Образование аудиторов и бухгалтеров
А.В. Парамоновканд. экон. наук
Журнал «Аудитор», №4 за 2013 год
Механизм саморегулирования в профессиях аудитора и бухгалтера постепенно приживается в российской действительности. После перехода аудита на саморегулирование профессиональной деятельности этим же путем начинают продвигаться и другие сферы интеллектуальной деятельности, в которых высока степень профессиональной ответственности (профессиональные бухгалтеры и налоговые консультанты). В нашей стране этот процесс происходит, следуя общим тенденциям, имеющим место во всем цивилизованном мире.
Стоит отметить большую работу, которая шла очень непросто и достаточно долго, – это подготовка новой редакции Кодекса профессиональной этики аудиторов. В марте 2012 года Кодекс был одобрен Советом по аудиторской деятельности и вступил в силу с 1 января 2013 года. Комиссией по аттестации и повышению квалификации рабочего органа САД подготовлены рекомендации для всех СРО аудиторов по организации обучения и типовые программы повышения квалификации, разработанные в соответствии с Кодексом профессиональной этики аудиторов и Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций."
Несмотря на определенные сложности с перестройкой сознания профессионалов в области учета и аудита, отсутствие быстрых результатов от проявляемых профессиональным сообществом инициатив, утомительных дискуссий с государственным регулятором, в последние годы стали заметны внутренняя ответственность и желание сохранить авторитет профессии. Стала проявляться более активная позиция аудиторов, вступивших в саморегулируемые организации, особенно в части обсуждения вопросов обучения, аттестации и повышения квалификации. При этом наибольшее внимание как в обсуждениях внутри СРО, так и на совместных встречах, мероприятиях, в Совете по аудиторской деятельности и его Рабочем органе стало уделяться обеспечению качества подготовки специалистов и повышению их квалификации.
Можно по-разному относиться к деятельности Единой аттестационной комиссии в прошедшие два года ее активной работы. Но поставленная задача по очистке рядов аудиторов была во многом выполнена. Возможно, методы, использованные АНО «ЕАК» [2], были чрезмерно жесткими и не совсем оправданными. Тем не менее, проведенная работа и позиция государственного регулятора в определенной степени сплотили аудиторское сообщество и заставили обсуждать имеющиеся проблемы в сфере аудиторской деятельности в целом и в секторе дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов в частности.
Современное состояние рынка услуг в сфере бухгалтерского учета, аудита и консалтинга свидетельствует о том, что профессиональная деятельность учетноконтрольного направления прошла период адаптации к рыночным условиям хозяйствования, укрепилось понимание необходимости механизма саморегулирования профессиональной деятельности, очищения своих рядов от случайных людей в профессии. Настало время кропотливой работы над стандартизацией своей профессиональной деятельности, обеспечением необходимой квалификации специалистов, занимающихся как ведением бухгалтерского учета, так и аудитом.
Стандартизация процесса обучения и аккредитация
В настоящее время по-прежнему существует необходимость в сохранении набранных в последние годы темпов подготовки как специалистовпрофессионалов, так и тренеров-преподавателей, способных распространять передовые знания и практические навыки на основе отвечающих требованиям времени высокопрофессиональных программ. Именно высокопрофессиональных, т. к. мода на западные «красивые» сертификаты иногда отвлекает от фактического отсутствия в ряде программ необходимого содержания, проработанного учебного материала, а также качественного преподавания дисциплин и итогового тестирования.
Предостеречь специалистов от ошибок, приводящих к потере времени и денег, могли бы российские и международные профессиональные сообщества бухгалтеров и аудиторов. Признаны ли IFAC, признаются ли наиболее авторитетными профессиональными объединениями и друг другом, соответствуют ли требованиям международных законов и каких именно законов? Лицензированы ли программы в стране происхождения? Кем разработаны и разработаны ли вообще учебники и кто преподает соответствующие курсы? Вот вопросы, которые специалистам целесообразно задать до того, как заплатить за учебу.
Во многом сложности с адаптацией системы образования к новым условиям жизни в России в целом и в сфере бухгалтерского учета, аудита, в частности, связаны с недостаточным пониманием как сообществом, так и отдельными руководителями и ответственными исполнителями (в т.ч. и в государственных регулирующих органах, а зачастую и в судебных органах) роли саморегулируемых организаций в процессе организации и контроля сфер профессиональной деятельности и их прямой ответственности за обеспечение качества оказываемых членами сообщества услуг, а соответственно и обеспечение их качественной подготовки и своевременного повышения квалификации. В соответствии с законодательством о саморегулировании профессиональной деятельности в России, уставами саморегулируемых организаций подтвержденный в соответствии с установленными процедурами уровень квалификации специалиста является обязательным требованием для допуска к аудиторской, строительной, проектной и другим видам деятельности. Пункт 6 статьи 6 Федерального закона от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» вменяет в обязанность СРО организацию профессионального обучения, аттестацию работников членов саморегулируемой организации [1].
Поэтому важным направлением в деятельности СРО является обеспечение стандартизации обучения и повышения квалификации входящих в них представителей профессионального сообщества. О международном опыте и необходимости стандартизации программ обучения специалистов уже упоминалось во многих публикациях, в т.ч. в октябрьском номере журнала «Аудитор» за 2012 год об этом рассказал ректор ИПК «Постгрэдюэйт-РАУ» И.Б. Журавлев.
Как показывает практика, наиболее важным и действенным механизмом реализации этой функции является процесс аккредитации учебных центров при профессиональных саморегулируемых организациях, которые предъявляют требования к стандартам обучения и повышения квалификации своих представителей и контролируют этот процесс в силу закона. И надо заметить, что решение этого вопроса находится именно в сфере, регулируемой законодательством о саморегулируемых организациях, и напрямую связано с требованиями по обеспечению качества оказываемых профессионалами услуг. В этом секторе системы профессионального саморегулирования особая роль отводится аккредитованным учебно-методическим центрам по подготовке и повышению квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров.
В учебных центрах, проходящих процесс аккредитации при саморегулируемых организациях аудиторов и бухгалтеров, вся методическая работа и система обучения построены по стандартам, предъявляемым СРО к процессу обучения, и нацелены на соответствие довольно жестким требованиям как к содержанию программ обучения, так и к получаемому результату по окончании курса обучения. Необходимо отметить, что в специализированных учебных центрах в обязательном порядке (через применение системы стандартов и контроля их выполнения) учитывается специфика деятельности аудитора, профессионального бухгалтера или налогового консультанта.
Если говорить об уровне подготовки в аккредитованных при саморегулируемых организациях учебных центрах, то он намного выше, чем в неаккредитованных, т.к. построен на обеспечении выполнения стандартов, предъявляемых не только к процессу обучения, но и к квалификации специалистов определенной профессии. Кроме того, совершенно очевидным является тот факт, что методическая работа в аккредитованных центрах находится на более высоком уровне, т.к. они имеют многолетний опыт работы с СРО и их предшественниками – некоммерческими профессиональными организациями, а в более ранние периоды – с государственным регулятором в лице Департамента государственного финансового контроля и ЦАЛАК Минфина России.
Таким образом, совершенно понятно, что аккредитованные УМЦ являются важной частью системы подготовки и повышения квалификации специалистов, от которых требуется высокий уровень профессиональных знаний и ответственности в ежедневной работе (аудиторы, бухгалтеры, оценщики, налоговые консультанты, конкурсные управляющие и др.), кроме того, квалификация данных специалистов является одним из основных критериев при вступлении в саморегулируемую профессиональную организацию и получении разрешения на занятие определенным видом профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить, что времена формального получения дипломов и сертификатов о прохождении обучения и повышении квалификации ушли в прошлое, и это во многом связано с повышением общих квалификационных требований к специалистам и высокой конкуренцией на рынке труда. Поэтому аккредитация учебных центров при саморегулируемых профессиональных объединениях является не только фактом признания профессиональным сообществом необходимого уровня подготовки специалистов в учебном центре, но и определенной мерой ответственности УМЦ за процесс обучения и его результат, критерием открытости для контроля обучения со стороны саморегулируемых профессиональных организаций, а для специалистов, являющихся членами СРО, своевременное прохождение повышения квалификации в аккредитованных учебных центрах должно быть просто обычаем делового оборота и правилом «хорошего тона».
Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности очень много внимания на своих заседаниях уделяет вопросам аттестации аудиторов, анализирует отчеты о работе Единой аттестационной комиссии. 2 апреля 2013 года были подведены итоги сдачи упрощенного экзамена за весь период его проведения и заслушаны доклады ЕАК и Комиссии по аттестации и повышению квалификации. Вот некоторые статистические результаты. На начало 2013 года в России было 24 146 аудиторов, из которых 3148 человек успешно сдали упрощенный экзамен, т. е. чуть более 13% аудиторов имеют новый аттестат. Всего упрощенный экзамен пытались сдавать 6543 аудитора, а попыток сдачи было 14 762, т.к. многие сдавали экзамен не по одному разу. Таким образом, средний процент успешной сдачи составил 21%. При этом на разных экзаменах процент успешной сдачи колебался от 46 до 3,5%.
Доклады вызвали бурную дискуссию и много вопросов. Такой большой разброс в процентах успешной сдачи экзаменов говорит в т. ч. и о разном уровне сложности экзаменационных вопросов на разных экзаменах, который устанавливается и контролируется только ЕАК. При столь низком проценте сдачи экзаменов (существенно ниже аналогичных мировых) практически нет обратной связи от ЕАК к претендентам. Была отмечена необходимость обеспечения большей прозрачности процедуры проведения экзамена, его проверки и публикации результатов.
Это в полной мере относится и к основному (неупрощенному) экзамену. На сегодняшний день не публикуются тесты, которые в процессе ротации были исключены из экзаменационной базы. Не проводятся анализ экзаменационных работ и разбор типичных ошибок, допущенных на экзаменах, с размещением этой информации на сайте ЕАК. Не публикуются критерии и принципы оценки письменных работ. Необходимо менять экзаменационную программу. Процедура проведения экзаменов и система аттестации аудиторов в целом требуют серьезного совершенствования.
Аттестация и повышение квалификации аудиторов
Министерство финансов и Совет по аудиторской деятельности в прошедшем году не оставляли без внимания сферу обучения и повышения квалификации аудиторов, давая разъяснения по вопросам аттестации аудиторов и полномочий аудиторов с разными аттестатами в ходе аудиторских проверок. В конце года Минфином были подготовлены два документа координирующего характера: «Рекомендации саморегулируемым организациям аудиторов по организации обучения аудиторов в связи с принятием Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций» и «Рекомендации саморегулируемым организациям аудиторов по разработке специальных программ повышения квалификации аудиторов, желающих заниматься аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов».
В 2012 году завершился период, отведенный аудиторам Минфином для сдачи экзамена на новый аттестат в упрощенном порядке. В январе текущего года ЕАК отчиталась о выполненной работе за 2012 год. Общая статистика сдачи претендентами экзамена на новый аттестат аудитора явно не впечатляет: из 24-тысячной армии аудиторов аттестат нового образца имеют только 3 тысячи человек. Общий процент сдачи экзамена за весь период работы ЕАК (2011–2012 годы) так и не превысил 25%. Сообщество два года говорило о предвзятости и неоднозначном толковании вопросов экзамена и тестов, а представители ЕАК твердили о низком уровне подготовки претендентов. В результате двухлетних споров с регулятором представителям СРО аудиторов удалось доказать недостаточность проработки экзаменационной базы и добиться доработки вопросов и тестов с учетом здравого смысла и практического опыта аудиторской деятельности.
Судя по сложившейся ситуации, состояние дел в части аттестации аудиторов в общем порядке по результатам за 2012 год серьезных перспектив роста не обещает. При этом становится очевидным, что интерес к профессии аудитора в России стал значительно снижаться вместе с уменьшением возможности больших заработков и ростом ответственности аудиторов. По всей видимости, наиболее упорная и целеустремленная часть аудиторов, имеющих аттестаты старого образца и не сдавших упрощенный экзамен в 2011–2012 годах постарается сдать экзамен в общем порядке в 2013-2014 годах. Остается надеяться, что они лучше подготовились к сдаче экзамена и в текущем году большая их часть достигнет заветного успеха, и ряды аудиторов, имеющих право проводить аудит общественно значимых организаций, немного пополнятся.
По состоянию на 1 апреля 2013 года, по данным Министерства финансов, аудиторов в России стало меньше – 24 069 человек, а общее количество аудиторских организаций, работниками которых являются аудиторы, сдавшие квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора в упрощенном порядке (в 2011–2012 годах), по состоянию на 18 февраля 2013 года, составило 1682 организации [3], т.е. около 35% от общего количества действующих аудиторских организаций. Если кратко сказать о сфере бухгалтерского учета в нашей стране, то в последние годы она развивается естественным, эволюционным путем, без потрясений и «шоковой терапии», применяемой регулятором к аудиторскому сообществу, поэтому и каких-то серьезных изменений в этом секторе не будет до тех пор, пока регулятор не загорится снова идеей аттестовать всех главных бухгалтеров в стране. Современная ситуация в сфере бухгалтерского учета сложилась во многом благодаря работе по аттестации профессиональных бухгалтеров, проводимой Институтом профессиональных бухгалтеров России с 1997 года.
При этом ИПБР значительно укрепил свои позиции, став в 2001 году членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC). По мере формирования в соответствии с действующим законодательством саморегулируемых организаций бухгалтеров, скорее всего, требования к подготовке и повышению квалификации специалистов в ближайшие годы будут стандартизованы и несколько повышены в связи с применением в российской практике международных стандартов (МСФО). В настоящее время количество профессиональных бухгалтеров, по данным ИПБ России, составляет более 100 тысяч человек. Повышение квалификации ежегодно проходят около 70 тысяч специалистов, и около 10 тысяч человек сдают экзамен и вступают в члены профессионального бухгалтерского сообщества.
Лет пять назад, когда профессиональному сообществу налоговых консультантов было всего пять годков от роду и известность новой профессии была не столь высокой, подобный вопрос становился предметом обсуждения на многих интернет-форумах – там все искали смысл: становиться ли аудитору налоговым консультантом. Сегодня мы в шаге от принятия в нашей стране закона о налоговом консультировании. Палата налоговых консультантов с 2011 года стала членом Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE). В сентябре 2013 года впервые в России в Санкт-Петербурге состоится Международная ассамблея налоговых консультантов – МАНК 2013, в работе которой будут участвовать налоговые консультанты европейских стран (члены CFE), стран Азиатско-Тихоокеанского региона (члены AOTCA) и стран, не присоединившихся к этим профессиональным сообществам, в т. ч. США, Канады, СНГ. Аттестат налогового консультанта сегодня рассматривается не как «еще одна корочка» – это полноценное свидетельство причастности к представительному профессиональному сообществу.
Таким аттестатом обладают сейчас больше 12 тысяч человек в России, а объективная потребность – вдвое-втрое выше. Поэтому прямая дорога аудитору – становиться аттестованным налоговым консультантом – реальным помощником налогоплательщика!
Рынок обучения в 2012 году
Наиболее востребованными направлениями обучения специалистов в 2012 году стали различные программы по изучению международных стандартов (МСФО и МСА), трансформации российской отчетности в МСФО для бухгалтеров, аудиторов и финансовых менеджеров, а также обучение и аттестация налоговых консультантов. Акцент на корпоративные образовательные программы. Данные курсы обучения приобрели большую популярность, т.к. разрабатываются под определенные запросы и внутренние требования конкретных организаций, что позволяет проводить обучение более целенаправленно, обеспечивая общий корпоративный уровень подготовки специалистов. Данная схема обучения позволяет отечественным аудиторскоконсалтинговых компаниям более успешно конкурировать с многочисленными международными организациями и сетями, работающими на российском рынке. Популярность корпоративных программ обучения развивается благодаря интересу не только корпоративных заказчиков, но и самих учебных центров, что определяется возможностью некоторого снижения издержек при проведении обучения на территории, предоставляемой заказчиком.
