Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/consumer/automotive.htm
Обновлено: 20.11.2017

Рынок новых легковых автомобилей в России

PricewaterhouseCoopers

Рост мирового производства легковых автомобилей

  • Рост мирового производства автомобилей в 2012 году по сравнению с 2011 годом ожидается на уровне 7%.
  • Во многом это связано с продолжающимся ростом спроса в Китае и Индии, восстановлением рынка в США, а также общемировым ростом спроса на премиальные бренды.
  • Экономические трудности в ЕС, вероятно, приведут к снижению производства легковых автомобилей в регионе в 2012 году. Неопределенность относительно долгового кризиса и мер бюджетной экономии могут сдерживать рост рынка.

Прогноз производства легковых автомобилей, изменение производства по регионам в период 2011–2012 гг., млн штук

Вклад в мировой рост производства по регионам в период 2011–2018 гг., %

Производство легковых автомобилей в странах БРИК

  • В период до 2018 года прирост производства легковых автомобилей в Китае превысит совокупный прирост производства в Индии, Бразилии и России.
  • Чтобы конкурировать с Китаем, страны выбирают различные способы, такие как предложение уникальных продуктов и/или введение требований по локализации.

Изменение производства легковых автомобилей в странах БРИК в 2018 году по сравнению с 2011 годом, млн штук

Международные стратегические альянсы

11 из 15 стратегических альянсов имеют сборочные производства в России

Вклад в рост рынка 15-тью ведущими стратегическими альянсами* в 2011 — 2016 гг., %

Обзор российского рынка новых легковых автомобилей

Трансформация российского автомобильного рынка за последние 20 лет

Сравнение объемов продаж легковых автомобилей в России по сегментам в 1992, 2002 и 2011 годах, тыс. штук

Российский авторынок

Год восстановления

Динамика изменения продаж автомобилей на основных рынках в 2011 году, млн штук

Итоги 2011 года в России

Покупали больше и по более высокой цене

  • В 2011 году продажи новых легковых автомобилей выросли на 40% в количественном выражении и на 70% — в денежном по сравнению с 2010 годом.
  • Позитивная динамика связана с такими факторами, как программы утилизации и субсидирования кредитов, доступное кредитование, рост экономики и снижение безработицы.
  • В последние месяцы объем продаж автомобилей российских брендов начал снижаться изза завершения программы утилизации.
  • Из-за активного роста внутреннего производства иномарок рост их продаж составил 70% в количественном выражении и 98% — в денежном.

Категории автомобилей*

Тыс. штук

Млрд долл. США

янв-дек 2011 г.

янв- дек 2010 г.

Изменение

янв-дек 2011 г.

янв-дек 2010 г.

Изменение

Российские автомобили

620

560

11%

6,9

5,2

33%

Иномарки российского производства

1040

610

70%

23,7

12,0

98%

Импорт новых автомобилей

840

610

38%

28,3

17,4

63%

ИТОГО

2500*

1780

40%

58,9

34,6

70%

*без учета коммерческих автомобилей Источники: АЕБ, Госкомстат, ГТК, АСМ-Холдинг, Автостат, данные PwC

Поквартальные продажи автомобилей

На пути к докризисным показателям

  • На протяжении последних двух лет происходило активное оживление рынка благодаря стимулирующим государственным мерам и возрастающему спросу (в том числе, и отложенному).
  • Окончание программы утилизации и исчерпание эффекта «низкой базы» ведут к ожидаемому замедлению роста авторынка. Несмотря на общую положительную динамику, последние три квартала 2011 года демонстрировали заметное снижение темпов роста.

Продажи автомобилей в России с июля 2008 г. по декабрь 2011 г. и поквартальное сравнение с результатами предыдущего года, тыс. штук

Восстановление внутреннего производства

  • Существенно увеличившийся спрос на автомобили, государственные программы стимулирования, а также инвестиции автопроизводителей в новые мощности дали возможность заметно нарастить объемы производства.
  • В 2011 году производство легковых автомобилей выросло на 45% по сравнению с 2010 годом и превысило 1,7 миллиона штук. Достигнутый уровень производства легковых автомобилей является абсолютным историческим максимумом.

Производство легковых автомобилей в России, тыс. штук

Рынок автокредитования в России

  • Каждый десятый автомобиль в 2011 году был куплен с привлечением льготного автокредита. Всего в России в 2011 году было выдано более 263 тыс. льготных автокредитов.
  • В 2012 году ожидается рост ставок по автокредитам, и в первую очередь, на те автомобили, которые участвовали в программе льготного кредитования, что потенциально может негативно сказаться на продажах автомобилей в кредит.
  • С окончанием программы льготного кредитования еще более активную роль будут играть кэптивные банки и те банки, которые имеют совместные кредитные программы с автоконцернами.

Перспективы развития российского автомобильного рынка

Движущие факторы рынка

Долгосрочные факторы, способствующие росту продаж

Краткосрочные факторы, сдерживающие рост продаж

Низкий уровень автомобилизации с высоким потенциалом роста

Окончание программы утилизации

Высокий средний возраст автопарка с возрастающей скоростью замещения

Окончание программы льготного кредитования

Относительно стабильные цены на нефть

Волатильность валютных курсов

Инвестиции иностранных автопроизводителей в организацию производства на территории России

Нестабильность в еврозоне

Совместные кредитные программы OEM и банков, а также деятельность кэптивных банков

 

  • Основные негативные факторы носят скорее краткосрочный характер, а позитивные — долгосрочный.
  • Негативные факторы, в основном, могут влиять на продажи автомобилей бюджетного сегмента, тогда как продажи автомобилей премиального сегмента будут менее подвержены негативным факторам.

