Библиотека маркетолога

Заметки маркетолога

Канаев Дмитрий Александрович

Оглавление

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОБЪЕМОВ СПРОСА НА РАЗЛИЧНЫЕ ТОВАРЫ (УСЛУГИ)

ВЫБОР МЕТОДА

Мы рассмотрели основные приемы и методы, используемые исследователями при сборе информации. Долго говорили о том, что исследования это сложный процесс, требующий специальных знаний, навыков, инфраструктуры...

А можно ли самому определить методику проведения исследования ? Можно ! И вот зачем... Определенность поможет Вам разобраться с «главным» вопросам: «Сколько будет стоить получение необходимой информации?».

Для того, чтобы определить объем спроса на конкретный товар/услугу (группу товаров), необходимо понять какие свойства товара/услуги будут прежде всего влиять на совокупность приемов и методов (методику), используемую при проведении работ по оценке объемов спроса.

В основе построения представленной ниже «Карты типологизации...» лежит принцип частоты присутствия «признака» в совокупности или оценка числа лиц, способных предоставить необходимую информацию. Предполагается, что число «способных предоставить необходимую информацию», будет зависеть от числа пользователей товара/услуги в регионе и частоты использования товара/услуги (с учетом фактора «значимости» товара/услуги для потребителя).

Карта типологизации товаров и услуг при выборе методов изучения объемов спроса и прогнозирования объемов потребления

тип 1 — для изучения объемов спроса могут быть использованы количественные методы, т.е. прогнозы объемов спроса могут быть сделаны на основании опросов. Анализ вторичной информации и интервью с экспертами (“малой” выборки) могут и должны использоваться в качестве дополнительного источника информации.

  • тип 1-2 — для оценки объемов спроса необходимо реализовывать комплексы исследовательских мероприятий, где опросы “больших” выборок могут иметь место, но не будут основным источником информации.
  • типа 2 — для изучения объемов спроса на товары в качестве базовых методов сбора информации должны использоваться анализ вторичной информации, опросы экспертов и представителей определенных групп населения (направленные, квази-репрезентативные выборки), а также регистрация.

    Объемы спроса на Товары любого типа можно оценивать «от Производителя» — объем спроса равен объему производства плюс совокупное сальдо экспортно-импортных операций и минус сальдо товарных запасов на всех стадиях продвижения товара к потребителю. Схема будет реализована, если производитель один, экспорт-импорт счётен или отсутствует, а промежуточное звено и товарные запасы малы или отсутствуют. Возможное применение: приборы, станки, отдельные ассортиментные группы строительных материалов, некоторые услуги.

    Если производство и экспортно-импортные операции не контролируемы, а потребители относительно малочисленны и труднодоступны, то можно оценивать объемы спроса, анализируя информацию, полученную «от Оптовиков».

    Схемы сбора информации для оценки спроса на новый товар всегда менее очевидны. Новый товар - это такой товар/услуга, до вывода которого на рынке отсутствовали полные аналоги или близкие субституты. Упрощенный вариант схемы оценки спроса на «новый товар/услугу» предполагает следующие мероприятия:

    • Анализ вторичной информации, в т.ч. сравнение с иными географическими рынками, где товар или услуга могут быть уже представлены.
    • Оценка масштабов функциональной потребности, удовлетворяемой новым товаром (услугой), идентификация потребности, которую человек будет удовлетворять с помощью нового товара и оценка емкости рынка по факторам, влияющим на «способы удовлетворения»; методы сбора информации для оценок могут быть различными, тут есть место и для опросов населения, и для интервью с экспертами, и для фокус-групп.

    Прогнозирование спроса на новый товар - всегда КОМПЛЕКС мероприятий в рамках УНИКАЛЬНОЙ исследовательской программы.

    ПРАКТИКУМ
    МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОБЪЕМОВ СПРОСА

    ГРУППА 1. Оценка объемов спроса основана на результатах личного интервью направленной выборки с обязательным использованием вторичной информации для адекватной интерпретации результатов опроса. Статус респондента — «ЦГ» или «Эксперт». Объемы выборки — от 50-80 до 600-800 респондентов.

