Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/industry/consuption_metal_02_2.htm
Обновлено: 20.11.2017

Текущее и перспективное потребление металлов в России и Украине

Работа выполнена коллективом экспертов ЦПКР:
Иветта Герасимчук, Константин Симонов, Валентина Государева, Алексей Мешков, Константин Батозский
gerasimchuk@ancentr.ru

Содержание


Содержание


ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ

Исследование «Текущее и перспективное потребление металлов в России и Украине» построено на основании большого числа российских и украинских источников по состоянию на начало октября 2002 года. Основной задачей авторского коллектива являлась оценка количества ежегодно потребляемого (а точнее – реализуемого), в России и Украине объема металлопродукции, подлежащего упаковке, по отраслям. Таким образом, главное внимание было уделено таким видам продукции, как черный и цветной прокат и трубы. Отдельный анализ дан по наиболее крупным компаниям-производителям и потребителям металлов -  «Русскому алюминию», «Норильскому никелю»,  УГМК, НТМК, ОМК, ТМК, «Интерпайп», Индустриальный союз Донбасса,  МПС РФ, «Газпром», «Транснефть» и др. Предметом исследования также являются пути продукции от производителя к конечному потребителю (каналы сбыта) и отношения собственности между последними. В исследовании также решены две другие задачи – выявлены наиболее перспективные сегменты рынка металлопродукции и дан прогноз на 2002-2004 гг.  

Каждый из разделов исследования построен по схеме «производство - потребление - каналы сбыта - отношения собственности» в силу сильной экспортной ориентации отраслей: потребление отдельных видов металлопродукции в целом по стране рассчитывалось как производство – экспорт + импорт. Таким образом, во внимание не принимались запасы данного вида продукции на складах на начало и конец периода. Тем не менее, данный подход представляется целиком оправданным, так как он соответствовал основной задаче исследования. По отраслевому потреблению отдельных видов металлопродукции применялись как статистические методы и моделирование, так и экспертные оценки. 

Основными источниками исследования послужили данные компаний, занятых в производстве, продаже и потреблении металлов, Министерства промышленности и науки РФ, Министерства промышленной политики Украины, Госкомстатов РФ и Украины, специализированных информационных агентств, консультационных фирм  и изданий. Широко использовалась также собственная информационная база Центра политической конъюнктуры. Необходимо отметить, что ввиду отсутствия в стране единой системы межотраслевого учета оценки объема потребления той или иной метпродукции разными источниками иногда существенно расходятся. В таких случаях авторский коллектив выбирал оценку наиболее авторитетного источника либо оценку, которая совпадала у нескольких независимых друг от друга источников.

Приоритет отдавался данным компаний-производителей и государственных организаций, однако система статистического учета, используемая данными двумя видами источников, требует целого ряда оговорок. Так, при расчете производства листового проката черных металлов Госкомстат РФ учитывает и заготовку. Кроме того,  названные приоритетные источники не предоставляют весь спектр требуемой информации. Например, объем производства и, соответственно, потребления цветных металлов в России, засекречен из военных соображений. Официальные и неофициальные источники Украины основной акцент делают на статистике экспорта метпродукции в силу небольшой емкости внутреннего рынка.  Поэтому для характеристики ситуации на данных рынках широко привлекались консультационные услуги и специализированные издания.

Отраслевое деление потребителей метпродукции построено в основном исходя из их закупок. При этом необходимо отметить, что используют закупленную продукцию данные предприятия не всегда по отраслевому признаку.  Например, сельские хозяйства сегодня вынуждены сами осуществлять ремонт транспортной инфраструктуры, многие предприятия осуществляют строительные работы преимущественно собственными силами. 

За исследуемый период внутреннее потребление металлопродукции в России существенно возросло (в среднем по отдельным позициям на 40-50 %). Однако в настоящее время наблюдается падение темпов роста спроса на металлы и  изделия из них, а по некоторым позициям – абсолютное сокращение спроса.  Это связано во многом с общим замедлением темпов роста российской экономики, исчерпавший импортзамещающий эффект дефолта 1998 года. В частности, сама металлургия и металлоемкие отрасли сегодня растут в России очень медленными темпами. 

В Украине внутреннее потребление металлопродукции крайне неустойчиво, так как в стране так и не было создано предпосылок к устойчивому экономическому росту. Наибольшими темпами растет потребление проката в экспортно-ориентированной трубной отрасли и тех отраслях, которые поддерживает государство (например, сельскохозяйственное машиностроение). 

Кроме того, для российских, а также, в меньшей степени (в силу низкой платежеспособности внутреннего рынка), для украинских металлопроизводителей остро стоит проблема конкуренции импортных товаров. Это либо дешевый импорт из стран СНГ, либо качественные товары из стран ЕС и Японии, до уровня которых ни российский, ни украинский производитель так и не вышли. Более того, в этой ситуации российские метзаводы сами ограничивают для себя емкость внутреннего рынка, повышая цены на свою продукцию.

В то же время существенное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры вынуждает российских и украинских производителей металлопродукции обращать большее внимание на внутренний рынок, который может частично компенсировать им потери прибыли на внешних рынках. При этом российские «алюминиевые и стальные магнаты» обращают особое внимание на потенциал импортзамещения на российских рынках, в частности, таких металлоемких, как автомобильный и станкостроительный. Но и здесь воспроизводится описанная выше ситуация: российские производители вместо качества поднимают цены. Поэтому, чтобы занять более прочные позиции на внутреннем рынке металлопродукции и расширить ее потребление, российские метзаводы активно лоббируют повышение уровня таможенной защиты внутреннего рынка. В частности, последней их победой на этом фронте стала «Концепция развития автомобильной отрасли до 2010 года», предусматривающая введение высоких пошлин на старые импортные иномарки, которые являются основными конкурентами продукции российских автозаводов. Однако потенциал государственной поддержки промышленных лоббистов в связи с курсом России на вступление в ВТО.

