Библиотека маркетолога

Обзоры рынков
Интернет

Исследовательская фирма "Гортис" (Санкт-Петербург)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Фрагменты инициативного проекта «ГОРТИС» — маркетинговые исследования, консалтинг».

В основе исследования лежит опрос населения Санкт-Петербурга (без пригородов), который был проведен персоналом фирмы в период с 30 января по 06 февраля 2003 года. Метод исследования - телефонный опрос. Генеральная совокупность - население Санкт-Петербурга старше 15 лет (без пригородных районов). Выборка - случайная бесповторная с дополнительным квотированием и районированием. В выборочной совокупности представлены все районы города пропорционально их доли в общей численности города.

В исследовании, результаты которого легли в основу Обзора, приняли участие - 1508 респондентов. Целевая подвыборка («пользователи Интернета») - 463 респондента.

Для сравнения и построения динамических рядов использованы результаты исследований «МИК «ГОРТИС» 1999 и 2001 годов. Данные сопоставимы.

ЧИСЛО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

  • На начало 2003 года имеют доступ к сети Интернет 31% взрослого населения Санкт-Петербурга (без пригородов) или примерно 1035 тыс. жителей в возрасте «16 лет и старше». Именно эти люди могут рассматриваться как «аудитория Интернет за месяц».

    Для сравнения, в октябре 2001 года доступ в Интернет имели 725 тыс. человек или 21% взрослого населения. За год с небольшим прирост числа пользователей составил 310 тыс. чел. или +43%.

  • Обращаются к ресурсам сети не реже 1 раза в неделю 850 тысяч петербуржцев (25% взрослого населения) или 83% всех, кто имеет возможность доступа в Интернет.

    Для сравнения, в октябре 2001 года не реже одного раза в неделю в Сеть выходили 475 тыс. чел., или 65% тех, кто имел доступ в Интернет. Прирост числа пользующихся Интернетом не реже 1 раза в неделю, составил 375 тыс. чел. или +79%.

  • В Санкт-Петербурге (без пригородов) средняя за неделю «взрослая» аудитория Интернета составляет примерно 910 тыс. чел или 27% жителей в возрасте «16 лет и старше».

    Для сравнения, в октябре 2001 года средненедельная аудитория была 540 тыс. чел. За год с небольшим прирост числа пользователей за неделю составил 370 тыс. чел. или +69%.

  • К активным пользователям можно отнести тех, кто выходит в Сеть практически ежедневно, а это на начало 2003 года примерно 285 тыс. человек или 8.4% взрослого населения Санкт-Петербурга (без пригородов).

    Для сравнения, в октябре 2001 года активных пользователей среди жителей Петербурга (без пригородов) в возрасте «16 лет и старше» было 215 тыс. чел. Прирост числа активных пользователей составил 70 тыс. чел. или +33%.

  • Средняя за день или, точнее, среднесуточная аудитория Интернета на начало 2003 года оценивается в 450 тысяч человек или 13.4% взрослого населения Санкт-Петербурга (без пригородов)..

    Для сравнения, в октябре 2001 года среднесуточная аудитория составляла 270 тыс. чел, т.е. прирост за период составил 180 тыс. чел. или +67%.

    ДИНАМИКА ЧИСЛА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

    ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ

    ДИНАМИКА ПО МЕСТУ ДОСТУПА В ИНТЕРНЕТ тыс. жителей Петербурга (без пригородов), «16 лет и старше»

    Имеют возможность выхода в Интернет и дома, и на работе – 235 тыс. петербуржцев от 16 лет и старше (около 23% пользователей Интернета).

    В октябре 2001 года имели доступ в Интернет и дома, и на работе 105 тыс. чел. или 14% пользователей. За год с небольшим прирост числа таких пользователей составил 130 тыс. чел или 124%.

    ЧАСТОТА ОБРАЩЕНИЯ К ИНТЕРНЕТУ

    (%% пользователей) Октябрь 2001 года

    (%% пользователей) Февраль 2003 года

    СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ %% группы по столбцу

    Несмотря на то, что с каждым годом происходит существенное увеличение числа пользователей Интернета, их структура остается на редкость стабильной.

    Среди жителей Санкт-Петербурга, пользующихся Интернетом, несколько больше доля мужчин – 57%, петербуржцев в возрасте 25-44 лет (около 50%), имеющих высшее или незаконченное высшее образование (около 70%), работающих (72-74%%), учащихся (20-22%%), специалистов (около 30%) и руководителей (13-15%%).

    За прошедшие 2 года можно отметить лишь следующие тенденции:

    • несколько увеличивается доля пользователей 25-44 лет (с 45-48% до 50%) и уменьшается доля пользователей старше 45 лет (с 26% до 19%);
    • снижается доля пользователей с высшим или незаконченным высшим образованием (с 72% до 68%);
    • увеличивается доля учащихся и студентов (с 15-19% до 22%);
    • снижается доля специалистов (с 36-42% до 33%), увеличивается доля работников торговли и сферы обслуживания (с 5-6% до 8%).

    Структура активных пользователей Интернета (выходящих в сеть практически ежедневно) еще более стабильна, чем структура всех пользователей Интернета. Среди них большинство – мужчины (66-67%), 25-44 лет (55-61%), имеющие высшее или незаконченное высшее образование (85-86%), работающие (87-89%), проживающие в семьях с уровнем дохода на одного человека в месяц выше среднегородского в 1.55 раза. Из изменений можно отметить лишь снижение доли специалистов (с 43% до 37%) и увеличение доли руководителей (с 20% до 25%).

    Увеличение числа домашних пользователей повлекло за собой следующие изменения в структуре: увеличилась доля работающих (с 48% до 69%), автоматически с ней увеличилась доля специалистов (с 20% до 31%) и руководителей (с 8% до 13%). Это произошло за счет уменьшения доли студентов с 33% до 25%.

    Изменения в структуре пользующихся Интернетом на работе или по месту учебы происходили в следующем направлении: увеличилась доля мужчин (с 51% до 58%), имеющих высшее или незаконченное высшее образование (с 75% до 88%), руководителей (с 14% до 21%), но уменьшилась доля специалистов (с 44% до 38%).

    Несмотря на то, что с каждым годом происходит существенное увеличение числа пользователей Интернета, их структура остается на редкость стабильной.

    Среди жителей Санкт-Петербурга, пользующихся Интернетом, несколько больше доля мужчин – 57%, петербуржцев в возрасте 25-44 лет (около 50%), имеющих высшее или незаконченное высшее образование (около 70%), работающих (72-74%%), учащихся (20-22%%), специалистов (около 30%) и руководителей (13-15%%).

    За прошедшие 2 года можно отметить лишь следующие тенденции:

    • несколько увеличивается доля пользователей 25-44 лет (с 45-48% до 50%) и уменьшается доля пользователей старше 45 лет (с 26% до 19%);
    • снижается доля пользователей с высшим или незаконченным высшим образованием (с 72% до 68%);
    • увеличивается доля учащихся и студентов (с 15-19% до 22%);
    • снижается доля специалистов (с 36-42% до 33%), увеличивается доля работников торговли и сферы обслуживания (с 5-6% до 8%).

    Структура активных пользователей Интернета (выходящих в сеть практически ежедневно) еще более стабильна, чем структура всех пользователей Интернета. Среди них большинство – мужчины (66-67%), 25-44 лет (55-61%), имеющие высшее или незаконченное высшее образование (85-86%), работающие (87-89%), проживающие в семьях с уровнем дохода на одного человека в месяц выше среднегородского в 1.55 раза. Из изменений можно отметить лишь снижение доли специалистов (с 43% до 37%) и увеличение доли руководителей (с 20% до 25%).

    Увеличение числа домашних пользователей повлекло за собой следующие изменения в структуре: увеличилась доля работающих (с 48% до 69%), автоматически с ней увеличилась доля специалистов (с 20% до 31%) и руководителей (с 8% до 13%). Это произошло за счет уменьшения доли студентов с 33% до 25%.

    Изменения в структуре пользующихся Интернетом на работе или по месту учебы происходили в следующем направлении: увеличилась доля мужчин (с 51% до 58%), имеющих высшее или незаконченное высшее образование (с 75% до 88%), руководителей (с 14% до 21%), но уменьшилась доля специалистов (с 44% до 38%).

    ДОЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУППАХ %% Интернет-пользователей в группе по строке

    Категории населения, в которых доля пользователей Интернета превышает 50%: проживающие в семьях с доходом на человека в месяц свыше 10 тыс. руб. (87%) и 5-10 тыс. руб. (56%), руководители (76%), учащиеся и студенты (58%), молодежь 16-24 лет (53-55%) и специалисты (50%).

    Наименее охваченные слои населения – пенсионеры (2%), петербуржцы старше 55 лет (4%), рабочие (8%), проживающие в семьях с доходом на человека в месяц менее 3 тыс. руб. (9%), имеющие среднее специальное образование (15%) и домохозяйки (19%).

    С октября 2001 года число пользователей Интернета в Петербурге увеличилось на 43%. Если посмотреть динамику роста числа пользователей по различным социальными группам, то существенный прирост числа пользователей произошел среди студентов (на 61%), молодых петербуржцев 16-19 лет (+71%) и 20-24 лет (+87%). Более низкие темпы роста числа пользователей были среди домохозяек (+12%), специалистов (+22%), имеющих высшее или незаконченное высшее образование (+29%) и петербуржцев 45-54 лет (+32%).


    Сноски

    1) все жители Санкт-Петербурга (без пригородов), «16 лет и старше», имеющие возможность доступа в Интернет

    2) пользователи, выходящие в Сеть практически ежедневно

    3) имеют возможность доступа в Сеть дома

    4) имеют возможность доступа в Сеть на работе

    5) специалисты техники и гуманитарии (подробнее см. стр. 20)

    6) руководители высшего и среднего звена

    7) доход на члена семьи в месяц, рублей или %% по отношению к среднему по Санкт-Петербургу

    1) все жители Санкт-Петербурга (без пригородов), «16 лет и старше», имеющие возможность доступа в Интернет

    2) пользователи, выходящие в Сеть практически ежедневно

    3) имеют возможность доступа в Сеть дома

    4) имеют возможность доступа в Сеть на работе

    5) специалисты техники и гуманитарии (подробнее см. стр. 20)

    6) руководители высшего и среднего звена

    7) доход на члена семьи в месяц рублей или %% по отношению к среднему по Санкт-Петербургу