную сборку автомобилей, объясняется тем, что Госкомстат Украины включает в общее количество произведенных автомобилей и те, которые были собраны «отверточным способом» из поставляемых из за рубежа крупных узлов и машинокомплектов.

Тем не менее, емкость украинского ранка автомобилей оценивается в 150 тыс. шт. в год.Именно эти расчеты были заложены в принятой программе развития отечественного автомобилестроения на период до 2005 г., где ожидается увеличить производство автомобилей (без учета собственных из импортированных машинокомплектов) до 100 тыс./шт. год, в том числе легковых - 80 тыс. шт., грузовых - 10 тыс. шт., автобусов - 10 тыс. шт. В соответствии с ожидаемым производством автомобилей потребление металлопроката к 2010 г. вырастет по сравнению с 2001 г. на 470 тыс. тонн до 590 тыс. тонн.

Однако, как уже говорилось выше, организация небольших автосборочных производств выгоднее строительства целых заводов «с нуля». На данный момент нет ни одного проекта по строительству новых автомобильных заводов. В этой связи, а также с учетом отсутствия в Украине производства автолиста, можно предположить, что автомобилестроение не увеличит в обозримом будущим свою долю в структуре потребления украинского проката черных металлов.

Третьим по величине потребителем готового проката на внутреннем рынке Украины является строительная отрасль и промышленность строительных материалов(5% от общего объема потребления).

Вследствие неравномерного падения объемов в различных сферах изменилась структура строительства. Так, доля объектов промышленного назначения и соцкультбыта снизилась, а жилищного строительства возросла. Производство основных металлоемких строительных материалов (металлоконструкции и бетонные плиты) сократилось аналогично снижению объемов строительства (в 14 раз по сравнению с 1990 г.). Уменьшение объемов строительства и производства стройматериалов привело к адекватному снижению потребления готового металлопроката в 14 раз - с 4,5 млн. тонн в 1990 г. до 0,32 млн. тонн в 2000 г. Поэтому прогноз потребления готового металлопроката на период до 2010 г. основывается на ожидаемых темпах роста объема строительства, в первую очередь, жилищного. Ожидаемый уровень потребления проката в строительстве до 2010 г. может составить 1800 тыс. тонн.

Емким рынком для металлургов является государственная железнодорожная компания "Укрзализныця"-   монополист на рынке железнодорожных перевозок. С увеличением спроса на грузо- и пассажироперевозки железнодорожным транспортом и одновременно износа подвижного состава возникает острая необходимость в ее скорейшей модернизации. Тепловозный парк сегодня требует основательного обновления. В Украине имеется уникальное предприятие "Лугансктепловоз", которое на собственной базе занимается разработкой, созданием и освоением новых видов рельсовых транспортных средств для железных дорог, городского коммунального хозяйства, горнорудной промышленности. Если "Укрзализныця" закажет у отечественных предприятий - "Лугансктепловоз", "Крюковский вагоностроительный завод" и "Старокраматорский машиностроительный завод" - 20 пассажирских вагонов, 20 электричек и 10 дизельных поездов, то и металлургические комбинаты получат дополнительные заказы.

Кроме того, планируется строительство транспортного железнодорожного коридора Азия - Европа через Украину, а это приведет к увеличению потребления металла для изготовления рельс и строительства мостов и переправ. Нельзя обойти вниманием и вопросы износа мостовых металлоконструкций, которые находятся в постоянной эксплуатации в агрессивной среде. По сообщению служб, проводящих экспертизу эксплуатации мостов, практически все уже давно выработали свой ресурс.

Судостроительная отрасль имеет мощный потенциал для производства судов общим тоннажем около 1,5 млн. тонн и может потреблять около 320 тыс. тонн металлопроката.Для производства в 2002 году судостроители уже использовали почти 90 тыс. тонн металлопроката. Согласно разработанной Министерством транспорта Украины программе развития водного транспорта на период до 2005 года планируется ежегодно вводить в действие новые грузовые суда общим тоннажем 400 тыс. тонн. Кроме того, транснациональная нидерландская компания (приватизировавшая завод "Океан") планирует строить суда общим тоннажем 150-250 тыс. тонн. Таким образом, общее потребление металлопроката к 2010 г. в судостроении может составить не менее 180 тыс. тонн в год.

Химическая и нефтехимическая отрасль Украиныпрактически полностью приватизирована крупнейшими российскими компаниями - ТНК, "Лукойл", "Итера". Одним из условий приватизации данных предприятий является инвестирование в их обновление и техническую модернизацию. За счет этого ожидается увеличение потребления металлопроката в 2010 г. до 180 тыс. тонн (в 4,5 раз больше чем в 2001 г.).

Завершая обзор состояния и перспектив потребления проката машиностроительной отрасли Украины отметим следующие негативные факторы, влияющие на потребление проката в Украине:

  • Зависимость от темпов роста других отраслей ГМК, в первую очередь – трубной и метизной промышленности. ГМК Украины во многом ориентирован на внешние рынки сбыта и зависит от конъюнктуры внешних рынков сбыта. В такой ситуации возможные изменения в объеме производства влекут за собой изменение отпускных цен на готовую продукцию, что становится губительным для внутреннего рынка, неспособного потреблять металлопродукцию выше определенного уровня. К этому стоит добавить и особую сбытовую политику крупных украинских металлопроизводителей и металлотрейдеров, которые ориентированы на продажу крупных партий. В этой связи мелкие потребители вынуждены приобретать необходимую продукцию у мелких трейдеров-посредников по завышенным ценам. Этот факт, а также крах сбытовой инфрастуктуры на внутреннем рынке (отсутствие специализированных металлобаз и складов) препятствуют росту внутреннего потребления готового проката в Украине.
  • Проблема взаиморасчетов.Бартерные схемы по-прежнему превалируют в системе взаиморасчетов между металлопроизводителями и потребителями. Недостаток оборотных средств мешает инвестированию в производственный капитал, что в условиях динамично развивающейся мировой экономики не позволяет повысить качество выпускаемой продукции, равно как и увеличить ее сортамент. Главными причинами недостатка оборотных средств у предприятий всех отраслей украинской промышленности является сложная ситуация с выплатой НДС (точнее – фактическая хроническая невыплата данного налога предприятиям-экспортерам) и высокие тарифы естественных монополистов. Проблема разрешается лишь в тех случаях, когда машиностроительное предприятие входит в структуру горизонтально интегрированного промышленного холдинга, когда расчеты за поставленную электроэнергию и сырье разрешаются в структуре холдинга. Однако единственным пока примером существования подобного рода холдингов является корпорация Индустриальный союз Донбасса, в структуру которой входят Новокраматорский машиностроительный завод (Краматорск, Донецкая обл.) и предприятие Донецкпроммаш (Донецк).

    Наряду с негативными, отметим и позитивные факторы, способные повлиять на рост внутреннего проката в Украине:

  • Рост украинской экономики. Увеличение ВВП в 2001 г. составило более 6% и темпы развития в дальнейшем, хоть и не столь высокими темпами будут сохраняться на уровне 4-5%.
  • Значительный потенциал потребления проката в Украине определяется высоким коэффициентом износа основных фондов, которые за последнее десятилетие практически не обновлялись. Сегодня изношенность оборудования и машин в отечественной промышленности превышает 52%. Существенно увеличилось количество конструкций, сооружений и оборудования, которые давно отработали свой нормативный срок эксплуатации. Только на объектах базовых отраслей эксплуатируется более 35 млн. тонн несущих металлоконструкций и более 250 млн. кубометров железобетонных конструкций, значительная часть которых исчерпала свой ресурс.
  • Техническое состояние мостовых сооружений, котельного и турбинного оборудования энергетического комплекса, требуют обновления сети трубопроводного транспорта, оборудование нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Сегодня более 330 мостов требуют капитального ремонта или реконструкции. По данным Госстроя Украины, из 87,1 тыс. км водопроводных сетей полностью амортизированы 24,4 тыс. км, а в аварийном состоянии находится почти 16,2 тыс. км. Среди автомобильных мостов общего пользования не соответствуют правилам эксплуатации 46%, а среди коммунальных - 76%. Большинство крупных ГЭС построено в начале 50-х. Установленное на них оборудование физически сработано. Особую обеспокоенность вызывает состояние дамб и гидротехнических сооружений Днепровского каскада. Срочного решения требуют вопросы безопасности функционирования объектов атомной энергетики, тепло- и гидроэнергетики, магистральных трубопроводов и оборудования нефте- и газодобывающей промышленности. Таким образом, разрешение этих проблем дает большой потенциал для развития внутреннего рынка металлопотребления.

