Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/services/fin.htm
Обновлено: 21.11.2017

Исследование доступности финансовых услуг в России

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ)

Оглавление

  • Список сокращений
  • Основные положения
  • Ключевые выводы по результатам исследования
  • Описание системы индикаторов доступности финансовых услуг
  • Анализ международной и российской практики измерения финансовой доступности
  • Итоговый набор индикаторов для измерения уровня доступности финансовых услуг в Российской Федераци
  • Результаты исследования уровня доступности финансовых услуг
  • Доступ к финансовым услугам
  • Точки доступа
  • Финансовая инфраструктура
  • Ценовой барьер
  • Клиентский доступ
  • Использование финансовых услуг
  • Потребление финансовых услуг населением
  • Использование дистанционных каналов, электронных денег
  • Использование кредитных продуктов
  • Использование сберегательных продуктов
  • Использование платежей, денежных переводов
  • Использование страховых услуг
  • Неформальные источники финансирования
  • Качество финансовых услуг
  • Финансовая грамотность
  • Уровень раскрытия информации
  • Регулирование рынка финансовых услуг
  • Жалобы
  • Удовлетворенность услугами
  • Анализ наиболее финансово исключенных категорий населения и причин их финансовой исключенности
  • Анализ взаимосвязи между уровнями финансовой грамотности и финансового поведения людей
  • Практики повышения финансовой доступности
  • Описание методологии исследования

Основные положения

В настоящем документе описаны результаты исследования, целью которого являлась разработка набора индикаторов для оценки уровня доступности финансовых услуг в Российской Федерации, а также анализ уровня доступности финансовых услуг на основе данных, полученных от поставщиков и потребителей. Проект был реализован в 4 этапа.

На первом этапе была представлена концепция интеграции системы индикаторов GPFI для «Группы 20» в российскую практику измерения финансовой доступности, определена источниковая база и общие контуры необходимого исследования.

На втором этапе был описан процесс планирования и проведения специализированного исследования, направленного на комплексную оценку уровня доступности финансовых услуг в Российской Федерации, на основе разработанной системы индикаторов.

Итогом третьего этапа стало проведение специализированного исследования, направленного на комплексную оценку уровня доступности финансовых услуг в Российской Федерации. В ходе реализации исследования были применены комплексный и системный подходы, которые позволили использовать наиболее эффективные методики и технологии сбора и анализа данных. С целью соблюдения указанных принципов применялась следующая комбинация методов:

  • методы, основанные на анализе вторичной информации: кабинетное исследование (desk-research);
  • методы, основанные на опросе респондентов - экспертный опрос представителей финансовых организаций, количественный опрос представителей домохозяйств и количественный опрос руководителей предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ);
  • методы, основанные на наблюдении и анализе поведения потребителей: социально-психологическое экспериментальное тестирование.

На четвертом этапе проекта был проведен анализ полученных данных, в том числе:

  • приведены характеристики наиболее финансово исключенных категорий населения и причины их финансовой исключенности;
  • выявлены барьеры доступа к пользованию финансовыми услугами;
  • описаны привычки пользования финансовыми услугами различных категорий населения;
  • проведен анализ взаимосвязи между финансовой грамотностью и финансовым поведением людей;
  • проведен анализ взаимосвязей между знаниями, навыками и отношением к личным финансам.

Сроки проекта: май - декабрь 2015 года.

Ключевые выводы

Доступ к финансовым услугам

Доступ к финансовым услугам представляет собой один из трех аспектов измерения финансовой доступности в соответствии с «Показателями финансовой доступности Группы двадцати». Анализ объективных показателей позволяет сделать выводы,чтоу большей части граждан, проживающих на территории Российской Федерации, есть возможность получить доступ к финансовым услугам.

Количество финансовых организаций в Российской Федерации в настоящее время превышает 17 тысяч. Самый широкий охват населения на данный момент осуществляется банковскими кредитными организациями - на 100 тысяч человек трудоспособного населения приходится 38 подразделений различных банков. Аналогичный показатель в странах с ярко выраженной географической и социально-демографической спецификой (большая площадь страны при невысокой плотности населения) составляет 24,4 отделения на 100 тысяч человек трудоспособного населения в Канаде, 30,7 в Австралии и 13,4 в Аргентине. Выше всего показатели доступности точек обслуживания финансовых организаций в крупных городах, ожидаемо ниже - в сельских населенных пунктах.

Субъективное мнение достаточности точек доступа подтверждается оценкой потребителей: при оценке достаточности инфраструктуры для финансовых операций участники исследования в целом высказывались положительно - 85% довольны количеством точек доступа к финансовым услугам, средние затраты времени на осуществление стандартного платежа составляют 19 минут. Данные позволяют сделать вывод о высоком первичном насыщении, то есть найти хотя бы один канал получения финансовых услуг могут практически все категории населения.

Доступность стоимости финансовых услуг можно оценить как среднюю. Ценовой барьер не играет существенной роли при выборе депозитных продуктов, текущего счета, однако становится препятствием для доступа к кредитным продуктам (отмечает 57% населения).

Преодоление ценового барьера для компаний МСБ осложнено залоговыми требованиями - почти половина привлекавших внешнее финансирование отметили, что залог был обязательным условием (43%).

Наиболее низкие показатели доступа к финансовым продуктам и услугам можно отметить при анализе индикаторов, позволяющих оценить легкость понимания услуг, получения информации о них и их поставщиках.

38% россиян отмечают, что существует много услуг, в которых трудно разобраться, 46% - что некоторые продукты сложно понять самостоятельно. Только 55% опрошенных считают, что необходимую для выбора финансовой компании информацию можно собрать при определенных усилиях.

Для компаний МСБ информационный барьер имеет низкую актуальность - только 13% считают, что собрать информацию сложно, причем с появлением опыта привлечения внешнего финансирования доля затрудняющихся снижается.

Использование финансовых услуг

Количество активных счетов, открытых физическим лицам, которые могут быть использованы для проведения платежей (счетов, по которым с начала отчетного года проводились операции по списанию денежных средств) составляет 224 587 729, что в расчете на каждого трудоспособного россиянина составляет 1,9. По данным опроса, 21% взрослого населения России можно отнести к группе «не пользуются банковскими услугами», то есть в настоящее время они не включены в потребление финансовых продуктов. Доля не пользующихся финансовыми продуктами выше среднего в селах (25%), среди жителей Уральского (30%) и Северо-Кавказского (27%) федеральных округов, респондентов старше 55 лет (27%), а также имеющих образование не выше общего среднего (33-34%), с доходами менее 35 тысяч рублей на человека (23%), безработных (39%), учащихся, студентов (34%) и пенсионеров (35%).

Наиболее распространенными среди населения финансовыми продуктами являются расчетные (не кредитные) банковские карты. Доля пользователей зарплатных карт, оформленных работодателем, составляет 47%, дебетовых - 23%. Общая доля пользователей банковских карт составляет 64% населения.

На втором месте по популярности - кредитные продукты. Около трети участников исследования (29%) указали наличие оформленного кредита. При этом почти десятая часть пользователей кредитных продуктов (8% от общего числа опрошенных) являются владельцами «проблемных» кредитов (выплаты по займам составляют более 30% дохода, были просрочки платежей). Необходимо отметить, что территориальные показатели, возраст и уровень дохода существенного влияния на долю «сложных» кредитов не оказывают, что свидетельствует о наличии системных проблем на рынке кредитования, связанных с оценкой платежеспособности и уровня закредитованности заемщиков.

Сберегательные продукты находятся на третьем месте по популярности среди населения. Наличие сберегательного счета или депозита указали 18% опрошенных, причем 61 % из них за прошедший год его пополняли. Менее активное использование таких продуктов можно связать с относительно низким уровнем сбережений - четверть участников исследования указали, что у них нет сбережений, треть - полагают, что объема их сбережений хватит не более, чем на 1 месяц обычной жизни в ситуации отсутствия доходов.

Наиболее активными пользователями банковских услуг, особенно кредитных продуктов, являются граждане среднего возраста (25-44 года). Исключение представляют пользователи депозитов, среди которых максимальные значения чаще всего встречаются среди людей старше 55 лет. По всем финансовым услугам более активными пользователями являются респонденты с высшим образованием, работающие (предприниматели, работающие по найму), жители крупных городов (более 500 тыс. жителей). При отсутствии ярко выраженных проблем, связанных с количеством точек доступа к услугам, подобная картина свидетельствует о низком уровне информационной доступности финансовых услуг и невысоком уровне доверия и готовности ими пользоваться среди наиболее исключенных групп населения.

Качество финансовых услуг

Финансовая грамотность тесно связана с уровнем образования: среди минимально грамотных 32% имеют образование ниже среднего. При этом россияне с разным уровнем финансовой грамотности не имеют существенных отличий по материальному положению. Исключение составляет группа с минимальным уровнем финансовой грамотности - ее показатели материального статуса ниже, чем у остальных групп.

Уровень финансовой грамотности находится в прямой корреляции с уровнем интенсивности использования дистанционных каналов: в группе с высокой финансовой грамотностью Интернетбанком пользовались 25%, мобильным банком 16%, а с минимальной - только 4% каждым из способов. Аналогичное распределение наблюдается и относительно вовлеченности в совершение безналичных платежей - среди представителей группы с минимальной финансовой грамотностью 35% отметили, что пользуются безналичными платежами, а с высокой - 67%, средней 55%, низкой 49%.

В целом рост финансовой грамотности связан с более активным использованием дистанционных каналов доступа к банковским услугам, а также к способам, не предполагающим участие представителя финансовой организации (переход к платежным терминалам, банкоматам от кассы в отделении банка или почты). Более высокий уровень финансовой грамотности повышает доступность кредитования в формальном секторе (банковские кредиты начинают рассматриваться как один из доступных вариантов, хотя не вытесняют поддержку за счет личных связей).

В ходе экспериментального исследования участники эксперимента должны были сделать выбор в пользу различных финансовых продуктов и услуг (или отказа от них) в условиях неопределенности. При текущем уровне раскрытия информации в финансовых документах большинство потребителей не сможет сделать осознанный выбор и избежать всех возможных рисков, связанных с пользованием различными продуктами (мошенничество по картам, просрочка по кредитам, упущенная выгода при выборе сберегательного инструмента, непонимание условий страхования и оформление ненужного продукта в ущерб необходимой услуге), что свидетельствует о низком уровне доступности финансовых услуг с точки зрения их качества.

Каждый десятый участник всероссийского опроса (10%) указал, что за последний год был недоволен финансовыми организациями, услугами которых пользовался. Только 4% формально выражали свою жалобу, а 6% претензий не высказывали.

Читать далее


© 1998-2023 Дмитрий Рябых