    • автоматизированная система управления технологическими процессами судна
    • автомобильная химия
    • лекарственные препараты твердых форм
    • нефтепродукты и сопутствующие услуги
    • новое жилье
    • объекты жилой недвиж-ти
    • организация учета и контроля с использованием штрихкодовых технологий
    • продукция птицекомбината, опт.
    • светильники, люстры верхней ценовой группы
    • сотовая связь
    • услуги “бизнес обучения”
    • услуги “предприятия общественного питания”
    • услуги косметической хирургии
    • услуги по предоставлению автомобилей во временное пользование

    ГРУППА 2. Оценка объемов спроса основана на результатах телефонного интервью на рабочем месте направленной выборки с обязательным (крайне желательным) использованием вторичной информации для адекватной интерпретации результатов опроса. Статус респондента — «ЦГ» и/или «Эксперт». Объемы выборки — 50-80 для «Экспертов» и, как правило, от 300 до 600 респондентов для «ЦГ».

    • гостиничные услуги
    • грузоперевозки
    • кровельные материалы
    • наружная реклама
    • оконные конструкции
    • оконные конструкции, опт
    • оргтехника
    • офисная мебель (вар. 2)
    • пиломатериалы
    • сантехническое оборудование
    • спрос на аренду помещений в бизнес-центрах
    • торговое холодильное оборудование
    • услуги телефонных справочных служб

    ГРУППА 3. Оценка объемов спроса основана на результатах анализа вторичной информации, а также результатов личного и/или телефонного интервью по направленной выборке. Статус респондента — «ЦГ» или «Эксперт». Объемы выборки — 25-60 для «Экспертов» и 400-600 респондентов для «ЦГ».

    • аренда офисных и торговых помещений
    • «копиры»
    • материнские платы, опт
    • мебель для дома (вар 2)
    • межкомнат. двери, опт.
    • мороженое мясо, опт.
    • офисная мебель (вар 1)
    • пазо-гребневые блоки (стройматериалы)
    • паркет
    • паркетный лак, опт !!!
    • проволока “бортовая” и РМЛ, “тонкие канаты” (пром. назначения)
    • стеклоблоки (ГОСТ 9272-81), опт
    • термоусадочная полиэтиленовая пленка (пром. назначения)
    • услуги семейного врача категории VIP

    ГРУППА 4. Оценка объемов спроса основана на результатах телефонного квартирного интервью, выборка репрезентативна (по параметрам ...) с желательным использованием вторичной информации для адекватной интерпретации результатов опроса. Статус респондента — «жители Санкт-Петербурга», «ЦГ». Объемы выборки — от 1000 до 2000 респондентов.

    • аудио-, видео, быт. техника
    • верхняя женская одежда
    • водка
    • колбасная продукция
    • кофе
    • кремовые торты, пирожные
    • купальники женские
    • лакокрасоч. материалы
    • лекарственный препарат
    • масла сливочное, соленое
    • масложировые смеси
    • мебель для дома (вар 1)
    • межкомнатные двери
    • минеральная вода
    • насосы электр., бытовые
    • новая радиостанция
    • пельмени
    • пицца «fast-foods»
    • продукция птицекомбината (яйцо, мясо птицы)
    • растительное масло
    • сосиски куриные
    • спортивная одежда, обувь
    • средства бытовой химии
    • страхование жизни
    • удобрения и подкормки для садоводов
    • услуги в сфере досуга, отдыха, развлечений
    • чай

    ГРУППА 5. Оценка объемов спроса основана на результатах личного интервью направленной выборки с обязательным использованием вторичной информации для адекватной интерпретации результатов опроса, а также анализа итогов регистрации объемов потребления в местах продажи товаров или оказания услуг. Статус респондента — «ЦГ». Объемы выборки — от 300 до 800 респондентов.

    • бильярд, боулинг
    • женская одежда для спорта и активного отдыха отдельных ассорт. позиций
    • керамическая и кафельная плитка отдельных ассортиментных групп
    • краски строительные, отдельных ассорт. позиций
    • пивной ресторан
    • сухие строительные смеси (стройматериалы)
    • товары косметическо-парфюмерной группы
    • ювелирные изделия, украшения

    ВНИМАНИЕ !!! ВСЕ без исключения исследования предполагают, в той или иной мере работы по сбору, систематизации и анализу вторичной информации. Специальные знания предметной области есть необходимое условие успешной работы. Отсутствие специальных знаний о конкретной предметной области до начала работ по Договору - проблема успешно решаемая. Специалисты ИФ «ГОРТИС» обладают базовыми знаниями и необходимым опытом оперативного знакомства с предметной областью.

    Желание Заказчика работать исключительно с исследователем, имеющим опыт работы на конкретном рынке не всегда оправдано. Методы сбора информации «стандартны», а время специализированных (по отраслям) исследовательских фирм еще не пришло. Объемы отраслевых исследований, как правило, не позволяют содержать полноценную инфраструктуру и штат специалистов. Это важно !!! Время специализированных фирм придет, но лет через пять-десять, не раньше.