В условиях низкой внешнеэкономической конъюнктуры и ограниченной емкости внутреннего рынка обостряется конкурентная борьба в отрасли, не прекращается чреда слияний и поглощений, как враждебных, так и «дружественных».   Последний вид слияний начинается, как правило, с объединения сбытовых сетей, как можно видеть на примере ПНТЗ и ТМК. В Украине в настоящее время сформировались уже достаточно устойчивые объединения метзаводов (неподеленными остались только несколько государственных заводов, в первую «Запорожсталь»), однако расклад может поменяться в результате прихода к власти новых политических сил. В России политическая конъюнктура также накладывает отпечаток на  передел металлургических активов между «старомосковским» и «новым» бизнесом. Борьба за собственность в металлургической отрасли в России будет продолжаться еще достаточно долго, однако в сегодняшнем ее формате она пока не способна привести к необходимому повышению эффективности   в металлургической и «смежных» отраслях, что выступит ограничителем роста соответствующих рынков внутри России. Что касается Украины, то потенциал ее внутреннего рынка металлопродукции в ближайшие время останется незначительным в силу отсутствия реальных стимулов к  росту в металлоемких отраслях.

1.1. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГОТОВОГО ПРОКАТА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

1.1.1. Производство готового проката черных металлов.

Суммарное производство готового проката черных металлов в России, рассчитанное по методологии Госкомстате, то есть вместе с заготовкой,  в настоящее время находится на уровне 47-48 млн. тонн в год (47,2 млн. тонн в 2001 году) при средней загрузке производственных мощностей заводов 80%. При этом 54% готового проката в 2001 году было отправлено на экспорт. Таким образом, производство проката черных металлов в России в высокой степени зависимо от конъюнктуры внешних рынков.

В большей степени экспортно-ориентированным является производство относительно дорогого листового проката, в то время как множество видов сортового проката потребляются в основном на внутреннем рынке. 


На производстве листового проката специализируются три ведущих предприятия в отрасли (так называемая «большая тройка») - Северсталь (Череповец, Вологодская обл.), Магнитогорский металлургический комбинат (ММК; Челябинская обл.) и Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК; Липецкая обл.). Основной рынок сбыта для Северстали и НЛМК - США и Европа, для Магнитки - Азия. На три этих компании приходится свыше 50% производства проката черных металлов  в РФ. Экспорт играет для них ключевую роль, обеспечивая до 70% поступлений. Во многом благодаря стабильным поступлениям денег от экспорта "большая тройка" сумела в течение 90-х сохранить хорошее финансовое состояние и провести значительную модернизацию. Кроме того, именно эти заводы являются основными поставщиками проката для крупнейшего его потребителя на внутреннем рынке – автомобильной промышленности. В 2001 году на Северсталь пришлось 47% поставок проката отечественному автопрому, на НЛМК – 12,5% (см. также График 1). Для Северстали поставки автомобильным заводам являются стратегическим направлением, так как на них приходится более четверти всех продаж компании на внутреннем рынке. В частности, в 2001 году Северсталь отгрузила на Волжский автомобильный завод 617 тысяч тонн металлопроката (около 90% потребностей ВАЗа), на ГАЗ – 220 тыс. тонн, на УАЗ – 152 тыс. тонн. 

Другой крупный игрок российской черной металлургии - Евразхолдинг, контролирующий Нижнетагильский (НТМК; Свердловская обл.), Западно-Сибирский (Запсиб) и Кузнецкий металлургические комбинаты (КМК; оба - Новокузнецк, Кемеровская обл.). Все три комбината специализируются на производстве менее дорогого (по сравнению с листовым) сортового проката. Доля экспорта у всех трех ниже, чем у "большой тройки", и составляет около 40 - 50%, доходообразующее направление - внутренний рынок. Крупнейший потребитель продукции НТМК и КМК - Министерство путей сообщения (МПС) (15 и 25% реализации комбинатов соответственно), закупающее рельсовый прокат. Значительная часть рельсового проката, производимого КМК и НТМК, продается в страны ближнего зарубежья.


Основная проблема Евразхолдинга - КМК, доставшийся ему "в нагрузку" к Запсибу. Технологии, используемые на КМК, одни из самых отсталых, это единственный комбинат, на котором во времена СССР так и не успели провести полную реконструкцию. При выручке в 1,5 раза меньшей, чем на НТМК, КМК имеет большую численность работающих, при том, что НТМК далеко не лидер по производительности труда. Однако в рамках Евразхолдинга принято решение обеспечивать КМК  заказами для поддержания его «на плаву» несмотря на низкую производительность (см. также График 2).

Особое положение на рынке принадлежит челябинскому "Мечелу", бывшему в советские времена крупнейшим производителем спецсталей. Выросшее за последние три года внутреннее потребление спецсталей в машиностроительном комплексе сделало этот сегмент довольно привлекательным. Другое дело, что на российском рынке спецсталей традиционно сильны западные производители, и "Мечел" пока не может эффективно конкурировать с ними. Причина в том, что комбинат ориентирован на крупные партии, и осваивать относительно небольшие заказы для него нерентабельно, в результате ниша занята посредниками.