 

Текущая ставка пошлины

Ставка пошлины с момента присоединения к ВТО

Конечная ставка пошлины к 2019 году

Новые импортные автомобили

30%

25% (неизменна в течение 3-х лет, затем ежегодно в течение 4-х лет снижается на 2,5% до уровня 15%)

15%

Подержанные импортные автомобили от 3 до 5 и от 5 до 7 лет

35%

25% + разные специфические ставки (адвалорная ставка неизменна в течение 5-ти лет, затем за 2 года она понижается до 20%)

20% + пропорциональное снижение специфических ставок

Подержанные импортные автомобили старше 7 лет

от 2,5 до 5,8 евро за 1 см3

от 2,5 до 5,8 евро за 1 см3 (запретительные специфические пошлины остаются неизменными)

от 2,5 до 5,8 евро за 1 см3

Источники: официальный сайт Комиссии Таможенного Союза; интервью М.Ю.Медведкова, опубликованное на сайте

Минэкономразвития от 14 ноября 2011 года

  • Новые импортные автомобили: снижение ставки пошлины на 5% в 2012 году означает возврат к докризисной ставке. Это окажет некоторое положительное влияние в большей степени на импорт дорогих автомобилей.
  • Подержанные автомобили до 7 лет: влияние на конечную стоимость будет положительным, однако гораздо большую роль могут играть колебания курсов валют.
  • Подержанные автомобили старше 7 лет: ставки неизменны (однако по некоторым данным, обсуждается снижение специфических ставок на автомобили старше 7 лет).

ВТО и новые правила «промышленной сборки»

  • Новые правила «промышленной сборки» стимулируют автопроизводителей к локализации производства, а не к импорту.
  • Это противоречит правилам ВТО.
  • Существует соглашение между Россией и ЕС, которое предусматривает компенсацию последнему, если импорт автокомпонентов из Европы упадет по сравнению с уровнем 2010 года после вступления России в ВТО.
  • Тем не менее:

    - локализация является длительным процессом, поэтому существенных изменений в краткосрочной перспективе мы не ожидаем;

    - местное производство легковых автомобилей, и в особенности, нарастающее производство автомобилей иностранных брендов приведет к большому увеличению спроса на автокомпоненты;

    - в 2010 году производство легковых автомобилей составляло 1,2 млн штук, в 2011 году оно выросло до 1,7 млн штук, что подразумевает увеличение импорта автокомпонентов.

Краткосрочный прогноз

  • Российские бренды: на продажи по утилизационной программе приходилось по 300 тысяч автомобилей в год в 2010–2011 гг. Однако сейчас программа завершена, что, вероятно, снизит долю российских брендов в общих продажах в 2012 году. В настоящее время АвтоВАЗ проводит существенное обновление своего модельного ряда (план производства Lada Granta и Lada Largus на 2012 год — около 140 тыс. и 30 тыс. автомобилей, соответственно).
  • Импорт подержанных иномарок пока составляет незначительную долю рынка и существенно на него не влияет, однако возможные изменения ставок тарифов могут оказать воздействие.
  • Импорт новых иномарок заметно вырос в 2011 году. В 2012 году мы можем наблюдать как незначительный рост, так и снижение объемов импорта новых иномарок, в зависимости от курсов валют.
  • Продажи иностранных брендов российской сборки могут вырасти в 2012 году до 11%.

 

1п 2011, тыс. шт.

1п 2011, изм.

2п 2011, тыс. шт.

2п 2011, изм.

2011, тыс. шт.

2011, изм.

2012, тыс. шт. базов

изм.

2012, тыс. шт. оптим

изм.

Рос. бренды

310

32%

310

-5%

620

11%

450

-27%

550

-11%

Иномарки рос. произв-ва

440

77%

600

66%

1040

70%

1050

+0%

1150

+11%

Импорт новых автомобилей

410

60%

430

22%

840

38%

800

-5%

900

+7%

Рынок в целом

1160

57%

1340

34%

2500

40%

2300

-8%

2600

+4%

*В таблице процентные значение показывают изменение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Долгосрочный прогноз

Продажи легковых автомобилей, тыс. штук

Предпосылки:

  • Количество автомобилей на 1000 человек, при котором произойдет насыщение рынка — 400.
  • Уровень дохода на душу населения, при котором будет достигнуто насыщение рынка — 25 000 долл. США.
  • Данный уровень дохода будет достигнут в 2025 году.
  • Доля ежегодно утилизируемых автомобилей — постепенный рост с 4% в 2011 году до 6% в 2025 году.
  • Мы ожидаем замедление темпа прироста продаж в краткосрочном периоде, однако в среднесрочном и долгосрочном периоде прирост продаж должен вернуться к своим средним значениям.

Заключение

  • В 2011 году рынок легковых автомобилей показал 40%-ый рост в количественном выражении благодаря росту потребительской уверенности, программам государственной поддержки, увеличению доступности кредитования.
  • Благодаря вводу новых мощностей и увеличению использования существующих 2011 год стал рекордным годом по объему производства легковых автомобилей в России — всего было выпущено более 1,7 млн легковых автомобилей.
  • В дальнейшем мы ожидаем замедления темпов роста и полагаем, что в 2012 году объем продаж новых легковых автомобилей (без учета легких коммерческих автомобилей) не превысит 2,6 млн штук, а при доминировании негативных факторов объемы продаж могут снизиться и до 2,3 млн штук.
  • Российский рынок продолжает оставаться достаточно волатильным, и в краткосрочной перспективе он труднопредсказуем.
  • В текущих экономических условиях игроки автомобильного рынка могут рассчитывать на долгосрочный рост, но при этом должны быть готовыми быстро отреагировать на возможные изменения.

© 1998-2023 Дмитрий Рябых