Библиотека маркетолога

Построение системы эффективного партнерства "вуз - предприятие"

Даниленко Любовь Владимировна Начальник управления маркетингаРоссийского государственногопедагогического университета им. А.И.Герцена

Программа конференции

По результатам исследований, проведенных отделом мониторинга и информации Управления маркетинга РГПУ им. А.И. Герцена, при выборе вуза абитуриент ориентируется не только на качество образовательных услуг, но и на реальность своего будущего трудоустройства, уверенность в конкурентоспособности своей специальности на рынке труда.

Однако, поскольку в настоящее время в стране отсутствует слаженный механизм координации системы подготовки кадров, существует проблема несоответствия между предложением и потребностями рынка труда.

Для решения этой проблемы необходим системный подход с учетом стратегии экономического развития каждого конкретного города и региона.

В рамках этого подхода мы предлагаем два направления работы.

Первое направление призвано влиять на конкурентоспособность студентов и аспирантов в процессе их обучения, повышать научную, материальную и техническую базу вузов за счет взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями.

Опираясь на опыт зарубежных вузов и нашего университета можно заключить, что для обеих сторон интересен такой вид взаимодействия как выполнение научно-практических работ по заказу предприятий. При этом компании нередко поставляют оборудование или предоставляют другую базу для проведения исследований, направляют своих сотрудников для участия в совместных разработках. Университет, со своей стороны, привлекает к исследовательским работам не только научных сотрудников и преподавателей, но также аспирантов и студентов, что в будущем открывает перед ними возможность полной реализации своего образовательного потенциала. Оправдывает себя практика проведения семинаров и других краткосрочных образовательных программ для персонала предприятий и консультирование руководящего состава специалистами РГПУ им. А.И. Герцена.

Со своей стороны, руководители и топ-менеджеры вузов приглашаются университетом для чтения курсовых программ для студентов.

В нашем университете уже есть примеры успешной совместной работы с фирмами. Заключены договора и активно развивается сотрудничество с такими предприятиями как "Кировский завод", "Норильский никель", "Ассамблея ювелиров Санкт-Петербурга", "Фармсинтез", кондитерское объединение "Любимый край", информационная служба "064", "Парус" и другие.

Поскольку руководители и топ-менеджеры предприятий нуждаются в постоянном повышении квалификации, университет предлагает для них обучение в аспирантуре и докторантуре. Так, на примере наших деловых партнеров мы наблюдаем повышение интереса к получению научной степени среди представителей бизнес кругов Санкт-Петербурга.

Дополнительный интерес для предприятий представляет содействие вузов в проведении исследований и разработок, качественное и недорогое исполнение заказов, отвечающих специфике и возможностям вуза, консультирование персонала предприятий специалистами и научными сотрудниками вузов. Кроме того, данная совместная деятельность могла бы служить дополнительным поводом для каждого из партнеров заявить о себе в СМИ, а также проводить промоакции по результатам совместной деятельности.

Еще одним интересным направлением по работе со студентами в процессе их обучения в вузе является формирование специальных обучающих центров, в которых создаются рабочие места, имитирующие деятельность на реальных предприятиях.

Так, на факультете экономики РГПУ им. А.И. Герцена успешно реализуется программа "моделирование деятельности предприятия".

Цель подобной практики - получение профессиональных навыков и опыта по профилю своего образования и закрепление их в работе с реально действующими участниками рынка.

Второе направление деятельности - это работа по трудоустройству выпускников и студентов вузов. Она включает в себя комплекс работ по оказанию информационной, методической, психологической и организационной поддержки выпускникам и студентам в целях их адаптации к рынку труда и трудоустройства. Наиболее ярким примером такой деятельности среди вузов города является Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, на базе которого создана и успешно функционирует "Городская студенческая биржа труда и обучения".

Масштаб данной работы требует не только сотрудничества между вузами и предприятиями, которые выступают в качестве потенциальных работодателей и поставщиков кадрового ресурса, соответственно. Здесь появляется третий участник - рекрутинговые агентства и службы занятости, играющие роль посредников в этом взаимодействии.

Необходимо проведение мероприятий, направленных на решение таких вопросов, как формирование условий взаимовыгодного сотрудничества "вуз-предприятие", определение критериев конкурентоспособного выпускника, диагностика состояния, прогнозирование потребностей и тенденций развития рынка труда по отраслям, приведение в соответствие системы подготовки кадров потребностям рынка труда в качественном и количественном аспектах. Результатом координированной совместной деятельности вузов и предприятий станут: повышение профессиональных знаний студентов и выпускников вуза, развитие российской науки, реальная помощь представителям бизнеса обеспечением профессиональными кадровыми ресурсами.


  • Программа конференции