Другими крупными производителями готового проката черных металлов являются уральская НОСТА (Орско-Халиловский меткомбинат), специализирующуюся на производстве листового проката, в т.ч. мостовой стали для МПС, и Оскольский электрометаллургический комбинат, обладающий уникальными технологиями по производству спецсталей. Свои ниши на внутреннем рынке сбыта имеют также Ижсталь (Удмуртия), работающая на автомобильные заводы и Салдинский метзавод (Свердловская область), обеспеченный заказами железной дороги.     

В рассматриваемый период (с 1998 года по настоящее время) в России наблюдался существенный рост производства готового проката черных металлов, в том числе за счет увеличения спроса на него на внутреннем рынке после дефолта 1998 года   (см. График 3).

Однако рост спроса на готовый прокат в РФ не смог компенсировать ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры в 2001-2002 гг, особенно с точки зрения доходов отрасли – ведь внутренний рынок менее платежеспособен.

В 2001 году наметилось замедление темпов роста выпуска готового проката в РФ (по сравнению с 2000 годом он увеличился всего на 6% в то время как в среднем темпы прироста производства готового проката в 1998-2000 годах составляли 12-14%). При этому крупнейшие производители листового проката, ориентированные в основном на экспорт , в частности Северсталь и НЛМК, существенно сократили объемы производства. В целом объемы производства листового проката сократились на 5% по сравнению с 2000 г.

Отрицательное влияние на работу предприятий оказывает также  повышение цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Сказывается и высокая степень износа основных фондов на предприятиях - в частности, в черной металлургии износ фондов составляет более 50%, в том числе оборудования - более 70%.

Производство металлопроката в январе-августе 2002  года  увеличили Северсталь - на 2,7%, ММК - на  7,8%,  НЛМК  -  на  8,8%,  Западно-Сибирский меткомбинат - на 2,8%, Нижнетагильский меткомбинат – на 7,6%, Оскольский электрометаллургический комбинат - на 3,9%. Вместе  с  тем  выпуск проката сократили Мечел  -  на  7,8%,  НОСТА - на 1%, Чусовской метзавод - на 5,2% (См. также Таблицы 4 и 5 Приложения 1.1.). 

В 2002 году в целом воспроизводится ситуация 2001 года. За первые восемь месяцев 2002 года производство готового  проката черных  металлов  металлургическими  предприятиями  России увеличилось по сравнению  с январем-августом 2001 года только на 2,7%, до 32,25 млн. тонн (см. График 5). При этом выпуск листового проката вырос на 6%, до 13,73 млн. тонн (в том числе 4,46 млн. тонн холоднокатаного листа), сортового проката - на 0,2%, до 18,22 млн. тонн. Положительная динамика в настоящее время наблюдается по всем основным видам готового проката черных металлов (см. График 6).

Единственным исключением на фоне общего роста готового проката является прокат из нержавеющей стали, российское производство которого сокращается из-за жесткой конкуренции с импортной продукцией. Так, в январе-августе 2002 года российские металлурги сократили производство этого вида продукции по сравнению с январем-августом 2001 года на 16,3% - до 56,9 тыс. тонн. При  этом в наибольшей степени сократили производство проката из нержавеющей стали  Мечел - на 6,8%, до 26,65 тыс. тонн, Ижсталь - на 31,7%, до 3,45 тыс. тонн. В то же время ЗАО  "Красный  Октябрь"  (Волгоградская  область) увеличило  производство проката из нержавеющей стали на 16,7%,  до  4,6 тыс.  тонн,  Златоустовский металлургический комбинат (Челябинская область)  - на 103,3%, до 7,43 тыс. тонн, Электросталь (Московская обл.) - на 32,5%, до 7,68 тыс. тонн.

В будущем динамика производства металлопроката в России останется подверженной изменениям мировых цен на металлопродукцию и ужесточению торговых ограничения против российского экспорта на основных рынках сбыта – в ЕС, США и Китае. Хотя в первой половине 2002 года России удалось несколько нарастить экспорт готового проката ( в январе-мае 2002 года по сравнению с январем-маем 2001 года экспорт плоского проката из железа и нелегированной стали увеличился на 10,1%, до 3,74 млн. тонн), в среднесрочной перспективе он будет скорее сокращаться, чем расти. Это обусловлено прежде всего замедлением темпов роста мировой экономик. Поэтому основной прирост производства готового проката черных металлов в 2003-2005 годах намечается за счет увеличения спроса основных потребителей на внутреннем рынке, в том числе со стороны машиностроения, в первую очередь автомобилестроения, железнодорожного транспорта, строительной индустрии, энергетики, ТЭК.      Однако рост спроса на готовый прокат металлов на внутреннем рынке органичен общим замедлением темпов роста экономики России.

В этой связи в 2002 году производство готового проката черных металлов по сравнению с 2001 годом увеличится незначительно (прирост менее 1%) и составит 47,3 – 47,5 млн. тонн. Наиболее вероятно, что в 2003-2005 году производство готового проката будет расти на 2-3% в год и выйдет на ежегодный уровень  48-49 млн. тонн.

1.1.2. Потребление готового проката черных металлов

Ежегодное внутреннее потребление готового проката черных металлов (включая заготовку) в России по итогам прошлого года превысило аналогичный показатель 1998 года почти на 50% и составило 23,8 млн. тонн. Эта цифра на 8,8 % выше, чем в 2000 году (см. График 1). Приблизительно четверть  потребленного проката – листовой, остальное – сортовой.

Таким образом, с точки зрения физических объемов сбыта расширение внутреннего рынка позволило российским металлургам компенсировать сокращение своих поставок готового проката на внешний рынок (в связи с ужесточением таможенной защиты иностранных производителей аналогичной продукции). 

Большая часть потребительского спроса на готовый прокат черных металлов удовлетворяется сегодня за счет внутреннего производства, хотя импорт также постепенно увеличивается. Так, на фоне повышения цен на отечественный прокат растет спрос на дешевую продукцию украинских металлургов. Кроме того, импорт некоторых позиций из Украины объясняется отсутствием в России заводов, специализирующихся на данном производстве, в то время как в Украине они были созданы в рамках внутрисоюзной специализации. Это относится к листовым штрипсам шириной до 3200 мм, толстому высокопрочному листу, фасонному и сортовому прокату специального назначения. В целом на импортные поставки приходится около 4-5% российского потребления готового проката черных металлов. Кроме того, некоторые высокотехнологичные виды проката, например прокат с полимерным покрытием (имеет широкое применение в строительстве), ввозятся в Россию из стран ЕС и Японии.

Основными потребителями готового проката черных металлов являются машиностроение (особенно автомобильная промышленность), металлургия (в первую очередь трубное производство), и строительство (см. График 2). В 2001 году автомобильная промышленность потребила около 2,1 млн. тонн готового проката черных металлов (в том числе ВАЗ – около 0,7 млн. тонн, КАМАЗ – более 160 тыс. тонн). Среди других подотраслей машиностроения приоритет несомненно принадлежит оборонной промышленности, однако объем ее потребления в силу секретности можно вычислить только остаточным методом, приблизительно он составляет 4-5 млн. тонн готового проката черных металлов в год.  На другие подотрасли машиностроения (судостроение, вагоностроение, аэрокосмическая отрасль, производство оборудования для электростанций и др.) приходится не так много из-за малой платежеспособности потребителей, хотя после дефолта 1998 года наметились некоторые сдвиги. Например, Ростсельмаш, производящий комбайны и другую сельскохозяйственную технику, в 2001 году увеличил потребление готового проката до 110 тыс. тонн по сравнению со 100 тыс. в 2000 году). Трубная промышленность в 2001 году потребила более 5,9 млн. тонн готового проката в год, остальные подотрасли металлургии – около 3 млн. тонн,  капитальное строительство – 1,7 млн. тонн, железнодорожный транспорт - более 1, 6 млн. тонн.

По отдельным видам проката структура потребления по отраслям может быть рассмотрена на примере продаж НЛМК на внутреннем рынке в 2001 году (см. График 3).

График 3. Распределение прямых поставок готового проката НЛМК по отраслям на внутреннем рынке в физическом выражении (2001 г).

С точки зрения увеличения объемов потребления наиболее перспективные ниши  на российском рынке готового металла принадлежат прокату для нужд железных дорог, прокату с покрытиями (в первую очередь, оцинкованному листу и листу с полимерным покрытием), а также прокату из нержавеющей стали.

Основным потребителем проката и металлоизделий железнодорожного сортамента (рельсы, рельсовые скрепления,  мостовая сталь, элементы верхнего крепления пути)  в России является Министерство путей сообщения (МПС), однако большие потребности в этой продукции существуют и у промышленных предприятий. Железнодорожная сеть РФ составляет 156 тыс. км, а подъездные пути промышленных предприятий – около 100 тыс. км. Например, на Нижнетагильском меткомбинате собственные подъездные пути имеют длину 350 км. Учитывая общий износ железнодорожной инфраструктуры, необходимость замены многих элементов пути, потенциал рынка рельсов для нужд промышленных предприятий можно оценить в 300 тыс. тонн в год. Что касается МПС, здесь следует принять в расчет не только износ транспортных путей, но и необходимость полной реконструкции многих участков в связи с повышением требований (в июле 2001 года в РФ введены новые, более жесткие госстандарты на рельсы) и успешной лоббистской активностью МПС в области  государственной инвестиционной политики (утвержденная инвестиционная программа МПС на 2003 год оценивается в 125 млрд. рублей). В 2000 г. общий объем потребления МПС проката и металлоизделий (рельсы, элементы верхнего строения пути, мостовая сталь) превысил 1,5 млн. тонн, в 2001 – более 1,6 млн. тонн, в 2002 – более 1,7 млн. тонн (см. также График 4 и Таблицу 7 Приложения 1.1.). В 2003 приоритетами металлоемкой деятельности МПС будет развитие магистральных подходов к морским портам, погранпереходов и подходов к перспективным угольным месторождениям. В ближайшие годы рост темпов потребления МПС металлопродукции будет составлять 10-15% в год, что объясняется не только строительством новых путей, но и общим ростом грузооборота в России и, как следствие, ростом нагрузки на железнодорожные пути. Однако не весь прирост спроса на прокат и металлопродукцию железнодорожного сотрамента будет покрываться за счет отечтсвенных производителей. Например, сегодня МПС закупает высокотехнологичных рельсы для скоростных путей в Японии. 

Еще больший потенциал для импортзамещения существует  и на другом перспективном рынке – рынке оцинкованного проката и проката с полимерными покрытиями, спрос на который в России постоянно растет. Однако удовлетворяется он в значительной степени благодаря импортным поставкам – низкокачественного из Украины (в силу дешевизны) и высококачественного из стран ЕС и Японии (ввиду отсутствия или недостатка в России соответствующих производственных мощностей. Всего в Россию в 1999 году было ввезено 18,1 тыс. тонн проката с покрытиями, в 2000 – уже 358,5, в 2001 – 457, 8.

