Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/it/ar.htm
Обновлено: 20.11.2017

Технология «расширенной реальности» (Augmented Reality)

Денис Волков «Бизнес-журнал», № 3 за 2010 год

Согласно прогнозам аналитической компании Juniper Research, в 2010 году объем рынка мобильных приложений, так или иначе использующих технологии «расширенной реальности», едва дотянет до 2 млн долларов. Согласитесь, цифра смешная. Особенно если учесть, что весь рынок программного обеспечения для мобильных устройств составит в 2010 году $6,2 млрд. Но это только начало, обнадеживают в Juniper Research. Не пройдет и четырех лет, как этот сегмент из маргинального направления превратится в настоящий мейнстрим: рынок вырастет более чем в 300 раз, до $732 млн.

Не случайно «расширенная реальность» причислена ныне к числу наиболее перспективных и многообещающих технологий 2010 года, а объемы инвестиций в некоторые проекты уже исчисляются сотнями миллионов долларов. Но это там, «у них». В России же об этой технологии слышали пока разве что продвинутые пользователи — «гики», а запущенные проекты можно сосчитать на пальцах одной руки. Пока инвесторы предпочитают лишь рассуждать о перспективах нового направления, а не вкладывать в него деньги. Но стоит ли откладывать большую игру?

Раз реальность, два реальность

Впервые об Augmented Reality (AR) — а именно так в оригинале именуется технология, еще не получившая однозначного русского определения (с равной частотой встречаются оба перевода — и «расширенная», и «дополненная» реальность), — заговорили еще в 60-х годах прошлого века. Сам же термин возник с легкой руки инженера Boeing Тома Коуделла в 1992 году. Первые приложения появились тогда же — в 90-х, но настоящий бум начался только сейчас.

«Расширенная реальность» (дабы не вносить путаницы, остановимся на этом определении) — это технология, позволяющая совмещать объекты реального мира с компьютерной графикой на экранах мобильных устройств или ПК — то есть с реальностью виртуальной.

Простейший пример — шлем пилота боевого самолета, на «забрало» которого проецируются показания приборов, сетка наведения и другая необходимая информация. Фантастика? Отнюдь нет, ведь военные, наряду с инженерами и строителями, уже давно используют средства «расширенной реальности». Но вот на массовый рынок такие решения только-только начинают выходить. Причина задержки — неразвитость как самой технологии, так и оборудования, ее поддерживающего.

– Более или менее удобные и полезные AR-приложения сегодня могут «потянуть» очень немногие телефоны, — признает управляющий директор компании i–Free Кирилл Петров. — Все дело в производительности процессоров, наличии встроенных GPS-приемников и компасов, в ограничениях операционных систем, а также в отсутствии возможности обрабатывать данные с камеры в реальном времени.

Причем здесь камера и GPS? Для того чтобы использовать средства «расширенной реальности», вовсе не обязательно быть обладателем дорогостоящих военных «игрушек» (специальных очков или шлемов). Теоретически сгодится и современный смартфон. В простейшем случае принцип работы выглядит следующим образом. Пользователь смотрит на мир через встроенную камеру телефона, на экране которого отображается (помимо объектов, попадающих в объектив) полезная информация о близлежащих музеях, магазинах, заправках, кафе, магазинах и скидках в них.

Модуль спутниковой навигации и цифровой компас нужны для того, чтобы не только точно отследить положение владельца телефона, но и понять, куда именно «смотрит» объектив встроенной в аппарат камеры.

По сути, такая форма использования метода «расширенной реальности» очень напоминает продвинутый вариант другой технологии — LBS, или сервисов, связанных с местоположением абонента. Этот рынок еще несколько лет назад обещал стать настоящим золотым дном, но не получилось. Возможно, причиной тому стало отсутствие компасов на борту массовых моделей телефонов и коммуникаторов. Если так, то вторая попытка вполне может увенчаться успехом.

Пойдешь направо…

Кажется, ну что может быть проще! Определил координаты абонента — и отправляй информацию о близлежащих объектах, которая будет наложена на реальную картинку. На деле же сервисы геопозиционирования, по крайней мере в России, начали появляться совсем недавно.

«Очевидно, что серьезные результаты не могут появиться сразу, — говорит один из основателей проекта Wi2Geo Сергей Курлович. — Всегда приходится преодолевать некоторое количество трудностей. Первым барьером была малая доступность позиционирования. Пять–семь лет назад количество мобильных устройств с GPS-приемниками было весьма незначительным, а о ноутбуках, снабженных такими возможностями, и речь не шла. Другое препятствие — слабая распространенность услуг мобильного Интернета. Ну и, конечно, нужно было дождаться появления самих мобильных устройств, пригодных для комфортного выхода в Сеть». Похоже, сегодня все эти барьеры пали. Не случайно на развитых рынках ныне происходит настоящая революция: уже треть приложений, представленных в онлайновом магазине Apple App Store, так или иначе связана с позиционированием абонентов!

