Рынок новых легковых автомобилей в России
PricewaterhouseCoopers
Рост мирового производства легковых автомобилей
- Рост мирового производства автомобилей в 2012 году по сравнению с 2011 годом ожидается на уровне 7%.
- Во многом это связано с продолжающимся ростом спроса в Китае и Индии, восстановлением рынка в США, а также общемировым ростом спроса на премиальные бренды.
- Экономические трудности в ЕС, вероятно, приведут к снижению производства легковых автомобилей в регионе в 2012 году. Неопределенность относительно долгового кризиса и мер бюджетной экономии могут сдерживать рост рынка.
Прогноз производства легковых автомобилей, изменение производства по регионам в период 2011–2012 гг., млн штук
Вклад в мировой рост производства по регионам в период 2011–2018 гг., %
Производство легковых автомобилей в странах БРИК
- В период до 2018 года прирост производства легковых автомобилей в Китае превысит совокупный прирост производства в Индии, Бразилии и России.
- Чтобы конкурировать с Китаем, страны выбирают различные способы, такие как предложение уникальных продуктов и/или введение требований по локализации.
Изменение производства легковых автомобилей в странах БРИК в 2018 году по сравнению с 2011 годом, млн штук
Международные стратегические альянсы
11 из 15 стратегических альянсов имеют сборочные производства в России
Вклад в рост рынка 15-тью ведущими стратегическими альянсами* в 2011 — 2016 гг., %
Обзор российского рынка новых легковых автомобилей
Трансформация российского автомобильного рынка за последние 20 лет
Сравнение объемов продаж легковых автомобилей в России по сегментам в 1992, 2002 и 2011 годах, тыс. штук
Российский авторынок
Год восстановления
Динамика изменения продаж автомобилей на основных рынках в 2011 году, млн штук
Итоги 2011 года в России
Покупали больше и по более высокой цене
- В 2011 году продажи новых легковых автомобилей выросли на 40% в количественном выражении и на 70% — в денежном по сравнению с 2010 годом.
- Позитивная динамика связана с такими факторами, как программы утилизации и субсидирования кредитов, доступное кредитование, рост экономики и снижение безработицы.
- В последние месяцы объем продаж автомобилей российских брендов начал снижаться изза завершения программы утилизации.
- Из-за активного роста внутреннего производства иномарок рост их продаж составил 70% в количественном выражении и 98% — в денежном.
Категории автомобилей* |
Тыс. штук |
Млрд долл. США | ||||
янв-дек 2011 г. |
янв- дек 2010 г. |
Изменение |
янв-дек 2011 г. |
янв-дек 2010 г. |
Изменение | |
Российские автомобили |
620 |
560 |
11% |
6,9 |
5,2 |
33% |
Иномарки российского производства |
1040 |
610 |
70% |
23,7 |
12,0 |
98% |
Импорт новых автомобилей |
840 |
610 |
38% |
28,3 |
17,4 |
63% |
ИТОГО |
2500* |
1780 |
40% |
58,9 |
34,6 |
70% |
*без учета коммерческих автомобилей Источники: АЕБ, Госкомстат, ГТК, АСМ-Холдинг, Автостат, данные PwC
Поквартальные продажи автомобилей
На пути к докризисным показателям
- На протяжении последних двух лет происходило активное оживление рынка благодаря стимулирующим государственным мерам и возрастающему спросу (в том числе, и отложенному).
- Окончание программы утилизации и исчерпание эффекта «низкой базы» ведут к ожидаемому замедлению роста авторынка. Несмотря на общую положительную динамику, последние три квартала 2011 года демонстрировали заметное снижение темпов роста.
Продажи автомобилей в России с июля 2008 г. по декабрь 2011 г. и поквартальное сравнение с результатами предыдущего года, тыс. штук
Восстановление внутреннего производства
- Существенно увеличившийся спрос на автомобили, государственные программы стимулирования, а также инвестиции автопроизводителей в новые мощности дали возможность заметно нарастить объемы производства.
- В 2011 году производство легковых автомобилей выросло на 45% по сравнению с 2010 годом и превысило 1,7 миллиона штук. Достигнутый уровень производства легковых автомобилей является абсолютным историческим максимумом.
Производство легковых автомобилей в России, тыс. штук
Рынок автокредитования в России
- Каждый десятый автомобиль в 2011 году был куплен с привлечением льготного автокредита. Всего в России в 2011 году было выдано более 263 тыс. льготных автокредитов.
- В 2012 году ожидается рост ставок по автокредитам, и в первую очередь, на те автомобили, которые участвовали в программе льготного кредитования, что потенциально может негативно сказаться на продажах автомобилей в кредит.
- С окончанием программы льготного кредитования еще более активную роль будут играть кэптивные банки и те банки, которые имеют совместные кредитные программы с автоконцернами.
Перспективы развития российского автомобильного рынка
Движущие факторы рынка
Долгосрочные факторы, способствующие росту продаж |
Краткосрочные факторы, сдерживающие рост продаж |
Низкий уровень автомобилизации с высоким потенциалом роста |
Окончание программы утилизации |
Высокий средний возраст автопарка с возрастающей скоростью замещения |
Окончание программы льготного кредитования |
Относительно стабильные цены на нефть |
Волатильность валютных курсов |
Инвестиции иностранных автопроизводителей в организацию производства на территории России |
Нестабильность в еврозоне |
Совместные кредитные программы OEM и банков, а также деятельность кэптивных банков |
|
- Основные негативные факторы носят скорее краткосрочный характер, а позитивные — долгосрочный.
- Негативные факторы, в основном, могут влиять на продажи автомобилей бюджетного сегмента, тогда как продажи автомобилей премиального сегмента будут менее подвержены негативным факторам.
|
Текущая ставка пошлины |
Ставка пошлины с момента присоединения к ВТО |
Конечная ставка пошлины к 2019 году |
Новые импортные автомобили |
30% |
25% (неизменна в течение 3-х лет, затем ежегодно в течение 4-х лет снижается на 2,5% до уровня 15%) |
15% |
Подержанные импортные автомобили от 3 до 5 и от 5 до 7 лет |
35% |
25% + разные специфические ставки (адвалорная ставка неизменна в течение 5-ти лет, затем за 2 года она понижается до 20%) |
20% + пропорциональное снижение специфических ставок |
Подержанные импортные автомобили старше 7 лет |
от 2,5 до 5,8 евро за 1 см3 |
от 2,5 до 5,8 евро за 1 см3 (запретительные специфические пошлины остаются неизменными) |
от 2,5 до 5,8 евро за 1 см3 |
Источники: официальный сайт Комиссии Таможенного Союза; интервью М.Ю.Медведкова, опубликованное на сайте
Минэкономразвития от 14 ноября 2011 года
- Новые импортные автомобили: снижение ставки пошлины на 5% в 2012 году означает возврат к докризисной ставке. Это окажет некоторое положительное влияние в большей степени на импорт дорогих автомобилей.
- Подержанные автомобили до 7 лет: влияние на конечную стоимость будет положительным, однако гораздо большую роль могут играть колебания курсов валют.
- Подержанные автомобили старше 7 лет: ставки неизменны (однако по некоторым данным, обсуждается снижение специфических ставок на автомобили старше 7 лет).
ВТО и новые правила «промышленной сборки»
- Новые правила «промышленной сборки» стимулируют автопроизводителей к локализации производства, а не к импорту.
- Это противоречит правилам ВТО.
- Существует соглашение между Россией и ЕС, которое предусматривает компенсацию последнему, если импорт автокомпонентов из Европы упадет по сравнению с уровнем 2010 года после вступления России в ВТО.
