Библиотека маркетолога

Факторная модель конкурентоспособности промышленного предприятия и резервы роста

А. Воронов, Л. Глухих Практический маркетинг №9 за 2012 год

Неотъемлемым элементом методологии разработки и реализации конкурентной стратегии промышленного предприятия является моделирование — метод научного познания, позволяющий создавать упрощенные отображения действительности — экономико-математические, аналоговые, структурные модели конкурентной борьбы и прогнозировать результаты реализации конкурентной стратегии, а также изыскивать и оценивать резервы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.

При этом перспективным направлением математического моделирования процессов конкуренции на корпоративном уровне является использование методологии транзакционного анализа, позволяющей более полно, чем в ранних подходах, рассчитать факторную модель конкурентоспособности предприятия на основе количественных методов.

Для расчета факторной модели конкурентоспособности промышленного предприятия и получения количественных оценок резервов ее роста нами был разработан и апробирован расчетным путем методологический подход, основанный на возможностях использования транзакционного анализа.

Для разработки факторной модели были использованы следующие допущения:

  1. исходными данными моделирования являются данные о транзакциях промышленных предприятий в конкурентном сегменте рынка важнейшего вида промышленной продукции;
  2. в число этих данных входят количество транзакций конкретного предприятия, их стоимость и валовая рентабельность;
  3. конкурентоспособность предприятия рассчитывается как результирующий показатель деятельности каждого конкретного предприятия на конкурентном сегменте рынка путем сопоставления операционной эффективности субъекта конкуренции и среднего рыночного уровня (метод количественной оценки конкурентоспособности предприятия М. Манвеляна);
  4. эталонная модель конкурентоспособности определяется усреднением основных факторов корпоративной конкурентоспособности (количество конкурентных транзакций, стоимость конкурентных транзакций, валовая рентабельность конкурентных транзакций в расчете на одного участника рынка);
  5. поиск и оценка резервов роста конкурентоспособности конкретного предприятия осуществляется методами сравнения и цепных подстановок, позволяющих выявить и количественно определить перспективные направления роста корпоративной конкурентоспособности на основе интенсификации использования факторов, формирующих модель корпоративной конкурентоспособности промышленного предприятия.

Расчет факторной модели конкурентоспособности промышленного предприятия предлагается осуществлять в следующей логической последовательности:

  1. составление исходного эмпирического массива конкурентных транзакций участников рынка;
  2. аналитическая характеристика массива и расчет количественных оценок конкурентоспособности субъектов рынка, необходимых для применения метода цепных подстановок;
  3. расчет условных величин конечной оценки валовой прибыли предприятия, учитывающей последовательное изменение основных факторов, входящих в модель;
  4. количественная оценка и интерпретация резервов роста корпоративной конкурентоспособности промышленного предприятия за счет факторов, составляющих модель.

Итогом первого этапа моделирования является массив, характеризующий состав и особенности конкурентных транзакций в разбивке по участникам рынка (табл. 1).

Таблица 1. Цифровой массив конкурентных транзакций участников рынка

Для составления аналитической характеристики эмпирического массива транзакций в разбивке по участникам рынка целесообразно применить следующую систему показателей (табл. 2).

Таблица 2. Аналитическая характеристика массива конкурентных транзакций участников рынка

По итогам расчета таблицы 2 появляется возможность применения метода цепных подстановок для расчета условных величин конечной оценки валовой прибыли предприятия, учитывающей последовательное изменение основных факторов, входящих в модель (табл. 3).

Таблица 3. Расчет условных величин конечной оценки валовой прибыли предприятий, учитывающей последовательное изменение основных факторов, входящих в модель

В таблице использованы следующие условные обозначения: ТРэт — количество транзакций, соответственно эталонной модели (ТРэт), 1-Z предприятий (ТР1 - TPZ), ССтр — средняя стоимость транзакций (соответственно эталонной модели и предприятий — участников исследования), СРтр — средняя рентабельность транзакций (соответственно эталонной модели и предприятий — участников исследования).

После расчета условных величин конечной оценки валовой прибыли предприятий появляется возможность расчета резервов роста корпоративной конкурентоспособности за счет изменения ее факторов (табл. 4).

Таблица 4. Расчет резервов роста корпоративной конкурентоспособности за счет изменения ее факторов

Каждый из охарактеризованных резервов (резерв роста числа транзакций на конкурентном рынке, резерв роста стоимости конкурентной транзакции и резерв роста ее рентабельности) характеризуется количественной величиной, отражающей возможность увеличения валовой прибыли предприятия при достижении соответствующего показателя каждого рассматриваемого предприятия до эталонной величины (средней по рынку).

