Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/travel/e-travel.htm
Обновлено: 20.11.2017

Онлайн продажи билетов и туристических услуг

Data Insight конференция World of E-Travel 2015

Онлайн-продажи туристических услуг в России: 430 млрд рублей в 2014 г.

Объем рынка в USD: $11.2 млрд в 2014 ($9 млрд в 2013)

Рост относительно 2013 г.: +49% в рублях, +24% в долларах.

Структура рынка

Половина рынка online-travel в денежном выражении (215 из 430 млрд.) – это авиабилеты

Особо ценные покупатели

Онлайн-продажи туристических услуг в России - это рынок с небольшой (но многотратящей) аудиторией:

  • большинство интернет-пользователей не покупает билеты, туры, брони
  • а если и покупают – то часто в оффлайне
  • количество покупателей на рынке online-travel: всего ~9 млн. человек
  • зато каждый из них потратил за год в среднем почти по 50 тыс. рублей

Зачем ездят?

Оффлайн не сдается

Даже среди активных интернет-пользователей многие (до половины) заказывают билеты в оффлайне

Кто выбирает онлайн-заказ?

Чаще других покупку билета в онлайне, а не в оффлайне выбирают следующие категории интернет-пользователей:

  • возраст 35-55 лет (индекс соответствия 114 для жд и 107 для авиа)
  • женщины (индекс соответствия 116-117)
  • онлайн-стаж более 10 лет (индекс соответствия 125 для жд и 115 для авиа)
  • стаж онлайн-платежей более 5 лет (индекс соответствия 110 для авиа – но 101 для жд)

Рынок авиабилетов тезисно

  • нерадостная статистика рынка
  • но есть первые признаки улучшения ситуации
  • спрос в онлайне все равно растет

Внутренние авиаперевозки

Рекордный рост закончился в августе 2014 г.

  • с начала 2013 г. рост на уровне +10% в год и более
  • I пол. 2014 г. +14% (без учета Симферополя)
  • с сентября 2014 – в среднем около +5%

Международные перелеты

Полтора года ухудшения динамики

  • замедление роста с середины 2013 г.
  • с ноября 2014 г. - спад, переходящий в обвал
  • апрель 2015 г. – перелом тренда?

Международные перелеты

Повторение графика 6-летней давности

Не все так плохо

  • сокращение международных перевозок – почти исключительно из-за выпадения чартеров [а скажем у Аэрофлота международные перевозки растут]
  • для онлайн-продаж сдвиг структуры перевозок в сторону регулярных рейсов – только в плюс
  • посещаемость онлайн-сервисов по продаже авибилетов на ~20% выше, чем год назад – притом как для авиакомпаний, так и для OTA

Четыре факта о рынке биоетов на поезда

  • дальние пассажирские перевозки сокращаются уже третий год – сейчас со скоростью 5-10% в год
  • тем не менее онлайн-продажи растут – хотя и медленнее, чем раньше
  • доля онлайна уже около 30% от всех продаваемых билетов дальнего сообщения
  • доминирование одного игрока: около 90% онлайн-продаж – через сайт РЖД

Замедление роста

Туры: динамика поискового спроса в среднем минус 20-25%

Падение спроса началось еще в июле

Отели: динамика поискового спроса

Обвал в конце 2014 года, восстановление вместе с интересом к турам, опережающий рост гостиниц

Спрос на прямой контакт

  • количество запросов типа «сайт отеля *» или «сайт гостиницы *» растет в среднем на 5-6% в месяц (70-110% в год)
  • доля таких запросов в общей массе запросов по отелям за 2 года выросла в 4 раза
  • люди хотя получать информацию напрямую и бронировать напрямую

Планы покупателей

  • 12% потребителей travel-продуктов ответили «Откажусь от каких-либо дальних поездок на отдых, в отпуск»
  • 29% планирует экономить – путешествовать дешевле и/или реже
  • только 20% планирует ездить отдыхать не реже, чем раньше
  • среди ездивших в 2014 г. за границу, 18% планируют в 2015 г. отдыхать только в России

Вместо прогноза

  • Количественные параметры рынка на 2015 г. по-прежнему труднопредсказуемы
  • Рынок online travel вырастет в рублях – но скорее всего сократится в $$$ (до -15%)
  • Смещение интересов в сторону внутреннего туризма и самостоятельных путешествий
  • Чем у покупателей меньше денег, тем важнее для них интернет как канал выбора

© 1998-2023 Дмитрий Рябых