Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/read/essai/9.htm
Обновлено: 20.11.2017

"В наше тяжелое время"

Наливаева Виктория

"В наше тяжелое время" уверенность в завтрашнем дне прямопропорционально зависит от Вашего финансового благосостояния, непосредственным фундаментом которого является полученное образование, освоенная специальность. Конечно, можно по 2-3 смены стоять у станка в буквальном смысле "заколачивая деньги". Но это же мало того, что не интересно, так и не всякая психика это выдержит. Вот почему выбор своей будущей профессии был для меня весьма не простой задачей. Меня всегда привлекали те области нашей жизни, где есть большая доля неопределённости, где нет однозначного ответа на вопросы, нет установленных решений, т. е. где есть место для творчества.

Долгое время в нашей стране рынок (как название) ассоциировался лишь с бабушками, торгующими яблоками, картошкой и прочими плодами с/х творчества. С началом экономических реформ в нашей стране появились новые слова, зачастую мало кому чего говорящие (франчайзинг, факторинг, промоушен, ну и маркетинг, наконец). Говорят, появился и рынок. В "новосозданных" и "старопеределанных" фирмах появились отделы этого самого маркетинга. Но вопрос в том, чем же они занимаются.

Открывая "Основы маркетинга", выясняем, что неотъемлемым условием для функционирования маркетинга является наличие "свободной конкуренции". В нашей стране таковая отсутствует, так же как и "цивилизованный рынок" и "система устоявшихся рыночных отношений". О каком маркетинге можно говорить в сложившейся ситуации я, честно говоря, плохо представляю. Однако, с завидной настойчивостью директора фирм продолжают создавать отделы маркетинга, изучать эту заморскую науку и нанимать специалистов, которые обещают вот именно с её помощью и вытащить фирму (а далее всю страну) из многочисленных (перешедших в хроническую форму) кризисов.

Попробуем приоткрыть занавес над этими таинственными отделами маркетинга (кстати, непосредственное место моей будущей работы) на примере одной из фирм, в которой я имела удовольствие работать в прошлом году (по понятным причинам я не буду её называть). Назовем её N. Данную фирму (относительно всего сказанного) можно отнести к "новосозданным". К своему удивлению, я обнаружила, что отдел маркетинга занимался размещением рекламы и расчётом бюджета на эту рекламу, ну и вообщем-то всё. Ни о маркетинговых исследованиях, ни о планировании, промоушине, связях с общественностью здесь не было и речи. И нельзя сказать, чтобы сотрудники отдела были ленивые или абсолютно не представляли, что такое маркетинг, или чтобы их труд оплачивался лишь их собственным энтузиазмом. Нет, с этим всё было в порядке. Только вот, все предложения по поводу активизации маркетинговой деятельности, разработки конкретных маркетинговых компаний рассматривались непосредственно директором данной фирмы, который полагал, что сам весьма неплохо (после прослушанного курса маркетинга (в размере 18 часов)) во всех этих делах разбирается и ему видней с высоты управленческого полёта, что необходимо для нормального функционирования его фирмы. И вообще, яйца курицу не учат и его данная "маркетинговая активность" устраивает.

Может быть, прислушайся он к многочисленным предложениям своих подчинённых, фирма бы не закрылась на втором году своей нелёгкой жизни. Но проблема не в этом, а в том, что такие "горе-директора самоучки" не редкость и не исключение, а скорее правило.

Вот поэтому каждый день приближающий меня к диплому не радует, а тревожит. Тревожит и расстраивает та мысль, что покинув стены "родного университета", моя мечта о творческой профессии, о процветании маркетинга, о профессиональных достижениях на этой почве разобьётся об каменное лицо моего будущего директора, о сознании того, что эту страну "умом не понять, аршином общим не измерить" и методы Филиппа Котлера здесь бессильны.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых