Заметки маркетолога
Канаев Дмитрий Александрович
СТРУКТУРА РАБОТ И СТОИМОСТЬ РЫНОЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ТИПОВАЯ ПРОЦЕДУРА РЫНОЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ:
- Постановку задачи, разработку методики исследования (формирование и согласование Технического задания).
- Разработку и согласование с Заказчиком основных принципов сбора информации, в т.ч. Анкет, Бланков регистрации и принципов формирования выборок.
- Реализацию комплекса мероприятий по сбору информации (опросы, запросы, перлюстрация и т.п.).
- Мероприятия по контролю качества работ по сбору первичной информации (анкетирования, интервью).
- Обработку результатов опросов, интервью, фокус-групп.
- Анализ и структурирование всего комплекса информации по проблеме (предметной области), интерпретация и формулирование выводов, прогнозов, рекомендаций.
- Подготовку печатного отчета, содержащего необходимую текстовую информацию с описанием всего цикла проделанных работ, таблицы и графики, представляющие основные распределения по информационному массиву, комментарии, выводы, в том числе прогнозы специалистов ИФ “ГОРТИС” в рамках поставленных задач.
- Передачу Заказчику всех первичных материалов, аудио и видео записей, если производство таковых планировалось.
- Презентацию результатов исследования.
- Консультационную поддержку по результатам исследования.
СТРУКТУРА РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ ИФ «ГОРТИС»
ДОЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
ДОЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНТЕРВЬЮ
СТРУКТУРА РАБОТ И СТОИМОСТЬ РЫНОЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
БАЗОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЗАКАЗНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Комментировать стоимость услуг, ссылаясь на расценки исследовательских фирм Германии, Франции, США или Финляндии, вероятно, не разумно. Кого удивит, что «там у них» стоимость проведения одной фокус-группы не менее 3000 USD... «Здесь у нас», как правило, стоимость услуг калькулируется, исходя из затрат, необходимых для ее оказания.
Ниже представлена схема формирования стоимости исследования, в основе которого лежит сбор информации методом телефонного интервью (1000 респ.):
Базовыми при расчете стоимости услуг по затратному принципу являются расходы на заработную плату. Результатом «экономии» на зарплате интервьюеров и специалистов, с нашей точки зрения, будет вполне понятная схема: «Начальник делает вид, что платит, а подчиненные делают вид, что работают».
Для нормальной работы желательно, чтобы нагрузка на одного интервьюера не превышала 200 телефонных интервью в месяц. При существующих расценках Интервьюер в «пиковом режиме» может заработать 80-100 USD/мес , т.е среднюю заработную плату, за очень несреднюю работу.
Для выполнения работ Договора средней сложности необходимо 10-12 чел/дней работы специалистов. Примерный перечень работ, выполняемых специалистами ИФ “ГОРТИС”, при проведении исследований:
- разработка и согласование методики исследования;
- разработка и согласование с Заказчиком анкет, бланков и принципов формирования выборок;
- организация комплекса мероприятий по сбору первичной информации (опросы);
- сбор и систематизация вторичной информации, имеющей отношение к предмету исследования;
- контроль качества опросных работ (регистрации);
- обработка результатов — анализ и структурирование всего комплекса информации о предметной области, интерпретация, формулирование выводов, ырекомендаций;
- подготовка печатного отчета;
- презентация результатов исследования.
Если стоимость исследования (базирующегося на тлф. опросе 1000 рнесп.) считать по минимально разумным затратам на заработную плату интервьюеров и специалистов, то она должна быть немногим менее 2000 USD, что НИЖЕ среднерыночной стоимости. С нашей точки зрения, услуги исследовательских организаций недооценены (на 15-40%%).
В стоимость «количественных» исследований входят: - разработка программы исследования;
- разработка и согласование анкеты; тиражирование материалов опроса;
- обработка результатов опроса, создание служебной базы формата *.dbf;
- отчет в виде брошюры (файла), содержащий необходимую информацию с описанием всего цикла проделанных работ, таблицы и графики, представляющие основные распределения по информационному массиву, комментарии, прогнозы специалистов;
- подшивка всех первичных материалов.
В стоимость «качественных» исследований входят:
- разработка программы исследования; разработка и согласование программы беседы/интервью; тиражирование необходимых материалов; подбор и приглашение участников;
- отчет в виде брошюры (файла);
- аудио-, видео- запись беседы.