Библиотека маркетолога

Обзоры рынков
Офисная мебель

Исследовательская фирма "Гортис" (Санкт-Петербург)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Фрагмент результатов специального исследования, проведенного персоналом «ГОРТИС» - маркетинговые исследования, консалтинг» в апреле-мае 2002 года. Публикуется с разрешения Заказчика.

Цель исследовательских мероприятий:

  • оценка объемов и структуры спроса на мебель для офиса в различных ценовых сегментах.
  • динамика рынка, общие тенденции, а также прогнозирование изменений объемов реализации офисной мебели в среднесрочной перспективе (до 2004 года включительно).
  • предпочтения потребителей, основные мотивы выбора, оценка значимости различных факторов при принятии решения о покупке мебели для офиса.

Мероприятия по сбору первичной информации:

  • Опрос представителей фирм Санкт-Петербурга. Объем выборки — 791 респондент. Принцип формирования выборки: все коммерческие фирмы, предприятия, организации Петербурга кроме муниципальных и федеральных территориальных и отраслевых органов, организаций, учреждений, государственных унитарных предприятий. Оценка общего числа действующих фирм с «офисами» - 30-35 тысяч. Структура выборки соответствует «отраслевой» структуре фирм.
  • Опрос специалистов, работающих на рынке офисной мебели). Проведено — 38 интервью.

ОБЪЕМ СПРОСА

Оценка объема продаж офисной мебели в Санкт-Петербурге в 2002 году — не менее 45 млн. USD*/. Общий рост объемом продаж офисной мебели в Санкт-Петербурге в 2002 году по сравнению с 2001 годом составил 30-40%% (т.е. более чем на 10 млн. USD). Основной фактор роста объемов — увеличение стоимости покупки.

ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ ОФИСНОЙ МЕБЕЛИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

ВНИМАНИЕ !!! Здесь и далее без учета спроса со стороны государственных и муниципальных учреждений и структур

СТРУКТУРА СПРОСА

Доля «покупок» различного объема в общем числе, 2002 год

Доля «покупок» различного объема в общем объеме затрат, 2002 год

В 2001 году почти две трети всех покупок офисной мебели (65%) пришлось на суммы «до 2000 USD», но на долю этих покупателей приходится менее четверти (23%) совокупных затрат на приобретение офисной мебели в Петербурге.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Объемы спроса на офисную мебель в Петербурге растут и будут расти. Прежде всего будет расти сегмент средней ценовой группы рабочих мест за 200-400 USD, как правило, это «качественная и недорогая отечественная мебель».

Покупатель уже готов платить за качество и эргономику; происходит переориентация на мебель светлых тонов; большее внимание необходимо уделять дополнительному сервису.

Российская мебель по качеству стала существенно ближе к европейской.

Преимущества в конкурентной борьбе будут иметь фирмы, предлагающие КАЧЕСТВЕННУЮ, но недорогую мебель, обеспечивающие сопровождение клиента (проектирование, доставка и сборка, гарантийное и послегарантийное обслуживание); и те фирмы, которые быстрее и «правильнее» решат вопрос о соотношении качества продукции и затрат на ее производство, продвижение и сопровождение.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Две трети фирм Санкт-Петербурга довольны мебелью в своём офисе. Большая часть мебели в фирмах российского производства. Условно соотношение российской и импортной мебели в офисах петербургских фирм можно определить как «75 к 25».

По мнению потребителей, основной характеристикой офисной мебели является «удобство/эргономичность». Прочие факторы имеют существенно меньшее значение. Так «дизайн/внешний вид» в большей степени важен для фирм, оказывающих услуги, «надежность/долговечность» — для торговых организаций, а «качество исполнения/материалов» — для представителей сектора «производство».

Страна происхождения мебели не является существенным фактором при выборе, хотя примерно половина фирм при выборе ориентируется на мебель российского производства.

Большинство потребителей считают, что стоимость комплекта мебели на одно «рабочее место» должна быть около 200-220 USD. Потребитель всегда хочет платить меньше. Как показывает опыт работы на других рынках, заявляемая при опросах «приемлемая стоимость», как правило, на 30-40%% ниже той цены, которую потребитель реально платит.

Следовательно, можно предполагать, что значительная часть потребителей (в т.ч. ориентируясь на «удобство/эргономичность» мебели) будет «согласна» с ценами в 280-320 USD. Более половины специалистов, работающих на рынке, считают наиболее перспективной реализацию офисной мебели с ценой «рабочего места» от 200 до 400 долларов.

КАКАЯ ЦВЕТОВАЯ ГАММА В ОФИСНОЙ МЕБЕЛИ ВАМ БОЛЕЕ СИМПАТИЧНА? %% респондентов

МЕБЕЛЬ ДЕРЕВЯННАЯ ТИПА КУХОННОЙ: МЕБЕЛЬ КУХОННАЯ, СЕКЦИОННАЯ (94.03.401000)

По коду ТН ВЭД 94.03.401000 в 2002 году ввезено «товара» общим весом (нетто) около 50 тыс. тонн. Для сравнения, в 2001 году ввоз по этой позиции составил примерно 26 тыс.тонн, а в 2000 - около 25 тыс. тонн. Налицо существенное увеличение импорта товаров, продекларированных как «МЕБЕЛЬ ДЕРЕВЯННАЯ ТИПА КУХОННОЙ: МЕБЕЛЬ КУХОННАЯ, СЕКЦИОННАЯ». Существенные изменения объемов, вероятно должны сказаться на изменениях в структуре.

СТРУКТУРА ИМПОРТА страна отправления, %% по весу декларированного груза

ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ ИМПОРТА вес нетто, тыс.тонн в мес., за 30 мес., с января 2000 года


Сноски

*/ Оценка и прогноз «МИК «ГОРТИС», без учета спроса со стороны государственных и муниципальных учреждений и структур.