Библиотека маркетолога

Маркетинг розничных финансовых продуктов: средний класс на рынке сбережений, инвестиций, банковских и страховых услуг

Березин Игорь Станиславович (Руководитель "Эксперт-МА", Президент Гильдии Маркетологов).

Банковский, страховой и инвестиционный маркетинг

     Презентация PowerPoint, сжатая в zip-файл, размер - 537 Кб

1. Общий размер сбережений. К концу 2002 года совокупные сбережения населения России, находящиеся в России, по взвешенной оценке приблизились к отметке в 100 миллиардов долларов США. За год рост сбережений составил 25-35%. В среднем, это около 2 тысяч долларов в расчете на одну семью, домохозяйство. Но, естественно, распределены эти деньги весьма неравномерно. Их распределение, как и многие другие распределения в экономике, бизнесе и маркетинге в целом подчиняются Закону Парето. Но об этом чуть позже.

2. Форма и вид сбережений. Около 20 млрд. долларов сбережений - это средства граждан на рублевых счетах в российских банках (80% из них - в Сбербанке РФ). Еще около 10 млрд. - на валютных счетах (50% - в Сбербанке РФ). 7-8 млрд. дол. вложено в акции и другие ценные бумаги. Остатки рублевой наличности на руках у населения составляют порядка 450-500 млрд. рублей или 15 млрд. в долларовом выражении. Объем наличных долларов на руках у населения России составляет от 30 до 50 миллиардов. К этой массе нужно еще прибавить несколько миллиардов наличных евро. Золото, антиквариат, произведения искусства как формы хранения сбережений в России не получили широкого распространения в силу особенностей оборота и налогообложения. В любом случае речь может идти о порядке сумм от нескольких сотен миллионов долларов до нескольких миллиардов

3. Распределение по социальным группам. По оценкам аналитической группы "Эксперт МА", полученным на основе проводимого журналом "Эксперт" совместно с Группой Monitoring.ru исследования "Стиль жизни среднего класса", 60-65% совокупных сбережений населения страны приходится на долю среднего класса - семей с совокупным годовым денежным доходом в пределах от 5-7 до 30-40 тысяч долларов. По нашим данным доля таких семей составляет в России от 22 до 27% совокупного населения или 11-13 миллионов семей, домохозяйств. Таким образом, на долю одной семьи среднего класса приходится в среднем по 5-5.5 тысяч долларов сбережений. Но, конечно, и внутри среднего класса сбережения распределены весьма неравномерно, и тоже подчиняются Закону Парето. 15-20% сбережений распылено по социальным группам, находящимся ниже среднего класса. 15-20 миллионов семей, представляющих эти слои вообще не имеют сбережений, 15-20 миллионов семей имеют сбережения в среднем порядка одной тысячи долларов на семью. Оставшиеся 15-20% сбережений (15-20 млрд. дол.) сконцентрированы в социальных группах, находящихся выше среднего класса. У каждой семьи из этого социального слоя имеется в среднем по 50-60 тысяч долларов сбережений.

4. Распределение сбережений внутри среднего класса. Треть семей средних русских сегодня практически не имеют сбережений. Это либо семьи, доходы и материальные возможности которых имеют отрицательную динамику, и они вынуждены для поддержания привычного уровня текущего потребления использовать накопления предшествующих лет. Либо семьи, которые совсем недавно совершили крупные приобретения и истратили свои накопления. Они, можно сказать, теперь находятся в самом начале нового сберегательного цикла.

Еще треть семей имеет небольшие сбережения, - в пределах 3-4 тысяч долларов. Эту группу формируют семьи, которые имея возможность откладывать по 1500 долларов в год находятся на ранней стадии сберегательного цикла, а также те, которые имеют возможность сберегать не более 1000 за год уже приближаются к середине своего сберегательного цикла. На долю этой группы из 3.5-4 миллионов семей приходится около 12-15 миллиардов долларов совокупных сбережений.

Четверть семей среднего класса имеет накопленных сбережений на сумму в 5-7 тысяч долларов. Это достаточно разношерстная группа. В ней представлены и семьи, имеющие возможность сберегать по 3-5 тысяч долларов в год и, таким образом, недавно начавшие новый сберегательный цикл. И семьи, сберегающие по 1.5-2 тысячи в год и находящиеся в середине сберегательного цикла. И семьи, сберегающие по 600-900 долларов в год и уже близкие к совершению крупной покупки. На долю этой группы из 2.5-3 миллионов семей приходится около 15 миллиардов совокупных сбережений.

Наконец, 6% семей среднего класса имеют накопленные сбережения в пределах 8-12 тысяч, а 3% - 15-25 тысяч долларов. На долю этих двух групп, одна из которых объединяет порядка 600 тысяч семей, а вторая - около 300 тысяч приходится по 6 миллиардов долларов совокупных сбережений. Семьи, имеющие такие сбережения, во-первых, весьма интенсивно сберегают - по 2-3 тысячи долларов в год и более, а во вторых, находятся на завершающей стадии сберегательного цикла.

5. Цели сбережений. По вопросу о целях сбережений семьи среднего класса, делающие сбережения, разделились на пять примерно равных между собой по численности групп.

Первая группа основной целью осуществления сбережений назвала намерение потратить эти деньги на отдых и путешествия. С учетом того, что отдыхают средние русские в основном один раз в год, и преимущественно летом, сберегательный цикл этой группы семей самый короткий - 7-10 месяцев. Соответственно, заинтересовать такие семьи могут сберегательные инструменты со сроком обращения до 9 месяцев. А собрать этим семьям для качественного отдыха нужно по 1.5-3 тысячи долларов.

Вторая группа основной целью сбережений называет приобретение дорогих товаров длительного пользования: мебель, крупная бытовая и видеотехника, верхняя одежда из кожи или меха. Сберегательный цикл этой группы семей может продолжаться от 6 до 30 месяцев. Накопления этой группы также как и предыдущей скорее всего будут потрачены при достижении уровня $1-3 тысячи.

Третья группа семей копит на автомобиль, недвижимость или открытие собственного дела. Понятно, что при среднем темпе накоплений в $1500 в год необходимая сумма может быть собрана за период от 3-х до 10-ти лет. Эту группу семей можно заинтересовать сберегательными инструментами со сроком обращения от двух до пяти лет. Суммы, необходимые этой группе семей для реализации намеченных целей находятся в диапазоне от 4-х до 15-ти тысяч долларов.

Четвертая группа откладывает деньги преимущественно для оплаты услуг в системе образования или здравоохранения. Т.е. эти семьи сознательно и добровольно осуществляют то, что, строго говоря, должны были бы делать соответствующие социальные институты: страховая медицина, система образовательных ваучеров и т.п. Сберегательные циклы этой группы семей могут продолжаться 5-10-15 лет, а суммы, необходимые для оплаты соответствующих услуг могут превышать и 10 и 20 тысяч долларов.

Наконец, пятая группа, - это семьи, которые откладывают деньги просто "на всякий случай". Эта группа в принципе готова к участию в достаточно продолжительных сберегательных программах - сроком и на 10 и на 15 лет. Единственное условие, естественно кроме надежности вложений, это возможность изъять свои накопления быстро и без потерь в случае наступления того самого "всякого случая".

Семьи среднего класса имеют различные по продолжительности сберегательные циклы; причем одна и та же семья может участвовать одновременно в нескольких сберегательных циклах. Средний же, взвешенный по доле участвующих семей, срок сберегательного цикла семьи среднего класса может быть определен в диапазоне от 5 до 8 лет. Т.е. в среднем семьи сегодня находятся где-то в середине своих сберегательных циклов. Таким образом, значительная часть сбережений не может быть потрачена в ближайшее время, в силу того, что еще не накоплена необходимая сумма. Но они могут быть инвестированы для получения дополнительного дохода и приближения возможности совершить планируемую покупку.

6. Готовность к инвестициям. Инвестиционный климат для небольших частных вложений все еще остается сильно подпорченным событиями середины и второй половины 90-х годов прошлого века. Уровень доверия к инвестиционным программам и институтам все еще остается на низком уровне. Тем не менее, в отсутствии реальной альтернативы, которой на рубеже десятилетий были вложения в американский доллар, примерно 4-5 миллионов семей среднего класса, делавших сбережения в течении последних полутора лет, при определенных условиях готовы попробовать себя в качестве инвесторов.

Два миллиона семей хотели бы начать свою инвестиционную программу с суммы не превышающей $1500 и с программы продолжительностью не более одного года. Хотят поэкспериментировать. Основную часть группы "экспериментаторов" составляют семьи с совокупным годовым доходом в пределах от 6 до 9 тысяч долларов. Уже сегодня эта группа семей готова вложить порядка двух миллиардов долларов. А дальнейшее инвестиционное поведение этих семей будет зависеть от первых результатов эксперимента.

Чуть более одного миллиона семей готовы стартовать с 2-3 тысяч долларов. Заметную часть этой группы составляют семьи с совокупным годовым доходом в 10-14 тысяч долларов. Половина из них готова инвестировать на срок от 1.5 до трех лет. Эту группу инвесторов мы назвали "тактиками". Совокупный инвестиционный потенциал "тактиков" на сегодняшний день составляет порядка 2.5-3 миллиардов долларов.

15% потенциальных инвесторов -- 600-750 тысяч семей -- готовы начать с $5000. В этой группе доминируют семьи с годовым доходом в пределах от 15 до 20 тысяч долларов. Совокупный инвестиционный потенциал этой группы можно оценить примерно в 3-3.5 миллиарда долларов.

400-500 тысяч семей могут взять старт с суммы в 10-15 тысяч долларов. Это преимущественно семьи, чей годовой доход превышает 20 тысяч долларов. Совокупный инвестиционный потенциал этой группы можно оценить приблизительно в 5-6 миллиардов долларов.

7. Ожидаемая доходность. Менее 15% потенциальных инвесторов из среднего класса готовы удовлетвориться ныне действующими ставками по валютным депозитам, предлагаемым российскими банками - в пределах от 5 до 8% годовых. Это вторая, после недоверия, основная причина вялой инвестиционной активности представителей этого социального слоя.

Ставки в 10-12% годовых в валюте представляются привлекательными для трети средних русских. Таким образом, появление инвестиционного инструмента с таким уровнем доходности могло бы увеличить количество инвесторов - представителей среднего класса в 2.5 раза.

Пятая часть потенциальных инвесторов ориентируется на ставку в 15% годовых, а среди граждан с самым высоким уровнем дохода в среднем классе и положительной динамикой материального положения семьи - даже каждый четвертый. Налицо явное непонимание того, что доходность такого уровня не может быть обеспечена, без принятия соответствующих рисков.

Треть потенциальных инвесторов желала бы без риска получить доходность "не менее 20% годовых в валюте". Ни уровень образования, ни должностной статус, ни сфера занятости, ни размер предполагаемых инвестиций не являются препятствием для развития неумеренных ожиданий высокой доходности от низко-рисковых вложений.

Очевидно, что банкам и финансовым компаниям, заинтересованным в привлечении средств среднего класса необходимо поработать над повышением уровня осведомленности средних русских о возможностях финансовой системы страны. С тем, чтобы они либо умерили в 1.5-2 раза свои аппетиты по доходности от вложений с низким риском; либо сознательно приняли на себя большие риски в погоне за доходностью в 15-20-25% годовых. Соответствующий финансовый инструмент, с большой степенью вероятности, будет востребован частью инвесторов среднего класса.

Интересно, что среди семей, желающих воспользоваться ипотечными кредитами, две трети хотели бы получить кредит по ставке не более 10% годовых в валюте, и лишь пятая часть согласна на 15%. Идею о том, что граждане хотят получить кредит по ставке ниже, чем доходность на которую они рассчитывают по своим низко-рисковым инвестициям, кажется, можно неплохо обыграть в программе маркетинговых коммуникаций соответствующих компаний. Тем более, что разрыв не носит критического характера. Надо только поменять местами 8-10% и 10-12%.

8. Услуги банков. На сегодняшний день основными банковскими услугами, используемыми средним классом, являются: коммунальные платежи и обмен валюты. Растет число и доля средних русских которым требуется обслуживание пластиковых карт. Спрос на остальные услуги незначителен, стагнирует или снижается.

Факторами, препятствующими более активному пользованию банковскими услугами являются: сомнение в надежности вложений (33%), недовольство низкими процентными ставками (27%) и недостаток информации о возможностях по вложению денежных средств (15%). Только 16% средних русских считают, что пользуются банковскими услугами достаточно активно. Так что потенциал роста весьма высок. Особенно - с учетом достаточно высоких темпов количественного роста самого среднего класса - 25-30% в год.

9. Страхование. Наиболее популярными страховыми продуктами у среднего класса на сегодняшний день являются: медицинское страхование за счет предприятия (40%), страхование автомобиля (36%), пенсионное страхование за счет предприятия (25%) и коммерческое страхование недвижимости (20%). С ростом уровня дохода интерес к страхованию за счет предприятия снижается, а к страхованию автомобиля и недвижимости растет.