Библиотека маркетолога

Обзоры рынков
Расчет финансовых показателей Проекта

Исследовательская фирма "Гортис" (Санкт-Петербург)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Представлена имитация результатов конкретных консалтинговых мероприятий, оказанных специалистами «ГОРТИС» — маркетинговые исследования, консалтинг» (лето 2002 года).

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ПРОЕКТУ

Проект по разработке карьера по добыче сырья для промышленности строительных материалов в Ленинградской области.

  • Плановые объемы производства: добыча и отгрузка — около 100 тыс. м3 в год.
  • В соответствии с предполагаемой схемой транспортировки сырья была рассчитана:
    1. стоимость сырья при отгрузке в карьере в транспорт Заказчика — далее «самовывоз» или «франко-карьер»;
    2. стоимость на ж/д платформе при доставке до потенциального потребителя (завод строительных материалов) — далее «франко-вагон ж/д Завод».

ИНВЕСТИЦИИ допроизводственная стадия1)

  • оформление землеотвода и согласования, лицензирование
  • геологоразведка
  • разработка Проекта
  • формирование штата и оргвопросы

Всего 2 230 тысяч рублей организация производства2)

  • здания и сооружения
  • машины и механизмы

Всего 25 320 тысяч рублей

ИТОГО — 27 550 тыс.руб.

Общий объем инвестиций — 27 550 тысяч рублей, с учетом 5% «непредвиденных расходов», затрат на транспортировку и подготовку техники к эксплуатации, а также возможного изменения цен3) 28 930 тыс. руб., что при курсе 31.58 руб/USD соответствует 916 000 USD.

РАСЧЕТ «СЕБЕСТОИМОСТИ»

СТАТЬИ ЗАТРАТ (основные)

  • ОПЛАТА ПЕРСОНАЛА

    1. выплаты персоналу
    2. ФОТ (для расчета налогов)

  • ТЕХНИКА

    3. амортизация (для расчета налогов)
    4. ГСМ
    5. ремонт и обслуживание (факт)
    6. ремонт и обслуживание (норма)

  • ПРОЧИЕ (эксплуатационные) расходы

    7. карьерообразующие
    8. на продвижение
    9. прочее

  • НАЛОГИ И ПЛАТЕЖИ

    10. платежи с ФОТ (35.8%)
    11. страхование от НСНП (1.5% 12 кл и 0.7% 6 кл)
    12. Сбор на нужды ОУ ЛО, как 1% от ФОТ
    13. прочие местные сборы
    14. Налог на ДПИ, 5.5%х0.7=3.85%
    15. Налог на имущество (из прибыли до н/о, 2%)

  • УСЛУГИ СТОРОННИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    16. Аренда погрузо-разгрузочных площадок и т.п.
    17. Услуги ж/д

  • СЕБЕСТОИМОСТЬ

    а) франко-карьер
    б) франко-вагон ж/д Завод

КОММЕНТАРИИ к «РАСЧЕТУ…»

  • Базовые расчеты удельных затрат проводятся на плановый объем добычи.
  • Основание для расчетов затрат по эксплуатации, ремонту и обслуживанию техники, а также Основание для расчета расходов на з/п представлены соответствующими Приложениями.
  • Размер налога на добычу полезных ископаемых (ДПИ) в зависимости от расчета налоговой базы может быть в интервале 1.15-1.58 рублей на тонну.
  • Расчет налога на ДПИ проведен на основании главы 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
  • Расчет ж/д тарифа: программа «ЖД Тариф» (www.rtarif.ru) .

СТРУКТУРА «СЕБЕСТОИМОСТИ» ПРОДУКЦИИ
вариант «а» - «франко-карьер»

вариант «б» - «франко-вагон ж/д Завод»

ЗАВИСИМОСТЬ УДЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ ОТ ОБЪЕМОВ ДОБЫЧИ

Расчеты удельных затрат проводились для нормативной отгрузки около 100 тыс. м3 в год. Однако, во-первых, планируемый к приобретению парк техники (карьерной и автомобильной) способен эффективно работать при объеме в 15-20%% большем, а, во-вторых, объемы отгрузки могут зависеть от спроса, т.е. могут быть менее планируемых.

