Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/lib-special/photostock.htm
Обновлено: 20.11.2017

Источники визуальных образов

Надежда Шипилов генеральный директор, фотобанк «Фотодженика»

Современный мир и те объемы информации, с которыми мы и наши клиенты сталкиваемся каждый день, ставят маркетинговую коммуникацию в жесткие рамки: выделись или умри. Возможно «умри» звучит жестко, но если наш посыл не привлек внимание потребителя – все ресурсы, затраченные на генерацию этого контакта потрачены впустую. Все, начиная от стоимости медиа и заканчивая зарплатой директора по маркетингу.

По некоторым оценкам, объем информации в мире увеличивается вдвое каждые десять лет, по другим - каждые четыре года. Не столь важно, какая оценка ближе к истине, важно, что каждый элемент нашей маркетинговой коммуникации постоянно конкурирует с другой информацией за внимание нашего клиента/потребителя. И ожесточенность этой конкурентной борьбы постоянно растет. В результате, маркетинговая коммуникация должна постоянно совершенствоваться в своей привлекательности, она должна быть все вкуснее и ярче.

Все эти изменения ведут к тому, что говорящие визуальные образы – фотографии, иллюстрации, инфографика - играют все большую роль в маркетинговой коммуникации, благодаря своей способности моментально передавать информацию, настроения, эмоции. И эта визуальная составляющая играет порой решающую роль в любом канале коммуникации, начиная от рекламы в любом ее виде, и заканчивая корпоративным сайтом и маркетингом в социальных сетях.

Где эти картинки берутся?

Источники визуальных образов

Итак, мы понимаем, что маркетинг без визуальных раздражителей немыслим, будь то корпоративный сайт, презентация для клиента или рекламный макет. А где же эти изображения брать, если наша компания занимается производством, к примеру, стальных труб и никак не связана с медиа-производством?

Вариантов всего 3:

1. Изготовление изображения собственными силами.

Это отличный способ получения уникальной картинки для любых маркетинговых целей и он легко осуществим, если в штате вашей компании есть хороший дизайнер/фотограф и его стиль соответствуют поставленной задаче. Ситуация усложняется, если таких сотрудников в фирме нет, или в данный момент нужно что-то выходящее за рамки возможностей наших сотрудников, к примеру нужна фотография с большим количеством людей в кадре, а это дополнительные затраты на моделей.

2. Заказ фотосессии у фотографа.

Проще говоря, нанимаем фотографа, который снимает для нас все что нужно и предоставляет нам фотографии. Этот вариант имеет как ряд плюсов: права на использование фотографий Вы получаете, как правило, на эксклюзивной основе (никто кроме Вас больше не будет пользоваться этими изображениями), можно снять Ваш продукт (если он уникален, то вариант с сессией – вообще единственно возможный), так и ряд минусов: процесс занимает время, которого у Вас может не быть, нет гарантии качества финального результата (покупка своего рода кота в мешке), и – самое главное – зачастую это достаточно дорогостоящий путь. А если на фотографиях Вы бы хотели видеть моделей или специфический реквизит, стоимость сессии увеличивается на вознаграждение моделей и стоимость реквизита.

3. Покупка готовой фотографии.

Сток-фотография – это готовая к использованию коммерческая фотография. К какому использованию? К разному. Но основное поле ее деятельности – это: реклама, маркетинговая коммуникация – в самом широком понимании слова – и издательское дело.

В фотобанках (а именно так называются компании, продающие готовую фотографию) можно купить изображения практически на любую тему, а темы, популярные в рекламе и маркетинговой коммуникации представлены миллионами изображений. С практической точки зрения покупка в фотобанке выглядит так: на сайте фотобанка подыскивается нужное изображение, производится оплата, после чего можно скачать файл фотографии вместе с приобретенной лицензией (фотобанки продают не только, или даже не столько, сами изображения, сколько лицензию – право на использование данного изображения).

Как и любое другое, данное решение тоже не идеально. Но в наш век глобализации и вечного соревнования со временем и бюджетами, имеет, пожалуй, больше плюсов, чем минусов. Из минусов стоит выделить только один: теоретическая (на практике редко выбираются одни и те же работы среди миллионов или даже десятков миллионов) повторяемость используемых изображений. Из плюсов же стоит упомянуть:

  • Экономия времени. На сайте фотобанка Вы можете самостоятельно найти нужное Вам изображение за считанные минуты. В наше суматошное время, когда большинство проектов должны быть сделаны, как говорится, «на вчера», эта возможность достаточно ценна.
  • Отсутствие пресловутого «кота в мешке». То есть, сначала Вы видите, что называется, «товар лицом», а только потом платите за него.
  • Удобство работы. Все современные фотобанки представляют свой контент онлайн. Купить права на использование изображения, заплатить за лицензию, получить файл и начать с ним работать, можно за несколько минут. И как правило в любое время суток.
  • Цена. Сегодня отрасль сток-фотографии предлагает изображения для практически любого бюджета. Цены в фотобанках типа микросток начинаются от нескольких рублей за картинку.

4. «Скачать в интернете»

Есть, конечно, еще один вариант получить картинку для корпоративного сайта или новостной рассылки - бесплатно скачать ее в Интернете или купить на базаре диск с клипартами, не задумываясь о правовой стороне вопроса.

А задуматься не помешает, так как использование изображения в коммерческой деятельности без письменного разрешения правообладателя - это нарушение закона. И такое нарушение может стоить многократно дороже лицензии на это или подобное изображение, не говоря уже о потерях в сфере репутации и доброго имени компании. Так стоит ли рисковать, если легальное решение вопроса – вполне по карману любому пользователю?

Покупаем в фотобанках

Типы фотобанков, лицензии

Фотобанки являются по сути посредником между автором изображения (фотографом, или хозяином прав на коллекцию изображений) и покупателем фотографии, то есть, конечным пользователем. Фотобанки делятся на два типа – традиционные (или классические) и микропейментовые (микростоки, фотостоки).

Традиционные фотобанки появились в шестядисетые годы прошлого века и занимаются лицензированием фотографии любого типа от чисто рекламной, до исторических и эксклюзивных коллекций с изображениями звезд или произведений искусства. Основной объем доходов классических фотобанков - это продажа лицензий типа Rights Managed, при которых фотобанки контролируют каждое использование каждой фотографии. Цена на лицензию устанавливается всегда индивидуально и зависит от конкретного способа использования фотографии и множества параметров (например: носитель, формат фотографии на носителе, тираж носителя, срок использования и т.д.) Таким образом, использование одной и той же фотографии этого типа может стоить, к примеру, и 50 долларов (например, редакционное использование в прессе), и 500 долларов (городские билборды на 3 месяца), и 5 000 долларов (использование на территории одной страны без ограничений носителя и тиража на 1 год) и т.д.

Микростоки – новое течение в сток-фотографии, ответ рынка на развитие технологий и изменения спроса. Микростоки предлагают изображения по упрощенной схеме лицензирования, на основе лицензии типа Royalty Free – это лицензия на любое пожизненное неэксклюзивное использование данной фотографии (любой носитель, любой тираж, любой формат, любая страна и т.д.) Цена фотографии типа Royalty Free постоянна и зависит только от размера покупаемого изображения (чем больше размер файла, необходимого Вам для проекта, тем выше цена). Цены в микростоках начинаются от нескольких рублей за фотографию.

Микросток – не что иное, как дитя научно-технического прогресса вообще и цифровой эпохи в частности. До недавнего времени купить готовую сток-фотографию можно было только в традиционных фотобанках по цене в среднем в несколько сотен долларов. Но с развитием интернета, ситуация стремительно менялась. Лавинообразно росло количество Интернет-сайтов. И – что за этим следовало – спрос на фотографии для их оформления. Как это ни странно звучит, традиционные фотобанки в определенный момент оказались не готовы к столь стремительному развитию событий: они не сумели предложить рынку адекватную цену на запрашиваемый контент. Эту нишу и занял микросток, благодаря своей «заточенности» под нужды маркетологов самого широкого круга, как с точки зрения цены и простоты лицензирования, так и с точки зрения предлагаемого контента.

На данный момент микросток – это супермаркет, в котором маркетолог найдет любые нужные ему изображения, будь то фотографии для листовок, плакатов, веб-сайта, презентации, корпоративной открытки или оформления интерьера переговорной.

При выборе фотостока стоит руководствоваться несколькими параметрами:

  • Цены и доступные схемы покупки
    В фотостоках фотографии можно покупать поштучно или оптом (подписка, загрузка за кредиты), схема покупки выбирается в зависимости от потребностей. После того, как оптимальная схема покупки определена, стоит сравнить цены на данную схему в разных фотостоках, чтобы подобрать оптимальный вариант.
  • Объем базы изображений
    Чем больше база изображений в фотостоке, тем больше вероятность, что Вы найдете среди них именно то, что нужно.
  • Удобство работы
    Стоит принять во внимание такие факторы, как удобство взаиморасчетов (если предопчительна оплата в рублях и нужны закрывающие документы – стоит обращаться в российский микросток) а также удобство взаимодействия с сайтом фотобанка.

© 1998-2023 Дмитрий Рябых