Библиотека маркетолога

Маркетинговые исследования в российских компаниях: опыт, потребности и тенденции

Mix Research

Компания Mix Research поговорила с сотрудниками российских организаций об актуальных маркетинговых задачах, о методах их решения и опыте взаимодействия с исследовательскими агентствами.

В опросе приняли участие сотрудники 82 российских компаний, представляющие различные сферы деятельности.

77% компаний проводят исследования своими силами

Опыт в сфере маркетинговых исследований у большинства компаний достаточно богатый и разноплановый. 77% участников опроса когда-либо проводили исследования самостоятельно, к подрядчикам для решения маркетинговых задач обращались 61% компаний. Треть – покупали отчеты с готовыми данными.

В случае обращения к подрядчикам 24% компаний всегда доверяют им исследование полностью, 36% – только часть. В 32% случаев всё зависит от конкретных задач: иногда у агентства заказывают исследование «под ключ», иногда – один или несколько этапов.

Методы исследований: знание, применение, доверие

Сотрудники, принимающие решение о проведении маркетинговых исследований, демонстрируют хорошее знание различных методов. Мониторинг или анализ цен и ассортимента, личные интервью на улице, в точках продаж, Mystery shopping, фокус-группы – эти методы знакомы практически всем компаниям (известность около 90% и более).

Самостоятельно на практике компании чаще всего применяют следующие методы: мониторинг или анализ цен и ассортимента (68%), desk research (56%), mystery shopping (40%), онлайн-опросы (40%).

Некоторые виды исследований компании проводят как самостоятельно, так и с привлечением подрядчиков. Рейтинг популярности исследований, которые когда-либо делали на заказ, возглавляют мониторинги цен/ассортимента (52%) и фокус-группы (52%).

К отдельным методам у компаний сложилось неоднозначное отношение. Недоверие вызывают различные онлайн-исследования: опросы (26%) и фокус-группы (17%). В качестве результатов телефонных опросов сомневаются 15% опрошенных.

Каковы критерии качественно проведенного исследования, по мнению заказчиков? Главным признаком является соответствие полученных результатов изначально поставленным целям и задачам (25%).

Взаимоотношения с исследовательскими компаниями: требования и критерии выбора

Каким образом делается выбор в пользу того или иного исследовательского агентства? 72% компаний иногда или перед каждым исследованием проводят тендеры, только 16% не имеют такого опыта (ещё 12% - затруднились ответить).

Предыдущий опыт, рекомендации коллег из профессиональной сферы, сайты исследовательских агентств – это ТОП-3 источников информации, которые помогают потенциальным клиентам составить представление о компании и принять решение о том, стоит ли доверить ей решение маркетинговых задач.

Задачи и тенденции будущего

Какие маркетинговые задачи сегодня актуальны для российских компаний? На ближайший год у 66% опрошенных компаний запланированы исследования и мероприятия, касающиеся дизайна/ редизайна упаковки произведенной продукции. Проблемы построения системы дистрибуции и работа с дилерской сетью требуют решения в 64% организаций.

В списке наиболее популярных маркетинговых задач на ближайшее будущее: запуск новой марки или репозиционирование существующей, оценка качества работы персонала, выход в новые регионы, подготовка и проведение рекламных кампаний, выход на новые рынки.

Говоря о тенденциях развития рынка маркетинговых исследований, представители компаний отмечали, что анализ данных социальных медиа, анализ больших данных, нейромаркетинг и онлайн-исследования приобретут в будущем первостепенное значение.

Оценивая ситуацию внутри своей компании, специалисты не исключат вероятность, что будут увеличивать масштабы собственных исследований, сокращая частоту обращения в исследовательские агентства.

Важно отметить, что для большинства компаний сложно стоить долгосрочные планы маркетинговых мероприятий и планировать будущие бюджеты.

В условиях динамично развивающихся рынков, исследовательских технологий и подходов подобная обратная связь от клиентов является полезной пищей для размышления и стимулом для развития маркетинговых компаний.