Конкуренция брэндов на российском рынке
Модератор: Коро Николас, Со-Директор Capital Research Group
Завражнов Дмитрий Икарович,Президент и CEO GLOBAL MARKETING INSIGHTS, Inc.
Основные проблемы современного брэнд-менеджмента(опыт США и Европы, который необходимо знать любой российской компании)
Основная проблема современного маркетинга и брэнд-менеджмента состоит в том, что компании не поспевают в своих действиях за темпами рыночных перемен, происходящих как на локальных рынках, так и на глобальном рынке. Основная внутрикорпоративная проблема- отсутствие общего понимания и видения бренда у сотрудников, вовлеченных в процесс построения бренда ( к коим в настоящий момент относятся все, без исключения, сотрудники).
Мировой опыт учит, что для грамотного управления брэндами необходимо:
- Знать реалии современного бизнеса, его основные проблемы.
- Внимательно следить за трендами.
- Забывать вчерашние успехи, никогда не останавливаться на достигнутом.
- Учиться на лучшем мировом опыте, перенимать опыт компаний, работающих на других рынках и в других товарных категориях.
- Отказаться от множества маркетинговых мифов и стереотипов, которые были придуманы маркетологами за десятилетия существования маркетинга как науки и практики.
I. Реалии современного бизнеса:
- Информационная атака на сознание людей = дефицит внимания потребителей.
- Однообразие продуктов = дефицит лояльности потребителей.
- Высочайшие темпы перемен = сокращение сроков конкурентного преимущества компаний.
- Конец расстояний и усиление власти потребителя = возникновение и развития рынка потребителя.
- Наступление эпохи "BRAINWARE"- компаний = нематериальные активы вышли на передний план в развитых странах.
- Глобализация = новые конкуренты повсюду.
Что касается брэнд-менеджмента, то основными трендами являются "интернетизация" потребления, глобальная экспансия мега-брэндов и экспансия глобальных розничных сетей.
II. Основные проблемы бизнеса приводят нас к основным проблемам брэндинга:
- Чрезмерный рекламный шум;
- Чрезмерное количество новых товаров;
- Повышение власти потребителя вследствие новых информационных возможностей;
- Огромная власть дистрибьюторов;
- Новая глобальная и местная конкуренция;
В результате, компании сталкиваются со следующими проблемами:
- Одинаковость продуктов и "ширпотребизация" категорий;
- Проблемы дифференциации;
- Проблемы позиционирования;
- Фрагментация рынков;
- Фрагментация СМИ;
- Расширение линеек и брэндов;
- Ценовые войны и проблема лояльности потребителей;
- Давление со стороны частных марок дистрибьюторов.
К внутрикорпоративным проблемам, мешающим успешному брэндингу, можно отнести:
- Давление со стороны акционеров, желающих быстрых результатов.
- Копирование действий конкурентов (особенно когда отстающая компания во всем старается подражать лидеру).
- Соблазн изменить успешную стратегию.
- Организационные предрассудки, касающиеся инноваций.
- Структурная организация компании (например, слишком независимые бизнес-юниты).
- Соблазн расшириться на новые рынки.
- Раздутые штаты ("гиподинамия" компаний) + равноудаленность всех менеджеров от клиентов и от ответственности за брэнд.
- Чрезмерная ротация брэнд-менеджеров + слишком молодые брэнд-менеджеры.
- Ориентация на рекламу.
- Обращение за консультациями к рекламным агентствам по вопросам брэнд-менеджмента.
- "Маркетинговая шизофрения" - разрозненные, противоречащие друг другу коммуникации.
- Слишком сильное влияние финансового отдела.
- Слишком сильное влияние юридического отдела.
Данные проблемы, тренды, вкупе с маркетинговыми мифами (например, "Брэндинг- вотчина только лишь отдела маркетинга", "Если наш продукт лучше, он обязательно победит на рынке" или "То, что приносило нам успех вчера принесет успех и в будущем") для одних компаний являются непреодолимой преградой, а для других служат источником перемен и новых возможностей.
Гражданинова Маргарита,Директор по стратегическому планированию РА Sorec-Media
Основные этапы формирования и развития российских брендов, проиллюстрированные примером развития бренда "Ярославские краски"
Некоторые особенности управления брендами в России
- Особенности темпов развития российских товарных рынков и формирования брендов
- Специфика управления западными брендами
- Специфика управления российскими брендами
- Спонтанное и стратегическое формирование образов бренда
Основные этапы формирования и развития российских брендов
- До 1998 года - накопление опыта
- 1999-2000 годы - создание брендов, "захват" рынков
- 2001-2002 годы - формирование целевых аудиторий
- 2003-2004 годы - фокусировка, повышение лояльности
Для каждого из периодов рассматриваются
- тенденции развития рынков,
- плотность конкурентного окружения,
- интенсивность рекламных коммуникаций,
- стиль рекламных коммуникаций,
- основные задачи, которые ставят перед собой российские бренды
Филиппов Владимир Валерьевич,Президент РА Аврора, Вице-президентРоссийской Ассоциации Рекламных Агентств,Вице-президент Российского отделенияМеждународной рекламной ассоциации(International Advertising Association)
Реклама в новом маркетинге: функции и оценка эффективности
- Нарастающий на Западе шум по поводу кризиса традиционного маркетинга пока еще достаточно спокойно воспринимается российским профессиональным сообществом. У многих сохраняется ощущение, что молодое потребительское общество в России способно еще много лет, не пресыщаясь, оставаться мишенью для инициатив маркетологов. Об этом говорит и количество постоянно появляющихся новых марок в самых различных продуктовых категориях, и увеличение маркетинговых бюджетов, и от года к году растущий рекламный рынок. Однако надеяться на то, что Россия останется в стороне от глобальных проблем маркетинга, довольно наивно. Уже сейчас многие компании - а в особенности их владельцы - начинают пристальнее смотреть на инвестиции в свой маркетинг, пытаясь оценить их в парадигме увеличения стоимости бизнеса. В частности, для производственных и торговых компаний одним из важнейших вопросов становится управление своими марками как нематериальными активами, влияющими на акционерную стоимость компании в целом - то есть управление стоимостью бренда.
