Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/industry/mr_tumen_03_1.htm
Обновлено: 20.11.2017

Маркетинговое исследование сырьевой базы и рынка сбыта экономически и социально значимых предприятий легкой промышленности Тюменской области

Чистякова А.О., Моставщикова С.М. ЗАО "ТюмБИТ", Тюмень
//www.tyumbit.ru
Номинант конкурса "Консультант 2003"



  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Приложения
    Описание исследования Цели исследования

     

    1. Определение уровня удовлетворенности предприятий легкой промышленности работой с поставщиками и поиск альтернативных вариантов поставщиков, согласно запросу.
    2. Исследование состояния предприятий легкой промышленности в Тюменской области на данный момент, основных производственных проблем и имеющегося производственного потенциала.
    3. Исследование информированности тюменских потребителей о продукции производителей товаров легкой промышленности Тюменской области и отношения к ним.
    4. Исследование потребительских предпочтений (торговых организаций и конечного потребителя) в выборе товаров легкой промышленности.
    5. Оценка ожиданий потребителей и торговых организаций по освоению новых видов продукции производителями Тюменской области.
    6. Поиск потенциальных партнеров по сбыту продукции легкой промышленности предприятий Тюменской области в рамках имеющейся на данный момент номенклатуры товаров.
    7. Разработка предложений и рекомендаций по улучшению состояния отрасли в Тюменской области и по содействию в решении основных проблем производителей продукции легкой промышленности.
    8. Разработка рекомендаций и предложений по освоению новых изделий или продукции нового качества для предприятий легкой промышленности Тюменской области.
    География

    По исследованию производителей:

    -         г. Тюмень;

    -         г. Тобольск;

    -         г. Ялуторовск;

    -         г. Ишим;

    -         г. Заводоуковск.

    По исследованию поставщиков:

    -         РФ;

    -         страны СНГ.

    По исследованию потенциальных заказчиков (оптовых и розничных торговых фирм):

    -         г. Тюмень;

    -         Тюменская область.

    По исследованию потребителей:

    -         г. Тюмень;

    -         г. Ялуторовск;

    -         г. Тобольск;

    -         г. Заводоуковск.

     

    Методология

    ·        В исследовании принимали участие 15 предприятий легкой промышленности Тюменской области, 100 торговых оптовых и розничных организаций Тюменской области, 60 жителей г. Тюмени, 10 жителей г. Ялуторовска, 10 жителей г. Ишима, 10 жителей г. Тобольска, 10 жителей г. Заводоуковска.

    ·        Информационные ресурсы: Госкомстат Тюменской области, электронная база данных клиентов и партнеров ЗАО «ТюмБИТ»; результаты телефонного опроса, результаты анкетного опроса, результаты собеседования с руководителями предприятий легкой промышленности, информационные ресурсы и результаты исследований системы межрегиональных маркетинговых центров.

    ·        Методы исследования: анкетирование, телефонное интервью, устное интервью, презентационный маркетинг, почтовая рассылка.

    Сроки сбора информации

    Период с 28 октября по 15 декабря 2001 г.

     

    Информация по отчету

    Отчет состоит из шести частей.

    Первая часть представляет общий анализ положения дел и тенденций развития легкой промышленности России и Тюменской области по данным на основе статистической и аналитической информации.

    Вторая часть характеризует производителей продукции, их точку зрения на ситуацию в отрасли и их положение в данных условиях рынка.

    Третья часть характеризует оптовые организации и предприятия, действующие на территории Тюменской области и их оценку деятельности исследуемых предприятий легкой промышленности.

    Четвертая часть характеризует непосредственных потребителей продукции легкой промышленности: их предпочтения, оценку продукции различных категорий производителей.

    Пятая часть содержит краткий анализ удовлетворенности работы предприятий с поставщиками и результаты поиска альтернативных поставщиков с учетом требований, предъявленных производителями.

    Шестая часть отчета посвящена комплексному анализу на основе вышеприведенных разделов и выработке рекомендаций для улучшения ситуации отрасли легкой промышленности в Тюменской области в целом и исследуемых предприятий в частности.


    ЧАСТЬ I. ОБЩИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В ОТРАСЛИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ И ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

    В 1990 г. в РСФСР было произведено 8 миллиардов метров ткани, около миллиона тонн хлопчатобумажной пряжи, переработано 1 миллион 200 тысяч тонн хлопка. Страна выпускала более 200 тысяч тонн синтетических материалов. Теперь объемы производства снизились по разным видам изделий от 10 до 90 процентов. Соответственно используются и производственные мощности. Причины этих явлений известны: предприятия были лишены оборотных средств, а кредит для их пополнения оказался непомерно дорогим.

    В целом ситуация по России такова.

    Все предприятия легкой промышленности разбились на примерно равные группы: около трети из них приспособились к новым условиям, изменили ассортимент выпускаемой продукции, нашли свои ниши, как на внутреннем, так и на зарубежных рынках. Еще 30 с небольшим процентов как-то сводят концы с концами. Остальные же предприятия требуют реструктуризации.

    В последнее время, однако, характерна тенденция небольшого роста легкой промышленности на фоне стабилизации макроэкономической ситуации и роста промышленного производства в целом. Рост промышленного производства в России в I полугодии 2001 года составил 5.5% по отношению к I полугодию прошлого года. Такие данные привел первый заместитель председателя Госкомстата РФ Александр Суринов. По его словам, наибольший рост наблюдается в легкой и пищевой промышленности, а также в машиностроении.

    Ситуация по Тюменской области складывается следующим образом.

    Исторически и географически сложилось так, что основа экономики региона - нефтегазодобывающий комплекс. В связи с этим определяется и специфика развития отрасли легкой промышленности. Большое значение занимает выпуск спец. одежды и обуви для нефтяников и других производственных предприятий, так или иначе связанных с нефтегазодобывающей отраслью. Некоторые предприятия легкой промышленности изначально были созданы как дочерние крупных и средних предприятий нефтегазовой отрасли. По этим причинам "выживаемость" их зачастую зависит от потребностей и величины заказов промышленного сектора экономики Тюменской области. Практически не исследуются возможности спроса потребительского сектора, предприятия не развиваются в этом направлении. Хотя в последнее время можно заметить, что появилось больше мобильных малых предприятий легкой промышленности, в небольшой части удовлетворяющих потребительский спрос на швейные изделия в Тюменской области.

    Несмотря на то, что выручка продукции предприятий легкой промышленности Тюменской области в денежном выражении росла (см. График 1), однако это не является показателем того, что роль ее в экономике Тюменской области увеличилась. В то время, как увеличивался удельный вес нефтедобывающей, топливной, нефтеперерабатывающей отрасли, удельный вес отрасли предприятий легкой промышленности уменьшался (см. График 2).


    График 1.

    График 2.


     


    Прогноз макроэкономической ситуации по России в целом следующий:

    В 2002 году продолжится действие факторов, ограничивающих достаточно быстрый рост промышленного производства, и даже при некотором ослаблении их действия индекс физического объема промышленной продукции в 2002 году относительно 2001 года не превысит 104,0 - 104,5%, т.е. сократится по сравнению с ожидаемым значением индекса за текущий год, примерно на 1 процентный пункт

    Номинальные денежные доходы населения возрастут за 2001 год примерно в 1,3 раза, а реальные располагаемые денежные доходы (при уровне инфляции 120,1-121,8%) будут примерно на 4,5-4,7%) выше, чем в 2000 году.

    В 2002 году с учетом решения проблемы погашения просроченной задолженности по заработной плате возможно ожидать увеличения номинальных денежных доходов населения на 23,5% по сравнению с предыдущим годом. При условии прироста индекса потребительских цен в 2002 году не более чем на 16% реальные располагаемые денежные доходы на 5% превысят уровень предыдущего года.

    Общеэкономическая ситуация по Тюменской области.

