Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/healthcare/otc_medicine.htm
Обновлено: 20.11.2017

Средства гигиены и безрецептурные препараты

По материалам Profi Online Research

Компания Profi Online Research опубликовала результаты исследования, посвященного изучению отношения россиян к товарам медицинского назначения (презервативы, средства личной гигиены, зубная паста и др.), а также к основным методам профилактики и защиты от заболеваний, передающихся половым путем. Опрос проводился в январе 2009 года среди жителей 13 крупнейших городов России и охватил 4 800 человек в возрасте от 21 до 55 лет.

Как россияне заботятся о своем здоровье

В результате исследования выяснилось, что к выбору и покупке товаров медицинского назначения люди относятся не так серьезно, как приобретению лекарственных препаратов. Более половины респондентов (51%) покупают средства личной гигиены, презервативы, зубные пасты и т.д. в супермаркетах и других торговых точках во время совершения остальных покупок. Лишь 13% целенаправленно заходят в магазин именно за этими товарами. Для сравнения, половина опрошенных отмечала, что ходят за лекарствами только в специальные аптеки и крупные аптечные сети, и только 17% были готовы приобретать их в торговых центрах и супермаркетах (см. рис. № 1).


Рис. №1: Где вы обычно покупаете изделия медицинского назначения (презервативы, зубные щетки, зубная паста и др.)?

Как показали результаты исследования, жители крупных российских городов склонны выделять только детскую зубную пасту: лишь в 13% случаев люди заботятся о подборе индивидуального средства для чистки зубов каждому члену семьи. Почти 30% опрошенных пользуются одной пастой на всех, включая детей (см. рис. №2).


Рис. №2: Сколько видов зубной пасты есть в вашем доме (одновременно используется)?

Если говорить о средствах контрацепции, наиболее востребованный метод предохранения среди россиян — использование презервативов (ими пользуются около 71%), около 17% отметили, что используют контрацептивы. А 19% жителей крупных городов вообще не используют никакие средства, защищающие от беременности и заболеваний, передающихся половым путем (см. рис. №3).


Рис. №3: Какие средства контрацепции вы используете?

Наиболее востребованными марками презервативов являются «Contex» (46%), «Vizit» (27%), «Reflex» и «Durex» (по 24%). Большинство жителей российских городов доверяют свое здоровье и безопасность именно им. Для 5% фирма не играет ровным счетом никакой роли. Эти граждане обычно приобретают те марки, которые есть в точке продажи на момент совершения покупки (см. рис. №4).


Рис. №4: Презервативами какой марки вы пользуетесь?

Также в ходе исследования респондентам был задан вопрос о том, как часто они проверяются на предмет заболеваний, передающихся половым путем. Выяснилось, что 25% делают это около 1 раза в год, 18% вообще не сдают анализы, а 22% пойдут проверяться только в случае необходимости, которая может быть обусловлена возникновением подозрений на инфекцию (см. рис. №5). Данные цифры свидетельствуют о том, что россияне часто оставляют без внимания многие опасности, которые несет незащищенный секс. К сожалению, многие не понимают всей серьезности проблемы, несмотря на то, что врачи давно бьют тревогу по поводу того, что в России число людей с ЗППП неуклонно растет.


Рис. №5: Как часто вы проверяетесь на предмет заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП)?

По мнению многих жителей российских городов, презерватив защищает от всех ЗППП, в том числе и ВИЧ (так считают 33% респондентов). Еще 37% уверены, что благодаря нему можно предотвратить большую часть половых инфекций (включая ВИЧ). По мнению 21% опрошенных, данное средство защищает не ото всех инфекций, а 9% россиян не верят презервативу вообще и считают, что максимум, на что он может быть способен — предотвратить нежелательную беременность (см. рис. №6).


Рис. №6: Как вы думаете, от чего могут защитить вас презервативы?

Заставляет ли россиян кризис экономить на здоровье

Исследование показало, что несмотря на кризис, почти 60% наших соотечественников не собираются экономить на собственном здоровье. В случае болезни эти люди будут покупать все необходимые им лекарства, не пытаясь отказать себе в том, что позволило бы скорее выздороветь. Однако, более четверти опрошенных отметили, что будут приобретать только самые необходимые препараты. Еще 28% продемонстрировали полную готовность экономить на своем здоровье. Эти люди отметили, что если заболеют, станут принимать более дешевые аналоги препаратов, которые им окажутся необходимы или вообще не будут лечиться, надеясь, что все само пройдет. Директор по исследованиям Profi Online Research Виктория Соколова отмечает: «Известно, что в России не всегда и не все бегут за лекарствами или обращаются к доктору в случае возникновения проблем со здоровьем. Особенно если дело касается несерьезных заболеваний, многие занимаются самолечением. К примеру, около 9% жителей крупных городов вообще ничего не предпринимают — они убеждены, что все пройдет само собой. Более половины участников одного из наших исследований отметили, что обычно справляются самостоятельно со многими недугами. В связи с кризисом стоит ожидать роста числа таких людей». Виктория Соколова связывает такую распространенность самолечения с широкой доступностью рецептурных и безрецептурных препаратов, которые любой человек может без каких-то ограничений купить в аптеке.


Рис. №7: В случае болезни, будете ли Вы экономить на лекарствах из-за кризиса?

Если на своем лечении 59% респондентов несмотря на кризис экономить отказались, то принимать профилактические препараты, такие как витамины, биодобавки и др., проявили готовность только 45% участников исследования. Лишь 13% отметили, что постараются ограничить или совсем прекратить потребление таких препаратов. Еще 18% пребывают в замешательстве и пока не могут точно ответить на этот вопрос. Существует и такая группа людей (она составила ¼ от всех опрошенных), которые никогда не принимали подобные средства и в ближайшее время этого делать не собираются.

Рис. №8: Готовы ли Вы из-за кризиса перестать потреблять профилактические средства (витамины, биодобавки и др.)


© 1998-2023 Дмитрий Рябых