Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/read/m6/index.htm
Обновлено: 20.11.2017

Маркетинг рабочей силы

В.В. Томилов, Л.Н. Семеркова

Реформа управления трудом и занятостью не завершена. И новая система пока еще не обеспечивает эффективного обслуживания субъектов рынка труда, количественно-качественную сбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Следует подчеркнуть, что ситуация на рынке труда формируется не в вакууме, а под влиянием общей экономико-социальной ситуации в стране и регионе, в зависимости от разнообразных экономических программ, не имеющих на первый взгляд прямого отношения к формированию рынка труда. Непродуманная социальная и экономическая политика приводит к стихийным процессам на рынке труда. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется комплексная система регулирования занятости, осуществляющая в первую очередь маркетинговые функции. Несмотря на общность базовых положений маркетинга для всех отраслей и сфер экономики, характер их практического применения на рынке труда имеет существенные отличия. Это требует системного освещения проблемы маркетинга на рынке труда. Генетические корни маркетинга уходят в теоретические концепции и опыт мировой практики. Использование данных достижений и учет особенностей развития нашей страны позволяет обосновать свой собственный подход к проблемам маркетинга на отечественном рынке труда. Главный тезис маркетинга - это ориентация на потребителя, производство того, что пользуется спросом, что можно выгодно реализовать. Маркетинг рабочей силы предполагает на основе сбора и анализа информации, изучения конъюнктуры будущего периода, путем составления многовариантных прогнозов получение информации о возможных объемах, структуре необходимых профессий и специальностей, а далее разработку, проведение рекламной деятельности и стимулирования трудоустройства. Целью учебника является формирование понимания студентами концепции маркетинга рабочей силы как системы знаний по управлению спросом и предложением на рынке труда.

Оглавление

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

1.1. Российский рынок труда и тенденции его развития

1.2. Роль маркетинга на рынке труда

1.3. Сущность и понятия маркетинга рабочей силы

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

2.1. Основные характеристики и принципы изучения рынка рабочей силы

2.1.1. Рынок труда как регулятор спроса и предложения рабочей силы
2.1.2. Классификация рынков
2.1.3. Сегментирование рынка
2.1.4. Конъюнктура и емкость рынка
2.1.5. Позиционирование товара "рабочая сила" на рынке
2.1.6. Конкуренция на рынке

2.2. Товар "рабочая сила" в системе маркетинга

2.2.1. Характеристика товара "рабочая сила"
2.2.2. Конкурентоспособность товара "рабочая сила"
2.2.3. Жизненный цикл товара "рабочая сила"

2.3. Ценовая политика в маркетинге рабочей силы

2.4. Коммуникативная политика в маркетинге рабочей силы

2.4.1. Способы трудоустройства
2.4.2. Стимулирование занятости
2.4.3. Организация рекламы субъектами рынка рабочей силы

ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

3.1. Основные направления и методы маркетинговых исследований

3.2. Процедура маркетинговых исследований

3.3. Прогнозирование рынка труда

ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

4.1. Процесс управления маркетингом рабочей силы

4.2. Управление маркетингом рабочей силы на предприятии

4.3. Государственное регулирование маркетингом рабочей силы

ГЛАВА 5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

5.1. Международный рынок труда и тенденции его развития

5.2. Конкурентоспособность российской рабочей силы на международном рынке

ГЛАВА 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

6.1. Методологические подходы к оценке эффективности маркетинга рабочей силы

6.2. Оценка эффективности маркетинга рабочей силы

Литература

  1. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  2. Багиев Г.Л. Краткий словарь-справочник по маркетингу. - Л.: ВНТОЭ, 1991.
  3. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учебно-наглядное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  4. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  5. Богданова Е.Л. Маркетинговая концепция организации персонал-менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  6. Гильденгерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  7. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.П. Голубков, Е.Н. Голубкова, В.Д. Секерин; Общ.ред. Е.П.Голубкова. - М.: Экономика, 1993.
  8. Грачев М.В. Управление трудом: Теория и практика капиталистического хозяйствования. - М.: Наука, 1990.
  9. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело, 1993.
  10. Егорова А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. - М.: СП "Вся Москва", 1994.
  11. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  12. Иванцевич Д.Ж., Лобанов А.М. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 1993.
  13. Качество трудового потенциала (социально-экономический аспект). - Киев: Наук.думка, 1996.
  14. Киян Л.П. Маркетинг рынка труда. - Центр информ. и соц. - эконом. исследования. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1995.
  15. Кошепов А. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. - М.: Наука, 1995.
  16. Корной Я. Дефицит. - М.: Наука, 1990.
  17. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1993.
  18. Кузьмин С.Л. Рыночная экономика и труд. - М.: Наука, 1993.
  19. Лисовик Б.С. Труд и рынок. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1991.
  20. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2-х Т. / Пер. с англ., 2-е изд. - М.: Республика, 1993.
  21. Маслова И.С. Российский рынок труда на современном этапе: тенденции, специфика условий формирования, противоречия, принципы регулирования. /Препр.докл. // ин-т РАН. Сектор рынка труда и мотивации занятости. - М.: ИЭ, 1992.
  22. Маркетинг. Словарь-справочник. - СПб.: СПИТМО и НПФ "Надежда", 1992.
  23. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Комаргов, С.А. Красильников и др. // Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  24. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ. / Р.И. Цвелев, Н.Ф, Рыдванов, А.К. Жирицкий. - М.: Наука, 1994.
  25. Павленков В.А. Рынок труда. - М.: Страх.об-во "Анкел", 1992.
  26. Панкрихин А.П. Теория и практика маркетинга. - М.: Наука, 1993.
  27. Проблемы трудовых ресурсов России: Социально-экономическое исследование. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
  28. Саруханов Э.Э., Сотникова С.И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  29. Сосновская Л.Н. Основы теории рынка труда. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  30. Сендиж Ч., Фрайбургер В., Ротцтлл К. Реклама. Теория и практика. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989.
  31. Токарский Б.Л. Формирование рынка рабочей силы в крупных промышленных центрах. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  32. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  33. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.
  34. Ченцов В.И., Аренков И.А. Маркетинговые исследования. - Л.: ЛОП ВНТО, 1991.
  35. Чернина Н. Зарубежный опыт изучения рынка труда. - Новосибирск: ИЭ и ОПП, 1991.
  36. Эванс Дж., Берман Б.М. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.
  37. Kotler P. Marketing Managment. Analyss, Planning and Control. London, 1988.
  38. Peterson R. Marketing Rescarch. Dallas, 1982.
  39. Grookall D. Akai K. (Eds.). Global Interdependence. Simulation and Gaming Perspections. Tokio, 1992

© 1998-2023 Дмитрий Рябых