Библиотека маркетолога

Рынок АЗС России

Информационно-консультационный центр СПб ТПП

Москва является самым ёмким и платежеспособным топливным рынком в России. На 680 АЗС здесь ежегодно реализуется около 3 млн. т. топлива. Годовой оборот этого рынка с учетом сопутствующих услуг можно оценить примерно в 1,5 млрд. долларов , причем это живые деньги. Сегодня на топливном рынке Москвы существует около 250 фирм. Но только 60 из них объединившиеся в Московскую топливную ассоциацию, контролируют 85-90% поставляемых в столицу нефтепродуктов. Сейчас МТА охватывает около 450 АЗС. За три последних года инвесторы вложили в автозаправочный сектор более 500 млн. долларов, и строительство продолжается.

В Москве в 1999 году должны быть демонтированы 100 контейнерных АЗС, и часть из них будет заменена стационарными комплексами. Оптимальным же количеством автозаправок при нынешней численности автопарка считается 750. При этом стоимость оборудования и строительных конструкций для современного АЗК с 8 местами для заправки доходит до 700 тыс. долларов, а всего комплекса – до 3 млн. долларов. С 1992 по 1996 год город передал в аренду приблизительно 25 фирмам-инвесторам около 140 бензоколонок МПКА. Предполагалось , что после подписания контракта инвестор в течение первых восьми месяцев должен согласовать все свои действия с соответствующими инстанциями, а затем за 18 месяцев полностью переоборудовать заправки. Завершив реконструкцию, инвестор мог выкупить бензоколонки МПКА по остаточной стоимости. Условия соглашения были выполнены только частично. В декабре 1997 года в столице появилась новая топливная структура “Московская топливная компания ” (МТК), учрежденная на паритетной основе московским правительством и “Мост-ойлом” (входит в группу “Мост”). Основной производственной базой МТК стали одна из крупнейших в столице Павельцовская нефтебаза и оставшиеся 56 АЗС МПКА.

В Санкт-Петербурге на данный момент насчитывается 170 стационарных и 113 контейнерных ,13 из них в области. За 1998 год в Санкт-Петербурге было построено 20 новых станций и автозаправочных комплексов , 26 прошли серьёзную реконструкцию. В 1999 году планируется полностью отказаться от АЗС контейнерного типа. Предполагается , что они будут разбиты на несколько категорий. Одна из них предусматривает возможность реконструкции станций в стационарные. Около 20 АЗС будут полностью ликвидированы.

Около 20-25% АЗС города используют морально и физически устаревшее оборудование . В эксплуатации всё еще находятся ТРК “Нара-2”, “Нара-6”, “Ливны”, а также “Нара-22” с механическим отсчетом. Погрешность отпуска топлива на них составляет 0,5%. За последние годы парк ТРК начал обновляться . Вводятся в эксплуатацию колонки с электронным отсчетом: это отечественные “Нара-27”, “Нара-28”, импортные – “Нестерн” (Финляндия) , “Вейн Дрессе” (Швеция) , “Джильбарко” (Англия) , “Шлюбертер” (Германия), “АДАСТ” (Чехия). Параллельно с рынка исчезли передвижные станции.

Балтийская финансово-промышленная группа является крупнейшей на Северо-Западе компанией по поставке и продаже нефтепродуктов. БФПГ представляет интересы фирмы “Джилбарко” на Северо-Западе России и осуществляет поставки оборудования этой фирмы. В состав Балтийской финансово-промышленной группы входят : ЗАО “Балтийская финансово-промышленной группа”, ЗАО “Роснефть-Балтика”, ЗАО “Балт-Маркет”, ООО “Эко-Бельм”, АОЗТ “Балт-Трейд”, ЗАО “Мега-Плюс”, ООО “Экор”, ООО “Стимул”, ООО “Россернефть”, ООО “Балт-Сельхозтехника”, ЗАО “Транс-ЛЕС”, ЗАО “Балтика-Дорсервис”, ЗАО “Севзап-Ойл” и др. В период с1996 по 1998 год компания построила 20 АЗС и передала их в эксплуатацию дочерним фирмам , годовой объём продаж бензинов и дизельного топлива составил около 200 тыс. тонн.

На основание паспортизации АЗС , Центр гослицензирования разработал критерии оценки состояния автозаправочных станций в Санкт-Петербурге. На основание рейтингового анализа по 83 показателям, таким . как техническое состояние и оснащение , комплексность предоставляемых услуг, соблюдение норм и правил безопасности эксплуатации станций и другим, определена первая двадцатка лучших АЗС. Они принадлежат 11 фирмам - ООО “Несте Санкт-Петербург” , ООО “Шелл АЗС” , ООО “НТК” , ЗАО “Транссервис” , ООО “Барель-П” , ООО “Русланд” , ЗАО “Эгрин Инк” , АОЗТ “ТИК Балт-Трейд” , ЗАО “Киришиавтосервис” , ТОО “Велиор” и частное предприятие “Горбунцова Д.Ю.”

