Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/social/charity.htm
Обновлено: 30.11.2017

Опыт благотворительной деятельности в России

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ)

Оглавление

  • Введение
  • Опыт благотворительной деятельности
    • Опыт благотворительной деятельности россиян
    • Влияние кризиса на благотворительное поведение россиян
    • Знание россиянами благотворительных организаций
    • Доверие россиян к благотворительным организациям
    • Предпочитаемые способы благотворительности
    • Предпочитаемые способы благотворительности в разрезе различных социальных групп
  • Условия увеличения благотворительных пожертвований
    • Готовность россиян тратить больше средств на благотворительность
    • Информированность о возможности налоговых вычетов с благотворительных пожертвований
  • Благотворительный потенциал россиян
    • Потенциал пожертвований при неограниченных возможностях
    • Пожертвования в пользу природы
    • Пожертвования в пользу тяжелобольных детей
  • Условия увеличения благотворительный пожертвований
    • Использование инновационных финансовых сервисов
    • Вовлечение друзей и социальных медиа как новые форматы благотворительности
  • Выводы
  • Глоссарий современного благотворителя
  • Информация об участниках проекта
Настоящий документ подготовлен по материалам исследований опыта благотворительной деятельности россиян, проведенных «Национальным агентством финансовых исследований» (НАФИ) в декабре 2014 года и в мае 2015 года, данных Благотворительного фонда помощи тяжело больным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд», а также при экспертной и консультационной поддержке Всемирного фонда дикой природы WWF России. Визуализация отчета выполнена стратегическим партнером проекта — информационным порталом «Рамблер.Финансы»

Цель исследования

Получить представление о текущей ситуации в сфере частной благотворительной деятельности и определить перспективность новых и современных способов ее осуществления.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи исследования:

Определена доля россиян имеющих опыт

  • осуществления благотворительной деятельности; Выявлены основные виды и способы
  • пожертвований, при этом особое внимание уделено таким платежным инструментам как СМС, банковская карта, электронный кошелек и т.п.; Определены средние размеры частных
  • пожертвований;

Выделены основные мотивы и барьеры

  • благотворительной деятельности;

Определен потенциал совершения пожертвований

  • в ближайшей перспективе

Для оценки благотворительной активности россиян было проведено социологическое исследование, состоящее из серии интервью с жителями России старше 18 лет.

Для сбора информации была реализована многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка респондентов. Выборка респондентов репрезентировала взрослое (старше 18 лет) население Российской Федерации по полу, возрасту, трудовому статусу (занятость) и типу населенного пункта, в котором проживает респондент. Также репрезентированы отдельные федеральные округа РФ:

  • Суммарный объем реализуемой выборочной совокупности - 1600 чел.,
  • Число субъектов РФ, в которых реализуется выборка - не менее 40;
  • Число населенных пунктов (административных территориальных единиц - АТЕ) - не менее 150;
  • Число респондентов в одном населенном пункте (АТЕ) - не менее 5 чел;
  • Максимальная статистическая погрешность данных - 3,4%.

Метод проведения исследования

Личное интервью (лицом к лицу) по анкете, содержащей информацию о респонденте, а также вопросы по теме исследования - отношению к благотворительности, готовности жертвовать деньги нате или иные цели, о предпочитаемых способах пожертвований и драйверах благотворительной активности.

Для оценки доли современных платежных инструментов кроме данных, полученных НАФИ в ходе социологических опросов, в настоящем исследовании использовались данные Всемирного фонда дикой природы (WWF России), крупнейшей российской природоохранной некоммерческой организации, осуществляющей большинство проектов на пожертвования частных лиц.

Введение

По данным рейтинга частной благотворительности, составленного организацией Charities Aid Foundation, Россия в 2014 году заняла 126 место среди 153 стран-участниц. В 2010 году Россия занимала 138 место.

В разрезе потрем основным видам благотворительности места, занимаемые Россией различны.

Так, по распространенности помощи нуждающимся Россия находится на 122 месте с показателем в 34%, то есть около трети населения РФ оказывают помощь людям, попавшим в затруднительное положение.

Для сравнения в США, занимающих первую позицию в данном рейтинге, на протяжении уже нескольких лет, в 2014 году помощь нуждающимся оказывали 79% населения.

По числу людей, совершающих денежные пожертвования, Россия заняла 131 место (6% людей делали пожертвования за последний месяц).

Лидер рейтинга по этому направлению - Мьянма, (91% населения помогали деньгами).

Самую высокую позицию Россия занимает в рейтинге, характеризующем распространенность волонтерской деятельности - 70 место, при доле волонтеров среди населения России 18%, что почти втрое меньше, чем доля волонтеров среди лидера рейтинга -Туркменистана (доля волонтеров - 53%) .

Данные опросов НАФИ свидетельствуют о том, в последнее время происходит постепенное уменьшение числа людей, регулярно занимающихся благотворительностью: за последние 2-3 года не делали никаких пожертвований 56% опрошенных, по сравнению с 49% по данным 2008 года. Подобную ситуацию можно объяснить изменениями социально-экономической сферы, волатильностью уровня жизни и ощущением нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне. К примеру, более чем половина россиян, опрошенных в период кризиса 2009 г. компанией ВЦИОМ, заявили, что сложная экономическая ситуация непременно приведет к снижению числа людей в их окружении, занимающихся благотворительной деятельностью. Эксперты обращают внимание на то, что несмотря на низкий, по сравнению с Европейскими странами, уровень пожертвований в пользу благотворительных организаций, профессионально занимающихся благотворительностью, в целом, у россиян есть большой потенциал и готовность осуществлять благотворительную деятельность. Большинство соотечественников хотя бы раз в жизни делали пожертвования с помощью наиболее простых и доступных способов: подавая милостыню на улице и опуская деньги в специальные ящики. Сотрудники благотворительных организаций отмечают, что за последнее время они стали наблюдать положительную динамику в количестве людей, готовых поддерживать их инициативы: «По нашим данным, благотворительная активность россиян из года в год растет, — утверждает Марина Аларичева, директор аналитического центра Русфонда. — Только в прошлом году к нам присоединилось более 4 млн жертвователей, которые помогали детям посредством СМС-сообщений. Люди хотят помогать, этот факт, что «милостыня на улице» — самый распространенный способ участия в благотворительности, говорит о том, что людям необходим не только доступ к удобным способам перевода, но и информация, кому помогать, как выбрать фонд, и быть уверенным, что средства будут направлены по назначению. Те люди, которые подавали милостыню, — это те, кто может перейти на другие форматы участия в благотворительности в будущем».

Согласно проводимым сегодня исследованиям, основным барьером для россиян является недоверие к деятельности НКО. По данным CAF, 79% россиян, совершавших ранее денежные пожертвования (не за последний год), уверены, что лучше передавать деньги не организациям, а напрямую нуждающимся. Сбор пожертвований самым тесным образом связан с вопросами этики и прозрачности деятельности российских НКО.

Использование современных платежных инструментов не только удобно для пользователя, но и обеспечивает прозрачность механизма приема/расходования средств на благотворительные цели. И чем больше доноров будут использовать он-лайн платежи, тем проще благотворительным фондам будет предоставлять отчеты о полученных и потраченных средствах, а донорам контролировать их достверность. Как следствие, будет расти доверие к деятельности некоммерческих организаций.

Опыт благодарной деятельности

Опыт благотворительной деятельности россиян

Почти 60% россиян осуществляли благотворительную деятельность.

Согласно данным, полученным в ходе всероссийского опроса НАФИ, можно заключить, что для большей части россиян характерно делать различные пожертвования: две трети опрошенных (58%) подтвердили, что осуществляли благотворительность тем или иным образом, а еще чуть более 40% пожертвований не делали.