Рост объема добычи на 20% обеспечивает снижение удельных затрат на одну тонны сырья «на карьере» на 15%, а затраты по доставке одной тонны на ж/д ст. Завод снизятся на 5%.

УСЛОВИЯ РАСЧЕТА

  • Горизонт — первые пять лет эксплуатации Карьера (с условным началом в 2003 году).
  • Объем инвестиций — 29 млн. руб.1), как варианты рассмотрены последствия изменения объема инвестиций ±10%, 26 и 31.8 млн.руб., соответственно.
  • Норма дисконтирования (доход на вложенный капитал) — 12% годовых2), как варианты рассмотрены 16% или 20%.
  • Объем добычи (реализации) 150 тыс. тонн в год, как варианты рассматриваются объемы реализации 135 и 165 тыс. тонн в год.
  • Поставка сырья ж/д платформами до Потребителя.
  • Динамика изменений основных параметров, влияющих на коммерческую эффективность Проекта:
  • общая инфляция 3)

  • заработная плата4) — рост 5-10%% в год, т.е. темпы роста з/п предполагаются несколько меньше, чем общая инфляция

  • стоимость ГСМ — рост около 10% в год (равномерно)
  • расходы по ремонту и обслуживанию — рост 8% в год
  • Налог на имущество, тыс. руб. в год

  • Налог на добычу полезных ископаемых — рост 6% в год из-за роста стоимости добытого сырья
  • Рост стоимости услуг сторонних организаций не предполагался5)
  • Рост ж/д тарифа 8-12%% в год6)

  • Цена реализации тонны сырья на начало эксплуатации Карьера при условии доставки на станцию Потребителя: 190, 210 или 230 рублей за тонну.7)
  • Динамика цен реализации8)

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

  • Чистый дисконтированный доход (ЧДД/NPV)

    , где Фm — сальдо денежного потока за расчетный период, aт — коэффициент дисконтирования.

    ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта с учетом неравноценности их разновременности.

    Для признания проекта эффективным с точки зрения инвестора, необходимо, чтобы его ЧДД был положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧДД (при условии, что он положителен).

  • Внутренняя норма доходности (ВНД / Internal Rate of Return).

    Значение нормы дисконта, при которой чистый дисконтированный доход проекта равен нулю. Справочный показатель. Проекты, у которых ВНД больше нормы дисконта, имеют положительное ЧДД и поэтому эффективны, те, у которых ВНД меньше нормы дисконта, имеют отрицательное ЧДД и потому неэффективны.

    Одна из экономических интерпретаций ВНД: если весь проект выполняется только за счет заемных средств, то ВНД равна максимальному проценту, под который можно взять заем с тем, чтобы суметь расплатиться из доходов от реализации проекта за время, равное горизонту расчета.

  • Индекс доходности (ИД / Profitabily Index)

    Индексы доходности (profitability indexes) характеризуют (относительную) «отдачу проекта» на вложенные в него средства. При оценке эффективности часто используются:

    • индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;
    • индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДЦ) — увеличенное на единицу отношение ЧДД к накопленному дисконтированному объему инвестиций.

  • Срок окупаемости дисконтированный (Discounted payback period / DPBP, мес.)

    Срок окупаемости - временной интервал, за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иначе говоря - это период (в месяцах, кварталах, годах), начиная с которого вложения и затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.

    РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА

    (при базовых условиях и реализации продукции с поставкой на ж/д ст. Завод)

    УСЛОВИЯ РАСЧЕТА

    • Объем инвестиций — 29 млн. руб.
    • Норма дисконтирования (доход на вложенный капитал) — 12% годовых.
    • Объем добычи (реализации) 150 тыс. тонн в год.
    • Поставка сырья ж/д платформами на Потребителя.
    • Заработная плата — рост 5-10%%.
    • стоимость ГСМ — рост около 10% в год.
    • расходы по ремонту и обслуживанию — рост 8% в год.
    • Налог на добычу полезных ископаемых — рост 6% в год.
    • Рост стоимости услуг сторонних организаций не предполагался.
    • Рост ж/д тарифа 8-12%% в год (вариант 1).
    • Цена реализации тонны сырья на начало эксплуатации Карьера при условии доставки на станцию Потребителя: 210 рублей за тонну. Динамика цен реализации — около 10% в год.

    РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Чистый дисконтированный доход — 5 096 тыс.руб.
    При норме дисконта 16% ЧДД проекта — 1 592 тыс. руб
  • Внутренняя норма доходности — 18.06%
  • Индекс доходности — 1.176
    При норме дисконта 16% Profitabily Index проекта — 1.055
  • Срок окупаемости дисконтированный — 4.33 года
    При норме дисконта 16% — 4.75 года

    Вывод: если Проект реализуется с соблюдением представленных базовых условий, то он может считаться эффективным, т.к. ВНД даже несколько превышает стандартные проценты по срочным депозитам, которые предлагают ведущие банки Петербурга. Подробнее см. www.icbank.ru (15-17%%), www.nwsbrf.ru (13-16%%).

    РАСЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТА (при ИЗМЕНЕНИИ условий и реализации продукции с поставкой на ж/д ст. Завод)

    «Базовый расчет» финансовых результатов, который был проведен для однозначно определенных стартовых условий и динамики изменений параметров, позволяет признать Проект эффективным. Но на практике далеко не всегда параметры, оказывающие существенное влияние на эффективность Проекта, изменяются в соответствии с однозначным прогнозом.

    Следовательно, для того, чтобы оценить эффективность Проекта, необходимо рассчитать его ЧДД в условиях различной (в т.ч. неблагоприятной) динамики показателей. Необходимо понять, как изменения значимых параметров отражаются на финансовых результатах Проекта (влияние на его эффективность).

    1. ЦЕНА РЕАЛИЗАЦИИ

    При снижении цены реализации всего на 10% до (190 руб./т в 2003 году) ЧДД (здесь и далее в разделе для нормы дисконта в 12%) Проекта становится отрицательным и составит «-4866 тыс. руб.», т.е. уменьшается почти на 10 млн. руб.

    При росте цены реализации на 10% до (230 руб./т в 2003 году) ЧДД Проекта составит «15 059 тыс. руб.», т.е. увеличится почти на 10 млн. руб.

    2. ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ

    При росте объемов реализации на 10% до 165 тыс. тонн ЧДД Проекта составит «10440 тыс. руб.», т.е. вырастет почти на 5,344 млн. руб. При падении объемов реализации на 10% до 135 тыс. тонн ЧДД Проекта составит «105 тыс. руб.»

    Очевидна существенная зависимость финансовых результатов Проекта от рыночной конъюнктуры, т.е. от того, сколько сырья и по какой цене можно будет реализовать.

    Для ответа на этот вопрос необходимо анализировать пакет долгосрочных соглашений на поставку сырья (если таковой имеется) или проводить дополнительные исследования объемов и структуры спроса в регионе.

    3. ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ

    При росте объемов инвестиций на 10% до 31.8 млн. руб., ЧДД Проекта составит «2203 тыс. руб.», т.е. уменьшится почти на 2,9 млн. руб.

    При экономии на инвестициях в 10%, т.е. 26 млн. руб., ЧДД Проекта составит «7989 тыс. руб.», т.е. увеличится почти на 2,9 млн. руб.

    Получаем, что рубль экономии на инвестициях обеспечивает рубль прироста ЧДД.

    4. ТАРИФЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

    В базовом варианте мы считали, что ж/д тарифы за период реализации проекта вырастут на 44%. Если совокупный рост ж/д тарифа составит 67%, при динамике:

    то ЧДД проекта останется положительным и составит 2305 тыс. руб. (что на 2.8 млн.руб. меньше, чем при базовом расчете).

    Если темпы роста тарифов будут незначительными и совокупный рост ж/д тарифа составит 25%, при динамике:

    то ЧДД проекта останется положительным и составит 7065 тыс. руб. (что на 2.0 млн.руб. больше, чем при базовом расчете).

    ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

    Проект (при горизонте планирования в 5 лет) не является высокодоходным, ВНД при средних (базовых условиях) около 18%.

