Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/it/ecomm.htm
Обновлено: 20.11.2017

Рынок электронных торгов

Центр развития экономики

По данным аналитического департамента рынок электронных закупок России в I полугодии продемонстрировал уверенный рост как в сегменте закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (B2G), так и в сегменте корпоративных закупок (B2B).

Ежемесячный прирост количества участников в сегменте B2G в среднем по рынку составил чуть более 2%, в сегменте B2B – 4,3%. В абсолютных показателях прирост количества участников электронных торгов составил: около 100 тысяч. Динамика роста количества участников торгов в сегменте B2B в первом полугодии 2012 в сравнении с аналогичными показателями первого полугодия 2011 года представлена на рисунке 1.

Количество объявленных торговых процедур (см. рис.2 ) в сегменте B2B за первые 6 месяцев 2012 года превысило в 3 раза количество торговых процедур за аналогичный период прошлого года, что свидетельствует о росте популярности электронной закупочной деятельности в бизнес-среде. В сегменте B2G количество торговых процедур относительно аналогичного периода выросло всего в 0,5 раза. Так, за первое полугодие 2011 года количество объявленных торговых процедур на электронных торговых площадках корпоративного сектора составляло 90 тыс., а за первое полугодие 2012 года – 270 тыс. Количество объявленных торговых процедур по тем же показателям в сегменте B2G: 158 тыс. и 233 тыс. соответственно.

В государственных закупках темпы роста объемов сделок значительно отстают от коммерческого сектора. Если в 1 полугодии 2012 года в сегменте B2G было проведено около 40% от всего объема закупок 2011 года, то в В2В этот показатель равен 70%. Сравнивая объемы закупок обеих сегментов за аналогичные периоды 2011 и 2012 годов, можно отметить, что в B2G они совпадают, а в В2В показатели 2012 года превышают более чем в 2,5 раза показатели 2011. Динамика объемов объявленных торговых процедур в сегменте B2B представлена на рис. 3.

Важно отметить, что в сегменте B2G произошло снижение среднестатистического лота практически на 20% (с 5 млн. руб. до 4 млн. руб.). В сегменте B2B напротив средняя стоимость лота увеличилась на 15% (с 7 млн.руб. рублей, до 8 млн. руб.). Специалисты объясняют этот факт стремлением заказчиков выводить на электронные торги практический полный объем закупок, что приводит к увеличению доли «мелких» закупок и снижению средней стоимости торговой процедуры.

Основным драйвером роста на рынке электронной коммерции, как в частном, так и в государственном сегментах, выступают закупки услуг строительства. Так, в коммерческом секторе электронные торги в отрасли строительства составляют около 40%, за ними следуют закупки машин и электрооборудования - около 35%.

С точки зрения номенклатурной структуры - более 90% закупок сектора B2B приходится на электрооборудование и электронику (27%), строительные работы, реконструкцию (22%), продукцию металлургии, металлоизделия (21%), машины и технологическое оборудование (12%). Отраслевое деление участников электронных торговых площадок системы B2B-Center подтверждает указанные данные. См. диаграмму 4.

В настоящее время большинство игроков рынка электронных закупок (как сегмента B2B так и B2G) сосредоточились на активном привлечении компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ. Причиной тому является уникальное сочетание – частичный контроль со стороны государства (и как следствие - желание сделать закупки максимально прозрачными), а также очень большая емкость данного сегмента.

Согласно исследованиям, дифференциация ключевых показателей b2b сектора электронных торгов по сферам деятельности выглядит следующим образом (см. рис. 5). В связи с тем, что доля крупных промышленных предприятий в структуре ВВП России составляют около 35%, данный сегмент широко представлен и в сфере электронной коммерции. Активно применяют электронные торги в своей деятельности предприятия сферы услуг: строительные компании, финансовые, консалтинговые и т.д. На сегодняшний день слабо представлено сельское хозяйство в связи с общей сложной ситуацией в данной отрасли.

Присутствием в России операторы торговых площадок не ограничиваются. Ряд ЭТП планируют выйти на международную арену. В частности, в течение второго квартала т.г. была открыта площадка B2B-Center в Турции и объявлено о планах открытия во Вьетнаме, Бразилии, Индонезии, Индии и Китая.

Кроме расширения своего географического присутствия ЭТП стали активно трансформироваться в Торговые Системы (соединяющие несколько площадок). Так, в последние месяцы состоялся запуск специализированной торговой системы «Фабрикант рейл», открыта торговая площадка ЕЭТП для торгов госкорпорации «РОСАТОМ», пользователям Тендер.Про открыт доступ к системе электронных закупок TecLot.com.

Помимо увеличения количества торговых площадок и создания электронных торговых систем наблюдается функциональное развитие ЭТП – за счет интеграции дополнительных сервисов для участников торгов. Так, вслед за сервисом вебинаров готовится к запуску страхового сервиса - продаже в режиме онлайн страховых продуктов. Партнером B2B-Center по разработке и внедрению страхового сервиса станет РОСГОССТРАХ.

Основные выводы

В сентябре следует ожидать сезонного увеличения ключевых показателей деятельности электронных торговых площадок в сегментах B2B и B2G, так как на этот период приходиться возобновление активности закупщиков, которая достигнет своего пика в 4 квартале. В целом, по прогнозам в 2012 году объем сделок, заключенных в торгово-закупочных системах, как в B2B, так и в B2G сегментах, превысит показатель 2011 года в 2-2,5 раза.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых