Библиотека маркетолога

Этический кодекс взаимоотношений заказчика и исполнителя при проведении маркетинговых исследований

Малыхина Марина Александровна (Президент&CEO Magram Market Research).

Итоговое пленарное заседание

     Презентация PowerPoint, сжатая в zip-файл, размер - 140 Кб

Становление этического кодекса взаимоотношений заказчика и исследователя при проведении маркетинговых исследований неразрывно связано со становлением исследовательской индустрии в целом. Именно соблюдение жестких правил этики позволяет нашей отрасли совершенствоваться, а данные исследований являются востребованными и эффективными. Все те, кто работает на рынке маркетинговых исследований, прекрасно знают, что этот бизнес во многом зависит от доверия общественности, так как именно она в первую очередь становится объектом исследования и основным источником информации. Поэтому гарантии соблюдения Этического кода призваны убедить аудиторию в том, что исследования проводится объективно и без причинения людям неудобства.

Именно регламент, устанавливаемый этическим кодексом, способствует укреплению престижа профессии исследователей рынка, повышению качества проводимых исследований, укреплению стандартов их проведения, унификации форм предоставления данных и форматов отчетности, повышению стандартов качества исследований.

Традиции установления единого этического кодекса в первую очередь закреплены за Европейским обществом социологических и маркетинговых исследований - ESOMAR. При этом важно подчеркнуть, что кодекс ESOMAR регламентирует взаимоотношения исследователя не только с клиентом, но и с респондентом.

К ключевым положениям международного этического кода относятся следующие принципы:

  1. работы должны быть выполнены добросовестно, честно и объективно;
  2. исследователь не должен доставлять какие-либо неудобства респонденту;
  3. получение информации от респондента может основываться только на его добровольном сотрудничестве;
  4. исследование должно всегда выполняться объективно и в соответствии с установленными научными принципами.

Со своей стороны исследователь гарантирует и заказчику, и респонденту соблюдение Этического кода. Это непосредственно относится к его профессиональным обязанностям. С одной стороны, это относится к соблюдению стандартов проведения исследования. Здесь имеются в виду достоверность и правдивость информации, в том числе и относительно квалификации исследователя, соблюдение научных принципов при проведении исследования и объективного подхода к нему, четкого разделения собственно информации и ее анализа, осуществленного исследователем, контроль качества сбора и обработки информации, соблюдения требований хранения информации.

С другой стороны, это гарантии конфиденциальности полученных результатов, что, как правило, фиксируется в договоре о сотрудничестве исследователя и заказчика, где исполнитель исследования гарантирует неразглашение этих данных.

И, наконец, это защита интересов респондента перед лицом заказчика. К этой группе относятся общеизвестные требования предоставления полученных данных в обобщенном виде, обеспечение анонимности респондента.

Роль маркетинговых исследований и потребность в них постоянно растет. Следовательно, сами исследователи глубоко заинтересованы в их активном развитии и укреплении их позиции на рынке и в общественном сознании.