    Несмотря на снижение реальных располагаемых доходов населения в период 1998, 1999г., по данным статистики за 2000 г. и I полугодие 2001 г., они стали увеличиваться в 2000 г. на 15%, а в мае 2001 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого - на 11,7%. Положительную динамику среднедушевых доходов населения можно проследить на Графике 3.


    График 3.

    Также увеличились в целом расходы населения Тюменской области на покупку товаров и услуг (График 4).

    график 4.


     


    Исходя из этого можно сделать вывод, что у отрасли есть все предпосылки для развития и постепенного наращивания объемов производства при росте реальных доходов населения, в том числе и в Тюменской области. Но так как на федеральном уровне не ожидается решение основных проблем отрасли в области таможенного права, налогообложения и кредитования, то большое значение в развитии отрасли в Тюменской области может иметь частичное решение этих вопросов и других проблем отрасли на региональном уровне.

    Исходя из макроэкономического анализа на основе данных статистики, информационных сайтов и периодической печати были выявлены основные проблемы отрасли легкой промышленности в масштабах России и Тюменской области.

    Основные проблемы отрасли легкой промышленности.

    1. Долги. Общая величина долга составляет в старых ценах (до деноминации) 15 триллионов рублей. Частично здесь есть вина государства, которое не оплачивает свои заказы. Это приводит к тому, что текстильщики не могут расплатиться с бюджетом; в итоге задолженность увеличивается за счет пени и штрафов. Поэтому "чистый" долг оценивается в 8 триллионов рублей. С таким багажом невозможно получить кредиты даже под залог недвижимости.

    2. Нелегальный импорт товаров. Сегодня практически не существует никакой защиты нашего рынка, товар везут отовсюду. Особенно это касается Китая и Турции, чьим "ширпотребом" забиты все рынки. Крупным поставщиком изделий легкой промышленности стал Вьетнам. Очень много поступает в Россию неучтенного товара. По данным Минэкономики, спрос на чулочно-носочные изделия в стране составляет 680 миллионов пар в год. Треть производим сами, импорт - две трети. Хотя отечественные производственные мощности позволяют выпускать 1,5 миллиарда пар. Из 407 миллионов импортируемых пар учтенных - только 180 миллионов. Получается, что размер нелегального импорта сравним с собственным производством.

    3. Низкая адаптация к изменившейся макроэкономической ситуации.

    Макроэкономические процессы, проходившие в экономике в целом, безусловно, затронули и легкую промышленность. За сравнительно короткий промежуток времени необходимо было перейти от системы всеобщего распределения на основе приоритетных политических решений к системе рыночного ведения хозяйства, основанного на экономическом расчете. Иначе говоря, надо было научиться принимать решения на основе собственных калькуляций как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. В редких случаях административно навязанные связи совпадали с рыночно диктуемыми. Для скорейшего преодоления системного кризиса отрасли необходима была смена парадигмы действия, овладение такими понятиями, как маркетинг, спрос, предложение, конъюнктура, причинно-следственными факторами этих понятий.

    4. Недостаток собственных оборотных средств, большой удельный вес устаревшего технологического оборудования,

    5. Высокий уровень налогообложения, высокие тарифы на топливно-энергетические ресурсы и таможенные пошлины на импорт оборудования, сырья и материалов.

    Наиболее распространенный способ выживания предприятий легкой промышленности России и Тюменской области на фоне таких социально-экономических условий - работа с давальческим сырьем. Существует группа трейдеров - "давальцев", которые поставляют фабрикам сырье. Это позволяет предприятиям оплачивать все расходы; произведенную продукцию поставщики забирают для реализации. Главный порок такой системы в том, что не выделяются деньги на инвестиции. По сути дела "давальческие" фирмы паразитируют на когда-то созданном потенциале легкой и текстильной промышленности. Хотя работу предприятий с давальческим сырьем нельзя однозначно назвать проблемой легкой промышленности. В настоящей ситуации - это неизбежная необходимость для многих предприятий.



  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Приложения


  • © 1998-2023 Дмитрий Рябых