Библиотека маркетолога

Модель McKinsey 7S: оценка микросреды компании

Z&G. Branding

Стабильное развитие компании во многом закладывает перспективы ее успеха на рынке и прибыльности бизнеса. Влияние на деятельность организации оказывают не только внешние факторы, такие как политика конкурентов или экономическая ситуация в стране, но и обстановка внутри предприятия: структура управления, базовые ценности, работа с персоналом. Адекватная оценка микросреды компании позволяет наладить или улучшить внутренние бизнес-процессы, увеличить производительность труда и сделать прогноз относительно результатов намеченных организационных изменений.

«Великолепная семерка» McKinsey

Модель Маккинси, разработанная более 30 лет назад специалистами консалтинговой компании в США, основывается на признании важнейшей роли человеческого фактора в успешности развития организаций. Т. Питерс, Р. Уотерман и К° решили выяснить секрет успеха управления ведущими американскими компаниями: Hewlett-Packard, Intel, Procter&Gamble, Johnson&Johnson, McDonald’s и другими, сформулировав общие правила эффективного ведения бизнеса. Выделенные ими принципы и сегодня не теряют своей актуальности и позволяют осмыслить значимые внутренние аспекты развития и модернизации предприятия.

Название 7S модель McKinsey получила по семи входящим в нее компонентам, каждый из которых начинается с буквы S:

  1. Strategy – стратегия.

    Стратегия подразумевает план развития организации в соответствии с целями бизнеса (повышение эффективности производства, рост прибыльности и т. д.). Она направлена на определение приоритетов и потребностей компании, обеспечение успешности ее деятельности.

    Стратегия определяет вектор развития предприятия, задачи и перечень мероприятий по их достижению. Для того чтобы способствовать повышению конкурентоспособности и созданию устойчивых преимуществ, она должна соотноситься с миссией и ценностями компании, быть конкретной и четкой, основываться на долгосрочных целях.

  2. Skills – совокупность навыков.

    Под навыками понимаются практические способности и компетенции, которыми владеет персонал организации, и отличительные черты, присущие компании, благодаря которым она выделяется на фоне конкурентов.

  3. SharedValues – общие ценности.

    Центрообразующий элемент концепции, отражающий стандарты и нормы работы в компании, принципы взаимодействия сотрудников, их отношение к деятельности организации, своему труду и месту в ней. Общие ценности – это ядро корпоративной культуры предприятия.

    По мнению авторов модели, в этом компоненте содержатся те убеждения, которые лежат в основе деятельности компании и разделяются всеми сотрудниками без исключения. Система ценностей поддерживается за счет историй, легенд, достижений, свидетельствующих об устойчивых принципах существования организации и ведения бизнеса.

  4. Structure – структура.

    Организационная иерархия компании разрабатывается таким образом, чтобы процессы координации и интеграции между уровнями руководства внутри организации не знали сбоев и неточностей. Вопросы подчинения, распределения рабочих задач, обработки и анализа результатов, степени ответственности решаются последовательно и эффективно.

  5. Staff – сотрудники.

    Персонал организации является важнейшей составляющей ее успеха. Какие люди необходимы компании, какую специализацию и квалификацию они должны получить и как выполнять свои профессиональные обязанности – эти и другие аналогичные вопросы лежат в основе данного компонента модели 7S.

    Создатели концепции исходили из утверждения о том, что производительность предприятия определяют сотрудники. В интересах руководства создать комфортную среду для персонала, предоставить ему возможности для повышения квалификации, продуктивной работы и отдыха. Речь идет о комплексе инструментов мотивации и вознаграждения сотрудников, развития и поддержания их лояльности по отношению к компании.

  6. Systems – система управления.

    К системе управления относятся повседневные процедуры: принятие решений, информирование целевых аудиторий, коммуникация внутри организации и т. д.

    Как показало исследование авторов концепции, ведущие компании предпочитают упрощать правила и процедуры, сокращая до необходимого минимума количество уровней управления. Такие действия позволяют достичь гибкости структуры и возможности оперативно реагировать на происходящие изменения.

  7. Style – стиль взаимоотношений.

    Стиль руководства – то, каким образом ведут себя высшие должностные лица компании и планируют рабочий день, какова их роль в принятии решений по развитию бизнеса – оказывает сильное воздействие на формирование и восприятие ценностей, стратегию. А если принять во внимание тот факт, что все элементы модели согласуются друг с другом, то изменение стиля способно повлечь за собой модификацию и других компонентов концепции.

Преимущества модели McKinsey

Проверенная временем, модель Маккинси предоставляет управляющим лицам организации понятное, доступное и системное руководство для анализа главных внутренних факторов развития компании и ее перспектив. Преимущество концепции заключается в возможности:

  • самостоятельного осмысления управленческой конъюнктуры и способов ее корректировки;
  • учета наибольшего числа организационных факторов;
  • создания целостной картины управления предприятием;
  • акцентирования внимания на процессах взаимодействия людей.

Модель Маккинси широко используется в комплексе с другими инструментами маркетинга и менеджмента и позволяет эффективно налаживать бизнес-процессы в организации.