Библиотека маркетолога

Нужда, потребность, спрос -диалектика взаимосвязей

И.А.Тогунов
И.А.Тогунов, кандидат медицинских наук
Владимирский областной фонд обязательного медицинского страхования

Коренные изменения, происходящие в Российском обществе, характеризуются в отечественной системе здравоохранения ее качественной, хотя и не безболезненной, трансформацией.
Здравоохранение, как глубоко интегрированная специфическая социально-экономическая отрасль государства, система с высокой степенью структурных и функциональных связей, развиваясь и приобретая в конце ХХ века новые свойства, обобщенно выражаемые термином "демократизация" (по форме - структурная децентрализация, по содержанию - рыночные отношения с приоритетом экономических законов) - не просто количественно добавила к доселе сложившимся своим чертам новые характеристики, но видоизменилась в самой своей сущности.
В принципах советской системы здравоохранения, несмотря на их привлекательность, цели взаимоотношений врача и пациента более декларировались. За категориями "государственность", "профилактическая направленность", "бесплатность", "доступность" - прежде всего, стояли классические интересы государства. Личности пациента и врача как бы перемещены на второй план, хотя понятно, что без них, как субъектов взаимоотношений системы здравоохранения, никакие принципы реализованными быть не могут. Прикладная форма таких принципов во взаимоотношениях пациента и врача реализуется относительно "насильственными" административно - управленческими методами, а не порождается изначально "снизу", "изнутри"; к тому же санкционировано исключает теоретически возможное право выбора других форм взаимоотношений этих равноправных субъектов системы. По сути, любой принцип, основанный изначально не на общечеловеческих ценностях, рано или поздно входит в противоречие с исконно человеческой сущностью: желанием реализовать любые возможные формы взаимоотношений в рамках истинной свободы.
Анализируя происходящие изменения в здравоохранении с позиций социально - гигиенической науки, следует сделать предположение, что мы являемся участниками и свидетелями процессов, ведущих к закономерному возврату истинных "чистых" взаимоотношений пациента и врача. Правда, не форме доисторического уровня шаманства, а в формах, адекватных условиям современного этапа социально-экономического развития страны. Специфичностью этих современных взаимоотношениям потребителя и производителя медицинских услуг является приоритетность удовлетворения нужд и потребностей пациента (клиента). Ориентация на нуждающегося во врачебной помощи (медицинской услуге), становится ключевым фактором, а роль иных содержаний - переводится в разряд средств достижения баланса определенных целей, как пациента, так и врача.
Суть меняющейся парадигмы отечественного здравоохранения заключена, прежде всего, в переориентации приоритетов системы сохранения здоровья населения с безликого, так называемого обобществленного уровня, на уровень личности. Опираясь на данную аксиому, исследователь вправе рассматривать основополагающими составляющими мотивации целевых взаимоотношений врача и пациента (клиента) такие общепризнанные категории маркетинговой системы как нужда, потребность и спрос, предложения, деятельность и эффективность, в преломлении и адаптации их к конкретной системе медицинской деятельности.
Представляется методологически верным рассмотреть вышеперечисленные состояния субъектов маркетинговой системы в логической структурной и функциональной взаимосвязи с другими сопричастными элементами. Один из таких возможных вариантом взаимоотношения элементов, составляющих маркетинговую систему спроса и предложений медицинских услуг на уровне потребителя приведен на рисунке 1.

Рис.1. Фрагмент модели маркетинговой системы медицинских услуг со связями категорий

Рис.1. Фрагмент модели маркетинговой системы медицинских услуг со связями категорий "нужда-потребность-спрос" в блоке потребителя

В оригинальной логистической модели не только вскрыты и представлены определенным образом соотнесенные элементы рыночных (маркетинговых) систем, но и предпринята попытка условно описать мотивацию возникновения тех либо иных функций субъектов маркетинговой системы на примере модели предложения и потребления медицинских услуг. Так нужда быть здоровым в определенной степени порождается болезненным состоянием организма, хотя и не ограничивается этой предпосылкой; желание выздороветь - в маркетинговой системе запускает механизм потребности в медицинской услуге, а потенциальная возможность выздоровления реализуется в виде спроса на медицинские процедуры. В тоже время, каждая из этих характеристик потребителя медицинских услуг: нужда, потребность, спрос (по сути своей являющимися обобщенными) посредством модели описываются конкретными элементами маркетинговой системы.
Так нужда характеризуется медико-социальной проблемой, порождающей определенное состояние организма; адекватной медицинской услугой соответствующего стандарта и медико-диагностической группой, к которой в конечном итоге отнесен пациент (клиент).
Потребность в медицинской помощи в отличие от нужды в большей степени соотнесена с личностью клиента (пациента) на что объективно указывают ее характеристики в модели такие как элементы, описывающие самого субъекта маркетинговой системы (пациента), т.е. его личность, медико-экономическая группа, к которой отнесен клиент по степени платежеспособности, медицинская услуга соответствующая медико-диагностической группе.
Наконец, спрос на медицинские процедуры, адекватный конкретной медицинской услуге, характеризуется опять же личностью пациента (клиента), конкретной процедурой и ее стоимостью, а так же случаем медицинского обслуживания, связывающего пациента с врачом в системе маркетинговых отношений.
В представляемом сообщении автором не ставится задача найти ответы и решения по спектру внутренних противоречий и проблем, присущих маркетинговым системам спроса и предложения медицинских услуг. В рамках настоящей статьи хотелось бы лишь очертить круг определенных вопросов, возникших на определенном этапе исследования. Используя представленный фрагмент модели маркетинговой системы в качестве своеобразного методологического инструментария, представляется возможным обозначить и привести некоторые направления движения исследовательской мысли при изучении диалектики взаимосвязей категорий "нужда", "потребность", "спрос".
Социально-экономические проблемы, порождающие нужды.
Скрытые неосознанные нужды. Нужда-в-себе.
Сущность медицинских нужд.
Двойственность и единство нужд: потребитель-производитель.
Нужды и медицинские услуги.
Нужды и медицинские технологические стандарты.
Форма и способы удовлетворения нужд.
Диалектика связи нужд и потребностей.
Медицинские потребности.
Скрытые потребности, перевод их в осознанные потребности.
Диалектика связи медицинских потребностей и спроса на медицинские процедуры.
Диалектика взаимосвязей и приоритетность нужд, потребностей и спроса в личности пациента.
Медико-диагностические группы - модель нужд и потребностей.
Случай медицинского обслуживания - прикладная форма, аккумулирования и реализации нужд и потребностей..
Формы и методы врачебных предложений и деятельности для перевода скрытых (неосознанных) нужд и потребностей в осознанные.


Ряд проблем, по всей видимости, имеет простое решение, иные - диалектически глубоки и неисчерпаемы. К примеру, в общих чертах относительно понятно, какие нужды заставляют пациента стать потребителем медицинских услуг и удовлетворить определенный спрос - это желание (нужда) долголетия, быть здоровым, полноценно (качественно) жить и трудиться и пр. Мотивация таких нужд достаточно полно и глубоко изучена. Стороне нужд, в которых приоритетно выступает мотивация предложений производителя, в частности медицинских услуг (врачебная деятельность), по нашему мнению, в научных исследованиях уделено не так много внимания. Какие нужды заставляют врача предлагать пациенту те или иные медицинские услуги, либо медицинскую помощь вообще? Чем обуславливается мотивация удовлетворения спроса пациента? Какова роль и приоритетность альтруистических и экономических составляющих медицинского (врачебного) труда? Какова диалектика соотношений нужд потребительских и нужд производителя? Соотносятся ли нужды потребителя и производителя медицинских услуг в случае медицинского обслуживания? Каковы противоречия при столкновении нужд пациента и нужд врача? Каким образом разрешаются эти противоречие?
Эти и ряд других вопросов, по всей видимости, должны найти ответы в исследованиях маркетинговых взаимоотношений производителя и потребителя услуг (в нашем случае врача и пациента).
Все вышеизложенное является неким составляющим, толикой того, что может быть обозначено как метод формального анализа медицинской деятельности в рамках маркетинга медицинских услуг.
Возникшая в современных условиях жизненная потребность в расширении и дополнении традиционных методов социальной гигиены, такими как методы экономического анализа, методы ситуационного моделирования в системе здравоохранения, потребность научного прогнозирования вариантов развития системы охраны здоровья на базе использования новейших информационных технологий в целях принятии научно обоснованных решений по управлению отраслью - все это заставляет по-новому взглянуть на врачевание, медицинскую помощь, предоставление медицинских услуг, удовлетворение спроса пациента. Именно в такой последовательности исторического развития отношений больного и врача - от врачевания до удовлетворения индивидуального спроса конкретного клиента - заложена диалектика медицины. Непростая задача исследователей - попытаться вскрыть эту современную сущность здравоохранения.