В последние годы стало более заметным расширение рынка интеллектуальных услуг за счет цивилизованных форм консалтинга (финансового, правового, бухгалтерского и налогового). Поэтому интерес к профессии налогового консультанта не случаен и во многом вызван потребностью рынка в таких услугах, становлением и ростом популярности данного направления деятельности, связанного с постоянной необходимостью налогового консультирования в условиях часто меняющейся законодательной базы. Также этот сектор услуг стал расширяться и за счет оттока определенной части аудиторов в сферу консалтинга и бухгалтерского аутсорсинга. Кстати сказать, на прошедшем 19 марта 2013 года III Всероссийском форуме саморегулируемых организаций представителями Федеральной налоговой службы в очередной раз была озвучена точка зрения о необходимости создания саморегулируемых организаций налоговых консультантов с целью не только поднять престиж данной профессии, но и повысить ответственность, обеспечить стандартизацию услуг в данной сфере деятельности, обеспечив грамотное и качественное оказание услуг налоговыми консультантами.
Несмотря на то, что все большее развитие получают дистанционные формы обучения в виде интерактивных курсов и вебинаров, от классического – аудиторного – обучения в форме лекций и тренингов никто не отказывается, потому что привлекательной для обучающихся остается возможность живого контакта с преподавателями, возможность получить оперативный и грамотный ответ на возникающие вопросы. По-прежнему личность и авторитет, свобода общения преподавателя с аудиторией остаются основными критериями при выборе специалистами курсов обучения и повышения квалификации.
Рейтинг учебно-методических центров профессиональных бухгалтеров и аудиторов
Несколько слов о рейтинге по результатам деятельности учебно-методических центров за 2012 год. Основным критерием при составлении списка участников по-прежнему являлось количество слушателей за год, прошедших обучение в УМЦ. Общее количество участников рейтинга увеличилось за счет активности региональных учебных центров. В этом году мы условно разделили рейтинг на две части – учебные центры при государственных учебных заведениях и негосударственные образовательные учреждения, чтобы показать принадлежность учебных центров к двум ветвям российской системы образования – государственной и негосударственной.
При этом следует отметить, что в связи со стандартизацией процессов и программ обучения и аккредитацией при саморегулируемых организациях качество образовательных программ и преподавания находится на высоком уровне как в государственных учебных центрах, так и в негосударственных учебных заведениях дополнительного профессионального образования. Преподаватели, ведущие курсы повышения квалификации, как правило, преподают в нескольких центрах одновременно, как в государственных, так и в частных. И репутация учебных центров формируется не столько успешной маркетинговой политикой, сколько талантом и умением преподавателей донести необходимую информацию до слушателей.
Область дополнительного профессионального образования, в которой работают учебно-методические центры, – очень «нелегкий хлеб», т.к. основная масса слушателей – это профессионалы с большим практическим и жизненным опытом, имеющие повышенные требования к получаемым знаниям. И в их требованиях есть основания, поскольку специалисты, постоянно работающие в сфере интеллектуальных услуг (бухгалтерский учет, аудит, консалтинг) на собственном опыте знают, что без глубоких знаний, понимания своей работы и постоянного повышения квалификации в профессии удержаться невозможно.
Мы неоднократно говорили о том, что рейтинги и рэнкинги являются хорошей информационной базой для желающих пройти обучение и повышение квалификации. Информационная открытость участников и имеющиеся возможности по перепубликации рейтингов в партнерских изданиях, справочно-правовых системах и в сети Интернет позволяют заинтересованным лицам шире увидеть свои возможности по обучению и повышению квалификации. А учебным центрам, в свою очередь, необходимо использовать данные возможности для популяризации новых программ обучения и повышения квалификации специалистов. Все участники рейтинга журнала «Аудитор» – очень разные и по-своему уникальные учебные центры. У каждого из них свои история и традиции, но объединяет их общая миссия, заключающаяся в обеспечении динамичного российского рынка интеллектуальных услуг квалифицированными профессионалами и постоянном повышении их квалификации в соответствии с современными требованиями.
Для просмотра таблицы пкликните по изображению мышкой
Список литературы
1. Федеральный закон от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп.).
2. Сайт ЕАК.