На российском рынке первыми открывающиеся перспективы разглядели как раз в компании Wi2Geo. Около года назад Сергей Курлович решил вместе со своим другом Денисом Алаевым создать сервис, позволяющий определять положение владельца телефона не только на основе сигнала GPS, но и с использованием информации о местонахождении ближайших базовых станций сотовых операторов, а также точек доступа Wi-Fi. Проекту удалось быстро найти инвесторов. Решение задачи посевного финансирования Wi2Geo взял на себя фонд бизнес-ангелов AddVenture, а затем в проект вложился и фонд Kite Ventures.

Если рынок LBS, пусть и медленно, начинает обретать более или менее отчетливые очертания, то о «расширенной реальности» в России до сих пор мало кто слышал. Однако это не помешало Курловичу и Алаеву разработать первое в нашей стране AR-приложение — AlterGeo.

Работает сервис «по классике». Пользователь идет по городу и изучает окружающую действительность сквозь объектив телефона: на экране всплывают полезные сведения. За углом — кафе, справа — музей, слева за углом — магазин модной одежды. Мало того, на экране можно «увидеть» других таких же «путешественников», зарегистрированных в системе.

Авторы проекта уже разработали версию для iPhone. В начале марта появится программа для устройств, работающих на платформе Android, а сразу за ней выйдет версия и для Windows Mobile. Звучит многообещающе. Да и выглядит, откровенно говоря, завораживающе. Но каким образом AlterGeo планирует конвертировать высокотехнологичную разработку в прибыль? Так, как это делает сейчас большинство интернет-компаний, удивляются глупому вопросу предприниматели. За счет рекламы! Правда, рекламы не простой, а «геотаргетированной» — четко привязанной к местоположению пользователя.

– Совсем не обязательно, — объясняет Денис Алаев, — заходить в магазин, расположенный в полусотне метров от вас, если вы хотите узнать, что на прилавке вас дожидаются джинсы нужного покроя и размера. Точно так же достаточно будет просто «оглянуться» вокруг, чтобы найти ближайшую кофейню, даже если она «спряталась» за высоким зданием. Очевидно, что за более «видные» позиции рекламодатели будут платить. Вот и вся модель!

Рекламное дополнение

Игроки зарождающегося рынка уверены, что, объединив средства «расширенной реальности», возможность определять местоположение абонента и интересы рекламодателей, можно неплохо заработать.

– Думаю, эта связка вполне перспективна, — уверяет Олег Жданов, исполнительный директор AiLOVE, еще одной компании, специализирующейся на решениях в сфере «расширенной реальности». — Реклама — индустрия, участники которой не боятся использовать что-то новое. Что же касается симбиоза рекламы, решений AR и геотаргетинга, то потенциально это очень интересное направление, так как мы можем «засечь» пользователя и его предпочтения непосредственно в точке продаж. Важно и то, что этот вид рекламы может быть скорее контекстным, чем имиджевым. Уверен: пользователи не захотят видеть информацию, не отвечающую их предпочтениям.

Однако если дать слово оппонентам, градус оптимизма быстро снижается. Руководитель направления коммерческих спецпроектов «Яндекса» Анатолий Тополь признает, что связка AR-технологий и интернет-рекламы вполне очевидна, но ее перспективы напрямую зависят от степени распространения решений «расширенной реальности». «Как только эта технология станет частью нашей повседневной жизни, — поясняет Тополь, — она сразу же продемонстрирует свой рекламный потенциал. Но в ближайшем будущем этого точно не произойдет».

Впрочем, директор по продвижению компании Redmadrobot Николай Сатункин полагает, что в России все еще работает «wow-фактор». А значит, приложения AR следует активно выводить на рынок: новая технология, без сомнения, вызовет интерес и всеобщее внимание. Мало того, Сатункин уверен, что в течение ближайшего года ситуация в сфере технологий «расширенной реальности» существенно изменится, и наступит время поиска прикладных применений: «Вскоре методы AR станут привычными для пользователей мобильных телефонов и найдут применение в серьезных проектах, не говоря уже о таких сферах, как инженерные системы, рынок игр, всякого рода выставки и презентации».

