Библиотека маркетолога

ЧТО ВЕК ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ ?..

Мильнер Е.И.

"Куда мы движемся?" - так озаглавил свою статью в газете "Mastering Marketing" (приложение к "Financial Times") Филип Котлер, и доходчиво изобразил своё видение относительно недалёкого будущего. Делая выводы из современных тенденций развития маркетинга, он попытался спрогнозировать положение дел в этой сфере через шесть лет.

Итак, на дворе 2005 год:

Вследствие развития "электронной коммерции" произошло слияние оптовой и розничной торговли. Все необходимые потребителю товары доступны без посещения магазинов - стоит лишь выбрать соответствующую "картинку" по Интернету. Исчезают дорогостоящие толсяки-каталоги. Покупатель может сам дать в сети объявление о своих запросах и ждать реакции на него продавцов.

Магазинная розничная продажа находится в плачевном состоянии. Ей сложно конкурировать с "более удобной" обывателю электронной торговлей. Наиболее предприимчивые владельцы магазинов создают различные развлекательные программы или даже театры (!) в своих заведениях для привлечения покупателей. Многие книжные лавки, продуктовые магазины, магазины одежды поместили в своих стенах кафе, уютные бары или опять же устраивают различные "представления". Эти заведения куда большее внимание уделяют привлечению клиента посредством такого рода уловок, нежели предлагаемым ассортиментом.

Большинство компаний создали базы данных потенциальных клиентов, содержащие богатую информацию об индивидуальных предпочтениях и требованиях покупателя. Компании предлагают так же возможность электронного моделирования товара (набора товаров) покупателем под свои собственные запросы. Автомобильные, компьютерные, пищевые компании приглашают покупателя на свои сраницы дла создания собственной модели товара путём заполнения определённой анкеты. Смоделированный таким образом товар появляется на экране.

Во многих сферах торговые агенты превратились в франчайзи своих компаний. Компания "снаряжает" их новейшими инструментами торговли, ставя перед ними задачу развивать индивидуальное представление клиента о компании и соотносить его со спросом на рынке данной продукции вцелом. Большинство покупателей предпочитают встречатья с комивояжерами посредсвом компьютера, нежели в своём офисе. "Персональные продажи" всё шире развиваются через виртуальное общение в режиме реального времени.

Количество ТВ-рекламы гораздо увеличилось, вследствие наличия 500 телеканалов. Издаётся гораздо меньше газет и журналов (на бумажных носителях). С другой стороны, маркетологам стало легче достигать свои цели, публикуя объявления в специализированных электронных журналах.

Компаниям уже сложнее сохранять различные находки, дающие преимущества в конкурентной борьбе (кроме патентов, авторских прав, частной информации и т.п.), поскольку конкуренты имеют реальные возможности доступа и копирования любых таких "плюсов".Залог успеха компании сейчас, в начале XXI века, в возможности быстее найти преимущество, быстрее его использовать и быстрее менять его на новое.

Такое будущее рисует нам мистер Котлер. Жёсткая конкурентная борьба, полное поглощение реальных взаимоотношений компьютерными - это базисы, на которых оно будет основано. НО! Будет ли так к 2005 году? Не торопит ли Филип Котлер время? С одной стороны уже сейчас ясно, что следующий век - за информационными технологиями. Но, - если не говорить о России, которая к 2005 году только догонит (хотя и это вопрос), современный Запад, - может ли виртуальное общение заменить реальное. Я очень сомневаюсь, что любая женщина, например, предпочтёт выбор платья с помощью компьютера реальной примерке десятка-другого платьев в паре-тройке магазинов. Ничего против театрализированных представлений в магазинах я не имею, но по-моему в ближайшем будущем вряд ли появится надобность в подобном привлечении клиента. К компьютерному поиску и заказу товара можно прибегать только при заранее намеченной покупке. Однако остаётся ещё сектор спонтанных покупок, который, как мне кажется, может быть удовлетворён лишь реальными магазинами.

Вообще, откровенно говоря, я не сторонник технологий основанных на принципе, известном нам по фантастическим фильмам: нажми на кнопку "апельсин" - и из какого-нибудь отверстия (типа современного мусоропровода) тебе на стол высыпается пара килограмм фруктов. При стремлении сделать жизнь "удобнее" теряется фактор чисто человеческого общения. К сожалению, мы движемся к переосмыслению понятий: не "работа", а "зарабатывание", не "жизнь", а "выживание":

А может быть у меня просто консервативное мышление. В таком случае, возразите мне, пожалуйста. Буду рад, если я неправ: