Бенчмаркинг и маркетинговые решения
И.А.Аренков, Е.Г.Багиев
Развитие
предпринимательства в России сопровождается
углублением экономических преобразований, что
предопределяет повышенный интерес к новым
теориям и направлениям развития маркетинга и
менеджмента. Практика показывает, что
классическое определение маркетинга, включающее
известные 4 P (Product, Price, Place, Promotion), становится
недостаточным, так как не затрагивает процесс
взаимодействия всех субъектов рыночной системы.
В связи с этим в монографии рассматриваются и
другие направления и тенденции развития
современного маркетинга. К ним относятся:
маркетинг взаимодействия, стратегическая
ориентация маркетинга, бенчмаркинг. Маркетинг
взаимодействия базируется на непрерывном
общении, сотрудничестве всех субъектов
маркетинговой сети. При этом кроме известного
маркетинга-микс используется перспективная
концепция маркетинга, ориентированная на
эффективный процесс взаимодействия партнеров и
на непрерывный континиум предпринимательства, а
не "на сделку за раз". Стратегическая
ориентация маркетинга берет свое начало в
восьмидесятых годах. Появление этой теории
связано с именами М.Портера, И.Ансофа, Карлофа,
Ж-Ж. Ламбена и других. Данная концепция
направлена на развитие у фирмы конкурентных
преимуществ и более полного удовлетворения
потребностей потребителей. Бенчмаркинг является
новым направлением развития бизнеса. Он связан с
поиском и изучением наилучших методов и способов
предпринимательства, чтобы осуществлять
собственный бизнес еще лучше и производительнее.
В настоящей монографии приводятся теоретические
и методологические основы современного
маркетинга, маркетинговых исследований и
бенчмаркинга. Данная публикация является
логическим завершением серии предыдущих работ
авторов [2,7,8,9,10]. Особенностью исследования
является рассмотрение проблем маркетинга с
позиции принятия управленческих решений. Важное
место в работе отводится проблемам проведения
маркетинговых исследований, которые
способствуют принятию маркетинг-менеджерами
соответствующих решений. Впервые в
отечественной литературе вводится понятие
стратегически ориентированное маркетинговое
исследование. Авторы выражают рецензенту д.э.н.,
профессору О.А.Новикову искреннюю благодарность
за глубокое ознакомление с рукописью и
предложения по улучшению структуры монографии,
д.э.н., профессору Багиеву Г.Л. за научную
редакцию, а также асс. Соловьевой Ю.Н., инж.
Галимовой Д.И. за подбор и подготовку материалов
рукописи к изданию. Предложенные методология и
методика отнюдь не бесспорны, некоторые
утверждения следует рассматривать как личную
точку зрения авторов, однако изложенный
материал, как нам представляется, позволит по
новому взглянуть на принципы философию
маркетинговых исследований в системе разработки
бизнес-решений.
Оглавление
Глава 1. Стратегические направления развития маркетинга
Глава 2. Концептуальные основы формирования теории маркетинговых решений
Глава 3. Дизайн маркетингового исследования
Глава 4. Методы получения и обработки маркетинговой информации
Глава 5. Бенчмаркинг и маркетинговые исследования в разработке стратегий маркетинга
Литература
- Авдулов П.В. Введение в теорию принятия решений. - М., 1977.
- Аренков И.А., Ченцов В.И. Маркетинговые исследования. / Под ред. проф. Багиева Г.Л. - Л.: ЛОП ВНТОЭ, 1991.
- Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
- Афанасьева Н.В., Багиев Г.Л., Лейдиг Г. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Аунапу Ф.Ф. Научные методы принятия решений в управлении производством. - М.: Экономика, 1974.
- Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Багиев Г.Л., Аренков И.А., Мартынова М.В. Benchmarking в разработке стратегий маркетинга // Маркетинг в системе управления предпринимательством. - Киев, 1996.
- Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
- Багиев Г.Л., Аренков И.А., Соловьева Ю.Н. Бенчмаркинг - как функция и инструмент предпринимательской деятельности. В кн.: Международная научная конференция " Маркетинг и культура предпринимательства: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - Ч.1.
- Багиев Г.Л., Брячак И.В., Ченцов В.И. Оценка маркетингового потенциала предпринимательских структур. В кн.: Международная научная конференция " Маркетинг и культура предпринимательства: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. -Ч.1.
- Багиев Г.Л., Варжапетян А.А., Левицкий Н.В. Маркетинговые исследования рынка ценных бумаг. В кн.: Маркетинг и предпринимательство: ученые записки факультета коммерции. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
- Багиев Г.Л., Новиков О.А. Маркетинг средств производства: основы планирования, организации и экономики: Учеб. пособие. - Л.: ЛФЭИ, 1991.
- Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: Материалы к научно-практическому семинару / Л.: Ленинградское областное правление ВНТОЭ, 1990.
- Багиев Г.Л., Светуньков С.Г., Козлов М.А. Прогнозирование в маркетинговых информационных системах. В кн.: Маркетинг и рыночные сети: ученые записки коммерческого факультета / СПбУЭФ. - СПб., 1994. - Ч.2.
- Багиев Г.Л., Светуньков С.Г., Лукьянова А.Л. О методологиях коньюнктурных исследований. В кн. : Международная научная конференция " Маркетинг и культура предпринимательства": Тезисы докладов.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - Ч.2.
- Багиев Г.Л., Синицин О.А., Шандыбин Д.В. Исследование и анализ рынка рекламодателей Санкт-Петербурга. В кн.: Маркетинг и предпринимательство: ученые записки факультета коммерции. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
- Бир Ст. Наука управления. - М.: Энергия, 1971.
- Блюмберг В.А., Глущенко В.Ф. Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов. - Л.: Лениздат, 1982.
- Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методический аспект. - М.: Экономика, 1977.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: Наука, 1970.
- Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М.: Высш. шк.: ИНФРА-М, 1996.
- Диксон Дж. Проектирование систем. - М.: Мир,1961.
- Завгородняя А.В., Кодзевич М.С. Маркетинг: методы и процедуры: Учеб. пособие.- 1990.
- Карлоф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. - М.: Прогресс, 1979.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.
- Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. - Спб.: Наука, 1996.
- Ларичев О.И., Мечитов А.И., Ребрик С.Б. Анализ риска и проблемы безопасности. Преп./ М.: ВНИИСИ, 1990.
- Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 1979.
- Ластед Л. Введение в проблему принятия решений в медицине. - М.: Мир, 1971.
- Льюс Р., Райфа Х. Игры и решения. - М.: Изд-во иностр. лит., 1961.
- Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.: Финансы и статистика, 1988.
- Методические указания к проведению практических занятий по курсу "Маркетинг" для всех форм обучения./ Под ред. проф. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Оптнер Ст. Системный анализ для принятия решений деловых и промышленных проблем. - М.: Сов. радио, 1969.
- Робинсон К. То, что Вы всегда хотели знать о маркетинговых исследованиях, но никогда не решались спросить // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, ?1. - С. 7 -18.
- Рос Джей. Низкозатратный маркетинг - Финляндия: Васала, 1994.
- Тихомирова Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка. - М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1991.
- Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. - М.: Статистика, 1978.
- Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. - М.: Республика, 1995.
- Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятий. - М.: Прогресс, 1971.
- Bauer P. Какой сервис имеет смысл? Бенчмаркинг в логистике. 1993.
- Boyd H.W., Westfall J. and R. Marketing research: Text and cases. - London, 1972.
- Bruckhardt W.Цикл ключевых вопросов о бенчмаркинге: новаторское и компетентное создание ценности. 1993.
- Сamp R.C. Benchmarking. The Search for Indastry Best Practices That Lead to Superior Performance, ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.
- Сateora P.R. International marketing. - Irwin, Boston, 1990.
- Сharchill G.A. Marketing Researsh, Technological Foundtions, Chikago, The Dryden Press, 1991.
- Erfolgreiche Marktforschung im Investitionsguutervertrieb: Handbuch d. Informationsguеllen, Methoden, Anwendungsbereiche / von Helmut Langer u. Hermann Sand. - Berlin; Muunchen: Siemens- Aktiengesellschaft, 1983.
- Furey T.R. Бенчмаркинг ключ к созданию конкурентного преимущества на этапе зрелости рынка. 1987.
- G. Leidig. Benchmarking - Lernen von den Besten, Leistung und Qualitaut steigern, in: Informationen Betriebswirtschaft I/1995, Hsrg.: Bundesverband Druck E.V., Wiesbaden, 1995.
- G. Leidig. Oukologisches Benchmarking am Beispiel der Abfallwirtshaft in Druckbetrieben, in: Controlling 1995. H. 6. S. 378 ff.
- Krokowski W. Сравнение с лучшими в мире конкурентами. Бенчмаркинг в управлении снабжением. 1993.
- Meffert H. Marketing: Grundlagen der Absatzpolitik; mit Fallstudien Einfuuhrung und Relaunch des VW-Golf / H.Meffert.-7., uuberarb. u. erw. Aufl., Nachdr. - Wiesbaden: Gabler, 1993.
- Ohinata Y. Бенчмаркинг: японский опыт. 1985.
- Pesch J.Grundzuuge des Marketing. - Muunchen: Verlag fuur Wirtschaftsskripten, 1988.
- Reves G., Pfleger E. Мировой класс в качестве стандарта - как подняться к вершинам с помoщью бенчмаркинга. 1993.
- Schuchart - Fischer u.a., Multivariate Analyseverfahren, 2 Anlage, Berlin. 1982.
- Shetty Y.K. Ставя высокую цель: конкурентный бенчмаркинг для наилучшего функционирования. 1993.
- Venetucci R. Бенчмаркинг: проверка реальностью стратегии и целей работы. 1993.
- Watson G.H. IL Benchmarking / edizione italiana A/ cura di Piercarlo Ceccarelli, Franco Angeli, - Milano., 1995.
- Wehrli H.-P. Marketing. 2., uuberarb.- Wetzikon; Switzerland: by WWC AG, 1992.
- Гренроос К. Маркетинг и менеджмент услуг.Lexingston Books, 1990.
- Usingthe 7 Ps fs f generic marketing mix: an exploratory survey of UK and European marketing akademics/ Rafig M., Ahmed P.K.//Market. Intell and Plann. - 1995. - 13/ - ? 9. - с.4 -15.
- Huttner M. Grundzugt der Marktforschung. - Berlin; New York: de Gruyter, 1986.
- Bresin S. Pratiquer le benchmarking. 1995.
- Matheson D., Matheson J., Menke M.Making excelent R&D decisions. 1994.
|