Кстати, на рынке BTL-услуг и в прессе уже вовсю используются «намеки» на AR для достижения пресловутого «wow-эффекта». Разве что используемая модель (в силу очевидных причин) выглядит чуть иначе. На объекте размещается специальный QR-код (аналог обычного штрихкода, только двухмерный), которой считывается встроенной камерой телефона или ноутбука, что, в свою очередь, запускает череду событий на экране, в которых чаще всего участвует сам пользователь. Недавно компания Redmadrobot уже реализовала подобный проект в сотрудничестве с одной из газет, ориентированных на молодежную аудиторию. А крупнейший производитель солнцезащитных очков Ray-Ban, воспользовавшись технологией «расширенной реальности», запустил в Интернете виртуальную примерочную своей продукции.

Так что простор для экспериментов перед маркетологами открывается огромный. Хватило бы фантазии.

Еще немного, еще чуть-чуть!

Если послушать некоторых экспертов, то рассматриваемую технологию ждут фантастические перспективы. «Мы абсолютно убеждены, что за этим — будущее! — с жаром заявляет Кирилл Петров. — По нашим прогнозам, в ближайшие 5–7 лет в этой сфере произойдут очень большие изменения. Возможно, по своим масштабам они будут сопоставимы с самим появлением сотовой связи». «Как только видеоочки станут доступны, «расширенная реальность» появится вообще везде: вывески, помещения, прикладные науки, образование — все «оживет», — добавляет Николай Сатункин из Redmadrobot.

Перспективы и правда заманчивы. Но увы. Многое из того, о чем говорят поклонники этой технологии, мы вряд ли увидим в ближайшие пять лет. Видеоочки — это, конечно, здорово. Но пока даже подходящих для реализации AR мобильных телефонов в мире продано недостаточно!

«Сегодня препятствия для распространения AR все еще носят чисто технологический и аппаратный характер, — считает Олег Жданов. — Но с ростом производительности и миниатюризации электронные помощники смогут взять на себя большую часть анализа окружающего мира, предоставляя человеку выжимку из обработанного потока информации».

Денис Алаев уверен: рыночные механизмы сделают свое дело. В общих чертах цикл таков. Мобильные устройства порождают новые технологии (LBS, AR и другие), эти технологии, в свою очередь, увеличивают количество пользователей, а производители выпускают все больше новых устройств.

Что же, первая фаза этого процесса уже запущена. По данным iSuppli, к 2011 году количество проданных смартфонов со встроенным GPS-приемником превысит 300 миллионов штук. Поставки же магнитных сенсоров, используемых для электронных компасов, к 2013 году достигнут 540 миллионов штук. И это при том, что в 2008 году было выпущено всего 8,7 млн таких чипов.

Но вот беда: завтрашние перспективы не совсем устраивают инвесторов. Даже венчурные капиталисты, по определению призванные вкладываться именно в те решения, которые выйдут на передний край лишь завтра, не спешат нести свои деньги в такие проекты. «Модель AR интересна с инвестиционной точки зрения, как и любая другая инновация, способная произвести революцию в мире информационных технологий, — признается инвестиционный аналитик фонда ABRT Павел Никонов. — В России есть уже несколько таких проектов. Однако говорить о коммерческой привлекательности инвестиций в «расширенную реальность» пока рано».

Главная причина скепсиса инвесторов — отсутствие убедительной модели монетизации. Аналитик УК «ФИНАМ Менеджмент» Максим Клягин считает: «Вероятно, пока основными секторами, в которых AR получит наибольшее распространение, будут оставаться, с одной стороны, военно-промышленный комплекс, где возможности массовой коммерциализации по понятным причинам ограничены, а с другой — индустрия мультимедиа и визуальное ориентирование с использованием мобильных устройств, где инвестиционная привлекательность очевидна. Два этих направления в ближайшее время и будут оставаться основными драйверами развития технологии».

Правда, есть подозрение, что инвесторы лукавят и, как опытные грибники, не раскрывают секретных тропок первому встречному. Если так, то всем желающим вскочить на подножку локомотива «расширенной реальности» следует поторопиться. Ведь, по словам Кирилла Петрова (i-Free), уже через несколько лет мы вряд ли сможем представить себе коммуникацию с окружающим нас физическим миром без таких вот расширений.

«Всеми электронными приборами и устройствами, будь то телевизор или кондиционер, можно будет управлять при помощи наложенных виртуальных интерфейсов, — фантазирует Кирилл Петров. — Оказавшись на незнакомой площади в незнакомом городе, при помощи мобильного устройства, поддерживающего AR, можно будет увидеть виртуальные вывески на родном языке около каждого магазина и ресторана, получить информацию о памятниках архитектуры и музеях».

Фантастика? Кто-то считает, что да. А кто-то уже вовсю вкладывается в такие проекты. Скоро узнаем, кто оказался прав.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых