Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/education/Online_education.htm
Обновлено: 20.11.2017

Тенденции в развитии рынка онлайн образования

J'son & Partners Сonsulting

Задачами исследования было определить текущие тенденции в развитии рынка онлайн образования, оценить существующие практики создания курсов и выявить ведущие площадки и бизнес-модели.

Мировой рынок

Цифровое образование - один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования (+23% в год в течение 2012-2017), по-прежнему занимает небольшую долю (<3%) в общем рынке образовательных услуг.

Рис. 1. Темпы роста различных секторов образования, CAGR 2012-17 гг.

Рост рынка поддерживается дигитализацией изучения иностранных языков, подготовки к тестам, ростом спроса на онлайн репетиторов и развитием корпоративного рынка онлайн обучения. Растет потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning), позволяющих обеспечивать постоянное до-обучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач $5.5 млрд инвестиций в образовательные стартапы по всему миру за 2015-16 гг. ускорили развитие проектов во всех вертикалях рынка: от иностранных языков до специализированных платформ для корпораций и университетов.

Рис. 2. Объем венчурного финансирования образовательных проектов в мире

США занимает около 50% всего рынка, при этом Азия растет втрое большими темпами как в объеме потребляемых услуг, так и в количестве новых проектов. 34% всех инвестиций в 2015 в EdTech было в Китае. В Китае появляются крупные и значимые проекты в различных вертикалях:

  • XuetangX - китайская лидирующая MOOC платформа, 5 млн слушателей на октябрь 2016 и 400 курсов (~7% рынка). Очень быстрый рост на внутреннем рынке и признание от местных ВУЗов.
  • Genshixue (название переводится как «С кем учиться?») - >70 тыс преподавателей, $50M венчурного финансирования в 2015 г.
  • 17zuoye (название переводится как «Учимся вместе») - подготовка школьников по английскому и математике, >7 млн студентов, $135M финансирования в т.ч. от DST (Юрий Мильнер).

Массовые курсы становятся более ориентированными на практику, поиск работы и потребности работодателей:

  • Все платформы в 2016 делают упор на продажу комплексного обучения: специализации (Coursera), Nanodegrees (Udacity), Xseries (EdX)

Платформы заключают партнерства с корпорация для обучения их сотрудников:

  • Coursera for Business - уже работают с BCG, L'Oreal, Axis Bank
  • iVersity Professional Development - европейская платформа MOOC вслед за Coursera продает сертификаты и предлагает компаниям составить обучающие программы для сотрудников
  • Udacity for Business - те же курсы и nanodegrees, упакованные под нужды корп. HR

Корпорации готовят собственные курсы для поиска новых сотрудников:

  • Microsoft и Google лидеры в производстве курсов (78 и 50 курсов соответственно).
  • Другие ИТ-компании подхватывают тренд (Facebook, Cisco, AT&T и др.)

Растет востребованность проектного обучения - сделать сайт, написать книгу, создать сценарий, спаять микросхему:

  • Coursera заключает партнерства с Google, Instagram и Shazam для финальных проектов по специализациям (capstone projects)

Изучение иностранных языков, детское обучение, прикладные специальности (бизнес и ИТ) -наиболее востребованные направления обучения:

  • Пример: ABCmouse - обучающая игровая платформа для детей 2-7 лет, привлекла рекордные $150M в мае 2016 по оценке в >$1 млрд.
  • BabyStep - российская платформа с контентом для детей - крупнейшая в мире библиотека видеоуроков для родителей.

Технологические тренды:

  • Mobile learning и кросс-платформенность становятся базовыми требованиями к любой обучающей платформе
  • Носимые устройства будут играть большую роль в обучении
  • Big Data необходима для улучшения технологий обучения

Тематические тренды:

  • Курсы со знаменитыми людьми (актерами, спортсменами, режиссерами)
  • Подбор коучей и репетиторов
  • Мобильный тьютор в определенной сфере
  • Курсы для творческих профессий
  • Компании учат услугам, косвенно связанным с продуктом - повышают product awareness
  • Узкая специализация - весь сайт про одну тему

Методологические тренды:

  • Сближение рекрутмента и обучения
  • Serious Games - геймификация в B2B-сегменте
  • Обучение в игровой форме (НЕ традиционная геймификация!)
  • Обучение через наблюдение и копирование

Российский рынок

1. Россия существенно отстает от развитых стран по доле расходов на образование в ВВП - как государственных, так и частных (2,4% ВВП).

Рис. 3. Расходы на образование, % от ВВП (2014)

2. Отличительная черта российского рынка - изначальная ориентация на платные модели.

В США развивались параллельно как бесплатные массовые университетские курсы, так и платные специализированных курсы повышения квалификации. Всего существует более 50 активных площадок по всем тематикам.

Таб. 1. Карта российского онлайн образования: ключевые игроки

  • Лидеры в сегменте платных прикладных курсов - Нетология Групп, ELC, Eduson, Teachbase. Из успешных новых площадок в 2015 запустился Courson, российский аналог Udemy.
  • Лидеры в сегменте массовых бесплатных курсов - Универсариум и Лекториум. При этом Универсариум переходит на модель Coursera: продает дополнительные платные услуги в виде сертификации, доп. материалов и планирует монетизацию через развитие партнерств с корпорациями.
  • Лидеры в школьном образовании - Интернет Урок и ЯКласс. Также Фоксфорд, входящий в Нетология Г рупп является одним из лидеров на данном рынке.
  • Лидеры в изучении языков - LinguaLeo с 13 млн пользователей
  • Лидер в детском обучении - BabyStep, привлекший $3 млн в 2015 г и быстро растущий на китайском рынке.
  • Лидер в программировании - GeekBrains, >1 млн пользователей, куплен в 2016 Mail.ru Group.

3. На русском языке уже есть курсы на международных площадках - Coursera сотрудничает с ВУЗам, на Udemy размещаются российские инструкторы. Таким образом, российские площадки ожидает усиление конкуренции со стороны мировых лидеров.

Практика создания курсов

Рис. 3. Подходы к производству контента

  • Востребован качественный контент, произведенный на базе студии со съемочной командой, режиссером и методистом. Любительские записи лекций и вебинаров не представляют интереса для пользователей.
  • Цена курса может быть от 500 до 5000 руб, программы - в среднем от 5000 до 30 000 руб.
  • Продолжительность курса - 1-3 часа, при этом материал должен быть разделен на короткие (5-10 мин) ролики, дополнен тестами и заданиями.
  • Возможна продажа отдельных курсов, целых программ, подписки, доп.услуг по сопровождению и менторингу, а также заработок на рекламе и рекомендации тематических товаров для специализированных курсов (детские или спортивные товары).
  • Интересны курсы, помогающие со стажировками и дающие шанс получить работу в конкретной компании. Кроме того, важны сертификаты, экзамены и набор портфолио.
  • Стоимость создания курса очень сильно зависит от его продолжительности и наполнения - от 50 тыс.руб. до 1 млн руб. В западной практике цифры выше - MOOC-курсы могут стоить >$150 тыс.
  • Срок создания курса - от 1 до 6 мес.
  • Чтобы повысить эффективность и популярность курса, нужно делать его в партнерстве с экспертами компаний отраслевых лидеров, добавить социальное обучение (обсуждение, групповые задачи, вебинары), менторинг, ввести временные ограничения.
  • Получение дипломов и удостоверений гос.образца - полезная опция для российских слушателей, однако она не является популярной и востребованной. Платформы идут по пути повышения узнаваемости собственных брендов и котируемости их дипломов.

© 1998-2023 Дмитрий Рябых