Внутреннее потребление оцинкованного проката в России в 2001 году составило около 1,4 млн. тонн против 1,3 млн. тонн в 2000 году. При этом в прошлом году в России было произведено 946,2 тыс. тонн оцинкованного  проката (примерно 10% ушло на экспорт), остальное ввезено из-за рубежа, в основном из Украины. Необходимо отметить, что специфика российского климата и атмосферных условий, предопределяет износ оцинкованного слоя в среднем на 1-1,5 мкм в год. Это ужесточает требования к качеству конечного изделия, а значит, материалов и технологий производства оцинковок строительного назначения. В России ощущается большой дефицит окрашенного (лакированного, многослойного и т.п.) оцинкованного рулонного проката обладающего высокими декоративными свойствами. Подобное производство налажено в России только на НЛМК. Экспорт оцинковок и изделий с покрытиями для нужд строительства, упаковки и т.д. по некоторым оценкам достигает 70 %.

Основными потребителями оцинкованного проката в России являются строительство, автомобильная промышленность, другие подотрасли машиностроения, производство тары и упаковки. Оцинкованная сталь является лидером среди различных видов строительных материалов при изготовлении кровли, ограждений, перекрытий, несъемной опалубки, вентилируемых фасадов, временных зданий и сооружений, систем изоляции и кондиционирования, подвесных потолков и т.п.

Строительная индустрия в России использует около половины оцинкованного листа, предъявляя спрос в первую очередь на следующие виды оцинковки:

толщиной 1 – 3 мм для изготовления несущих каркасов промышленных и гражданских зданий и сооружений, опорных конструкций мансард и плоских кровель;

толщиной 0,3 – 0,4 мм для изготовления систем воздушного кондиционирования и коробов электропроводки;

ужесточение экологических требований предопределяет потребление перфорированной оцинковки при возведении шумопоглощающих конструкций, например на оживленных автомагистралях, газокомпрессорных станциях и т.д.

Также планируется повсеместное использование изделий из оцинкованной стали для замены железобетонных крыш на электростанциях РАО ЕЭС.

Автомобильная промышленность является вторым по значимости потребителем оцинкованной стали. В России оцинкование кузовных деталей распространено значительно в меньшей степени, чем на Западе, где оцинкование является обязательным условием при выпуске любых автомобилей. Однако ситуация на российском рынке проката с цинковым покрытием, похоже, начинает кардинально меняться. В моделях 10-й серии ВАЗ начал применение оцинкованного проката. Имеются аналогичные планы и у других автозаводов.

В 2002 году на дешевый импорт оцинковки из Украины были введены защитные  ввозные пошлины, однако такие меры ведут к повышению цен на аналогичную продукцию российских производителей. Тем самым российские метзаводы, выпускающие оцинкованный прокат, сами накладывают ограничения на рост спроса на оцинковку на внутреннем рынке, в частности, со стороны автомобильной промышленности. В ближайшие два-три года емкость российского рынка оцинкованного проката оценивается в 1,4-1,5 млн. тонн в год при сохранении значительной  доли импорта.

На рынке проката из нержавеющей стали сложилась схожая ситуация – потребление этого вида металлопродукции в последнее время увеличивается в связи с оживлением российской промышленности и, особенно, машиностроения, но удовлетворяется в значительной степени за счет импорта. В 2001 году потребление нержавейки в России составило около 98 тыс. тонн., что приблизительно на 8% выше, чем в 2000 г. При этом около трети всех потребностей было удовлетворено за счет импорта из Украины, Японии, Германии и других стран ЕС (хотя Россия сама экспортирует около 10% производимой продукции из нержавеющей стали). В результате имеет место даже некоторое сокращение объемов производства проката из нержавеющей стали  в России.

В структуре потребления проката из нержавеющих сталей в 2001 году на холоднокатаный лист приходится около 22%, горячекатаный лист – 47%, сортовой прокат – 28%, проволоку – 3%. Около половины всего проката из нержавеющей стали потребляется машиностроением, более четверти – самой черной металлургией (см. также График 5a и 5b). При этом значительная часть нержавеющего проката потребляется ОПК, поэтому в связи с намечающимся ростом новых инвестиций в ОПК в рамках «предвыборного» оборонного заказа 2003-2004 можно ожидать дальнейшего увеличения потребления нержавейки в России. В 2002-2004 гг. потребление нержавеющего проката в России оценивается в 105-115 тыс. тонн в год. Однако ввиду стремления к завышению цен российскими металлургами маловероятно, что им удастся эффективно противостоять импорту данного вида продукции из других стран.



В ближайшие два года основными факторами роста потребления металлопродукции будут развитие машиностроения, в том числе оборонного, в значительной степени опирающееся на государственную поддержку. Опосредованным образом способствовать росту потребления проката черных металлов будет некоторое увеличение спроса на трубы со стороны ТЭК, которое ожидается в 2003 году на фоне высокх цен на нефть на мировом рынке. Ограничители роста металлопотребления  - общее замедление темпов роста экономики и ценовая политика производителей металлопродукции, стремящихся компенсировать себе потери на внешних рынках за счет российских потребителей. В 2002 году потребление готового проката черных металлов в России оценивается в 24,2-24,4 млн. тонн (рост по сравнению с 2001 годом – 2-2,5%). В 2003-2005 внутреннее потребление этого вида продукции в России будет ежегодно увеличиваться на 3-5% в год.

1.1.3. Каналы сбыта

В современной структуре рынка металлопроката российские заводы почти девять десятых объема производства реализуют напрямую крупным конечным потребителям(см. График 1 и Таблицы 7-9 приложения 1.1).  Если вычесть из объемов их производства поставки на экспорт, но на прямые поставки российских заводов на внутренний рынок придется около 75%.

Ориентация российских заводов на крупные поставки привела к тому, что в период увеличения спроса на металлопрокат после дефолта 1998 года отечественные производители оказались не готовы удовлетворить его. Трейдерам пришлось искать другие источники поставки металла на отечественный рынок. В результате произошел резкий рост доли импортной продукции в структуре продаж металлоторговцев и общее увеличение импорта готового проката черных металлов из Украины. Тем не менее, отечественные заводы за несколько последних лет смогли несколько перемонтироваться на внутренний рынок в связи с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры.

В структуре сбыта готового проката черных металлов присутствуют как «нулевые» (прямые поставки) и одноуровневые (сбыт через крупных оптовиков) каналы сбыта, так и двух- и трехуровневые (дальнейшая перепродажа через трейдеров мелким оптом и в розницу).

Отношение крупных российских производителей металлопродукции к потребителям выборочное: более половины своей продукции они напрямую поставляют в основном крупным потребителям, стараясь избегать «излишних» контактов, связанных с более мелкими партиями. Например, крупнейший производитель - Магнитогорский металлургический комбинат - продает 10% своих клиентов около 60% всего объема производства.

Практически все крупные российские меткомбинаты имеют подразделения, ответственные за сбыт, нередко оформленные как торговые дома. Например, Северсталь имеет собственные сбытовые компании - ЗАО «Северсталь-Экспорт», ЗАО «Металл», ТД «Северсталь-инвест» и целый ряд других подразделений. Оставшаяся продукция распределяется только среди «избранных», в основном тоже крупных трейдеров. Им заводы предоставляют скидки на большие партии продукции (более нескольких тысяч тонн ежемесячно). Поэтому оптовые цены этих торговцев зачастую ниже отпускных цен производителей. А сотрудничество с 10-20 производителями позволяет крупным трейдерам постоянно поддерживать у себя на складе широкий ассортимент продукции, что, в свою очередь, делает возможным формирование сборных партий для заказчиков. Среди крупных компаний можно выделить тех, кто торгует только оптом, и тех, кто продают металлопродукцию и оптом, и в розницу. В последнее время на рынке наметилась тенденция увеличения числа трейдеров, готовых обеспечить поставки не только крупным, но и мелким оптом.

В «десятку» крупнейших трейдеров метаддлпроката входят : «Сталепромышленная компания», «ДиПОС», «Брок-Инвест-Сервис», «Вестмет», «Атомпромкомплекс», «Интер-ресурс», «Ландиа», «Севзапметалл», «Металлсервис».

«Сталепромышленная компания»  представляет собой сеть металлоторугющих предприятий (филиалы в 18 городах страны) с координирующим центром в Екатеринбурге. Направление работы компании - оптовая и розничная торговля металлопрокатом, продажи любых партий продукции. При этом покупателям предоставляются различные услуги по первичной обработке металла, Клиентами компании и всех ее филиалов являются 20 000 предприятий, организаций и частных лиц. Среди крупнейших поставщиков компании: ММК, Мечел, Западносибирский металлургический комбинат, Нижнетагильский металлургический комбинат.

  Многие металлотрейдерские компании развивают собственную филиальную сеть, идут на "сближение" с производителями (на дилерских условиях или на основе долгосрочных договоров) и с потребителями. Большинство крупных металлоторговцев общероссийского уровня начинали деятельность в Москве, откуда затем расширяли географию своих представительств («ДиПОС», «Лерос», «Ландия»). Однако заметно и обратное движение, когда региональные компании, открывают свои филиалы в Москве и других городах («Сталепромышленная компания», г. Екатеринбург; «ИнтерРесурс», г. Таганрог - 3 новых филиала за последний год).

  Оптовая торговля таких крупных компаний предполагает взаимовыгодные отношения с более мелкими продавцами. Первые предоставляют последним возможность заказать любые партии различного ассортимента практически без ограничений. Важную роль играет и цена оптовых поставок, которая у крупных металлоторговцев зачастую ниже, чем у производителей. Поэтому мелким торговцам покупать металл у заводов невыгодно. Сотрудничество же с крупными трейдерами позволяет им справиться с собственными "недостатками": меньшие оборотные средства у мелких торговцев не позволяют поддерживать на складе постоянный запас широкого ассортимента продукции. К тому же технология работы и, следовательно, уровень сервиса (быстрота оформления документов и отгрузки, организация доставки и т.д.) у крупных компаний значительно выше. Кроме вышеперечисленных трех структурных "звеньев" на рынке металлопродукции работают розничные фирмы (магазины), продающие товары поштучно и по метрам для мелких строителей, частников. Как правило, они покупает металл у трейдеров.

При сбыте готового проката черных металлов активно используются как традиционные схемы сбыта, так и Интернет-торговля.

В перспективе в связи с некторым ростом спроса на металлопродукцию в России будут увеличиваться масштабы деятельности как крупных, так и мелких трейдеров. Стимулирующим факторов в развитии косвенного сбыта металлопродукции в России будет также выступать сохранение на отечественном рынке значительной доли имортных товаров (оцинкованный и нержавеющий прокат, прокат с полимерным покрытием). Более четко и организованно будет выстраиваться поступенчатая схема реализации, свойственная любому цивилизованному рынку. Ведь крупные трейдеры, получающие от заводов льготные условия по ценам, в состоянии обеспечивать более мелких торговцев и потребителей ассортиментом продукции многих заводов практически по тем же ценам, предоставляя кроме этого постоянное наличие продукции и дополнительные услуги (доставка, резка и т.д.). Мелкие металлоторговцы, выполняя задачу по обеспечению очень большого числа мелких потребителей (строителей, частников и т.д.), будут также повышать качество своей работы за счет предпродажной подготовки металла (резка, покраска и т.д.), расширения и поддержания постоянного ассортимента, для чего им необходимо сотрудничество с крупными трейдерами.