Благотворительная деятельность более свойственна женщинам, нежели мужчинам: почти половина опрошенных мужчин (49%) сообщили, что ни разу в жизни не делали пожертвования, тогда как среди женщин доля таковых составляет около трети (35%). Чаще остальных возрастных групп об отсутствии опыта благотворительности сообщала молодежь в возрасте до 24 лет (49%) и представители старшей возрастной группы (старше 45 лет - 44%), в то время как среди респондентов от 25 до 44 лет более половины опрошенных осуществляют благотворительную деятельность.

Рисунок 1. «Приходилось ли Вам когдалибо делать благотворительные пожертвования, лично давать незнакомым нуждающимся людям деньги?», в % от всех опрошенных

Рисунок 2. «С началом экономического кризиса в стране, изменились ли объемы ваших пожертвований?», в % среди всех опрошенных, делающих пожертвования, и по федеральным округам

Влияние кризиса на благотворительное поведение россиян

В целом благотворительное поведение большей половины россиян не изменилось в период экономического кризиса (64%) - те, кто жертвовал, продолжал делать это в том же объеме, что и до кризиса. Четверть жителей страны стали жертвовать меньше, чем раньше (24%).

Кризис практически не коснулся благотворительного поведения жителей Уральского федерального округа (77% жертвуют столько же, сколько и раньше, а 10% стали жертвовать больше). Сильнее всего экономически сложное время отразилось на благотворительных пожертвованиях жителей Сибирского федерального округа. Каждый второй житель СФО стал жертвовать меньше с приходом кризиса, а 36% жертвуют столько же.

В целом благотворительное поведение большей половины россиян не изменилось в период экономического кризиса (64%) - те, кто жертвовал, продолжал делать это в том же объеме, что и до кризиса. Четверть жителей страны стали жертвовать меньше, чем раньше (24%).

Кризис практически не коснулся благотворительного поведения жителей Уральского федерального округа (77% жертвуют столько же, сколько и раньше, а 10% стали жертвовать больше). Сильнее всего экономически сложное время отразилось на благотворительных пожертвованиях жителей Сибирского федерального округа. Каждый второй житель СФО стал жертвовать меньше с приходом кризиса, а 36% жертвуют столько же.

Кризис в меньшей степени повлиял на благотворительное поведение молодежи 18-24 лет - 71% жертвуют столько же, 6% жертвуют больше, чем раньше (что вдвое выше среднероссийских показателей). Также в период кризиса благотворительная активность более заметно проявилась и у людей с невысоким уровнем образования.

Таблица 1. «С началом экономического кризиса в стране, изменились ли объемы ваших пожертвований?», в % среди всех опрошенных, по возрасту и уровню образования

Рисунок 3. «Назовите благотворительные организации, названия которых первыми приходят Вам в голову?», доля тех, кто назвал хотя бы одну организацию в % от всех опрошенных

Знание россиянами благотворительных организаций

Всероссийский опрос показал, что только каждый четвертый россиянин сегодня спонтанно может назвать то или иное название благотворительного фонда (25%). Среди федеральных округов лидерство держит Южный федеральный округ, где почти каждый второй осведомлен о той или иной организации (56%). Высоки показатели и в Северо-Западном федеральном округе, где до трети жителей спонтанно могут назвать благотворительный фонд (33%).

Среди назвавших хотя бы одну благотворительную организацию каждый четвертый (26,5%) упомянул фонд «Подари жизнь» (26,5%). Россияне вспоминали спонтанно такие благотворительные организации, как «Красный крест» (12,5%), «Милосердие» и «Помоги» (по 8%). Прочие организации и фонды назывались реже, а всего было названо более 30 таких организаций, часть из которых - региональные.

Рисунок 4. «Назовите благотворительные организации, названия которых первыми приходят Вам в голову?», в % от назвавших хотя бы одну благотворительную организацию

Рисунок 5. «Доверяете ли Вы в целом благотворительным организациям?», в % от назвавших хотя бы одну благотворительную организацию

Читать далее


© 1998-2023 Дмитрий Рябых