Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/csi.htm
Обновлено: 20.11.2017

Расчет индекса удовлетворенности клиентов

Алферов Алексей Руководитель отдела учета и планирования ООО «Вяземский молочный комбинат»

Сводный отчет расчета CSI для оптового предприятия «Z», торгующего молочной продукцией, имеет следующий вид:

Таблица 1

Показатели удовлетворенности

Товаровед

Факт. значение

Взвешенное значение

1

2

3

4

3*4

 

Цена

 

 

 

1

Опрос удовлетворенности ценой товаров

10,0%

81,0%

8,10%

2

Уровень цен по сравнению с конкурентами на товары группы А

10,0%

97,6%

9,76%

 

Качество товара

 

 

 

3

Уровень брака

10,0%

99,33%

9,93%

4

Индекс качества товара

20,0%

92,5%

18,49%

 

Сервис

 

 

 

5

Уровень дефицита

10,0%

84,3%

8,43%

6

Опрос удовлетворенности логистическим сервисом

20,0%

82,1%

16,42%

 

Клиентские показатели

 

 

 

7

Уровень динамики продаж клиентов группы А

10,0%

95,8%

9,58%

8

Уровень динамики клиентской базы данных

10,0%

94,3%

9,43%

 

 

100,0%

 

90,14%

 

 

 

 

 

 

Целевой показатель

 

 

95,00%

Сводный отчет содержит 4 блока. В блоке «Цена» качественная оценка цены выявляется путем опроса клиентов. Задается вопрос следующего содержания:

Насколько потраченные денежные средства на молоко пастеризованное оправдывают себя?

81,00%

Данный вопрос, как правило, включают в общую анкету (вместе с опросами качества товара и сервиса) и оценивают товары А.

Уровень цен предприятия ежемесячно определяется сравнением с основным конкурентом. Если цена предприятия ниже, чем конкурент, то данный уровень определяется, как 100%, если выше, то формула расчета имеет вид:

УЦК= Ц кон/ Ц пр, где

УЦК - Уровень цен предприятия;

Ц кон. — цена конкурента;

Ц пр. — цена предприятия.

Форма расчета имеет следующий вид:

Таблица 2

Наименование предприятия

ср. розн. цена 1 л. Молока п/п

Уровень цены

«N»

40

 

«Z»

41

97,6%

Интерпретация показателя: уровень цены на пастеризованное молоко 1л. предприятия «Z» составляет 97,6 % от идеальной цены (цены основного конкурента).

В блоке «Качество товара» уровень брака рассчитывается, как отношение суммы брака (возврата бракованной продукции) к общей сумме отгрузки.

Таблица 3

Период

Сумма брака

Сумма отгрузок

Уровень брака

2 квартал 2011 г.

400 000

60 000 000

99,33%

Расчет индекса качества товаров производится на основе оценок качества по каждой позиции (SKU). Сводный расчет имеет следующую примерную форму:

Таблица 4

Наименовние товара

Вес

Результат оценки

Взвешенная оценка

Молоко пастеризованное п/п 1 л.

40,00%

90,45%

36,18%

Молоко пастеризованное бутылка 0,9 л.

10,00%

95,50%

9,55%

Сметана 250 г.

20,00%

95,70%

19,14%

Творог п/п 0,5 кг.

20,00%

91,20%

18,24%

Творог весовой

10,00%

93,40%

9,34%

Общий рейтинг за квартал

100,00%

 

92,45%

 

 

 

 

Вес товара определяется по доле продаж от общего товарооборота.

Оценка качества SKU на примере молока 1л. имеет следующую форму:

Таблица 5

Наименовние показателя

Вес

Результат оценки молока «N»

Результат оценки молока «Z»

Взвешенная оценка «N»

Взвешенная оценка «Z»

Вкус и запах молока

15,00%

90,00%

90,00%

13,50%

13,50%

Свежесть (дата производства)

35,00%

98,00%

90,00%

34,30%

31,50%

Натуральность и полезность продукта

20,00%

85,00%

90,00%

17,00%

18,00%

Цельность упаковки

15,00%

99,00%

98,00%

14,85%

14,70%

Дизайн упаковки

5,00%

98,00%

95,00%

4,90%

4,75%

Удобство использования упаковки

10,00%

100,00%

80,00%

10,00%

8,00%

Итого

100,00%

 

 

94,55%

90,45%

Качество сравнивается с основным конкурентом «N», выбор показателей и значения весов определяются экспертным путем либо на основе маркетинговых исследований. Взвешенная оценка рассчитывается, как произведение веса и результата оценки. Итоговая взвешенная оценка равна сумме взвешенных оценок всех показателей.

В блоке «Сервис» уровень дефицита (УД) рассчитывается по формуле:

УД = Т / (Д + Т) * 100%,

где

Д — дефицит товара в нат. ед.

Т — товарооборот в нат. ед.

Опрос удовлетворенности логистическим сервисом в этом же блоке имеет следующую форму:

Таблица 6

Наименовние показателя

Вес

Результат оценки

Взвешенная оценка

Своевременность доставки *

40,00%

89,00%

35,60%

Укомплектованность по товарно-сопроводительным документам

20,00%

84,00%

16,80%

Наличие сан паспортов на а/м

5,00%

72,00%

3,60%

Оперативность агента (быстрота реагирования на дополнительные потребности)

15,00%

78,00%

11,70%

Доступность агента по телефону

5,00%

81,00%

4,05%

Приемлемые условия оплаты

15,00%

69,00%

10,35%

Общий рейтинг за квартал

100,00%

 

82,10%

 

 

 

 

* показатель определяется в случае его отсутствия в системе автоматизированного учета

В блоке «Клиентские показатели» определяем показатель уровень динамики продаж клиентов группы А. В случае прироста, автоматичечески присваивается уровень 100%, если наблюдается снижение, то уровень считается, как отношение текущего объема продаж к предшествующему. Пример расчета приведен в табл. 7

Таблица 7

Период

Клиенты группы А

Уровень продаж

1 Квартал 2011 г.

12 000 000

100,00%

2 Квартал 2011 г.

11 500 000

95,83%

Расчет уровень динамики клиентской базы данных имеет следующую форму:

Таблица 8

Период

Клиенты группы А

Уровень продаж

1 Квартал 2011 г.

543

100,00%

2 Квартал 2011 г.

512

94,29%

Под клиентской базой понимается количество активных контрагентов, работающих с предприятием в определенном периоде. Логика очевидна: при удовлетворительной работе предприятия растет количество рекомендаций, что положительно влияет на количество заключенных новых договоров.

Принцип расчета аналогичен предыдущему примеру (см. Табл. 8).

Анализ CSI из таблицы 1 показывает, что удовлетворенность клиентов не дотягивает до целевого уровня 95%. Для его повышения необходимо снизить цены до приемлемого уровня, улучшить качество молока (удобство упаковки, повысить полезность и вкусовые свойства), поднять сервисные показатели.

Итак, приведены примеры отчетов по расчету подпоказателей индекса удовлетворенности клиентов. Методика может быть легко адаптирована на любом предприятии с учетом специфики бизнеса.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых