Библиотека маркетолога

Рыбный рынок России

Из материалов Системы Межрегиональных маркетинговых центров //www.marketcenter.ru

Последние наблюдения показали, что циклы деловой активности внутренних российских и мировых товарных рынков часто не совпадают. Однако рынок рыбы и рыбных продуктов в нашей стране также как и во многих других странах переживает определенные трудности сегодня. Все больше и больше появляется проблем, связанных с экологическим состоянием водных бассейнов, а как следствие, уменьшаются размеры популяций промысловых видов рыб, уловы, размеры квот на вылов. Например, по предварительным данным экспертов, добыча рыбы и морепродуктов в прошлом 2001 году снизилась по сравнению с 2000-м на 6% (рис. 1).

Тогда как на 2003-2007 гг., по данным Госкомрыбаловства, предполагается вылов рыбы и морепродуктов в размере 3,5 млн. тонн.

Параллельно с уменьшением предложения на российском рынке отечественной рыбной продукции и снижением объемов экспорта, импорт рыбной продукции в Россию увеличивается. Например, за период с января по ноябрь 2001 года импорт рыбной продукции увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2000 года на 105 т. тонн или 37,6% (данные ГТК, рис.2.).

Положительная тенденция на российском рынке – увеличение ассортимента рыбной продукции, появление конкуренции между ее производителями, а, следовательно, и тенденции к повышению качества. Вообще популярность рыбной и морской продукции у потребителей возрастает, отчасти благодаря тому уникальному комплексу полезных элементов, которые находятся в морских продуктах, а отчасти благодаря росту культуры питания у российских потребителей, подкрепленной повышением их покупательской способности. Поэтому в розничной продаже отмечается расширение ассортимента не только свежемороженой рыбы и рыбных консервов, но морских деликатесов, которые в свою очередь находят своего потребителя.

В среднем по России рыбная пищевая продукция составляла в 1999 году 2,3 % всего оборота розничной торговли пищевыми продуктами (данные Госкомстат РФ, рис. 2). Наибольшая доля рыбной продукции представлена в Северном районе, как основном источнике рыбного сырья, и Центральном округе, как обладающем высокой деловой активностью и концентрацией предприятий розничной торговли. Лидерами по доле рыбной продукции оказались Мурманская, Архангельская и Кемеровская области.

В заключительной части обзора рыбного рынка России, мы решили представить анализ ценовой ситуации на этом рынке.

Начнем с информации об экстремумах розничных цен (минимум и максимум) в некоторых региональных центрах.

Таблица. 1. Розничные цены на мелкооптовых рынках региональных центров на ноябрь 2001 года.

Наименование Мин Цена Город Макс цена Город Сред Цена
Горбуша с/м 40 руб./кг. Иваново 70 руб./кг. Казань 47,5 руб./кг.
Камбала с/м 24 руб./кг. Иваново 65 руб./кг. Казань 34,8 руб./кг.
Минтай с/м 24 руб./кг. Барнаул 60 руб./кг. Казань 38 руб./кг.
Сельдь с/м 18 руб./кг. Барнаул 60 руб./кг. Казань 32,6 руб./кг.
Сельдь соленая 27 руб./кг. Иваново 60 руб./кг. Казань 39,4 руб./кг.
Скумбрия с/м 28,5 руб./кг. Липецк 50 руб./кг. Казань 38,4 руб./кг.
Треска с/м 34 руб./кг. Иваново 50 руб./кг. Казань 40,8 руб./кг.
Кальмар с/м 64,7 руб./кг. Липецк 110 руб./кг. Казань 78,5 руб./кг.

Минимальный уровень розничных цен на рыбу наблюдался в ноябре 2001 года в таких региональных центрах, как Владивосток, Иваново, Барнаул, Липецк, Воронеж, максимальный – в Казане, Москве, Новгороде.

Графики динамики годовых цен на такие позиции, как горбуша с/м, камбала с/м, минтай с/м отражены на рисунках 1,2,3.

По сравнению с данными ММЦ на ноябрь 2000 года, средние розничные цены на горбушу с/м выросли за 2001 год на 40,8% (рис. 1).

Данные Системы ММЦ

. Наибольшее увеличение цен на горбушу с/м характерно для таких городов, как Новгород (91%) и Владивосток (70%), наименьшее – в Калуге (16%). В ноябре 2001 года рынок горбуши с/м характеризовался большим разбросом розничных цен: от 40 до 80 руб. за кг.

Данные Системы ММЦ.

Значительное повышение цен за прошлый год произошло на камбалу с/м – 70% (рис.2). Но ситуация по этой позиции противоположная: лидером по росту розничных цен стала Калуга, а минимальное изменение цен отмечалось во Владикавказе (7,7%) и Челябинске (11%).

И последняя рыбная позиция, график изменения цен которой, мы решили представить в этом обзоре, и столь популярная в России благодаря своей ценовой доступности, - минтай с/м. Падение розничных цен на минтай составило к концу 2001 года всего 6%.

Данные Системы ММЦ.

Большее увеличение цен на с/м минтай можно наблюдать в столице (32%) и Калуге (30%), в Ульяновске и Челябинске цены на минтай с/м даже упали, соответственно на 7% и 4%.

Несмотря на то, что розничные цены на с/м минтай изменились незначительно, многие участники рынка отмечают возможность снижения предложения этой позиции на рынке. Это объясняется рядом экологических проблем водных бассейнов, которые приводят к уменьшению популяции в целом и уловов в частности.

Розничные цены выросли и на другие позиции рыбного ассортимента, например, на сельдь с/м произошло увеличение цен на 65%, на сельдь соленую – 55%. За этот же период розничные цены на скумбрию возросли на 14%, на треску с/м – 14,5%, но особенно изменилась розничная цена на морские деликатесы: например, на кальмары с/м цены увеличились в 2,5 раза.

Как можно наблюдать, рынку характерно общее увеличение уровня цен, повышение платежеспособного спроса на рыбную продукцию со стороны населения и увеличение предложения, не за счет отечественной, а за счет импортной продукции. Вообще, в целом, российский рынок рыбной продукции переживает сегодня трудные времена, а негативные факторы и угрозы исходят не только со стороны государства, местных администраций, но и со стороны природной среды.

04.02.2002.

Алена Родина