Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/lib-special/regions/brand&culture_ivanovo.htm
Обновлено: 20.11.2017

Территориальный брендинг и сфера культуры

Логунцова Ирина ВячеславовнаК.эк.н., преподаватель факультета государственного управления МГУ им. Ломоносова., победитель всероссийского конкурса молодых преподавателей фонда В.Потанина в 2011г.
Выдержка из монографии ««Территориальный брендинг в современной России: проблемы и специфика»
LAP Lambert Academic Publishing GmbH & CO.KG

Современный мир переживает своеобразную «войну территорий», когда соперничество городов, регионов и стран за ресурсы превратило их из простых географических единиц в товары, обладающие стоимостью. По этой причине во многих государствах актуальным трендом стал территориальный брендинг, позволяющий привлекать инвестиции в национальную экономику, развивать туризм, создавать благоприятный образ государства в глазах населения и мировой общественности.

Правительства многих государств признают необходимость показать всему миру достижения нации в сфере культуры, однако, как правило, опасаются, что затраты на эту сферу не дадут такого же эффекта, как, например, затраты на проекты по привлечению инвестиций или развитию туризма.

Такой подход представляется ошибочным. Культура может и должна являться одним из действенных способов создания конкурентного преимущества той или иной территории. Яркий пример тому — бренд государства США. С конца позапрошлого столетия его культурные достижения умело транслировались всему миру. Именно американский кинематограф, музыка, литература и искусство превратили бренд США в многообразный и привлекательный феномен, которому доверяли во всем мире.

«Кино вывело американцев из кризиса 1930-ых годов. Оно создало иллюзию, сказку, мечту, и народ последовал этой мечте, положив ее в основу своей страны…Американские художники, по крайней мере кинематографисты, сделали американское государство. Через образы, созданные в американском кино, воспринимается образ Америки, как в этой стране, так и во всем мире».1

Вспомним также времена «холодной войны», когда федеральное правительство США сделало организацию и проведение выставок американского искусства приоритетным направлением своей деятельности.

В Советском Союзе США изображали как нищую в культурном плане страну и достигли в этом успехов. Поэтому Соединенные Штаты взяли курс на опровержение подобного стереотипа.

ЦРУ совместно с так называемым «Управлением по координации политики» (Office of Policy Coordination, OPC), а также с помощью Конгресса за свободу культуры в Европе, стали продвигать американскую культуру в Европе, потратив на различные проекты в этой сфере десятки миллионов долларов в 50–60 гг 20 столетия.

Так, например, делалась ставка на популяризацию абстрактного экспрессионизма — исключительно американского вида художественного искусства, которое рассматривалось как вызов эстетике соцреализма и как демонстрация превосходства в сфере культуры2.

Согласно методике британской исследовательской компании Global Market Insight3, один из важнейших критериев привлекательности бренда той или иной территории — ее культура и наследие. Представляется, что ставка на данную составляющую позиционирования территориального бренда делает возможным отчетливо передать ее уникальность и самобытность.

Как известно, услуги организаций в сфере культуры относятся к общественным благам. В отличие от частных благ потребление данных услуг сопровождается внешними эффектами, т.е. пользу от использования культурных благ несут не только люди, участвующие в этом процессе, но и другие целевые аудитории или общество в целом.4

Безусловно, на современной карте Российской Федерации найдется немало регионов, составляющих сокровищницу русской культуры. Однако, представляется, что построить сильный территориальный бренд на основе культурных объектов и мероприятий можно и в условиях отсутствия богатого культурного потенциала.

Показателен пример города Мышкин Ярославской области, где основой территориального бренда стало создание Музея мыши. «Мыши — игрушечные — начали приезжать из Франции, Германии, Японии. Коллекция пополнялась и за счет поделок местных умельцев, которые делали мышей специально для музея. Потом свои экспонаты привезли сюда Булат Окуджава и Дмитрий Лихачев. А в 1996 году, объявленном годом Мыши, в городе прошел Мышиный фестиваль и была придумана наука мышелогия. В начале третьего тысячелетия в экспозиции музея присутствовало 4,5 тыс. мышей со всего света, а о городке с населением всего 7 тыс. человек заговорили как о туристическом феномене». Если в 1996 году в городе побывало 5 тысяч туристов, то в 2002 — их было уже 50 тысяч.5

Что касается зарубежного опыта, то в конце прошлого века мало кому известный испанский город Бильбао превратился в один из крупных туристических центров страны. Власти города приняли решение разместить у себя часть коллекции музея современного искусства Соломона Р. Гуггенхайма и объявили международный конкурс на проектирование здания нового музея. Создание галереи произведений искусства двадцатого века дало импульс для развития инфраструктуры города: строительства метро, терминала аэропорта, стеклянного моста по авторским архитектурным проектам.

Рассмотрим пример Ивановской области РФ. Регион расположен в центре Европейской части России, большая его часть лежит в междуречье Волги и Клязьмы. Среди крупнейших городов стоит назвать Иваново, Кинешу, Шую, Вичугу, Фурманов, Тейково, Родники и Кохму. В состав области входит 22 района, 4 городских района, 6 городов городского подчинения, 11 городов районного подчинения и 31 рабочий поселок. Общая площадь области — 23 900 км², численность населения — 1 222 300 человек.6

Визитная карточка Ивановской области — город Плес, один из самых красивых приволжских городов, источник вдохновения художников и фотографов. Особую популярность этому городу принес великий русский живописец И.И. Левитан, который жил здесь в 1888–1890 гг., создав свои самые знаменитые произведения.

С одной стороны, может показаться, что культурное достояние большей части данного региона не так велико. В сознании россиян Ивановская область ассоциируется, прежде всего, с текстильной промышленностью и с представлением о городе Иванове как «о русском Манчестере» и как «о городе невест».

В настоящее время власти Ивановской области сосредотачивают свои усилия на позиционировании региона как туристического центра, считая именно эту отрасль панацеей от существующих экономических неурядиц.

В ключе рассматриваемой темы важнейшими культурными объектами как основы построения регионального бренда являются музеи и галереи. Всего в области насчитывается более двух десятков музеев. Главные музеи города Иваново — художественный, краеведческий и музей ситца. Кроме этого здесь расположен дом-музей народного художника России А.И.Морозова (1902–1997), дом-музей народного художника СССР Б.И.Пророкова, Музей Первого Совета, открытый в 1967 году и посвященный первому Совету рабочих депутатов, музейно-выставочный центр, построенный по индивидуальному проекту архитекторов А.И.Толстопятова и В.М.Шахматова.

Необходимо заметить, что многие музеи региона переживают сегодня не лучшие времена: здания требуют капитального ремонта, в отдельных фондах имеются редкостные экспонаты, но они не выставляются по причине несовершенства системы безопасности. Большая часть предметов выставок требуют реставрации.

На сегодняшний день большинство учреждений культуры Ивановской области, в том числе и музеи, принадлежит государству, у которого не хватает средств на их содержание и развитие.

Однако если вспомнить историческое прошлое, то область культуры развивалась во многом благодаря финансовой поддержке представителей бизнеса. Многие провинциальные музеи, а также столичные, например Государственная Третьяковская Галерея, основаны на частных коллекциях.

Так, например, в г. Ярославль местные власти создали условия для открытия частного музея «Музыка и время», который стал культурным центром города, где проводятся тематические вечера, концерты и конференции.

Положительным фактором является то, что в последние годы бизнес и культура стали делать шаги навстречу друг другу. Сотрудничество в данной сфере начинает все больше приобретать характер взаимовыгодного партнерства. Представляется, что за этим партнерством будущее.

Стоит отметить, что музей или галерея часто не являются непосредственным источником коммерческого дохода. Многие управленческие решения в данной области не дают сиюминутной отдачи — их результаты будут заметны через несколько лет. Важно то, что, как показывает мировая практика, эти культурные объекты привлекают потенциальных потребителей, туристов, являются стимулом создания инфраструктуры того или иного региона: гостиниц, ресторанов, автомагистралей и т.п.

Заметим, что в бизнес-сообществе существуют разные уровни. Не всегда представители бизнеса, участвующие в культурных проектах, заинтересованы только лишь в денежной доходности. Речь может идти как об имиджевой составляющей, так и о меценатстве, как о жизненной позиции.

Что касается взаимодействия бизнеса и культуры в Ивановской области, то практически вся музейная и частично библиотечная сферы здесь связаны с именем фабриканта, мецената Д.Г. Бурылина (1852–1924). Его коллекция включает в себя книги, фарфор, живопись, оружие, нумизматику, мебель и многое другое. Хронологические рамки — от античности до начала ХХ века. Примечательно, что коллекция Д.Г. Бурылина еще при жизни мецената во многом определяла культурную жизнь Иваново-Вознесенска.

Данная прерванная традиция сейчас постепенно возрождается. В Ивановской области пример успешного взаимодействия бизнеса и культуры демонстрирует город Плес. Здесь принимают посетителей частные музеи — первобытный парк-музей, музей свадьбы, музей «Воинское шоу». Отличительная особенность этих музеев — интерактивность, т.е. возможность познакомиться с представленной эпохой обстановкой изнутри. Успех этих и аналогичных проектов в других регионах обусловлен тенденцией среди туристов получать информацию в игровой форме.

Во многих других городах «Золотого кольца» также пошли по пути создания небольших музеев. Например, в г. Суздаль на территории Спасо-Ефимьевского монастыря пятнадцать небольших музеев, в г. Ростов Великий на территории Кремля — порядка двадцати. Каждый посетитель может найти для себя интересующую тематику: музей фарфора, золотая кладовая, наивное искусство.

Еще один из примеров вовлечения бизнеса в музейные проекты в Ивановской области — выставка «Коммуна», прошедшая в г. Иваново осенью 2007 года, для которой фабрика «Большая ивановская мануфактура» предоставила Ивановскому областному художественному музею нетрадиционную площадку для экспозиции.

Однако необходимо признать, что по большей части подобная деятельность пока не носит системного характера. Региональный бизнес пока только начинает осознавать свою социальную миссию.

Так или иначе, необходимо создавать больше условий для открытия частных музеев. Государство могло бы передавать музейные фонды в концессию (аренду, возмездное пользование) частным компаниям при условии, что данная деятельность будет строго оговорена юридически и застрахована аккредитованными страховыми компаниями. Так, например, более половины предметов искусства, собранных в Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербург, находятся в запасниках. Велика вероятность того, что еще долгое время эти сокровища не будут выставляться для широкой общественности. Представляется целесообразным поиск заинтересованных лиц, которые могли бы организовать выставки этих экспонатов, заработав не только для себя, но и обеспечив доход государству.

Вновь обратимся к зарубежному опыту государственно-частного партнерства в музейном деле: Вашингтонской галерее. Помещения галереи и обслуживающий персонал финансируются государством, а экспозиция преимущественно состоит из частных коллекций, которые принадлежат как физическим, так и юридическим лицам.

Безусловно, существует немало противников коммерциализации культуры. Но интересно то, что во многих европейских странах вопрос о том, кто является владельцем того или иного культурного объекта не является столь принципиальным. Важно другое: владелец, например, здания с исторической ценностью обязан сохранять его в должном виде, в противном случае он может его лишиться.

С другой стороны, государство помогает владельцам таких зданий: если владелец открывает двери для посетителей, то для него предусмотрены определенные преференции, субсидии. Именно поэтому в большинстве старинных европейских замков созданы музеи. Например, королева Великобритании впускает посетителей в свою загородную резиденцию, Виндзорский замок. В этом и заключается соединение частного интереса с общественным.

Какими должны быть роли государства и бизнеса по отношению к культуре? Разумеется, контролировать эту сферу должно государство. В Российской Федерации формированием государственной политики в сфере культуры, созданием нормативно-правовой базы для ее реализации в РФ занимается Министерство культуры.

Сегодняшнее взаимодействие бизнеса и культуры в основном осуществляется на уровне спонсорства. Однако существуют такие понятия, как благотворительность и меценатство. Общество должно достигнуть такого уровня своего развития, когда заниматься благотворительностью и меценатством будет престижно, станет потребностью.

Найти точки соприкосновения, удовлетворяющие все стороны — обоюдная задача. Уже сегодня есть примеры тематических выставок, которые создаются по заказу Ивановской областной думы, Почты России, компании «Российские железные дороги» и т.п. Это свидетельствует о том, что у представителей бизнес-структур появляется потребность оставить свой след в истории, потребность в самоидентификации.

Наиболее перспективной представляется такая модель партнерства бизнеса и культуры, когда не музеи (театры, библиотеки) убеждают бизнес в целесообразности сотрудничества, а когда и та и другая стороны понимают преимущества этого сотрудничества и умеют успешно его использовать.

Сами учреждения культуры должны подтверждать уровень и качество своей работы. В данной связи показателен пример первого международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало», проведенном в Ивановской области летом 2007 года. Администрации области при содействии Министерства культуры и массовых коммуникаций удалось добиться выделения бюджетных и спонсорских средств на проведение мероприятия, а также привлечь авторитетных российских и зарубежных деятелей кинематографа, людей лично знавших и работавших с Андреем Тарковским. Все это сделало фестиваль знаковым событием в жизни региона, а у области появилась возможность получить статус столицы нового интеллектуального кино. Безусловно, для этого фестиваль должен проводиться на регулярной основе.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что для формирования сильного территориального бренда на основе культурных объектов и мероприятий необходимо дальнейшее развитие взаимовыгодного государственно-частного партнерства. Активная деятельность в данном направлении создала бы условия для сохранения культурного достояния России, повышения объема, расширения разнообразия, повышения качества и доступности предоставляемых в этой сфере услуг и, как следствие, повышения конкурентоспособности всего региона.

Представляется, что государственно-частное партнерство является эффективным механизмом привлечения инвестиций в сферу культуры.

Такое сотрудничество может осуществляться посредством:

- Предоставления государственных и муниципальных активов на временной или постоянной основе во владение и пользование частного сектора;

- Объединения опыта и ресурсов сторон в рамках планирования, разработки, реализации и финансирования проектов;

- Использования частным сектором полученных активов для предоставления общественных услуг, получения соответствующих доходов и взятия на себя риска, связанного с данной деятельностью.

Итак, возвращаясь к примеру Ивановской области отметим, что на сегодняшний день здесь пока нет четкой идеи позиционирования бренда. Поэтому необходима отлаженная стратегия донесения собственного образа до целевых аудиторий.

На наш взгляд, прежде чем определить позиционирование Ивановской области, необходимо сформулировать философию этого региона, особенности и приоритеты ее жителей. Важно, чтобы будущий образ не противоречил историческому прошлому, а наоборот, дополнял его.

Необходимо проведение исследований, чтобы установить, какое представление о регионе существует в сознании разных целевых аудиторий на текущий момент, требует ли оно коррекции или полного изменения.

Как уже было сказано, территориальный бренд, как и любой другой, должен строиться на основе уникальной идеи. Культурные ценности, воплощенные в культурных объектах и мероприятиях того или иного региона, в нашем случае — Ивановской области, отвечают этому требованию.

Варианты позиционирования Ивановской области различны. Они могут быть связаны с конкретными культурными объектами и мероприятиями: музеем великого русского художника И.И.Левитана в г. Плес, музеем К.Д.Бальмонта в г. Шуе, организацией ежегодного кинофестиваля «Зеркало» имени выдающегося режиссера А.Тарковского и др.

Дальнейшее продвижение культурного объекта или мероприятия должно происходить в соответствии с существующими правилами маркетинга и брендинга, но с учетом специфики отрасли. Так, скажем, из четырех ключевых элементов продвижения продукта (стимулирование продаж, прямой маркетинг, связи с общественностью и реклама) три последние элемента находят применение в сфере культуры.

Различие сущности рекламы, прямого маркетинга и связей с общественностью основывается на их связи с финансовыми целями. Реклама и прямой маркетинг в сфере культуры, так же как и в области бизнеса, направлены на приток денежных средств. Организация мероприятий по связям с общественностью ориентируются на создание имиджа, репутации. В то же самое время четких границ между данными элементами продвижения провести нельзя, поскольку реклама и прямой маркетинг воздействуют на создание репутации культурного объекта или мероприятия, а связи с общественностью приводят к увеличению числа посетителей и спонсоров.

Упомянутые элементы продвижения в сфере культуры по сравнению с коммерческим сектором имеют свои особенности. Коммерческая организация, преследуя с помощью рекламы и прямого маркетинга цели увеличения числа продаж, завоевания новых рынков, ориентируется в конечном итоге на рост доходов от реализации продукции или чистой прибыли. Организация или проект в сфере культуры, привлекая дополнительных посетителей и спонсоров с помощью элементов продвижения, использует приток средств на пополнение фондов для поддержания и развития деятельности данного учреждения или мероприятия. Если в коммерческом секторе потребитель получает в обмен на денежные средства материальные блага и услуги, то в сфере культуры — удовлетворяет эстетические и духовные потребности. В организации рекламы, прямого маркетинга, связей с общественностью сфера культуры и коммерческий сектор имеют больше сходства, чем различий.7

Как известно, один из способов развития экономики — это развитие культурного достояния. Задача государства — создавать все условия для его сохранения. Однако, повторимся, что существует множество вопросов в сфере культуры, которые приходится решать в условиях ограничения средств.

Вокруг культурного объекта или мероприятия, ставшего брендом, начинает формироваться инфраструктура. Это и гостиницы, и дороги, и пункты питания и многое другое. Сюда поступают и должны поступать частные инвестиции.

В этой связи еще раз подчеркнем, что партнерство государства и бизнеса позволит решить многие проблемы сохранения памятников, создания объектов туристической инфраструктуры, социально-экономического развития регионов на основе культурного наследия.

Формирование территориального бренда всегда обходится дорого, но еще дороже выходит его отсутствие. Территориальный бренд окупается в долгосрочной перспективе, создает благоприятный психологический микроклимат, является источником гордости жителей за свою малую родину.


1 Михалков Н.С. Прямая речь. М.: ИД «Сибирский цирюльник», 2011, С.51

2 С.Анхолт, Дж.Хильдрет Бренд Америка: мать всех брендов. — М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2010, С.122–125

3 Бренды городов и стран мира//Бренд-менеджмент № 01(32).2007. С.55

4 Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры//Маркетинг в России и за рубежом. №3. 2001. C.3–12.

5 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью Теория и практика. М.: Дело, 2006. С.202

6 Ивановский региональный портал //www.ivanovo.ru/Ivanovo/obl

7 Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры//Маркетинг в России и за рубежом. №3. 2001. C.3–12.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых