Библиотека маркетолога

Рынок мороженых овощей

Из материалов Системы Межрегиональных маркетинговых центров //www.marketcenter.ru

Такой полуфабрикат, как мороженые овощи, известен российскому потребителю еще с советских времен. В то время на рынке была представлена только польская продукция под маркой Hortex, к 1997 году ассортимент замороженных овощей сильно расширился, но в основном за счет продукции импортных производителей. События 1998 года оказали на рынок сильное влияние, сократив и без того небольшой по объему рынок в несколько раз (рис. 1).

Рис. 1. Динамика рынка мороженых овощей в России за 1997-2000 гг.

По данным маркетингового агентства «ВЕТРА», рынок мороженых овощей сегодня составляет 35-40 тыс. тонн в год. И несмотря на то, что рынок уже почти достиг до кризисных размеров, ситуация на нем сильно изменилась: многие импортные марки совсем исчезли из продажи, появилась продукция отечественных производителей. Основными импортерами замороженных овощей в Россию считаются такие страны, как Польша, Бельгия, Германия, Франция.

Сейчас этим рынком интересуются и отечественные производители. Для подобного производства необходимо холодильное и упаковочное оборудование, технологии смешивания овощей, а также холодильные терминалы, которые позволят сохранить овощи, закупаемые летом и осенью.

Ассортимент мороженых овощей на рынке сегодня велик: цветная капуста, брюссельская капуста, зеленый горошек, фасоль, зерна кукурузы, початки кукурузы, шпинат, капуста брокколи, морковь, овощные смеси для супа, овощные смести (гавайская, китайская, мексиканская, летняя, весенняя), спаржа, картофель фри и прочие. Популярны у российских потребителей цветная капуста, овощные смеси и картофель фри. На рынке встречаются 2 типа упаковки мороженых овощей: полиэтиленовые пакеты и картонные коробки по 0,45, 0,5, 1 кг. Более удобной упаковкой покупатели считают полиэтиленовые пакеты, благодаря удобству их хранения. Стоимость пакета мороженой цветной капусты колеблется в Москве от 23 до 38 руб. за 0,5 кг.

В розничной продаже из импортных марок присутствуют такие овощи, как Hortex, Ardo, Bonduelle, Emborg, Euco, Timax, отечественные марки – «Снежана», «4 сезона». Мороженные овощи – продукты питания среднего и высшего ценового диапазона. Поэтому, целевые потребители этого продукта – люди, проживающие в крупных городах России, испытывающие потребность в полезных, удобных и быстрых в приготовлении продуктах питания, не стесненные рамками продуктового бюджета. В результате проведенного исследования предпочтений представителей среднего класса в России, по позиции мороженых овощей, в отличие от других продуктов, представители среднего класса отдают предпочтения именно импортной продукции, особенно сильные позиции у марки Hortex.

Но потребление мороженых овощей в России мало, в среднем, 0,2-0,5 кг овощей на человека в год. В основном этот полуфабрикат популярен в крупных городах, по мнению экспертов, вплоть до 85-90% мороженых овощей реализуется именно в Москве.

С точки зрения поведения потребителей, продукт этот труден тем, что в процессе принятия решения о покупке, у покупателей возникает вопрос о пользе этого продукта, наличии и сохранении полезных веществ и витаминов в овощах после заморозки. Другая проблема – это скрытое чувство вины, которое испытывает хозяйка перед своей семьей, используя мороженые овощи – чувство вины за то сэкономленное время, которое не было потрачено на благо семьи. Хотя преимущества этого полуфабриката все-таки берут верх над сомнениями: замороженные овощи удобны и быстры в приготовлении, ведь для мойки и чистки свежих овощей потребуется значительно больше времени. Другое преимущество – это популярность вопросов здорового питания сегодня, вегетарианских диет, рацион питания которых основан на потреблении овощей в любом виде.

Некоторый удар был нанесен рынку мороженых овощей с развитием бытовой техники, особенно появлением бытовых холодильников с большими морозильными камерами. Ведь после этого, любая предусмотрительная и экономная хозяйка может сама заморозить летом те овощи и ягоды, которые необходимы ее семье зимой

Конечно же, как любой свежезамороженный полуфабрикат, этот продукт требует особых условий хранения, температура хранения должна быть не менее –6 C, причем от температуры хранения непосредственно зависит срок рекомендуемого использования продукта. Мороженые продукты также рекомендуется предостерегать от размораживания. И хотя, например, замороженные овощи допускаются к реализации с лотков на улицах города (распоряжение Мэра Москвы от 23 марта 1999 года), для розничной торговли этот продукт особенно труден, так как возникает необходимость в морозильном оборудовании, особенно летом.

Спрос на мороженые овощи претерпевает сильные сезонные колебания – летом потребительский спрос падает в 2-3 раза, тогда как на зимние и первые весенние месяцы приходится пик продаж.

На рынке мороженых овощей сегодня столкнулись импортные и отечественные производители. С января 2001 года на импорт мороженых овощей правительство установило пониженные тарифы, что с одной стороны, поддерживает отечественных производителей, ведь большинство составляющих овощных смесей производители вынуждены закупать заграницей, а с другой стороны, на российском рынке растет давление со стороны иностранных компаний. Преимуществом отечественной продукции является более низкая цена, ведь некоторые компоненты овощных смесей закупаются в России, налаживание связей с отечественными поставщиками ингредиентов - основная возможность для выживания в конкурентной борьбе с иностранными производителями – ведь это позволит снизить себестоимость и позиционировать продукцию в более дешевом ценовом сегменте, избежав прямой конкуренции.

18.06.2001

Алена Родина