Библиотека маркетолога

Соцсети как инструмент конкурентной разведки

Нежданов Игорь

Социальная сеть — интерактивный многопользовательский ресурс, контент которого наполняется самими участниками сети. Ресурс представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Собственно то, что содержимое создается самими пользователями и представляет интерес для конкурентной разведки. Ведь обыватель в большинстве своем далек от проблем защиты персональных данных и прибывает в уверенности, что написанное им будут читать только добрые люди. И обыватель пишет…. Пишет всё, что знает, о чем слышал, о чем догадывается. И таких создателей содержимого очень много.

Человек по сути своей нуждается в общении. А социальные сети позволяют еще эффективнее это общение осуществлять.  Соцсети делают общение возможным в любое удобное время,  удобном месте и обстановке, не зависеть от расстояний и границ. При необходимости можно «улучшить» себя или создать идеальную личность. Поэтому популярность социальных сетей растет.

Популярность соцсетей растет, а с популярностью растет и число пользователей. Мало того — идет выравнивание аудитории по возрасту – в соцсети идут не только молодые, но и зрелые и пожилые люди. Также в соцсети идут представители всех социальных слоев.

Активная аудитория социальных сетей в России к 2015 году составит 76 миллионов пользователей против 31 млн на начало 2010 года, прогнозирует J'son & Partners Consulting. А это большая часть населения. При таком количестве «генераторов контента» просто верх безрассудства не использовать соцсети как источник информации.

Сами понимаете, что такая популярность социальных сервисов ведет к накоплению огромного массива информации, что естественно крайне интересно конкурентной разведке, а значит ею используется.

Тенденции

Кроме того социальные сети развиваются, приспосабливаются к потребностям клиентов, повышают свою привлекательность… Такое развитие заложило вполне определенные тренды в развитии соцсетей:

Интеграция с другими сервисами и сетями – с другими соцсетями например. Ведь гораздо удобнее управлять сразу несколькими аккаунтами, чем в каждый вносить изменения отдельно. Такая интеграция дает дополнительные инструменты и конкурентной разведке. Ведь гораздо удобнее, найдя один аккаунт объекта, сразу проследить все его накопления информации и действия, а не тратить время на поиск остальных.

Специализация — развитие тематических (узкоспециализированных) сетей – сетей, предназначенных под специальные задачи. Конечно же есть например те же самые группы, но гораздо комфортнее себя чувствуешь, когда знаешь, что это не маленький кусочек огромной аудитории, а организация изначально, созданная под твои хотелки. И тут для конкурентной разведки дополнительные удобства – если нужно исследовать специфическую область, то гораздо эффективнее изучить материал собранный специалистами в этой области…

Технологическое развитие (следствие конкуренции) – тут все понятно – новые технологии тут же используются социальными сервисами для своих нужд и более эффективного удовлетворения потребностей юзеров, для привлечения еще большего количества этих же юзеров.

Коммерциализация (монетизация) и внедрение в бизнес – с коммерциализацией социальных сервисов понятно – альтруизм вещь весьма редкая в этом мире, а вот использование возможностей соцсетей в бизнесе это действительно сильный тренд. И снова для конкурентной разведки дополнительные удобства – если бизнес в своей деятельности использует социальные сервисы, то значит через эти самые сервисы можно собрать информацию об этом бизнесе и повлиять на этот самый бизнес.

Мобильность — «будь всегда на связи» — это девиз современного общества и соцсети не исключение.

Создание индивидуальных «облаков» — это еще одно удобство – все свои материалы всегда иметь под рукой и не таскать с собой кучу флэшек.

Визуализация всего что только можно – наглядность всегда удобна и для себя, и для окружающих, так что визуализация будет только развиваться и в социальных сетях тоже.

Соцсети как источник информации

Какая информация может быть получена

Что можно узнать в соцсетях? Ответ весьма интересен – возможности ограничены только знаниями пользователей данной сети. Т.е. (теоретически) в соцсети можно узнать всё, что знают все ее пользователи вместе взятые. Поистине безграничные возможности для конкурентной разведки. И этими возможностями нужно пользоваться. Конечно же нужно помнить о искажении информации и о дезинформации. Поэтому получаемые в социальных сетях данные, как в прочем и всегда, нужно перепроверять, а также изучать автора этих данных на предмет его возможностей и заинтересованности.

Основной вопрос в том каким образом эту информацию добыть. Путей не так много, но они достаточно эффективны. Это пассивный способ (прямой поиск) и активный (общение).

Прямой поиск

Имеется ввиду поиск, например, по ключевым словам с использованием поисковых сервисов самой сети или внешних поисковиков.

Данные о человеке

Какие данные о человеке можно получить в социальной сети? Да самые разнообразные – всё что может о себе сообщить сам исследуемый человек или сказать о нем люди его знающие. Т.е. очень многое если не всё. Это могут быть:

Установочные данные человека — ФИО, дата и место рождения, фото – люди сами часто их оставляют. Причем, полагая, что таким образам защищает свои данные, оставляет на одном форуме дату рождения, на другом форуме имя, на третьем форуме ICQ и при этом везде регистрируется под одним ником…

Компетенции — образование, опыт работы, достижения. Порой с такими подробностями и детализацией, что и трудовая книжка не нужна. И вновь срабатывает тот же эффект – в одном месте один комплект, в другом чуть измененный, в третьем еще с каким то изменением. Автор уже и забыл, где и что оставлял, а материал остался. Нужно его только собрать, сравнить и выявить те самые не стыковки – именно в нестыковках будет самое интересное.

Связи — родственные, дружеские, рабочие.

Особенности личности — предпочтения, хобби, взгляды, убеждения…

Материала для исследования предостаточно. А если добавить сюда еще и высказывания на форумах, в блогах и микроблогах по интересующим вас проблемам, то фактически можно составить полное представление об исследуемом объекте.

