Библиотека маркетолога

Объемное планирование продаж и операций

Томас Уоллас, Роберт Сталь Глава из книги «Планирование продаж и операций. Практическое руководство»
ИД «Питер»

Объемное планирование продаж и операций главным образом — тактический процесс, хотя часто вовлекается и в стратегические вопросы. Такие вопросы, как темпы продаж, темп производства, агрегатные уровни запасов и т.д., — это скорее тактические вопросы, равно как и их финансовое отражение.

С другой стороны, объемное планирование продаж и операций часто вовлекается в оценку альтернатив, оценку и уменьшение рисков и т.п., которые многими рассматриваются скорее как стратегические, чем тактические. Мы называем объемное планирование продаж и операций форумом для обсуждения злободневных стратегических и политических вопросов.

В одном можно не сомневаться: именно объемное планирование продаж и операций связывает стратегические планы с тактическим планированием и исполнением. Джордж Гэйдж, бывший руководитель стратегического планирования корпорации EG & G, как-то сказал: «Гораздо важнее делать правильные вещи, чем делать вещи правильно». Это значит, что не все проблемы имеют тактическое решение. Некоторые проблемы требуют стратегических изменений. Мы постарались показать это на следующей диаграмме.

Как объемное планирование продаж и операций взаимодействует с планированием ресурсов предприятия?

Для начала внесем ясность: планирование ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning — ERP) — это вовсе не комплект программного обеспечения (что может удивить некоторых читателей, так как бизнес-пресса и некоторые фирмы, занимающиеся исследованиями бизнеса, представили дело именно так), а набор бизнес-функций для в основном детального (номенклатурного) планирования ресурсов. Набор программ, поддерживающих планирование ресурсов предприятия, правильно называть системой программного обеспечения предприятия (Enterprise Software System — ESS)1.

Предшественником планирования ресурсов предприятия было планирование ресурсов производства (Manufacturing Resource Planning — MRP II). Разница между ними невелика. Одно из представлений о планировании ресурсов предприятия состоит в том, что это тоже планирование ресурсов производства, но осуществляемое на базе системы программного обеспечения предприятия. В этом смысле ERP/ESS — более целостно и в большей степени способно интегрировать операции различных бизнес-единиц. Сердце всего этого — бизнес-процессы для балансирования спроса и поставок, обеспечения высокого уровня обслуживания клиентов и должного управления ресурсами бизнеса.

Первоначально объемное планирование продаж и операций разрабатывалось как часть процесса планирования ресурсов. Начиналось объемное планирование продаж и операций как планирование производства. Потом благодаря работе Дика Линга и других планирование производства преобразовалось в планирование продаж и операций. Как мы видели ранее, объемное планирование продаж и операций формирует необходимую связь. Оно связывает стратегические и бизнес-планы со средствами детального планирования, формирования расписаний и исполнения.

Как объемное планирование продаж и операций поддерживает управление цепями поставок?

На самом деле объемное планирование продаж и операций не просто поддерживает управление цепями поставок (Supply Chain Management), а является его составной частью. Цепь поставок не будет работать как нужно, если ее составные части не будут сначала поддержаны хорошими объемными планами и если они медленно реагируют на неизбежные изменения объемов. Планирование продаж и операций можно считать смазкой между звеньями цепи поставок, обеспечивающей гармоничное функционирование всей цепи с минимальными возмущениями.

Цепь поставок распространяется в двух направлениях: вперед к клиентам и назад к поставщикам. Сама компания находится в центре цепи (рис). Если компания, та, что в центре цепи, не сделает все, что нужно для приведения у себя в соответствие спроса и поставок, каков шанс, что ее партнеры по цепи поставок получат адекватную информацию о будущем спросе и поставках, чтобы правильно спланировать производство? Варианта два: маленький и никакой.

Что касается вопроса обслуживания клиентов, то вклад объемного планирования продаж и операций в дело совершенствования уровня обслуживания клиентов для нас самая большая выгода от внедрения для цепи поставок. Оно позволяет обеспечить превосходное обслуживание клиентов.

Обратив взгляд на начало цепочки поставок — на поставщиков, мы замечаем, что тут вклад объемного планирования продаж и операций также значителен. Внедрение этого процесса приносит поставщикам выгоду, сходную с выгодой для внутренних производственных процессов компании. Если компания предоставит своим ключевым поставщикам некоторые результаты своего объемного планирования продаж и операций, то они могут ожидать: более стабильного ритма производства; изменения в объемах производства будут не столь велики, и они будут осуществляться заблаговременно и, следовательно, более экономично; проводить изменения в номенклатуре будет проще, поскольку объемы производства хорошо спланированы.