Из 15 петербургских АЗС , принадлежащих “Несте” , 10 построено при участие “Лентека”. ЗАО “Лентек” основан российским концерном “Севзапмебель” и финляндским АО “Финн-строй”. В настоящее время основным владельцем “Лентека” является финляндский концерн YIT Corporation (88% акций).

ООО “Шелл АЗС” официально открыло в Петербурге две автозаправочные станции – на площади Конституции и на улице Фучека. Строительство станций обошлось компании примерно в 4 млн. долларов США . Их открытие является первым шагом “Шелл АЗС” по реализации проекта строительства 25 фирменных АЗС в течение 2 лет. Оборудования для ТРК с апреля прошлого года компанией “Шелл АЗС” было ввезено на сумму 171 тыс. долларов.

В Ленинградской области сильные позиции имеет “Сургутнефтегаз”. Там находится Киришский НПЗ (“Кинеф”) , который “Сургутнефтегазу” удалось реорганизовать в ООО с небольшой долей мелких пайщиков. “Кинеф” обеспечивает по разным оценкам от 50% до 70% розничного рынак нефтепродуктов Петербурга. Кроме этого, “Сургутнефтегаз” продолжает контролировать деятельность АО “Леннефтепродукт” (сеть АЗС и небольших нефтебаз в Ленобласти) и еще нескольких сбытовых компаний.

Весьма преуспела в создание сети своих автозаправочных станций компания “ЮКОС”. В состав “ЮКОСа” входят сбытовые предприятия Центральной России – “Белгороднефтепродукт” , “Брянскнефтепродукт” , “Орёлнефтепродукт” , “Воронежнефтепродукт” , “Липецкнефтепродукт” , “Тамбовнефтепродукт” , “Пензанефтепродукт” , “Ульяновскнефтепродукт” и “Самаранефтепродукт” ,распологающие 180 нефтебазами и более 800 АЗС. Сейчас “ЮКОС” стремится увеличить продажу нефтепродуктов в розничной продаже с 10% до 18%. За счет реконструкции существующих и строительства новых заправок ЮКОС намерен расширить свою долю рынка.

Тюменская нефтяная компания расширяет рынок сбыта своих нефтепродуктов, выпускаемых на Рязанском НПЗ. Она приобрела в прошлом году контрольный пакет акций сбытового предприятия АО “Карелнефтепродукт” , в состав которого входило 20 автозаправочных станций и четыре нефтебазы . В результате этой сделки ТНК увеличила количество своих автозаправок до 400. В январе 1999 года ТНК закупила у “Вест Груп Ресорсес Инк” оборудование для строительства контейнерных АЗС на общую сумму 590 тыс. долларов США. Если сравнивать , то ЗАО “ЛУКойл-Нефтепродукт” в Тюмени за период ноябрь-декабрь 1998 года и январь 1999 года закупил у фирмы “Шлумбергер Электроник Трансаксьон” топливораздаточные колонки СПЕКТРА для использования на открытых АЗС на сумму 247тыс. долларов США .

В Нижнем Новгороде и области около 30% АЗС принадлежат “Нижегороднефтепродукту”. Предприятие существует уже 80 лет и имеет 140 АЗС.

В Минске действует около 70 автозаправочных станций (не считая ведомственных), 40 из них принадлежат не государственным структурам. В Белоруссии под вывеской белорусско-российской нефтегазовой компании “Славнефть” работает 10 фирменных автозаправочных станций. Строительством занимается совместное предприятие “Славнефть-Старт”. Причем АЗС на шоссе Гродно-Минск – первая автозаправка, которую в Белоруссии компания построила с нуля. АЗС построена в течение 10 месяцев. Стоимость строительства обошлась сравнительно недорого – 380 тысяч долларов США. АЗС рассчитана на обслуживание легковых и грузовых машин. Мощности этой АЗС позволяет ежедневно реализовать 22 тонны дизельного топлива и 5 тонн светлых нефтепродуктов за безналичный и наличный расчет. На АЗС установлены раздаточные колонки производства компании АДАСТ (Чехия). Всего в Белоруссии до конца 2000 года “Славнефть” планирует ввести в эксплуатацию 20 АЗС. Все АЗС строятся с учетом мировых разработок и широким комплексом сервисных услуг.

Скромная модернизация АЗС сегодня обходится около 4-5 млн. рублей. Разброс цен между отечественным и импортным оборудованием составляет 300-400%. Если же речь идёт о строительстве новой станции , то инвестору придётся выложить , как минимум , 450 тыс.долларов США.

Поэтому, несмотря на потерю качества, многие предприятия переходят на отечественное оборудование. Фирмы , которые производят подобное оборудование есть почти в каждом регионе страны .

Например строительством автозаправочных станций, производством , монтажом, ремонтом и техническим обслуживанием топливораздаточных колонок в Московской области занимается ЗАО “Спецавтоматика”. АО “Автозаправочная техника” предлагает топливораздаточные колонки и передвижные ремонтные мастерские. ТОО “Вега” - монтаж и ремонт автозаправочных станций, топливораздаточных колонок и топливных магистралей. Проектированием автозаправочных станций , автотранспортных предприятий , индивидуальных гаражей, станций техобслуживания , моек , терминалов и т.п. и разработкой нормативов для всего этого в Москве занимается ЗАО “Гипроавтотранс”. Концерн “КОНАТЭМ” - изготовление и монтаж стационарных автозаправочных станций. Комплексное строительство стационарных АЗС производит ООО “Партнер АЗС”.

В Ленинградской области Сосновоборский машиностроительный завод строит автозаправочные станции. АООТ “Сила” и МП “УИМП” выполняют по желанию заказчика модули из металлоконструкций для АЗС стационарного типа.

В Калужской области монтаж контейнерных АЗС производит ЗАО “Феррум” и балабановский завод металлоконструкций “Венталл”. Комплексное строительство автозаправочных станций осуществляет ЗАО “Электронные системы”.

В Орловской области АООТ “Промприбор” предлагает электродвигатели для бензоколонок.

Ростовский опытный завод автозаправочных станций строит АЗС контейнерного типа и предлагает сервисное и техническое обслуживание АЗС всех типов в Ростове-на-Дону.

Саратовский электротехнический завод производит автозаправочные колонки в Саратове.

В Ярославской области 751 ремонтный завод делает контейнерные автозаправочные станции.

В Тверской области бежецкий завод ОАО “Автоспецоборудование” предлагает установки для мойки двигателей , легковых и грузовых автомобилей , автобусов , насосы , гаражные компрессоры и т.п.

В Нижегородской области ТОО “Автотранссервис” занимается проектированием и производством гаражного оборудования для станций технического обслуживания. ООО “Альбатрос” - монтаж автозаправочных станций.

В Пензенской области передвижные и контейнерные автозаправочные станции строит Грабовский завод специализированных автомобилей. Фирма “Лантал” - бензоколонки. ОАО “Пензхиммаш” предлагает оборудование для АЗС. Ремонт и техническое обслуживание бензоколонок – РТП Пензенского района.

В Воронежской области АООТ “Лиски-металлист” предлагает топливозаправочные станции. ЗАО “Приборремонт” занимается ремонтом бензоколонок.

В Марий Эл автозаправочные станции строит ПО “Марийский машиностроитель”.

В Самарской области Машиностроительный завод и АО “Нефма” производят автозаправочные станции контейнерного типа. АЗС и контейнерного , и стационарного типа строит АООТ “Термостепс-МТЛ”

В Краснодарском крае блочно-контейнерные заправочные станции строит авторемонтный завод “Павловский”.

В Омской области комплектующие агрегаты для топливораздаточных колонок и сами колонки производит Омское машиностроительное КБ и ОАО “Сатурн”.

В г. Барнауле “Алтайтрансводстрой” и Барнаульский завод металлоконструкций предлагают блочно-контейнерные заправочные станции. АООТ “Экстрим” - АЗС.

В Иркутской области “Ангарскнефтепродукт” проектирует , строит и вводит в эксплуатацию АЗС , нефтехранилища и гаражи.

В нашей стране за последние годы количество автомобилей увеличилось в десятки раз. Строятся новые дороги, началось строительство скоростных автомагистралей. Объемы перевозок автомобильным транспортом непрерывно растут. Есть надежда, что начнет развиваться автотуризм. При всех этих условиях пока даже разговоров нет о строительстве автозаправочных комплексов европейского класса на российских автодорогах – с барами, закусочными, аптеками, магазинами, мотелями, с ремонтными мастерскими, с продажей всех автозапчастей и автокосметики и, обязательно, с охраняемыми автостоянками. В Польше вдоль всех автодорог в частных домах устроены автомастерские, автосалоны, продажа автозапчастей, маленькие придорожные бары и кафе, небольшие мотели.

Развитие автодорожного строительства и оборудования дорог позволило бы повысить безопасность проезда по нашим дорогам, дало бы дополнительные рабочие места и возможность развития мелкого предпринимательства, развития предприятий, поставляющих необходимое оборудование. А также позволило бы развивать тот автобусный туризм по нашим российским просторам, который приносит европейским странам миллионы долларов доходов.