- В этой ситуации меняется и роль внешних компаний, предоставляющих сервисы владельцам брендов - прежде всего, рекламных агентств. Новая ситуация требует изменения самого взгляда на роль рекламы, ее функции в структуре маркетинга и бизнеса в целом. Если раньше мы говорили прежде всего об информационной и стимулирующей функциях, то в ближайшем будущем на первый план может выйти функция создания стоимости бренда.
- Очевидно, что новая расстановка приоритетов в функциях рекламы не может не привести к изменению подходов к оценке ее эффективности. И здесь уже недостаточно говорить об уровне знания бренда и даже о повышении текущего уровня продаж, вызванного рекламой. Необходимо обратиться к изменению стоимости бренда. Именно прирост Brand Value, достигнутый при помощи рекламы, и является наиболее адекватным критерием ее экономической эффективности.
- Однако описанный подход имеет на пути своего развития немало препятствий. И это не только вполне понятные инерция и страх перед инновациями. Сама оценка стоимости бренда и выделение ее составляющих требует от того, кто будет ее проводить, огромного профессионализма и значительных интеллектуальных ресурсов. Ну и, наконец, главное - это создание действительно партнерских отношений и полного взаимопонимания между компанией-владельцем бренда, рекламным агентством и аудитором, проводящим оценку стоимости бренда.
Буренко Дмитрий,руководитель проектов Brand Lab
Стратегии создания больших и малых брэндов
- Брэндинг: всем ли он нужен?
- Что большому брэнду хорошо, то малому - смерть
- Создание брэнда, ориентированного на потребителя
- Как создать марку в условиях ограниченности ресурсов?
Как наиболее эффективно подойти к созданию марки с учетом амбиций и ограничений?
Возрастающие риски при создании торговых марок в условиях ограниченности ресурсов и методы их снижения
Виталий Зотов Директор по корпоративным коммуникациям - Зам. директора департамента по связям с общественностью ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии"
"Ребрэндинг как эффективный инструмент стратегического менеджмента. На примере ОАО "Аэрофлот"
Данное выступление рассматривает вопросы воздействия брэнда на бизнес авиакомпании, его влияния на управленческие процессы и восприятие компании рынком. В рамках выступления будут представлены основные уроки и выводы, полученные в ходе реализации проект ребрэндинга авиакомпании "Аэрофлот", который является наглядным кейсом для практики маркетинга.
Ребрэндинг - наполнение "старого" брэнда новыми ценностями - стал одним из элементов программы преобразований в Аэрофлоте, которая охватывает огромный пласт проблем: от изменения фирменного стиля, до создания нового внешнего облика самолетов авиакомпании, от разработки новой формы для персонала, до внедрения принципиально нового стандарта обслуживания пассажиров. В рамках проекта была проведена большая работа по анализу конкурентов и их брэндов. Составлена карта позиционирования брэндов, на которой была обозначена современная позиция Аэрофлота и то положение, которое он должен занять по итогам проекта. С помощью анализа конкурентов были найдены те ключевые ценности "нового" Аэрофлота, которые авиакомпания была готова принять и поверить в них.
Целый блок проекта был посвящен вопросам развития корпоративной культуры в Аэрофлоте в рамках программы обновления компании. Краеугольным камнем новой корпоративной культуры стало создание эффективной системы коммуникаций и взаимоотношений внутри компании. Создан управленческий механизм, позволивший всем сотрудникам Аэрофлота узнать о новых ценностях брэнда компании, принять участие в обсуждении тех или иных аспектов всей программы.
Проект ребрэндинга стал катализатором и символом перемен в Аэрофлоте. Во имя реализации ценностей нового брэнда Аэрофлота был дан старт ряду управленческих проектов, нацеленных на повышение эффективности деятельности всей компании. Суммарный эффект данных преобразований составил около $300 млн. за три года. В настоящее время проект ребрэндинга еще не завершен, однако уже можно подвести предварительные итоги и сделать вывод о том, что ребрэндинг в данных условиях оказался весьма эффективным инструментом стратегического менеджмента. Опыт авиакомпании "Аэрофлот" наглядно подтверждает это.