Библиотека маркетолога

Панкрухин: "Маркетинг образовательных услуг"

А. П. Панкрухин Из материалов Гильдии маркетологов, //www.marketologi.ru

Оглавление 3.2. Сегментация по параметрам О У

Иной тип сегментации рынка - сегментация по параметрам, потребительским свойствам предлагаемых продуктов, услуг. В общих чертах - это фактически сегментация по типу и силе реакции потребителей на определенные параметры продукта. Она естественно связана с описанной выше сегментацией по группам потребителей, как и с рассматриваемой в дальнейшем сегментацией по конкурентам, по параметрам конкуренции.

Рынок ОУ сегментируется по таким параметрам ОУ, как уровень образования, профиль подготовки, уровни фундаментальности, широты образования и глубины специализации, формы обучения, его сроки (объемы), используемые методы и приемы.

Для маркетинговых исследований рынков признаки, характеризующие технологию производства продукта, являются нетипичными. Однако в маркетинге образовательных услуг они приобретают весьма существенную роль в силу специфики объекта образовательного воздействия. Обучаемый, являясь одновременно и субъектом образовательного процесса, и потребителем ОУ, демонстрирует неравнодушие, элективность именно в отношении применяемых технологий образования, форм, методов, приемов обучения.

Профили и специальности подготовки

Вслед за уровнем образования (дошкольное, школьное, вузовское и др.) главный параметр, по которому может производиться сегментация рынка ОУ,- это безусловно содержание, профили, группы специальностей подготовки. Данные о выпуске специалистов по группам вузов России, соответствующим профилям подготовки, показаны на рис. 7.

        Рис. 7.  ВЫПУСК  СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗАМИ РОССИИ
                    (по группам вузов).

.
     Обозначения: 1  -  промышленность  и строительство;  2 -
сельское хозяйство;  3 - транспорт и связь;  4 - экономика  и
право;  5 - здравоохранение, физическая культура и спорт; 6 -
просвещение; 7 - искусство и кинематография.

С 1992 г. ряд вузов перешел на многоуровневую структуру высшего образования. Основу высшего образования - базовое высшее образование - составляют образовательно-профессиональные программы по направлениям обучения, охватывающие все области науки, техники и культуры (программы второго уровня).

Образовательно-профессиональные программы по специальностям являются программами третьего уровня. Высшие учебные заведения, не перешедшие на многоуровневую структуру высшего образования, считаются реализующими образовательно-профессиональные программы третьего уровня.

С учетом этих изменений в характеристиках параметров услуг весьма значимыми становятся более подробные данные о подготовке специалистов по направлениям и профилям подготовки на территории России, опубликованные в ежеквартальном издании НИИВО "Магистр" и приведенные в таблицах на рис. 8-10.

          Рис. 8. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ЦЕЛОМ,
       ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И НАПРАВЛЕНИЯМ (тыс. чел.).

=========================================================================
¦                                  ¦      ¦В том числе по видам обучения¦
¦      1993/94 учебный год         ¦Всего ¦-----------------------------¦
¦                                  ¦      ¦ Дневное ¦ Вечернее¦ Заочное ¦
¦==================================+======+===================+=========¦
¦ Численность студентов, всего     ¦2542,9¦  1624,4 ¦  170,4  ¦  748,1  ¦
¦    в т.ч. женщин                 ¦1310,3¦   780,4 ¦   89,6  ¦  440,3  ¦
¦ Прием студентов                  ¦ 543,5¦   369,1 ¦   31,1  ¦  143,3  ¦
¦ Выпуск специалистов, всего       ¦ 443,6¦   290,2 ¦  33,1   ¦  120,3  ¦
¦    в т.ч. получивших:            ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
¦  -свид-во о неполном высш.образ-и¦   0,4¦     0,3 ¦    -    ¦ 46 чел. ¦
¦  -диплоп спец. с неполн.высш.обр.¦   0,9¦     0,8 ¦ 10 чел. ¦    0,1  ¦
¦  -диплом бакалавра               ¦   0,5¦     0,5 ¦    -    ¦  1 чел. ¦
¦  -диплом спец. с высшим. образ-ем¦ 441,6¦   288,4 ¦   33,1  ¦  120,1  ¦
¦  -диплом магистра                ¦   0,1¦     0,1 ¦    -    ¦    -    ¦
¦                                  ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
========================================================================-

          Рис. 9. ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
         ПРОГРАММАМ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ НАУКИ, ТЕХНИКИ И КУЛЬТУРЫ.

=========================================================================
¦                                  ¦      ¦В том числе по видам обучения¦
¦      1993/94 учебный год         ¦Всего ¦-----------------------------¦
¦                                  ¦      ¦ Дневное ¦ Вечернее¦ Заочное ¦
¦==================================+======+=============================¦
¦ Численность студентов, всего     ¦ 138,1¦   118,2 ¦    5,9  ¦   14,0  ¦
¦    в т.ч. женщин                 ¦  58,0¦    45,4 ¦    3,0  ¦    9,6  ¦
¦ Прием студентов                  ¦  85,2¦    75,9 ¦    3,9  ¦    5,4  ¦
¦ Выпуск специалистов, всего (*)   ¦   0,7¦     0,7 ¦    -    ¦    -    ¦
¦    в т.ч. получивших:            ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
¦  -свид-во о неполном высш.образ-и¦   0,2¦     0,2 ¦    -    ¦    -    ¦
¦  -диплоп спец. с неполн.высш.обр.¦   0,2¦     0,2 ¦    -    ¦    -    ¦
¦  -диплом бакалавра               ¦   0,3¦     0,3 ¦    -    ¦    -    ¦
¦                                  ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
========================================================================-

        Рис. 10.  ОБРАЗОВАНИЕ ПО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
                   ПРОГРАММАМ ПО  СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ.

=========================================================================
¦                                  ¦      ¦В том числе по видам обучения¦
¦      1993/94 учебный год         ¦Всего ¦-----------------------------¦
¦                                  ¦      ¦ Дневное ¦ Вечернее¦ Заочное ¦
¦==================================+======+=============================¦
¦ Численность студентов, всего     ¦2404,8¦  1506,3 ¦  164,5  ¦  734,0  ¦
¦    в т.ч. женщин                 ¦1252,3¦   735,0 ¦   86,6  ¦  430,7  ¦
¦ Прием студентов                  ¦ 458,2¦   293,2 ¦   27,2  ¦  137,8  ¦
¦ Выпуск специалистов, всего (*)   ¦ 442,9¦   289,5 ¦  33,1   ¦  120,3  ¦
¦    в т.ч. получивших:            ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
¦  -свид-во о неполном высш.образ-и¦   0,2¦     0,2 ¦    -    ¦ 46 чел. ¦
¦  -диплоп спец. с неполн.высш.обр.¦   0,7¦     0,5 ¦ 10 чел. ¦    0,1  ¦
¦  -диплом бакалавра               ¦   0,3¦     0,3 ¦    -    ¦  1 чел. ¦
¦  -диплом спец. с высшим. образ-ем¦ 441,6¦   288,4 ¦   33,1  ¦  120,1  ¦
¦  -диплом магистра                ¦   0,1¦     0,1 ¦    -    ¦    -    ¦
¦                                  ¦      ¦         ¦         ¦         ¦
========================================================================-

      * - Выпуск специалистов вузами за период с 01.10.92 по
          30.09.93г.



Наблюдаемые здесь пропорции тесно связаны с отраслевой структурой экономики. К сожалению, статистическая отчетность по потребностям отраслей, по спросу на специалистов со стороны предприятий и организаций не ведется. Региональными биржами труда и министерством труда Российской Федерации учет вакантных рабочих мест осуществляется лишь эпизодически и не обязателен для предприятий. Поэтому оценки здесь возможны только косвенные - по масштабам и соотношению и между выпуском и трудоустройством выпускников.

Так, по данным Госкомитета РФ по высшему образованию, наиболее благополучными по трудоустройству (в процентах к выпуску) являются следующие группы специальностей: здравоохранение - 78, авиационная техника - 73, разработка полезных ископаемых - 69, машиностроение и металлообработка - 69, судостроение -67 процентов от общего числа выпускников [17: 19].

Наиболее неблагоприятно обстоят дела с трудоустройством по следующим группам специальностей (также в процентах от общего числа выпускников): культура и искусство -17, инженерно-экономические специальности - 37, общеэкономические специальности - 42 процента. Но многие выпускники и ранее добивались "свободного диплома", т.е. предпочитали самостоятельное трудоустройство, что существенно снижает валидность вышеприведенной статистики как индикатора отраслевой структуры спроса.

По оценкам НИИВО, в целом потребность в специалистах с высшим образованием и их выпуск можно считать сбалансированными; вместе с тем признается, что структура выпуска должна быть изменена в соответствии с потребностью. Предполагается необходимым увеличить в структуре выпуска долю специалистов по экономике и праву, искусству и кинематографии и сохранить выпуск специалистов по здравоохранению, физкультуре и спорту, транспорту и связи, просвещению. Как будет показано в дальнейшем, эти выводы, на наш взгляд, нуждаются в некоторой коррекции.

С 1980 по 1994 год численность студентов вузов уменьшилась с 3046 тыс. чел. до 2645 тыс. чел. на 409 тыс. чел., что составило 13 процентов. В основном это произошло за счет сокращения контингента учащихся в вузах промышленности, транспорта и связи, сельского хозяйства, а также экономики и права. Последствия таких структурных сдвигов в предложении ОУ высшей школой неоднозначны.

Так, сокращение выпуска по группе специальностей "промышленность и строительство" в период с 1980 по 1992 годы на 45 тыс. чел., т.е. более чем на 10 процентов, косвенно оправдывается тем, что в отношении трудоустройства эта доля выпускников, сократившись с 41,3 до 35,6 процентов, пострадала меньше всех.

Одновременно с этим нельзя не признать, что сокращение контингента по группе специальностей "экономика и право" (почти на 23 процента) оказалось совершенно не адекватно происходящим в экономике процессам, особенно процессам демонополизации, создания мощного слоя мелких и средних предприятий. И хотя сейчас наблюдается медленное увеличение доли выпуска таких специалистов, однако его абсолютная величина за 1992 год все-таки уменьшилась с 40 до 39 тыс. специалистов.

Просчеты и несоответствия предложения со стороны государственных вузов растущему спросу немедленно взялись ликвидировать коммерческие структуры. Только в Московском экстерном гуманитарном университете (МЭГУ) по экономическим специальностям в 1993 г. в списках студентов находилось примерно 6 тыс. чел. Так более разворотливые конкуренты перехватывают у инерционных государственных вузов крупные доли перспективного сегмента рынка.

Другие признаки, используемые в процессе сегментации рынка по характеристикам предлагаемых ОУ (уровни фундаментальности и специализации, формы обучения и др.) еще более тесно, чем признаки профиля и специальности, связаны с факторами длительности жизненного цикла, периода востребования и старения знаний, рациональной длительности обучения. В свою очередь, это напрямую выводит нас на проблемы ценообразования, о чем речь еще предстоит. Эти же признаки являются ключевыми при рассмотрении проблем качества и ассортимента ОУ, выработке соответствующих стратегий по итогам оценки конкурентоспособности и позиционирования ОУ.

Инструментарий сегментации рынка по параметрам ОУ

В целом сегментация по продукту (услуге) не может быть низведена до поиска приемлемых сегментов для уже готового, зафиксированного в своих качествах продукта. Она базируется на изучении долгосрочных тенденций спроса на рынке и применяется обычно в комплексе с сегментацией по потребителям. Это осуществляется с помощью т.н. функциональных карт, как средства подобной двойной сегментации. Различаются одно- и многофакторные модели составления функциональных карт.

Однофакторные модели применимы к образовательным учреждениям достаточно узкого профиля подготовки специалистов. Хотя и в этом случае ОУ различаются по целому ряду параметров (те же фундаментализация, степень специализации и др.), но обычно в рамках однофакторной модели выбирается лишь наиболее важный из них. В настоящее время таким фактором все увереннее выступает длительность подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов. В соотнесении с этим фактором определяется, какие другие параметры более всего подходят для выделения групп потребителей, а затем оценивается перспективность и емкость выделенных сегментов рынка.

Модель такой функциональной карты, разработанная для учреждений дополнительного образования на базе фактора длительности оказания ОУ и позволяющая оценить сегменты рынка по группам потребителей, представлена на рис. 11.

  Рис. 11. Таблица сегментации рынка предприятий-потребителей
           ОУ по признакам размерности предприятия и участия
           в нем иностранного капитала, на базе фактора дли-
           тельности периода оказания ОУ.