Партнерство с поставщиками требует делиться с ними информацией и планами. Оно основано на предположении, что более раннее информирование поставщиков даст им возможность лучше поддерживать ваши потребности. Проще говоря, объемное планирование продаж и операций может помочь в предоставлении поставщикам будущих объемных планов — прямо из того самого общего плана, который руководство предприятия утверждает для своего производства.

Как объемное планирование продаж и операций поддерживает бережливое производство?

Объемное планирование продаж и операций поддерживает бережливое производство в той же мере, в какой оно поддерживает обычное производство.

  • Оно помогает принимать решения.
  • Оно оперирует на агрегатном уровне и связывает объем с деталями.
  • Оно интегрирует финансовые планы и операционные планы.
  • Оно вовлекает топ-менеджеров в принятие решений по рассматриваемым вопросам.
  • Оно обеспечивает окно в будущее.

Чтобы лучше представить, как взаимодействуют бережливое производство и объемное планирование продаж и операций, надо понять, что эти термины обозначают совершенно разные понятия. Бережливое производство — это подход, методология и образ мыслей, которые концентрируются на идее снижения потерь. Бережливость концентрируется в основном (но не исключительно) на физических процессах. Ее миссия — улучшить операционную среду.

Объемное планирование продаж и операций — это процесс принятия решений, концентрирующийся на будущем.

Бережливое производство

Объемное планирование продаж и операций

Инструменты снижения потерь, издержек и времени

Инструменты принятия решения и координации

Сильно в исполнительных механизмах

Сильно в планировании

Короткий будущий горизонт

Длинный будущий горизонт

Управляет улучшениями операционной среды

Приводит в соответствие спрос и предложение по всей цепи поставок

Работает наилучшим образом при стабильном и линейном спросе

Может быть использовано в самых разных средах

Многие компании, успешно применяющие бережливое производство, используют также и объемное планирование продаж и операций.

Однако не всем понятно (особенно энтузиастам бережливости), почему нужно использовать и то и другое. Чтобы ответить на все вопросы на эту тему, несколько лет назад мы составили страничку тезисов, взяв за основу произнесенную несколько десятилетий назад известную речь Фила Кросби, гуру в области качества.

Бережливое производство и объемное планирование продаж и операций: вам нужно и то и другое

Они работают лучше, когда они работают вместе. Они делают различные, но одинаково нужные вещи.

Бережливое производство — мощное средство, целями которого являются устранение потерь, уменьшение издержек, сокращение длительностей циклов, повышение качества. Оно превосходно выполняет эту задачу. Объемное планирование продаж и операций — это набор инструментов планирования, помогающих людям сбалансировать будущие спрос и предложение. Оно превосходно выполняет эту задачу.

Бережливое производство сильно исполнительными механизмами, а объемное планирование продаж и операций сильно принятием решений относительно будущего.

Средства календарного планирования в бережливом производстве подробно рассматривают завод и его непосредственных поставщиков. Объемное планирование продаж и операций, включающее прогнозирование продаж и планирование мощностей вместе с его сопутствующим инструментом — главным календарным планированием, может расширить свое видение будущего в обоих направлениях цепи поставок: до клиентов и до поставщиков, а в некоторых случаях и далее них.

Некоторые из «самых бережливых» компаний в мире используют объемное планирование продаж и операций и средства главного календарного планирования (или их разновидности под другими именами) для формирования будущего баланса спроса и поставок. Таким образом, заводы и поставщики добиваются хорошего видения будущего и имеют хорошие шансы эффективно и экономично удовлетворить спрос, планируя материалы и мощности.

Эти компании понимают, что им нужны оба эти инструмента. Вы, вероятно, тоже так решите, поскольку эти два инструмента работают лучше, когда они работают вместе.

Таким образом (в терминах стратегического и финансового планирования, агрегатного прогнозирования продаж, управления спросом и главного календарного планирования), здесь гораздо больше сходства, чем различий. В компаниях, использующих объемное планирование продаж и операций совместно с бережливым производством, этот процесс проходит практически так же, как и в обычной среде, — возможно, лишь с применением усовершенствованного согласно взглядам бережливого производства формата электронных таблиц: там появляются, согласно требованиям бережливого производства, время такта, время операционного такта и длительность инженерного цикла.


1 Чтобы узнать больше об этом отличии, см.: Thomas H. Davenport, Mission Critical — Realizing the Promise of Enterprise Systems (Boston: Harvard Business School Press, 2000) и Thomas F. Wallace и Michael H. Kremzar, ERP: Making It Happen — The Implementer's Guide to Success with Enterprise Resource Planning (New York: John Wiley & Sons, Inc., 2001).