Данные о компании

О компаниях (организациях) тоже можно найти в социальных сетях не мало интересного:

Контактные и установочные данные самой компании. Их оставляют и официальные представители компании и ее сотрудники и ее клиенты-конкуренты-поставщики… А при таком огромном и не контролируемом круге знающих, в открытый доступ попадают не только официальные данные.

Кто сотрудники, кто ТОПы, кто исполнители, как с кем связаться. Эти данные оставляют и их обладатели и сторонние люди, к которым относятся в том числе и обиженные сотрудники, и не довольные клиенты.

Внутренняя обстановка офиса, взаимоотношения внутри коллектива. Размеры офиса, его наполнение имуществом и сотрудниками, активность этих сотрудников и активность телефонных переговоров, присутствие клиентов и работа с ними, корпоративный стиль – всё это является косвенным указанием на размеры и доходность компании. И всё это можно узнать посредством социальных сетей.

Места проведения корпоративных мероприятий и стиль проведения таких мероприятий тоже дают материал для умозаключений относительно компании. И эти данные также могут быть получены в соцсетях.

Ресурсы организации (финансовые, имущественные, административные…) так или иначе могут стать понятны, если использовать возможности социальных сетей.

Данные о продукте (услуге)

И о продукте (товаре или услуге) тоже можно узнать достаточно много в соцсетях. Ведь этот самый продукт кто-то делает, кто-то потребляет и все они вполне могут быть пользователями социальных сетей:

Особенности продукта (самые разнообразные). Ведь потребители обсуждают этот продукт, выясняют его свойства, делятся способами устранения неполадок и т.п.

Отношение к продукту клиентов (со всеми нюансами) тоже часто выноситься в интернет и становиться достоянием общественности.

Аналоги продукта и его заменители и их особенности также можно узнать в социальных сетях и именно по тому, что потребители это обсуждают.

Данные о событии, ситуации, проблеме…

И о событиях тоже можно многое узнать посредством соцсетей, ведь участники событий это люди. Которые пользуются социальными сетями, в том числе и для обсуждения:

Что, где, когда произошло – причем с разных точек зрения и отношения к событию.

Кто участники и суть события – и вновь можно получить мнение всех сторон.

«Подводные» течения и не явные силы, вовлеченные в событие могут быть идентифицированы как самими обуждающими событие, так и вами на основе анализа медиа-активности разных групп.

Последствия явные и не явные могут быть выяснены прямым общением с участниками и свидетелями а также на основе данных проявления интереса к событию разных сил.

Если посмотреть внимательно

К материалу в соцсетях нужно относиться очень внимательно, поскольку ответ на ваш вопрос может оказаться в самых разных, порой неожиданных местах. Иногда достаточно просто набрать ключевое слово в поисковике, иногда «побродить» по ссылкам, иногда задать вопрос «в никуда» или конкретному пользователю, а порой просто понаблюдав за развитием событий или посмотрев фотографии причастных.

В фотографиях

Взять к примеру фотографии, которые размещают пользователи в своих профилях. Что люди размещают? Правильно – то что они считают достойным, важным, интересным… По сути таким образом пользователи не явно хвастаются. А чем обычно хвастаются? Имуществом, причастностью к событию, связью с важным человеком…. Так что к фотографиям нужно относиться очень внимательно, особенно к мелким деталям на заднем плане. Такие детали помогут узнать:

Место работы объекта — по фотографиям с работы, на которых может оказаться корпоративная визитка, календарь, элемент корпоративного стиля и т.п..

Основные рабочие проекты можно также узнать по фото с работы. Человек фотографируется на рабочем месте – прикольная живая фотография, а за объектом шкаф со стоящими в ряд делами, на корешках которых названия проектов...

Персональные данные по фото авто. Частенько, назвав себя «Супербоем» и скрыв дату рождения, пользователь размещает фотку около своей новой машины. Безусловно авто дорогое и автор хочет всему миру показать, что он крут, только вот номер нужно закрашивать. В противном случае идентифицировать объект можно очень легко по этому самому номеру. И какой смысл в этом его «Супербое»?

Адреса пребывания по фото на фоне домов. Другой вариант – фото около своего дома (дачи, фазенды…) с обязательным попаданием адресной таблички…

По метаданным (если авторазмещение фото) GPS координаты места, дата-время. Это уже более сложный вариант, требующий некоторых навыков. Кроме того это срабатывает на фотографиях с авторазмещением, а не на тех, что были преобразованы в jpeg.

В личных сообщениях (на «стенах»)

При изучении нужно внимательно прочитать все сообщения (по возможности) объекта и объекту адресованные. В них можно «выловить» массу интересного:

Дата рождения объекта становиться достоянием интернета сразу как только хоть кто то его поздравил с этим «в прямом эфире». Ведь поздравляют чаще всего в день рождения, и очень редко чуть позже.

Места отдыха объекта также выявляются при прочтении обмена мнениями о них объектом со своими знакомыми.

Стиль поведения и общения это просто общий тренд высказываний по тем или иным вопросам.

Факты биографии (а также участие в событиях) также частенько становятся объектом обсуждения или подтрунивания.

Связи с другими людьми или организациями достаточно легко выявляются через их упоминание в общении или обсуждение их особенностей.

Если пообщаться

Безусловно в соцсетях сконцентрировано огромное количество информации и с каждым днем ее становиться больше. Но еще больше есть той информации у пользователей этих социальных сетей, которую они не опубликовали, но которой владеют. Вопрос в том как получить доступ к этой информации?

Способов получить доступ не много:

  • спросить напрямую;
  • спровоцировать обсуждение интересующего вас вопроса.