=============================================================
¦                       ¦ Тип предприятий - потребителей ОУ ¦
¦                       ¦- - - - - - - - - - - - - - - - - -¦
¦     Длительность      ¦ Крупные ¦Средние ¦ Малые  ¦с учас-¦
¦      оказания ОУ      ¦ госуд.  ¦отечест-¦отечес- ¦тием   ¦
¦                       ¦ акцио-  ¦венные  ¦твенные ¦иностр.¦
¦                       ¦ нерные  ¦        ¦        ¦капит. ¦
¦-----------------------+---------+--------+--------+-------¦
¦ Целевые краткосрочные ¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦ курсы по отдельным    ¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦ проблемам (1 - 3 дня) ¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦-----------------------+---------+--------+--------+-------¦
¦ Семинары, курсы повы- ¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦ шения квалификации по ¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦ специальности (1 - 2  ¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦ недели)               ¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦-----------------------+---------+--------+--------+-------¦
¦ Переподготовка по спе-¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦ циальности (1 - 2     ¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦ месяца)               ¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦-----------------------+---------+--------+--------+-------¦
¦ Углубленные формы под-¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦ готовки специалистов  ¦         ¦        ¦        ¦       ¦
¦ (более двух месяцев)  ¦         ¦        ¦        ¦       ¦
============================================================-

Заполнение подобных функциональных карт может быть осуществлено двояко: в цифровом выражении (например, путем указания соответствующих долей сложившегося спроса на данные ОУ, в процентах) или в знаковом, пиктографическом или ином качественном выражении (например. для характеристики тенденций и перспектив роста данных сегментов). Впрочем, на пересечении строчек и столбцов подобных карт может быть также отображена информация о содержательных требованиях каждого из сегментов рынка в отношении других показателей и характеристик ОУ (качества, цены, сопровождающего сервиса и др.)

Если емкость сегмента рынка конкретных ОУ с учетом сравнительных преимуществ данного образовательного учреждения в конкурентной борьбе выглядит на перспективу растущей, то такой сегмент характеризуется для данного учреждения как привлекательный.

Проведенная с помощью функциональных карт сегментация позволяет в дальнейшем смоделировать емкость (в человеко-часах или в стоимостном выражении), а затем и привлекательность (П) выделенных сегментов рынка по формуле {1}:

П = a х b х c х d {1}, где

a - общее количество образовательных услуг по профилю, оказанных в данном географическом сегменте в учебном году;
b - доля рынка услуг, соответствующих ОУ образовательного учреждения по длительности их оказания, а также цене или другому фактору, по которому у данного учреждения могут найтись сравнительные преимущества перед конкурентами;
c - доля ОУ, реализуемых по наиболее предпочтительным для данного учреждения каналам их продвижения;
d - доля, которую учреждение будет стремиться получить, завоевать в этом сегменте рынка.

Данная методика подсчета предполагает, что остальные параметры ОУ данного учреждения не хуже, чем у его конкурентов, т.е. вполне соответствуют тому, что ожидает найти потребитель, выходя на те каналы продвижения услуг, которые учтены в формуле.

Подобные функциональные карты и процедуры расчета емкости и привлекательности соответствующего сегмента рынка актуальны не только при оценке реальности претензий образовательного учреждения на увеличение своей рыночной доли и объема реализации услуг. Не в меньшей степени они необходимы, если образовательное учреждение намерено осуществить улучшения: изменения уровня качества ОУ, их внутренней структуры и т.д.

Дело в том, что расчет затрат на эти улучшения, даже в сочетании с прогнозом оптимальной цены на обновление ОУ, еще не позволяют рассчитать эффективность нововведения. Чтобы спрогнозировать ее, нужно с помощью функциональной карты вычислить емкость нового для учреждения сегмента. Лишь после этого становится возможным выяснить, насколько будут оправданы дополнительные вложения средств в обновление ОУ.

В любом случае изучение рынка предполагает в своей основе изучение потребительских предпочтений. Поэтому сегментация рынка по признакам продукта (услуги) - это в конечном счете все равно учет (в видоизмененной и часто в более удобной форме) предпочтений определенных целевых групп потребителей. Таким образом, эти два вида сегментации рынка неизбежно подлежат сопряжению. Кроме того, в реальной практике каждое образовательное учреждение предъявляет на рынок не одну единственную образовательную услугу или продукт, а комплекс модификаций, моделей ОУ.

Отсюда вытекает необходимость найти механизм сочленения как минимум трех групп факторов: свойств (параметров) ОУ, групп потребителей и модификаций ОУ. Таким механизмом способна выступить многофакторная модель сегментации рынка ОУ, схема составления которой представлена на рис. 12.

          Рис. 12. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ОУ И ФАКТОРЫ,
  УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИХ МОДИФИКАЦИЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО
     К  РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ПРЕДПРИЯТИЙ - ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОУ.

==========================================================
¦            ¦  СЕГМЕНТЫ РЫНКА ПО ГРУППАМ  ¦             ¦
¦            ¦   ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, например:   ¦             ¦
¦ ПАРАМЕТРЫ  ¦-- - - - - - - -  - - - - - -¦ МОДИФИКАЦИИ ¦
¦            ¦    Промышленные   ¦ Посред- ¦             ¦
¦   О У П    ¦    предприятия    ¦  ниче-  ¦    О У П    ¦
¦            ¦- - - - - - - - -- ¦  ские   ¦_ _ _ _ _ _ _¦
¦            ¦Крупные ¦ Мелкие и ¦ фирмы   ¦      ¦      ¦
¦            ¦        ¦ средние  ¦         ¦  А   ¦   В  ¦
¦------------+--------+----------+---------+------+------¦
¦Фундамента- ¦        ¦          ¦         ¦      ¦      ¦
¦  льность   ¦   * *  ¦     *    ¦    0    ¦  * * ¦   0  ¦
¦подготовки  ¦        ¦          ¦         ¦      ¦      ¦
¦------------+--------+----------+---------+------+------¦
¦ Широкий    ¦    *   ¦   * * *  ¦    * *  ¦  * * ¦  *   ¦
¦ профиль    ¦        ¦          ¦         ¦      ¦      ¦
¦------------+--------+----------+---------+------+------¦
¦Глубина спе-¦  * * * ¦     *    ¦    0    ¦  *   ¦  * * ¦
¦циализации  ¦        ¦          ¦         ¦      ¦      ¦
¦------------+--------+----------+---------+------+------¦
¦ Качество   ¦   * *  ¦   * * *  ¦    * *  ¦  * * ¦  * * ¦
¦ ОУ         ¦        ¦          ¦         ¦      ¦      ¦
¦------------+--------+----------+---------+------+------¦
¦  Уровень   ¦   * *  ¦   * * *  ¦     *   ¦  * * ¦ * * *¦
¦   цены     ¦        ¦          ¦         ¦      ¦      ¦
¦------------+--------+----------+---------+------+------¦
¦  Условия   ¦    *   ¦    * *   ¦     0   ¦  *   ¦ * * *¦
¦  оплаты    ¦        ¦          ¦         ¦      ¦      ¦
¦------------+--------+----------+---------+------+------¦
¦Длительность¦    *   ¦    * *   ¦    * *  ¦  * * ¦   *  ¦
¦оказания ОУ ¦        ¦          ¦         ¦      ¦      ¦
¦------------+--------+----------+---------+------+------¦
¦Сопутствую- ¦    *   ¦     *    ¦  * * *  ¦  0   ¦  * * ¦
¦щие услуги  ¦        ¦          ¦         ¦      ¦      ¦
=========================================================-

     Обозначения: * * * - очень важный фактор * *  -  важный
фактор; * - малозначимый фактор;  0 - незначительный фактор;
А - модификация ОУ,  рассчитанная на длительное стационарное
обучение; В  -  модификация ОУ,  реализуемая в сжатые сроки,
непосредственно на предприятии.


Анализ приведенной таблицы, содержащей многофакторную модель сегментации рынка ОУ, показывает, что модификация ОУ, обозначенная символом "А", больше соответствует запросам крупных промышленных предприятий, а модификация "В" - сегменту мелких и средних предприятий промышленности, хотя резервы взаимной "притирки" явно видны. Вместе с тем особенно яс, что предлагаемый ассортимент оказывается по существу никак не корреспондирующим с требованиями третьего сегмента - группы посреднических фирм и организаций. Здесь не находит отклика предлагаемая глубина специализации ОУ, практически не существен уровень цены и особенно условия оплаты, зато крайне важны сопутствующие услуги.

По приведенной функциональной карте можно сделать вывод, что ни один из имеющихся в распоряжении вариантов (модификаций) ОУ не соответствует полностью ожиданиям целевых групп потребителей. Сегмент посреднических фирм вообще может откликнуться на такое предложение лишь из-за демонстрируемой им индифферентности к уровню цены, что при несоответствии ОУ другим требованиям потребителей из этого сегмента также выглядит весьма мало вероятным. Сегментация рынка тем самым дает весьма недвусмысленные ориентиры в отношении целесообразности и направлений обновления ассортимента ОУ.


Оглавление