Библиотека маркетолога

Динамика рекламных коммуникационных процессов в России и изучение аудиторий во времени

Зиновьев Алексей

Анализируя цифры (по различным экономическим показателям), то очевидным кажется вывод о стремительном развитии рекламной практики за последние годы. С 1992 по 1997 года резко возросло количество рекламных агентств и средств массовой информации, специализирующихся на размещении рекламы. Появились новые технологии, расширились технические возможности российских рекламистов. Состояние рынка рекламы в настоящее время с точки зрения потребителя можно охарактеризовать хаотичностью и перенасыщенностью рекламной информацией. Попробуем выявить ряд тенденций, характеризующих развитие рекламных коммуникационных процессов, как с точки зрения специалиста по маркетингу, так и с точки зрения потребителя.

Если начале девяностых годов количество отечественных рекламируемых товаров и фирм было минимальным, то к 1997 году эта цифра составляла 25% от общего количества. Однако, зачастую определить по названию национальную принадлежность и профиль фирмы практически невозможно. Это связано с использование иностранных слов или кальки с иностранных языков в названиях и рекламных слоганах. В данном случае рекламисты исходят из убеждения, что выгоднее работать "под запад", считая, что потребитель давно мыслит рыночными категориями, принял западную культуру и свободно говорит по-английски, что естественно является ошибкой. При создании рекламной коммуникации отсутствует учет менталитета среднего российского потребителя. Номенклатура рекламируемых товаров и услуг охватывает широкий спектр: от автомобилей и объектов недвижимости до интимных услуг.

Попробуем рассмотреть, каким стратегиям следовали в 1997 году российские рекламисты при разработке рекламных обращений и представим данные в следующей таблице.

Виды стратегий Доля обращений с использованием данной стратегии, %
информативная( сообщение без объяснений и аргументов) 4
мотивационная(с психологическим подходом) 26
реклама с повторениями, командная 18
ассоциативная 9

В 1997 году значительно увеличилась частота повторений конкретных рекламных обращений к аудитории, так как многие рекламные агентства и рекламодатели исходят из того, что если потребителю долго и настойчиво вбивать в голову определенную информацию, то он, в конечном итоге, обязательно произведет нужное им от него действие. Отсутствует учет того, что чрезмерное повторение может вызвать отрицательную реакцию вплоть до отвращения, которое переносится и на сам рекламируемый товар.

Существует иллюзия, что реклама хороша в том случае, если ее замечают все. Запоминаться же должны только те обращения, которые соответствуют потребностям человека. Таким образом не учитывается критический предел возможной контактной аудитории.

За последние 5 лет рекламопроизводители так до конца и не осознали разницы между различными потребителями разных товаров и услуг. За 1996-1997гг. заметно усилилось использование различных подходов к созданию рекламных обращений, однако без учета применимости конкретных приемов и необходимости их использования вообще.

Практически не произошло изменений в плане этики рекламных коммуникаций:

  • может быть неэтичным сам предмет рекламы
  • форма исполнения (например, врач не должен убеждать потребителя совершить покупку конкретного лекарственного препарата - злоупотребление доверием)
  • несоответствие места размещения предмету рекламы
  • время демонстрации рекламы (ТВ - реклама )

Сегодня большинство рекламных агенств, желая решить большую проблему за небольшие деньги имеют одного психолога выступающего в качестве советчика, дающего малопонятные и малоэффективные советы. Обычно он выступает как эксперт, сообщая свою личную точку зрения и подкрепляя ее ссылками на известные теории.

Ориентированный на творческое самовыражение рекламист не всегда осознает, что его главная задача - удовлетворять потребности человека в информации о новых товарах и услугах, побуждать их преобретать, и не более того. Самовыражение здесь скорее недостаток нежели достоинство. Эффективность рекламы оценивается потребителем, а не рекламистом. Талантливый же в художественном и эстетическом плане видеоклип, после многих повторений может восприниматься как претенциозная пошлятина.

В 1992-1994гг. Психологическая Ассоциация Рекламных Исследований осуществило исследование отношения российских потребителей к конкуренции российских и зарубежных фирм. В 1995г. было проведено повторное исследование по той же методике с учетом характерисеик обследованных на первом этапе социальных групп (более 3000 человек).Максимальное и минимальное количество выборов прилагательных описывающих эмоциональные характеристики их отношения к рекламе получили следующие:

N оцениваемые характеристики 1992г., % 1995г., %
1 навязчивая 20,6 24
2 примитивная 17 20,7
12 профессиональная 3,9 1,4
13 осторожная 2,7 0,3
14 объективная 1,9 0,3
  остальные 53,9 53,3

Оказалось, что профиль их ответов за 3 года значимо не изменился. Следует вывод, что реклама развивается сегодня на технологическом уровне, однако воспринимается она ничуть не более позитивно чем в 1992г. Таким образом психологическая структура восприятия практически не изменилась. Реклама стала несомненно технически более совершенной, она стала активнее , мощнее, однако не перестала раздражать.

Новым словом в развитии рекламного бизнеса стало появление Интернет. Российские фирмы начали делать странички в сети, особенно сильное развитие это получило в 1996-1997гг. Однако, проблемой остается ограниченное число потребителей владеющих ПК, что подразумевает невозможность массового доступа к рекламе в сети.

Если подводить итог по развитию рекламных коммуникационных процессов в России, то можно сделать следующие выводы:

  • стали эксплуатировать почти все используемые в мире средства распространения информации
  • совершенствуется техника исполнения рекламных обращений
  • значительно увеличилось количество рекламных коммуникаций (ежегодный прирост некоторых видов рекламы состовляет порядка 100%)
  • реклама стала более активной, мощной
  • происходят изменения на рынке рекламы: увелечение наружной рекламы табачной и алкогольной продукции в результате введения ограничений на рекламу их по телевидению

Развитие рекламных коммуникационных процессов в России находится в начале заключительной стадии. Однако, этот период займет еще достаточно времени, возможно еще 2 года. В результате хотелось бы видеть более рациональные и хорошо продуманные рекламные коммуникации.

Литература:

  1. Рекламные исследования. Кагиянц Л.С. Маркетинг и м.и. 2'96
  2. Некоторые социально-психологические аспекты рекламы. Красовский Б.П. Соц.исследования 96
  3. Реклама в обществе: каков эффект? Федотова Л.Н., соц.исследования 10'96