При этом система сбыта как самих производителей металлов, так трейдеров всех уровней будет все более подстраиваться под нужды потребителей (ассортимент, условия поставок и обслуживание, места расположения торговых точек) в соотвествии с требованиями рынка.

1.1.4. Отношения собственности

  Отношения собственности в российской черной металлургии характеризуются двумя тенденциями. Во-первых,  в отрасли завершается процесс передела активов. Во-вторых в отрасли интенсивно идут процессы интеграции. В настоящее время в стадии формирования находится целый ряд промышленных групп. В рамках подобных холдинговых структур существенно проще решать проблему избыточной численности персонала, больше возможностей маневрировать между внутренним и внешним рынками, больший инвестиционный потенциал. Первая группа формируется вокруг Северстали и включает в себя северные горнообогатительные комбинаты и Северный трубный завод. Вторая по величине формирующаяся группа объединяет Магнитогорский металлургический комбинат и расположенный рядом сырьевой комплекс Казахстана. Причем два этих самых крупных металлургических холдинга в последнее время все чаще действуют сообща. Третий гигант отечественной черной металлургии - Новолипецкий металлургический комбинат, который пока достаточно прочно контролируется менеджментом компании, но в среднесрочной перспективе может стать объектом агрессивного поглощения. К числу центров силы российской металлургии можно с некоторой натяжкой отнести Евразхолдинг (его основными предприятиями являются  ЗСМК (Запсиб), КМК и НТМК) в альянсе с Уральской горно-металлургической компанией, хотя у него множество проблем  с металлургическими (прежде всего с КМК) и угольными активами. Позиции Евразхолдинга также подкреплены его союзническими отношениями с «Русским алюминием» и трубным бизнесом МДМ (ТМК). В то же время на Евразхолдинге в связи с проектом по производству труб большого диаметра (НТМК) пытается закрепиться «Газпроминвестхолдинг» (ГИХ).  Последний представлен в отрасли группа двумя крупнейшими предприятиями Курской магнитной аномалии -  это ОЭМК и Лебединский ГОК.  Таким образом, «устоявшимися» собственниками следует признать владельцев семи крупнейших металлургических комбинатов -  Северсталь, ЗСМК, НЛМК, КМК, ММК, НТМК,  ОЭМК. Более-менее стабильная ситуация на Мечеле, хотя в перспективе возможно его включение в «орбиту» ММК. Предпосылки для такого объединения есть: основной акционер Мечела группа «Южный Кузбасс» одновременно владеет 16-процентным пакетом акций Магнитки. Но пока перспективы слияния не ясны, так как  Магнитка входит в черную полосу: закрывается основной для нее китайский рынок, неясны перспективы приватизации госпакета ММК, который намечен на 2003 год.

Из крупных металлургических предприятий окончательно неподеленной остается только «Носта». После периода жесткого противостояния собственников, обернувшегося для комбината 15-процентным падением производства и рекордно низкой нормой прибыли (- 8%), контроль перешел к трем структурам: «Базовый элемент», «Нафта-Москва» и Millhouse Capital, которые приобрели 54% акций «Носты». За этой сделкой стояла группа компаний, в состав которой входили «Ингосстрах», Автобанк, страховая компания «Россия» и банк «Ингосстрах-Союз». Учитывая, что стратегия группы на основных для нее направлениях носит ярко выраженный спекулятивный характер, весьма вероятно, что «Носта» может быть продана. Интерес к этому предприятию уже проявила группа «Интерфин», близкая к «Газпроминвестхолдингу», которая планирует затем поменять «Носта» на долю в "Евразхолдинге".

Заинтересованность «Газпрома» в металлургических не связана с отношениями производитель-потребитель. Потребителем в этой цепочке выступают скорее металлургические заводы, использующие газпромовский газ для восстановления руды. Стратегия «Газпрома» - стратегия диверсификации, покупки перспективных активов, которые, однако, в перспективе могут быть и перепроданы. В то же время для «Газпрома» участие в собственности «Евразхолдинга», контролирующего НТМК, - наилучший способ контролировать те средства, которые государство вынуждает его вкладывать в проект по производству труб большого диаметра.

Помимо слияний и поглощений, в отрасли активно идут процессы интеграции.В целом для  металлургического  комплекса  приемлемы  три  типа  интеграции: вертикальный,  отражающий  объединение  предприятий,  связанных  технологической кооперацией;  горизонтальный,  объединяющий  производителей  однотипной  продукции; конгломерат,  предусматривающий  сочетание  двух  типов  при  превалирующей  роли  вертикальной  интеграции. Наиболее активно компании осуществляют вертикальную интеграцию с поставщиками сырья (интеграция «вниз»), в меньшей степени - с потребителями металлопродукции (интеграция «вверх»). Интеграция «вверх» для металлургических предприятий ограничена небольшим числом «металлоемких» активов, которые они в действительности могут поглотить. Действительно, приватизация МПС пока еще далека, и «вписаться» в нее металлургических холдингам вряд ли удастся, путь существует только через «силовую» группировку и в руководстве МПС и  «силовую» же группировку, контролирующую «Газпроминвест». Тем не менее, уже сейчас возможно вхождение металлопроизводителей в отрасль в качестве операторов участков железнодорожных путей и портов (такой бизнес в целом ряде портов уже есть у Северстали, ей также принадлежит Коломенский тепловозостроительный завод, пакет Новочеркасского локомотивостроительного завода ) Приватизация оборонной промышленности в РФ – еще более спорная тема, здесь у металлопроизводителей пока нет перспектив. Множество строительных компаний, активно потребляющих металл, также не могут являться объектом интеграции «вверх», так как это означало бы распыление активов. Поэтому для интеграции «вверх» российских производителей готового проката черных металлов остаются две основных мишени – трубные компании (см. раздел 1.2.) и автомобильная промышленность.  Основным поставщиком готового проката черных металлов для российского автопрома является Северсталь (около половины всех поставок отрасли), и она же активно осуществляет интеграцию «вверх». Основным конкурентов Северстали на данном направлении является группа «Русский алюминий». В 2001 году приобрела активы в автомобильной промышленности - Заволжский моторный завод, поставщика двигателей на ГАЗ и УАЗ. Для расширения сферы деятельности компания использует как тактику поглощений, так и создания договорных альянсов

  В 2002 г. «Северсталь» начала процесс реструктуризации. В конечном итоге он приведет к обособлению трех направлений деятельности холдинга (металлургического, сырьевого и автомобильного) и образованию трех дивизионов (см. График 1).

В металлургический блок войдут ОАО «Северсталь», ОАО «ЧСПЗ», проект «Альянс-1420», включающий в себя трубные заводы, производство оцинковки для автомобилей «СеверГал» и целый ряд сбытовых компаний. Сырьевой дивизион «Северсталь-ресурс» будет иметь две цели: ведение бизнеса на рынке сырья и обеспечение сырьевой безопасности металлургического блока. В него войдут «Олкон», «Карельский окатыш», «Кузбассуголь», «Северный ниобий» и «Стальмаг». Третий блок - автомобильный – «Северсталь-авто». В нем два основных предприятия - ОАО «УАЗ» и ОАО «Заволжский моторный завод». Четвертый блок холдинга дивизионом называться не будет. Это стратегическое партнерство «Северстальтранс». В него входят Коломенский тепловозостроительный завод, порты "Туапсе", "Таганрог" и "Восточный" (во Владивостоке). «Северстальтранс» остается сегодня крупнейшим в России железнодорожным перевозчиком разного рода грузов.
Для координации работы дивизионов создана компания «Северсталь-групп». Она не будет нести управляющих функций, а станет контролировать течение процессов в подразделениях. Каждый дивизион  будет развиваться самостоятельно и нести финансовую ответственность.

 

График 1. Структура распределения основных активов «Северстали» после реструктуризации

В отличие от Северстали Магнитогорский МК осуществляет строительство вертикально интегрированной компании, объединяющей все металлургические переделы в одной структуре (по образцу нефтяников), т. е. идет по пути интеграции «вниз». ММК сформировал холдинг с участием Магнитогорского калибровочного завода и Магнитогорского метизно-металлургического завода . Контрольный пакет акций МКЗ (60%) был приобретен Магниткой и аффилированными с комбинатом структурами еще в декабре 2001 года. В январе 2002 г. Магнитогорский меткомбинат сумел также получить также контроль более чем над 51% обыкновенных акций метизно-металлургического завода МММК. Формирование холдинга позволит обеспечить более глубокую переработку металла, расширить ассортимент выпускаемой продукции и снизить ее себестоимость. На территории Магнитогорска немало и других промышленных и перерабатывающих предприятий, которые находятся в сфере интересов производителя стального сырья. ММК приобретен пакет акций Владивостокского морского торгового порта (ВМТП), через который в год проходит около 1500 тысяч тонн грузов ММК. После годового собрания ВМТП в состав наблюдательного совета вошли три представителя ММК.

У  Магнитки также есть интерес к Белорецкому металлургическому комбинату (БМК), находящемуся на территории Башкортостана. Пока трудно спрогнозировать окончательный состав будущего холдинга. Но очевидно, что в основу объединения войдут непосредственно производственный комплекс комбината с его металлургическими активами, сырьевой блок, куда вместе с горно-обогатительным комплексом ММК и рудником Малый Кузбасс входит блок предприятий и цехов, выпускающих продукцию высоких переделов - МКЗ, МММЗ, ЗАО «Комплекс глубокой переработки». Уральская горно-металлургическая компания и  «Евразхолдинг» ориентируются на горизонтальную интеграцию и покупку угольных компаний. Альянс Уральской горно-металлургической компании и "Евразхолдинга" носит неявный, скрытый характер. Формально это партнерство не существует. Оно  построено на личных связях его участников, но при этом контролирует до 40% активов всей отрасли и три крупных комбината - НТМК, "Запсиб" и КМК.

Пока ни одна стратегия интеграции активов в отрасли не дискредитировала себя, поэтому в дальнейшем центры силы российской металлургии, скорее всего, будут придерживаться избранных стратегий. Подстегивать их к оптимизации своей деятельности в рамках холдингов будет ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и как следствие – снижение прибылей и необходимость более тесного взаимодействия с потребителями на российском рынке. При этом наиболее привлекательным «металлоемким» объектом для поглощения металлургическими альянсами будет являться Волжский автомобильный завод, однако в этом вопросе противостоять металлургам будут многие другие заинтересованные игроки, в первую очередь – нынешнее руководство ВАЗа.





© 1998-2023 Дмитрий Рябых