- Тем не менее:
- локализация является длительным процессом, поэтому существенных изменений в краткосрочной перспективе мы не ожидаем;
- местное производство легковых автомобилей, и в особенности, нарастающее производство автомобилей иностранных брендов приведет к большому увеличению спроса на автокомпоненты;
- в 2010 году производство легковых автомобилей составляло 1,2 млн штук, в 2011 году оно выросло до 1,7 млн штук, что подразумевает увеличение импорта автокомпонентов.
Краткосрочный прогноз
- Российские бренды: на продажи по утилизационной программе приходилось по 300 тысяч автомобилей в год в 2010–2011 гг. Однако сейчас программа завершена, что, вероятно, снизит долю российских брендов в общих продажах в 2012 году. В настоящее время АвтоВАЗ проводит существенное обновление своего модельного ряда (план производства Lada Granta и Lada Largus на 2012 год — около 140 тыс. и 30 тыс. автомобилей, соответственно).
- Импорт подержанных иномарок пока составляет незначительную долю рынка и существенно на него не влияет, однако возможные изменения ставок тарифов могут оказать воздействие.
- Импорт новых иномарок заметно вырос в 2011 году. В 2012 году мы можем наблюдать как незначительный рост, так и снижение объемов импорта новых иномарок, в зависимости от курсов валют.
- Продажи иностранных брендов российской сборки могут вырасти в 2012 году до 11%.
|
1п 2011, тыс. шт. |
1п 2011, изм. |
2п 2011, тыс. шт. |
2п 2011, изм. |
2011, тыс. шт. |
2011, изм. |
2012, тыс. шт. базов |
изм. |
2012, тыс. шт. оптим |
изм. |
Рос. бренды |
310 |
32% |
310 |
-5% |
620 |
11% |
450 |
-27% |
550 |
-11% |
Иномарки рос. произв-ва |
440 |
77% |
600 |
66% |
1040 |
70% |
1050 |
+0% |
1150 |
+11% |
Импорт новых автомобилей |
410 |
60% |
430 |
22% |
840 |
38% |
800 |
-5% |
900 |
+7% |
Рынок в целом |
1160 |
57% |
1340 |
34% |
2500 |
40% |
2300 |
-8% |
2600 |
+4% |
*В таблице процентные значение показывают изменение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
Долгосрочный прогноз
Продажи легковых автомобилей, тыс. штук
Предпосылки:
- Количество автомобилей на 1000 человек, при котором произойдет насыщение рынка — 400.
- Уровень дохода на душу населения, при котором будет достигнуто насыщение рынка — 25 000 долл. США.
- Данный уровень дохода будет достигнут в 2025 году.
- Доля ежегодно утилизируемых автомобилей — постепенный рост с 4% в 2011 году до 6% в 2025 году.
- Мы ожидаем замедление темпа прироста продаж в краткосрочном периоде, однако в среднесрочном и долгосрочном периоде прирост продаж должен вернуться к своим средним значениям.
Заключение
- В 2011 году рынок легковых автомобилей показал 40%-ый рост в количественном выражении благодаря росту потребительской уверенности, программам государственной поддержки, увеличению доступности кредитования.
- Благодаря вводу новых мощностей и увеличению использования существующих 2011 год стал рекордным годом по объему производства легковых автомобилей в России — всего было выпущено более 1,7 млн легковых автомобилей.
- В дальнейшем мы ожидаем замедления темпов роста и полагаем, что в 2012 году объем продаж новых легковых автомобилей (без учета легких коммерческих автомобилей) не превысит 2,6 млн штук, а при доминировании негативных факторов объемы продаж могут снизиться и до 2,3 млн штук.
- Российский рынок продолжает оставаться достаточно волатильным, и в краткосрочной перспективе он труднопредсказуем.
- В текущих экономических условиях игроки автомобильного рынка могут рассчитывать на долгосрочный рост, но при этом должны быть готовыми быстро отреагировать на возможные изменения.