Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/read/m20/6.htm
Обновлено: 20.11.2017

Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства

В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов
Оглавление книги

2.3. Методы и формы организации интрапренерства

Анализ процесса становления интрапренерства показал, что в основе создания традиционными предприятиями предпринимательских структур лежат потребности предприятия и его ресурсные возможности. У каждого предприятия доминирует своя главная причина из многих возможных (их выживание, формирование перспектив и т.д.) и имеются свои специфические ресурсные возможности и резервы (сырье, оборудование, деньги и т.п.). Соответственно, методы образования предпринимательских структур, их организационные формы и формы связи с базовыми структурами будут весьма разнообразны и должны соответствовать конкретным особенностями целям базового объекта.
Они различаются способом их создания и базовым элементом.
Можно выделить следующие основные способы создания:
С1 - образование предпринимательских структур путем выделения структурных подразделений базового предприятия;
С2 - образование предпринимательских структур на основе ресурсов базового предприятия;
С3 - образование новых предпринимательских структур на пустом месте;
С4 - покупка производственных объектов и их трансформация в производственные структуры.
При построении предпринимательских структур в качестве базовых элементов выступают резервы предприятия (см. табл. 2.2.).
В общем виде метод создания предпринимательской структуры можно представить в виде кортежа показателей:
МПС = { Ci; Бj };
где:
Мпс - метод создания i-ой предпринимательской структуры;
Сi - способ создания (i-й) предпринимательской структуры;
Бj - базовый элемент (j-ый) создания предпринимательской структуры.

Таблица 2.2 Базовые элементы построения предпринимательской структуры

Условные обозначения

Виды резервов базового предприятия

Б1

производственные мощности

Б2

производственные площади

Б3

технологическое оборудование

Б4

персонал

Б5

сырье, материалы и т.д.

Б6

отходы

Б7

финансы

Б8

ноу-хау

На рис. 2.9 показана взаимосвязь способов создания предпринимательских структур на действующих предприятиях и их зависимость от базовых элементов предпринимательства, каковыми являются резервы этого предприятия.
Так, образование предпринимательской структуры путем выделения для предпринимательской деятельности структурного (или структурных) подразделения базового предприятия возможно только тогда, когда она имеет резервы производственной мощности и есть потенциальный спрос на их продукцию. Создание предпринимательской структуры на основе выделения отдельных резервов (производственных площадей, производственного оборудования и т.д.) целесообразно, когда на их основе возможна реализация перспективной предпринимательской идеи. Причем при выборе базового элемента необходимо учитывать его экономическую значимость.
При выборе способа образования путем выделения необходимо учитывать наличие достаточно автономных производственных структур, которые можно освободить от основного производства и рассматривать как резерв.

Рис. 2.9. Способы создания предпринимательских структур и их зависимость от резервов базовых предприятий
Рис. 2.9. Способы создания предпринимательских структур и их зависимость от резервов базовых предприятий

Создание новой предпринимательской структуры на пустом месте целесообразно при наличии перспективной предпринимательской идеи и финансовых ресурсов (собственных или заемных).
Покупка предпринимательских структур и их трансформация целесообразна в том случае, когда есть финансовые ресурсы и возможности реализации на базе этих структур перспективной предпринимательской идеи.
Выделение базы для создания предпринимательских структур тесно связано с целями, которые ставит предприятие при развитии интрапренерства. Из множества возможных целей предпринимательства выделяются наиболее актуальные, значимые. Очевидно, на первое место можно поставить необходимость выживания, на второе - потребности в переходе на новую продукцию, на третье - возможность получения дополнительной прибыли за счет более эффективно использующихся ресурсов.
Если главной целью является выживаемость, то очевидно, что финансовых ресурсов нет, и при создании предпринимательской структуры главным является коммерциализация имеющихся ресурсов через их приобщение к предпринимательской деятельности, то есть создание предпринимательских структур на их основе.
Этот же способ является предпочтительным, если главной целью является получение дополнительной прибыли (при отсутствии финансовых резервов).
Выбор методов создания предпринимательской структуры включает следующие элементы:
Устанавливаются цели развития предпринимательства.
Анализируется значимость целей и выделяются главные.
Определяются резервы ресурсов базового предприятия..
Оценивается экономическая значимость основных ресурсов.
Определяются базовые ресурсы, наиболее предпочтительные с точки зрения достижения главной цели.
Устанавливается метод создания предпринимательской структуры, позволяющий наиболее эффективно достичь поставленной цели.
Формы существования интрапренерства характеризуются формами существования предпринимательской структуры и организации и характером его взаимосвязи и сотрудничества с базовым предприятием, то есть:
ФИ = {ФПС; ВИ };
где:
Фпс - форма существования предпринимательской структуры;
Ви - параметры, характеризующие взаимодействие связи предпринимательской структуры и базового предприятия.
Форма существования предпринимательских структур предприятий может быть представлена кортежем показателей:
Фпс = {ОС; Q ; М };
где:
Ос - организационно-правовой статус;
Q - специализация (вид деятельности);
М - масштабы производства.
В качестве вариантов организационно-правового статуса могут рассматриваться:
хозрасчетное структурное подразделение предприятия;
филиал предприятия;
общество с ограниченной ответственностью;
акционерное общество закрытого типа;
акционерное общество открытого типа.
Их выбор объясняется тем, что партнерские отношения, вклад каждого участника и его права и обязанности (предприятия и интрапренеры) четко фиксируются договором.
Возможны следующие варианты специализации предпринимательских структур:
выполнение работ, технологически дополняющих основное производство;
выпуск продукции, обладающей конструктивно-технологическим подобием с основной;
выпуск продукции на сырье, отходах базового предприятия;
выпуск продукции в рамках диверсификации основного производства;
оказание услуг по продвижению продукции основного производства, по ее сервисному обслуживанию.
По масштабу предпринимательства структура может быть отнесена к мелкому, среднему и крупному бизнесу.
Связь предпринимательской структуры и базового предприятия, то есть связь партнеров по интрапренерству можно представить кортежем следующих показателей:
ВИ = (Вп; Во; Вф; Вю; Вл);
Характер взаимсвязи предпринимательской структуры с базовым предприятием представлен на рис. 2.10.Это следующие связи:
Вп - производственно-технологические;
В0 - организационно-структурные;
Вф - финансово-экономические;
Вю - юридические;
Вл - личностно-психологические.
Производственно-технологический характеризуется связью производственного процесса базового предприятия и производственного процесса предпринимательских структур.
Организационно-структурный определяется местом предпринимательской структуры в производственной структуре базового предприятия и в его системе управления.
Финансово-экономическая связь обеспечивается финансовыми потоками между предпринимательскими структурами и их экономической взаимозависимостью.
Юридическая связь обеспечивается соответствующими документами об образовании предпринимательской единицы уставами, учредительными договорами и т.п.).
Личностно-психологическая связь обеспечивается участием руководства предприятия в управлении предпринимательской структурой, их личной заинтересованностью в ее деятельности, участием и экономическими интересами сотрудников базовых структур в работе предпринимательских структур.
Укрупненный логический алгоритм обоснования формы предпринимательских структур в интрапренерстве включает следующие процедуры:
1. Обоснование специализации предпринимательской структуры на базовым предприятии.
2. Выбор масштаба производства.
3. Обоснование связи предпринимательской структуры с базовым предприятием.
4. Формирование организационно-правового статуса предпринимательской структуры.
Предпочтительный вариант специализации должен обеспечивать максимальное использование базовых производственных ресурсов и соответствовать характеру принятой предпринимательской идеи.
Масштабы производства должны соответствовать финансовым и прочим возможностям партнеров по интрапренерству и условиям внешней среды (налоговая политика и т.п.).

Рис. 2.10. Характер связей партнеров в интрапренерстве
Рис. 2.10. Характер связей партнеров в интрапренерстве

Формы существования интрапренерства приводятся на рис. 2.11.
Способ организации взаимосвязи и взаимодействия базового производства и предпринимательской структуры должен соответствовать целям интрапренерства, значимости и характеру участия базового предприятия в их создании и обеспечивать интересы партнеров по интрапренерству: предприятия и предприниматели [35].

Рис. 2.11. Формы существования интрапренерства
Рис. 2.11. Формы существования интрапренерства



© 1998-2023 Дмитрий Рябых