Онлайн продажи билетов и туристических услуг
Data Insight конференция World of E-Travel 2015
Онлайн-продажи туристических услуг в России: 430 млрд рублей в 2014 г.
Объем рынка в USD: $11.2 млрд в 2014 ($9 млрд в 2013)
Рост относительно 2013 г.: +49% в рублях, +24% в долларах.
Структура рынка
Половина рынка online-travel в денежном выражении (215 из 430 млрд.) – это авиабилеты
Особо ценные покупатели
Онлайн-продажи туристических услуг в России - это рынок с небольшой (но многотратящей) аудиторией:
- большинство интернет-пользователей не покупает билеты, туры, брони
- а если и покупают – то часто в оффлайне
- количество покупателей на рынке online-travel: всего ~9 млн. человек
- зато каждый из них потратил за год в среднем почти по 50 тыс. рублей
Зачем ездят?
Оффлайн не сдается
Даже среди активных интернет-пользователей многие (до половины) заказывают билеты в оффлайне
Кто выбирает онлайн-заказ?
Чаще других покупку билета в онлайне, а не в оффлайне выбирают следующие категории интернет-пользователей:
- возраст 35-55 лет (индекс соответствия 114 для жд и 107 для авиа)
- женщины (индекс соответствия 116-117)
- онлайн-стаж более 10 лет (индекс соответствия 125 для жд и 115 для авиа)
- стаж онлайн-платежей более 5 лет (индекс соответствия 110 для авиа – но 101 для жд)
Рынок авиабилетов тезисно
- нерадостная статистика рынка
- но есть первые признаки улучшения ситуации
- спрос в онлайне все равно растет
Внутренние авиаперевозки
Рекордный рост закончился в августе 2014 г.
- с начала 2013 г. рост на уровне +10% в год и более
- I пол. 2014 г. +14% (без учета Симферополя)
- с сентября 2014 – в среднем около +5%
Международные перелеты
Полтора года ухудшения динамики
- замедление роста с середины 2013 г.
- с ноября 2014 г. - спад, переходящий в обвал
- апрель 2015 г. – перелом тренда?
Международные перелеты
Повторение графика 6-летней давности
Не все так плохо
- сокращение международных перевозок – почти исключительно из-за выпадения чартеров [а скажем у Аэрофлота международные перевозки растут]
- для онлайн-продаж сдвиг структуры перевозок в сторону регулярных рейсов – только в плюс
- посещаемость онлайн-сервисов по продаже авибилетов на ~20% выше, чем год назад – притом как для авиакомпаний, так и для OTA
Четыре факта о рынке биоетов на поезда
- дальние пассажирские перевозки сокращаются уже третий год – сейчас со скоростью 5-10% в год
- тем не менее онлайн-продажи растут – хотя и медленнее, чем раньше
- доля онлайна уже около 30% от всех продаваемых билетов дальнего сообщения
- доминирование одного игрока: около 90% онлайн-продаж – через сайт РЖД
Замедление роста
Туры: динамика поискового спроса в среднем минус 20-25%
Падение спроса началось еще в июле
Отели: динамика поискового спроса
Обвал в конце 2014 года, восстановление вместе с интересом к турам, опережающий рост гостиниц
Спрос на прямой контакт
- количество запросов типа «сайт отеля *» или «сайт гостиницы *» растет в среднем на 5-6% в месяц (70-110% в год)
- доля таких запросов в общей массе запросов по отелям за 2 года выросла в 4 раза
- люди хотя получать информацию напрямую и бронировать напрямую
Планы покупателей
- 12% потребителей travel-продуктов ответили «Откажусь от каких-либо дальних поездок на отдых, в отпуск»
- 29% планирует экономить – путешествовать дешевле и/или реже
- только 20% планирует ездить отдыхать не реже, чем раньше
- среди ездивших в 2014 г. за границу, 18% планируют в 2015 г. отдыхать только в России
Вместо прогноза
- Количественные параметры рынка на 2015 г. по-прежнему труднопредсказуемы
- Рынок online travel вырастет в рублях – но скорее всего сократится в $$$ (до -15%)
- Смещение интересов в сторону внутреннего туризма и самостоятельных путешествий
- Чем у покупателей меньше денег, тем важнее для них интернет как канал выбора