[an error occurred while processing this directive]

Современный бренд-менеджмент - быть лидером или потерять рынок

Стась Андрей Константинович (Председатель cовета директоров A2Z Marketing).

Брендинг в России

Современная рыночная среда бросает вызов классической модели бренд-менеджмента, выражающийся в ряде условий, в которых приходится работать компаниям:

Эти вызовы влекут за собой неизбежные изменения в организации маркетинга и в управлении брендами. Еще в 1994 году в журнале The Economist была опубликована сенсационная статья "Смерть бренд-менеджера", а в последние годы специалисты настойчиво говорят о конце эры классического маркетинга. Фактически это означает следующее:

  1. на смену массовому маркетингу, основанному преимущественно на рекламе в СМИ как основном инструменте продвижения, приходит персонализированный маркетинг, который ориентирован на использование современных методов (директ-маркетинг, интерактивный маркетинг, CRM);
  2. шансы на выживание и долгосрочный успех имеют лишь те бренды, которым удастся завоевать лидирующие позиции по важному для рынка показателю, то есть бренды-лидеры.

Новой парадигмой управления брендами стало лидерство, которое выражается в трех концептуальных направлениях:

  1. Организационном - переход от классической модели бренд-менеджмента, внедренной в 1930-х гг. в компании Procter & Gamble, к современной модели бренд-лидерства, впервые сформулированной в одноименной книге Дэвида Аакера и Эрика Иохимсталера;
  2. Рыночном - формирование стратегии нитевого лидерства в противовес широко ранее распространенному подходу по завоеванию некой, не обязательно лидирующей доли рынка;
  3. Идеологическом - формировании философии лидерства, проникающей во все компоненты концепции, стратегии и тактики брендинга.

Организационная модель лидерства

Обобщенно бренд-лидерство как модель управления брендом - это переход от тактической перспективы к стратегической, ориентированный на построение долгосрочного, вероятно, глобального преимущества бренда, основанного на ценностях, важных для потребителя и эффективно до него донесенных. Модель бренд-лидерства имеет ряд принципиальных отличий от классической модели:

  1. В отличии от характерной для бренд-менеджмента системы реагирования на изменения среды, бренд-лидерство предлагает визионерское формирование этой среды - и пусть на ее изменения реагируют слабейшие;
  2. В рамках бренд-лидерства управление брендом превращается из тактического исполнительского блока в стратегический блок, находящийся в сфере интересов высшего руководства компании;
  3. Бренд-лидерство концентрируется на управлении капиталом бренда (brand equity), а не только его имидже;
  4. Бренд-лидерство обеспечивает рост стоимости бренда и, как следствие, повышение его доходности;
  5. В рамках модели бренд-лидерства бренд-менеджер отвечает не только за внешние коммуникации с потребителем, но за внутренние коммуникации;
  6. В рамках модели бренд-лидерства бренд-менеджер превращается из координатора в лидера;
  7. Бренд-лидерство ориентировано не на локальную, а на глобальную (в России, вероятно, национальную) перспективу.

В рамках модели бренд-лидерства бренд выдвигается на первый план в корпоративной стратегии и становится предметом пристального внимания руководства компании, позволяя перевести рыночную активность организации на качественно иной уровень.

Кроме того, сегодня бренд должен быть ориентирован не только на потребителя. Его ключевая идея, сущность (brand essence) должна быть обращена как минимум к четырем целевым группам - сотрудникам компании, дистрибьюторам, крупным розничным продавцам и потребителям. Это позволяет строить бренд на основе внутренней энергетики производителя, приверженности оптового посредника, доверия розницы и предпочтения потребителя.

Рыночное лидерство

Джек Траут в книге "Новое позиционирование" пишет, что быть №1 - лучший из всех вариантов позиционирования, который только может быть у бренда. Есть также забавный каламбур на эту тему:

One - wonderful
Two - terrific
Three - threatened
Four - forget it

Действительно, только первые два бренда в каждой категории чувствуют себя уверенно. Неслучайно в каждой продуктовой группе есть "сладкие парочки", конкуренцию которым почти никто не может составить (Coke и Pepsi, Marlboro и Camel, Mercedes и BMW, Heineken и Carlsberg и т.д.).

Так как лидерами массового рынка могут быть лишь несколько брендов, выход для остальных один - тоже стать лидерами, но в четко очерченных нишах. Такие ниши могут быть определены по разным признакам:

  1. По характеристикам потребителя (противопоставление массовому бренду бренда "для узкого круга");
  2. По уникальным свойствам (действиям, удовлетворяемым потребностям) бренда;
  3. По важным для потребителя характеристикам (например, самый престижный, самый традиционный и т.д.)

Работа по построению лидерства бренда строится в пять этапов:

  1. Сегментация рынка и выявление всех возможных ниш;
  2. Оценка своего бренда на соответствие одной из ниш;
  3. Оценка потенциала выбранной ниши для бренда компании;
  4. Внедрение комплексной программы завоевания лидерства в нише (дистрибьюция, качество, внутренние и внешние коммуникации);
  5. Поддержание лидерских позиций.

Идеологическое лидерство

Реализация организационной модели бренд-лидерства и достижение лидирующих позиций на рынке требует создания в компании философии, в рамках которой каждый сотрудник ощущает

Такой подход должен быть положен в основу корпоративной культуры компании, в основу деятельности которой положено создание и продвижение брендов.




[an error occurred while processing this directive]