Маркетинг территорий: маркетинг городаА. П. Панкрухин, //www.koism.rags.ruИз материалов Гильдии маркетологов, //www.marketologi.ru Аргументы развития городов. Любой действующий подъемный край на городской стройке - это весомый аргумент развития города. Но если, как в Бангкоке в 1998 году, линию горизонта "украшают" неподвижные подъемные краны, - это сигнал о том, что экономика города переживает тяжелые времена. Разорение застройщиков, пустующие дома, перманентное снижение ставок арендной платы, пустующие магазины с объявлениями о грандиозных скидках, замусоренные кварталы, рост цен на продовольствие, постоянное снижение курса национальной валюты и обилие "блюстителей порядка" - все это, безусловно, негативно характеризует состояние и динамику национальной и региональной экономик, но проявляется, прежде всего, непосредственно в городах. Так, важнейшими аргументами притягательности Москвы ее мэр Ю.Лужков не без оснований считает: общую стабильность социально-экономического развития, и прежде всего динамику и результаты градостроительной деятельности; рыночную инфраструктуру, пригодную для развития финансовой экономической активности; интеллектуальный потенциал в научной, технической, образовательной и культурной областях. Дополнительные функции и аргументы притягательности столичного города - услуги, связанные с функционированием федеральных органов управления. Многие аргументы, ресурсы столицы, несмотря на всю свою значительность, оказались весьма уязвимы в переходный период; они испытывают потрясения в результате инфляционных процессов, межбанковских "войн", попыток законодательно перераспределить финансовые потоки, все еще доминирующего остаточного принципа финансирования науки, "утечки мозгов", деградации преподавательского потенциала воспроизводства кадров специалистов. Противодействие этим угрожающим факторам имеет принципиальное значение для маркетинга столицы России. Стратегической задачей правительства Москвы последних лет г. стало выполнение всех долговых обязательств. По данным департамента финансов города, в кризисном 1998 г. Москва в полном объеме и без задержек обслуживала свой долг. В бюджете Москвы на 1999 г. на выплату внешних и внутренних долгов было предусмотрено около 7,4 млрд руб. Это почти 10% всего бюджета. Москва успешно справилась со своими обязательствами по "евробондам". В числе основных мер экономического характера по обеспечению благоприятных тенденций развития Москвы определены:
Маркетинговые стратегии городов и планирование городского развитияВ России возможность и насущность применения стратегического подхода в планировании, как отмечают специалисты , определяется следующими обстоятельствами.
Стратегия развития города - это результат выбора целей и пути развития, русла, в котором должен развиваться данный объект, причем выбора, осуществляемого на основе неких принципов, составляющих базу для принятия управленческих решений. Главная проблема - разработать, принять и реализовать такую стратегию, которая не просто соответствовала бы приоритетам и интересам определенных групп лоббирования, а объективно нацеливалась бы на перспективные цели городского развития с учетом складывающейся и прогнозируемой экономической конъюнктуры. На решение этой задачи нацелена концепция ключевых факторов успеха (ключевых компетенций) городов и территорий, развиваемая в последние годы рядом западных исследователей на основании разработок профессора Гарвардского университета Р.М.Кантера. В соответствии с этой концепцией для успеха городских сообществ в условиях глобализированной рыночной экономики решающее значение имеет формирование совокупности "твердых" и "мягких" системных факторов, обеспечивающих владение следующим набором ключевых компетенций:
Стратегия рождается на основе системного, многоуровневого, детального анализа состояния системы и внешних условий и позволяет:
Единой методики стратегического планирования развития города пока что не выработано, однако можно выделить ряд важных этапов составления стратегического плана . Возможная схема пошагового процесса стратегического планирования развития города представлена в конце главы в приложении 1. Уже на этапе постановки целей развития целесообразно сформулировать так называемый девиз города, отразив в нем главную цель сообщества. Важно, чтобы она отражала ориентацию на удовлетворение потребностей жителей, но при этом вызывала симпатии и понимание и субъектов, внешних для территории. Часто девизы городов в рыночных странах декларируют стремление обеспечить потребное качество и количество предоставляемых городом возможностей для налогоплательщиков при минимально возможных уровнях налогообложения. Затем проводится SWOT-анализ (см. главу 1) города, включая анализ внешних и внутренних факторов и возможностей. К внешним по отношению к городу факторам можно отнести как факторы общего действия, традиционные и существенные для страны в целом, так и специфические региональные факторы, включая факторы его взаимодействия с соседствующими муниципальными образованиями. Анализ внешней среды дополняется подробным анализом внутренних характеристик города, его сильных и слабых сторон, изучением потенциала и постановкой проблем развития. результатом которого является матрица анализа условий жизнедеятельности системы, которую также называют матрицей анализа достоинств и недостатков, будущих возможностей и будущих опасностей. В результате дается комплексная оценка текущего состояния города. Показатели, по которым оценивается город, могут варьировать в зависимости от целей планирования. Следующим маркетинговым инструментом стратегического планирования развития города выступает его позиционирование. В его ходе определяется положение (в том числе в сравнении с городами - основными конкурентами), в котором город находится сейчас, а также (и это не менее важно) то положение (также в сравнении с конкурентами), в которое город намерен переместиться в будущем. Определяемые при этом основные сроки и средства зависят от того, выберет ли город стратегию постепенного движения к новому состоянию с сохранением имеющихся преимуществ (например, самодостраивание экономики), или решается на резкое изменение существующей структуры экономики (радикальное переструктурирование и беспощадная конкуренция с другими городами), или же будет стараться сочетать различные пути (включая, например, выборочное целевое стимулирование ускоренного развития отдельных направлений, форм, структур хозяйствования. Вот какая форма позиционирования пяти взаимодействующих муниципальных образований предложена отделом маркетинга г. Ржева (Тверская область). Муниципальные образования сопоставлены по ресурсным составляющим будущей стратегии (см. рис. 5). На базе результатов, полученных на всех этих этапах, формируется собственно стратегия и составляется план развития города (см. приложение 1.)
Примечание. Интенсивность штриховки
соответствует степени обеспеченности муниципального образования
ресурсами конкретного вида.
|
|