    «Национальная программа развития и реформирования ГМК Украины на период до 2010 года» предусматривает увеличение внутреннего потребления проката до 10 млн. тонн. к 2010 году (+395% к уровню потребления 2001 года), при росте объемов производства готового проката до 27 млн. тонн (+6% к уровню 2001 года), состоянии экспорта на уровне 14,5 млн. тонн (-37,5% по сравнению с показателем 2001 года) млн. тонн и импорта на уровне 0,5 млн. тонн (+4,16% к уровню 2001 года).

    На наш взгляд украинское правительство дает слишком оптимистичные оценки состоянию внутреннего потребления готового проката к 2010 году.Правительство исходит из того, что рост внутреннего потребления будет обеспечен за счет уменьшения объемов экспорта. Но в ситуации, когда и производители проката и крупнейшие внутренние потребители проката вместе работают на экспорт становится непонятным каким образом внутренний рынок будет развиваться при росте внутреннего потребления почти на 400% при приросте производства на 6% и уменьшении экспорта на 37,5%? Выходит, что правительство рассчитывает на рост потребления со стороны других отраслей?    

    Однако вывести машиностроительный комплекс на уровень рентабельности можно либо путем внедрения адресных программ, наподобие экономического эксперимента на предприятиях ГМК Украины, либо путем предоставления предприятиям отрасли госзаказов на осуществление модернизационных проектов вроде участия предприятий ГМК и машиностроительного комплекса в модернизации украинской газонефтепроводной системы, либо, что наиболее вероятно и эффективно – путем создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли. Но в этом случае вопрос стимулирования развития отдельных отраслей приобретает политический характер, а не экономическое обоснование.Стоит подчеркнуть, что то же самое будет справедливым в отношении любой отрасли украинской промышленности, для которой в целом характерны неконкурентоспособность на мировых товарных рынках, запредельная амортизация оборудования и высокая энергоемкость производства в условии зависимости от импорта основных типов энергоносителей. Поэтому вряд ли стоит ожидать «рывка» в развитии тех или иных сегментов рынка. Вероятней всего на рынке машиностроения будут происходить процессы интеграции, с помощью которых отрасль найдет возможность привлекать дополнительные инвестиции на модернизацию производственных фондов.

    В этой связи мы прогнозируем к 2010 году: наиболее вероятное производство готового проката на уровне 27-28 млн. тонн (в пользу этого прогноза говорит общая тенденция спада в мировой металлургии), экспорт на уровне 18-20 млн. тонн (мировой кризис в металлургии диктует ограничение экспорта продукции на мировые рынки), импорт на уровне 0,5 – 1 млн. тонн. (в связи с ростом машиностроения), а внутренне потребление на уровне 9,5 – 11,5 млн. тонн.   

    Начиная с 1999 года, отмечается устойчивое повышение объемов импорта металлопродукции в Украину. Основные факторы, которые оказывают влияние на увеличение импорта металлопродукции в Украину:

    • Рост внутреннего потребления металлопродукции в результате повышения объемов производства в металлопотребляющих отраслях, прежде всего, в машиностроении и строительстве.
    • Отсутствие возможности производства некоторых видов проката украинскими металлопроизводителями – например – автолиста. АвтоЗАЗ-Daewooпо-прежнему приобретает прокат у российских производителей, в первую очередь – у Новолипецкого МК.
    • Недостатки в системе оплаты за товар при его реализации на внутреннем рынке – речь идет о высокой доли взаиморасчетов в отрасли.
    • Остаточный принцип сбыта продукции украинскими экспортно-ориентированными предприятиями и малые объемы мелкооптовой торговлей металлопродукцией в Украине.
    • Отсутствие практики использования мер по защите внутреннего рынка.

    Стоит отметить, что готовый прокат, тем не менее, не занимает ведущих позиций в украинском импорте металлопродукции.Традиционно в структуре сырьевого импорта чугун занимает около 30%, ферросплавы - 55%. Однако, отметим, что импорт ферросплавов за январь-май 2002 года выросли до 75%. Так, за 5 месяцев было поставлено 54 тыс. тонн, это значительно больше, чем за весь предыдущий год. Импортированы были именно те ферросплавы, которые производятся отечественными предприятия - ферросилиций и ферросиликомарганец. Значит, в данной ситуации, основным вопросом при выборе поставок был ценовой уровень продукции. Импортировать ферросплавы дешевле, чем покупать их в Украине.

    Отметим, что зачастую в Украину поставляется продукция, которая также производится на местных меткомбинатах. В частности, в 2001 году было импортировано около 60 тыс. тонн плоского проката с покрытиями (в этом году прогнозируется двукратное увеличение поставок данного вида продукции). Традиционно около 10% импорта составляет долгий прокат (почти все импортные поставки из России). Однако такие виды проката производятся на комбинате "Запорожсталь". Проблема заключается в недостаточном объеме производства. Подобные примеры можно приводить и по импорту арматуры, катанки (поставки составили 60 тыс. тонн в 2001 г. и около 100 тыс. тонн прогнозируется на текущий год).

    2.1.3. Каналы сбыта готового проката черных металлов в Украине

    По целому ряду признаков ситуация со сбытом металлопродукции в Украине дублирует сложившуюся модель торговых отношений в других странах СНГ. Крах распределительной системы Госплана и исчезновение региональных сервисных и складских центров торговли металлопродукцией поставили перед участниками рынка ряд проблем, которые можно сформулировать следующим образом:

    • Разрыв прежних схем хозяйственных связей с производителями через Госснаб и поиск новых схем, учитывающих независимость производителя;
    • Самостоятельное определение номенклатуры и объемов используемых в торговом обороте ресурсов;
    • Необходимость изучения рынка металлопродукции (что оказалось для большинства хозяйствующих субъектов абсолютно новым делом);
    • Острая потребность в отслеживании динамики цен на рынке материальных ресурсов, в том числе на рынке металлов, и правильное определение как цен покупок, так и цен продаж;
    • Необходимость организации экономически эффективной и юридически грамотной договорной работы.

    Высокая рентабельность экспорта и резкое сокращение платежеспособного спроса на металлопродукцию со стороны внутреннего рынка привело к переориентации металлургических предприятий Украины на сбыт металлопроката на рынках дальнего зарубежья. В результате незаинтересованность производителей в работе на внутреннем рынке привела к практически полному отсутствию сервисного обслуживания на рынке металлопроката Украины. В создавшихся условиях функции организации сбыта металлопроката приняло на себя новое структурное звено вновь возникшие или преобразовавшиеся из государственных предприятий – металлоторговые фирмы. В отличие от предприятий, продолжавших отгрузку готовой продукции исключительно большими партиями на основе долгосрочных контрактов, металлоторговые фирмы брались за поставку любой партии необходимой продукции. В результате посреднической деятельности металлоторговых фирм, потенциальная прибыль предприятий сокращалась. Это обстоятельство вынудило крупнейших украинских предприятий приступить в середине 1990-х к формированию собственной сбытовой сети в форме специализированных торговых домов.

    Первоначально торговые дома использовались как инструменты консолидации акций предприятий в руках руководства компаний и аффилированных с ними лиц. Именно по такой схеме в 1997 году было создано ЗАО «Торговый дом Азовсталь», сумевшее в кротчайшие сроки консолидировать в своих руках 43,48% акций меткомбината Азовсталь. Вскоре после получения фактического контроля над предприятием, ТД Азовсталь представил новую сбытовую политику комбината, согласно которой эксклюзивное право торговли продукцией Азовстали получили компании, аффилированные с ТД Азовсталь: LemanCommodities(Швейцария), Azovlitas(Литва), ASMSteeltrading(Германия) и Azovromet(Румыния). В 2001 году путем обмена активами с ТД Азовсталь в состав акционеров Азовстали вошла корпорация Индустриальный Союз Донбасса (ИСД). На сегодняшний день крупными трейдерами Азовстали на внутреннем рынке являются ИСД и LemanCommodities. Именно эти компании контролирует всю сбытовую политику меткомбината. На долю мелких металлотрейдеров приходится реализация избыточной продукции комбината.

    Примерно по такому же сценарию в ООО «Торговый дом Запорожсталь» вошло в 2001 году в состав крупных акционеров комбината «Запорожсталь». Однако сбытовая политика данного предприятия строится сегодня по принципу покупки небольших региональных металлотрейдеров. Запорожсталь, таким образом, стремиться построить на внутреннем рынке сбытовую сеть из собственных сервисных центров и металлобаз. На сегодняшний день сеть Запорожстали действует уже в 9 регионах Украины. Все создаваемые предприятием сбытовые центры делятся по объемам реализации готовой продукции на 2 группы: оптовые и мелкооптовые. При этом основным трейдером продукции предприятия стала компания Запорожсталь-Металл-Холдинг, возникшая в результате слияния ТД Запорожсталь с одним из киевских металлотрейдеров.

    Наладить специализированную сбытовую сеть в Украине стремиться также и ММК им. Ильича. Предприятие пошло путем привлечения существующих металлобаз к продаже собственного проката. Однако, в виду благоприятной рыночной конъюнктуры, и увеличению экспортных поставок продукции ММК, предприятие, в результате, торгует с партнерами в Украине по остаточному принципу. В сложившихся условиях предприятие решило также расширить долю прямого сбыта, и создало на территории комбината мелкооптовый склад с современным весовым оборудованием.

    Путем создания собственных крупных региональных баз пошло и МК «Днепроспецсталь».В 2000 и 2001 гг. предприятие уделило основное внимание российскому и западным рынкам. Были созданы собственные сбытовые структуры в России ("Днепроспецсталь-трейд", г. Москва) и Германии - ("Днепроспецсталь ГМБХ", г. Дюссельдорф). В настоящий момент предприятие стремиться к созданию аналогичной структуры и на Украине, привлекая к сотрудничеству с "Днепроспецсталью" появившихся в стране крупных металлотрейдеров со своими складами, помещениями и сбытовой инфраструктурой.

    Предприятие также модернизирует управленческую политику. В 2002 году на "Днепроспецстали" была завершена работа по реорганизации маркетинговой службы. В дирекцию по маркетингу входят два управления: маркетинга и сбыта. Службы работают по принципу специализации менеджеров по определенным видам продукции. Прием заявок, заказов и переписку с заказчиками продукции ведет отдел продаж, в который входят четыре специализированных бюро: продажи нержавеющих сталей и жаропрочных сплавов, инструментальных и быстрорежущих сталей, шарико-подшипниковых сталей и углеродистых легированных конструкционных сталей. В каждом из этих бюро заказчик может получить консультации по необходимым маркам сталей, их монтажным нормам, техническим требованиям и цене. Решив открыть заказ, заказчика сопровождает бюро договоров и бюро платежей. Заключив контракт, заказчик получает счет на предоплату и, после окончания цикла производства, уведомление о готовности к отгрузке.

    Стоит также отметить, что некоторые предприятия стремятся перейти к адерсной работе с мелкими потребителями.Так, металлургический комбинат «Криворожсталь» ввел в 2001 году практику особой работы с метизными предприятиями: для метизных производств закупочные цены были понижены на 5% по сравнению с заводским прейскурантом, а расчет по поставкам был отсрочен сроком до 30 дней с момента продажи. Однако предприятие, находящееся и  по сей день в государственной собственности, пошла на такой шаг, скорее всего, по просьбе правительства. По крайней мере, практика «Криворожстали» пока беспрецедентна для украинского внутреннего рынка, исключающего отсрочки платежей для потребителей, которые не аффилированы с самими металлопроизводителями.

    Таким образом, в ГМК Украины наблюдается тенденция концентрации каналов сбыта в руках крупных финансово-промышленных групп, которые часто одновременно являются и собственниками металлопроизводителей. Помимо перечисленных выше ИСД и ТД Запорожсталь, крупнейшими трейдерами прокатной продукции являются также следующие компании: Приват-Интертрейдинг (Днепропетровск) и Укрсиббанк (Днепропетровск). Приват-Интертрейдинг контролирует Днепропетровский меткомбинат им. Петровского, Запорожский сталепрокатный завод и Константиновский меткомбинат (Донецка обл.).Укрсиббанк контролирует Днепровский металлургический комбинат.

    Сотрудничество металлопроизводителей с ограниченным кругом трейдеров позволяет предприятиям планировать долгосрочную сбытовую политику, а крупные трейдеры в результате концентрируют на своих складах широкий ассортимент металлопродукции. В подобной ситуации отпускные цены у продавцов оказываются ниже, чем на самом предприятии. Создаваемые крупными металлоторговцами склады и сервисные центры с развитой филиальной сетью позволяют оперативно реализовывать металлопродукцию согласно условиям клиентов (т.е. маленькими партиями, разные наименования и т.д.) и конъюнктурой локальных рынков.

    2.1.4. Отношения собственности

    В середине 1990-х годов в ГМК Украины прошла приватизация, по результатам которой многие компании были акционированы. На сегодняшний день в отрасли завершается становление интегрированных производственных холдингов, объединяющих в своей структуре все звенья производственных цепей.

    Наиболее крупной и влиятельной финансово-промышленной группе в ГМК Украины является корпорация Индустриальный союз Донбасса (ИСД). Компания была основана в Донецке в 1995 году. Активное формирование промышленно-интегрированной структуры проходило по нескольким направлениям: ИСД осуществляла масштабные проекты в металлургической, угольной и энергетической сферах. В результате корпорации удалось сделать большой шаг в достижении своей основной цели: оптимальной интеграции промышленных предприятий Донецкой области и Украины. На сегодняшний день компания сумела сконцентрировать в собственности все предприятия-звенья производственной цепочки «энергоснабжение – уголь – кокс – металл».

    Структура корпорации Индустриальный союз Донбасса:

    Отличительной чертой компании является и тот факт, что ИСД сегодня стал, по сути, монополистом на местном рынке энергоносителей – корпорация контролирует все поставки газа металлургическим предприятиям. Этот обстоятельство являлось главным фактором, способствующим скорейшей консолидации активов ведущих металлургических предприятий в руках ИСД. Следует также отметить, что корпорация самостоятельно осуществляет сбыт произведенной продукции. ИСД контролируется предпринимателем Ринатом Ахметовым.

    Другой крупной финансово-промышленной группой донецкого региона является компания Эмбролл-Украина . Данная компания имеет активы в капиталах следующих металлургических предприятий: Азовсталь, Донецкий металлургический завод, Макеевский металлургический комбинат и Днепропетровский металлургический комбинат им. Петровского.  

    Для украинского ГМК характерна передача государственных активов ряда предприятий в доверительное управление коммерческим структурам, при этом данным структурам предоставляется фактический контроль над производственной и сбытовой политикой предприятий. На таких условиях финансово-промышленная группа «Металлургия», контролируемая российским предпринимателем Константином Григоришиным обладает контролем над Днепропетровским металлургическим заводом, который на данный момент проходит процедуру банкротства, после завершения которой предприятие, скорее всего, перейдет уже под фактический контроль ФПГ Металлургия. Однако такому сценарию развития событий помешал арест Константина Григоришина в октября 2002 года. Предпринимателю инкриминируют хранение оружия и наркотиков. На данный момент следствие продолжается, однако большинство наблюдателей уверены, что инцидент с арестом Григоришина следует рассматривать как элемент борьбы за Днепропетровский МЗ.

    Итак металлургические ФПГ Украины имеют одинаковую политику расширения бизнеса, цель которой состоит в консолидации региональных металлургических активов с целью восстановления производственных цепей по схеме: уголь-кокс-металл. Стоит отметить, что в большинстве своем украинские ФПГ стремятся консолидировать и каналы сбыта металлопродукции. Так ряд крупных металлотрейдеров добровольно переходят под контроль более крупных компаний. В этой связи показателен пример объединения корпорации ИСД с крупнейшим независимым металлотрейдером Украины – киевской «Украинской горно-металлургической компанией».

    Стоит подчеркнуть, что украинские металлургические ФПГ имеют наиболее высокий инвестиционный резерв на внутреннем рынке. Дальнейшая экспансия украинских ФПГ будет происходить в двух направлениях: вертикальном (консолидация предприятий-звеньев производственных цепей) и горизонтальном (консолидация активов смежных, потребляющих и непрофильных предприятий). Вполне возможно участие металлургических ФПГ в таких жизненно необходимых для производства отраслях как электроэнергетика, приватизация которой в скором времени начнется в Украине.

    В то же время в украинском ГМК ожидается приватизация таких гигантов как Криворожсталь и Днепропетровский металлургический завод, главной интригой которой станет борьба между донецкими ФПГ  (ИСД, Эмбролл) и днепропетровским (группа Приват, Интерпайп, Металлургия).