Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/social/alcohol_consumption.htm
Обновлено: 20.11.2017

Изменения в структуре потребления алкоголя в России

Кристина Конго специалист по количественным исследованиям Mix Research

Исследовательская компания Mix Research в ходе опроса россиян-потребителей алкоголя получила информацию об их потребительских предпочтениях за последний год1. За этот период 75% опрошенных в возрасте от 18 до 64 лет хотя бы раз употребляли алкогольные напитки. Эта доля практически равна среди мужчин и женщин. Наиболее активные потребители алкоголя – люди от 35 до 44 лет, меньше всего их – среди опрошенных старше 54 лет.

Какие алкогольные напитки чаще выбирают россияне? Как изменились предпочтения потребителей? В каких объёмах и как часто они пьют? Сколько в среднем тратят на покупку? Ответы на эти вопросы были получены в результате опроса.

По данным исследования структура потребления алкогольных напитков выглядит следующим образом.

Шампанское и вино – наиболее популярные за последний год алкогольные напитки среди респондентов. Шампанское – традиционно напиток для торжественных и праздничных поводов, и его частое упоминание в опросе отчасти объясняется предшествующими новогодними праздниками. Активных потребителей игристого напитка почти одинаково много во всех возрастных группах, за исключением молодёжи от 18 до 24 лет – среди людей этого возраста их заметно меньше. Шампанское в большей степени женский напиток. «Тихие» вина также пользуются большей популярностью среди слабого пола: доля потребителей среди женщин в два раза больше, чем среди мужчин.

Пиво – на третьем месте в рейтинге популярности алкогольных напитков. Его наиболее активными потребителями являются люди в возрасте от 25 до 34 лет, преимущественно мужчины. Водка и коньяк также традиционно мужские напитки, особенно востребованные людьми старшего поколения. На виски спрос наиболее высок среди молодежи. Остальные виды алкогольных напитков за последний год употребляло значительно меньшее число опрошенных.

Потребители отметили, что за последний год произошли некоторые изменения в структуре потребления алкогольных напитков: некоторые из них стали пить чаще, чем год назад, некоторые – реже.

Водка – на первом месте в рейтинге напитков, потребление которых сократилось. 15% употребляющих алкоголь россиян в ходе опроса сказали, что стали реже делать выбор в пользу этого напитка. Наибольшая доля – среди мужчин старшего возраста.

13% опрошенных сократили потребление пива. 6% стали реже пить коньяк, столько же – виски.

Доля людей, которые стали чаще пить вино, в отдельных возрастных группах превышает число тех, кто уменьшил его потребление. Например, в группе опрошенных от 18 до 24 лет доля тех, кто стал пить вино чаще, в три раза больше доли сокративших потребление.

Как часто и какими объемами россияне пьют алкоголь? Всё зависит от вида алкоголя. Традиционно существуют напитки для особых случаев и напитки более регулярного потребления.

Вино большинство опрошенных пьют всего 1 раз в месяц и реже: около 70% любителей этого напитка употребляют его с такой частотой. Примерно такая же картина и с крепким алкоголем: водку, коньяк, виски большинство опрошенных пьют в среднем 1 раз в месяц и реже. Для пива, наоборот, характерна высокая частота потребления: около трети любителей этого напитка пьют его раз в неделю и чаще, ещё около 40% – от одного до несколько раз в месяц.

Опрошенных россиян попросили оценить среднемесячный объём потребления каждого алкогольного напитка.

Выяснилось, что чуть более половины любителей вина выпивают до 0,5 литров этого напитка в месяц, треть – от 0,6 до 1 литра, остальные – больше. При совершении покупки потребители в большинстве случаев выбирают бутылки объёмом 0,75 литра.

Около 60% потребителей второго по популярности напитка – пива выпивают до 2х литров в месяц, ещё около 1/5 – от 2х до 5 литров. Выбирая вид упаковки, более половины потребителей делают выбор в пользу стеклянной бутылки, треть предпочитают пиво в жестяных банках.

До полулитра водки в месяц выпивают 60% её потребителей. Ещё четверть – до 2х литров. Самый востребованный объём бутылки водки среди потребителей – 0,5 литра.

Среди ценителей коньяка среднемесячное потребление в 60% случаев равно 250 мл напитка в месяц. Большинство приверженцев виски (70%) выпивают в среднем до полулитра в месяц.

Потребителям алкоголя был задан вопрос о примерных затратах на покупку одной бутылки регулярно потребляемого напитка.

Наиболее высокая средняя цена – на бутылку виски. При этом наибольшие затраты на покупку этого напитка наблюдаются среди потребителей старшего поколения. Также женщины обычно приобретают более дорогой виски, чем мужчины.

Примерно 930 рублей в среднем тратят на покупку одной бутылки любители коньяка. Наиболее дорогие напитки предпочитает молодежь до 24 лет, также много ценителей дорого коньяка среди мужчин, нежели, чем среди женщин.

Разброс цен, за которые потребители приобретают бутылку вина, достаточно широк, в среднем затраты на одну бутылку составляют 439 рублей. В этом случае опять-таки молодёжь готова тратить больше денег на покупку, чем люди старшего возраста. Такая же тенденция наблюдается и по средним затратам на приобретение водки и пива: люди до 24 лет в среднем приобретают более дорогие марки, чем старшее поколение.


1 Информация была собрана методом телефонного опроса, в котором приняли участие жители 52 российских городов в возрасте 18-64 лет, употреблявшие алкогольные напитки в течение последнего года. Всего опрошено 1014 респондентов. Количество респондентов, потребляющих алкогольные напитки в течение последнего года, составило 796 респондентов. Период проведения опроса: февраль-март 2016 года


© 1998-2023 Дмитрий Рябых