При этом сумма резерва, получаемая со знаком «минус», характеризует общие резервные возможности предприятия в использовании каждого из факторов корпоративной конкурентоспособности, а сумма резерва со знаком «+» отражает превышение уровня использования фактора предприятием в сравнении с эталонным (среднерыночным) уровнем.

Проиллюстрируем особенности применения данной модели на расчетном примере. Имеются три промышленных предприятия, осуществивших в анализируемом периоде 29 конкурентных транзакций, общей стоимостью 250 424 тыс. руб. (табл. 5).

Таблица 5. Пример цифрового массива конкурентных транзакций участников рынка

Представленный массив был подвергнут аналитической обработке в соответствии с приведенным выше алгоритмом, в результате чего была получена следующая аналитическая характеристика (табл. 6).

Таблица 6. Аналитическая характеристика массива конкурентных транзакций участников рынка

На основании аналитической таблицы был произведен расчет условных величин, конечной оценки валовой прибыли предприятий, учитывающей последовательное изменение основных факторов, входящих в модель (табл. 7).

Таблица 7. Расчет условных величин, конечной оценки валовой прибыли предприятий, учитывающей последовательное изменение основных факторов, входящих в модель

Рассчитанные условные величины позволили получить количественные оценки резервов роста конкурентоспособности каждого из предприятий — участников исследования (табл. 8).

Таблица 8. Расчет резервов роста корпоративной конкурентоспособности за счет изменения ее факторов

Интерпретация полученных результатов выглядит следующим образом: за счет увеличения числа конкурентных транзакций до среднерыночного уровня первое предприятие — участник исследования могло бы увеличить собственную валовую прибыль от продаж на конкурентном сегменте рынка на 565,99 тыс. руб., за счет увеличения средней стоимости конкурентной транзакции — на 22,46 тыс. руб. За счет значительного опережения рентабельности конкурентных транзакций первого предприятия над среднерыночным уровнем предприятие не имеет резервов по этому фактору, а его позитивное влияние перекрыло негативное влияние двух предшествующих факторов, что обеспечило превышение валовой прибыли предприятия от осуществления конкурентных транзакций над эталонной (среднерыночной) величиной на 168,67 тыс. руб. (8 375,49 тыс. руб. против 8 206,82 тыс. руб.)

Конкурентная активность второго предприятия — участника исследования характеризовалось значительными резервами в части средней стоимости транзакции (2 743,21 тыс. руб. возможного прироста общей суммы валовой прибыли предприятия при достижении эталонного уровня рынка) и рентабельности транзакции (соответственно 2 039,78 тыс. руб.). Даже значительное превышение числа конкурентных транзакций над эталонным уровнем не обеспечило предприятию получения среднего размера валовой прибыли от конкурентных транзакций по рынку, разница составила 255,09 тыс. руб.

Третье предприятие имело наибольшие резервы в части количества конкурентных транзакций (соответственно 3 961,91 тыс. руб.), значительно превосходя показатели эталонной модели в части средней стоимости конкурентной транзакции и рентабельности конкурентных транзакций, что обеспечило предприятию положительную разницу в общем объеме валовой прибыли в сравнении с эталоном на 86,42 тыс. руб.

Авторская модель была апробирована на эмпирических массивах транзакций следующей размерности:

  1. 5 предприятий, 118 конкурентных транзакций;
  2. 7 предприятий, 221 конкурентная транзакция;
  3. 11 предприятий, 342 конкурентных транзакции;
  4. 15 предприятий 544 конкурентных транзакции.

Во всех перечисленных случаях расчет показателей эталона и резервов роста конкурентоспособности отдельных предприятий был полностью идентичен приведенному примеру, доказал свою результативность и содержательное значение в части количественной характеристики резервов повышения использования отдельных факторов корпоративной конкурентоспособности промышленных предприятий.

Вместе с тем существенным ограничением в применении предлагаемого метода является необходимость сбора значительного исходного информационного массива, характеристики которого относятся к коммерческой тайне промышленных предприятий. Существенной представляется также трудоемкость сбора подобных информационных массивов.

Однако при преодолении этих объективных трудностей предприятия — участники исследования получают возможность применения объективного количественного метода моделирования корпоративной конкурентоспособности и получения количественных характеристик резервов ее роста.

Подводя итог сказанному, отметим, что нами предложен и подтвержден соответствующими расчетами новый метод моделирования и факторного анализа конкурентоспособности промышленных предприятий, использующий методологию транзакционного анализа при исследовании конкурентных процессов, в которые вовлечены промышленные предприятия. Использование данного метода расширяет арсенал количественных методов исследования и моделирования процессов конкуренции, позволяя получать экономически обоснованные оценки эталонных значений отдельных факторов конкурентоспособности, характерных для конкретного рынка важнейших видов промышленной продукции, а на их основе — исчислять и реализовывать резервы роста конкурентоспособности промышленных предприятий.