    С учетом существенного влияния рыночной конъюнктуры на финансовые результаты Проект формально может быть определен как рисковый. Однако финансовые риски Проекта могут быть значительно снижены при наличии объективной информации о текущем состоянии и перспективах развития рынка. Кроме того, горизонт планирования в 5 лет для карьера с разведанными запасами на 75 лет работы и со сроком службы основного карьерного оборудования около 10 лет, вероятно, недостаточен. Даже при крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуре проект окупается за 6-8 лет, что все равно меньше срока службы основного карьерного оборудования.

    Как уже было отмечено выше, очевидна существенная зависимость финансовых результатов Проекта от рыночной конъюнктуры, т.е. от того, сколько сырья и по какой цене можно будет реализовать.

    Основным параметром, определяющим финансовый результат Проекта, является цена реализации или «динамика цен на строительные материалы в средне и долгосрочной перспективе».

    При снижении цены за тонну всего на 10% даже 10% рост объемов отгрузки не обеспечит положительного ЧДД Проекта (при норме дисконта 12%). Тогда как рост цены за тонну на 10% даже при падении на 20% объема добычи обеспечивает положительный ЧДД и ВНД более 20%.

    Рубль экономии на инвестициях обеспечивает рубль прироста ЧДД и наоборот. С учетом положительного ЧДД в 5 млн.руб. понятен «запас прочности» Проекта при росте объемов инвестиций.

    Проект достаточно устойчив к возможному изменению ж/д тарифов. Даже совокупный рост тарифов в горизонте планирования на 80% не приводит к отрицательному значению ЧДД.


    Сноски

    ________________________

    1) Вероятные расходы в соответствии с хозяйственной практикой и с Постановлением Правительства РФ № 278 от 29.04.2002. по оплате перевода лесных земель в нелесные без изъятия.

    2) Определение состава единиц используемого карьерного оборудования и автотранспорта, а также расчет необходимого и достаточного числа единиц техники на основании предоставленной проектной документации. Подробно состав и стоимость техники представлены соответствующим Приложением.

    3) Карьерообразующие мероприятия, а именно: дренаж полосы, водоотвод, планировка карьерных дорог, планировка административного участка, учтены. Планировка подъездных путей, формирование откосов и т.п. учтены в расходах на эксплуатацию карьерной техники. Работ (расходов) по рекультивации карьера в течение первых пяти лет эксплуатации не планируется.

    ________________________

    1) В соответствии с исходными параметрами Проекта.

    2) Ставка дисконтирования обычно принимается на уровне доходов, которые могут быть получены в результате практически безрискового вложения капитала.

    3) «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». «… Начиная с 2004 года, инфляция будет устойчиво сохраняться на уровне менее 10 процентов...» По расчетам Правительства РФ и Центробанка РФ общая инфляция: 2003 — 10-12%%, 2004 — 8-10%% и 2005-2010 гг — менее 10%.

    4) Представленное в Приложении №3 стр.22 “Штатное расписание” предполагает, вероятно, достаточно высокий уровень заработной платы работающих. Вопросы оптимизации штатного расписания и определения размеров заработной платы находятся в компетенции руководства Карьера.

    5) Документы, позволяющие прогнозировать динамику, отсутствуют

    6) Представлены варианты темпов роста: умеренный (I), пессимистичный (II) и оптимистичный (III). Основание для расчетов: «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» — п.3.5.4. «Государственное регулирование естественных монополий в ТЭК, на транспорте и в отрасли связи»: Документ дает основания полагать, что ж/д тарифы будут расти и расти «под присмотром» Государства, что делает их динамику крайне трудно предсказуемой. В связи с отсутствием каких-либо документов, регламентирующих тарифную политику МПС на долгосрочную перспективу, в расчетах предложены три Варианта темпов роста тарифов.

    7) Цена реализации приблизительная (желаемая). Анализ цен реализации (фактических) и условий конкурентного предложения, а также работы по оценке текущего состояния и перспектив изменения объемов спроса (в физическом и ценовом выражении) на добываемое сырье в Регионе настоящим Договором не предусмотрены.

    8) Темпы роста цен на строительные материалы, вероятно, будут выше темпов общей инфляции. «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»: «… в течение относительно длительного периода времени рост цен производителей будет превышать рост потребительских цен…»