Библиотека маркетолога

Проверка в реальных условиях

Том Питерс Глава из книги «ВАУ!-проекты. Как превратить любую работу в проект, который имеет значение»
Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

Говорите кратко. Опишите свой проект (его преимущества и ВАУ!)… за три минуты

А также на одной карточке размером 13 x 18 сантиметров.

Продажи = краткость. И ясность.

Чемпион проектов — будущему стороннику: «Не могли бы вы уделить мне три (две, одну!) минуты своего времени?» Поверьте мне… в нашем занятом мире это все, на что вы можете рассчитывать.

Значит… сведите все… к восхитительным, клевым, лаконичным тезисам, соответствующим мировым стандартам.

Суть

Это… продажи… тупица! У меня масса проблем (серьезных) с привычным подходом к управлению проектами — например, где в них ВАУ!, и красота, и все остальное? Но, наверное, самая большая трудность — это нежелание людей воспринимать концептуализацию и реализацию проекта такими, какие они на самом деле. А это… настоящая погоня за сделкой!

То есть…

Продажа = привлечение безраздельного внимания будущих сторонников.
Продажа = демонстрация быстрого практического прогресса.
Продажа = Убедительная история.

В фильме «Амистад» Джон Куинси Адамс (которого сыграл Энтони Хопкинс) разговаривает с бывшим рабом, а теперь аболиционистом Теодором Джоадсоном (персонажем Моргана Фримана): «В начале своей карьеры юриста я узнал, что выигрывает тот, у кого самая лучшая история. Так какова ваша история?»

Давайте посмотрим на ваше любимое детище… будущий ВАУ!-проект, которым вы намереваетесь гордиться через пять (десять?) лет, и правильно представим свою историю, «подачу». Значит, прежде всего нужно сократить ее до минимума. А затем еще немного. Помните: сейчас дверь в эту возможность открыта, но она может захлопнуться в любую секунду. Люди заняты собственной жизнью, и если вы не привлечете их внимания… быстро… то все пропало. (По крайней мере на некоторое время.)

На наших семинарах по ВАУ!-проектам основное упражнение — «Оттачивание подачи». Слушатели (потребители) считают его и самым ценным.

Оттачивание подачи. В 7:25 утра вы входите в лифт 60-этажной башни, которую называете своим (профессиональным) домом. Директор — во плоти! — входит за вами. И… двери закрываются. Вы заполучили его — всего без остатка — скажем, на 35 этажей. И вы влюблены… в свой проект! Поэтому… у вас есть, предположим, две (!!) минуты, чтобы «продать» свое детище. Итак…

Какова ваша убедительная история?

РКД: выступление в лифте

  1. Опишите свой проект на одной странице (максимум!).
  2. Сведите эту страницу к пяти «ключевым пунктам», которые поместятся на одной (в прямом смысле) карточке (13 x 18 см).
  3. Подготовьте — и хорошенько отрепетируйте! — двухминутное «выступление в лифте». Отрепетируйте его с приятелем. Испробуйте на таксисте.
  4. Постоянно совершенствуйте «подачу» — карточку, выступление. С графическими дизайнерами. С тренерами по ораторскому искусству. Отнеситесь к этому серьезно.

Время метафор!

«Подача» — и каждый аспект проекта — работает лучше всего, если существует убедительная тема (образ, «крючок»), благодаря чему все становится цельным, резонирующим и лучится жизнью.

Другими словами, провокационная, мощная, неистребимая из памяти метафора = неотъемлемый элемент обсуждения ВАУ!. Подсказка: на нее стоит потратить ваше бесценное время (несколько дней)!

Суть

Сделки — грязное дело. Из-за сделок двери захлопываются прямо у вас перед носом. Так… к чему этот разговор о метафорах (предельной абстракции)? Ответ: убедительная метафора — это история (см. выше), очищенная — усовершенствованная! — до картины (образа) меньше, чем из пяти слов. (Представьте, что это наклейка для бампера вашего ВАУ!-проекта.) Я участвовал в реализации многих важных проектов. И однажды меня осенило (послушайте, а я ведь не рекламист), что краткая… в глубине души найденная метафора (картина) стоит намного дороже тысячи слов.

Как только я это понял, то превратился в одержимого, в фанатика. Теперь я требую (в той ограниченной мере, в какой имею право), чтобы каждая проектная команда, в которой я работаю, уделяла достаточно времени метафоре.

Можно ли считать нас эквивалентом фразы «Просто сделай это»? Или «Мы стараемся больше»? Похожи ли мы… на банду пиратов? Или… на двух влюбленных, стоящих на носу огромного корабля? («Титаник» был настоящим ВАУ!-проектом.) Или… на мятежников? Или… или…?

Возможно, у вас не сложится идеальной картины — это делает (хоть сколько-нибудь регулярно) далеко не каждое рекламное агентство, даже крупное. Но сам по себе поиск правильной картины, образа, метафоры — это важный шаг вперед.

Он наводит фокус. Привносит живость в рутинный способ мышления вашей команды.

Поэтому… доверьтесь мне… и хотя бы попытайтесь.

РКД: сила метафоры

  1. Итак, попытайтесь (самостоятельно для начала) свести свой проект к одной метафоре (картине) — «Соблазнительные счета», «Политика учета больничных листов, — которая гласит: «Нам не безразлично», «Собратья по закупкам»... Что угодно. (Мои примеры не оригинальны. Вы можете придумать намного лучше, правда?) (Подсказка: нам потребовались месяцы, чтобы прийти к знаку ! в качестве символа нашего «антидилбертовского движения».)
  2. Поработайте над своей бдительностью: коллекционируйте метафоры! В течение следующих нескольких недель вырежьте и сложите в папку несколько десятков рекламных объявлений из газет и журналов, которые отличаются восхитительными слоганами или образами. Когда придет время работать над метафорой проекта вместе с вашей командой, воспользуйтесь этими объявлениями (и всем остальным) как отправной точкой. Возможно, имеет смысл привлечь к этой работе копирайтера из местного рекламного агентства — за дополнительную плату. (Конечно, оплата необязательно должна быть астрономически большой — как получают лучшие из лучших. В любом не слишком маленьком городе есть хотя бы несколько крошечных креативных агентств.)
  3. В течение следующих трех дней… донесите свою метафору (картину) — с предельной откровенностью! — до самых разных людей. (Один из показателей силы картины-образа-метафоры: у каждого есть, как я узнал, свое мнение… что означает, что вы установили связь…. И в этом вся суть!)
  4. Проведите «совещание по метафорам» в течение следующих десяти дней — с участием всех ведущих участников проекта. Поработайте — если нужно, то и целый день — над этим образом, слоганом, картиной, метафорой. (И только над ним.)
  5. Не останавливайтесь! Обращайтесь к полученному образукартине-метафоре каждые несколько недель! Не бойтесь подкорректировать и полностью изменить свою метафору. Ваш проект — это ВАУ! в процессе. Последнее, что вам может пригодиться, — метафора, застывшая в камне. Привлекайте больше (и больше!) (и еще больше!) людей к поискам идеальной метафоры. То есть…

Это и есть вы! Это квинтэссенция характера вашего проекта!
Это подача, продажа в самом совершенном проявлении.

Продавать — значит… продавать всем!

Нужно продавать настоящую ценность. Важную. Но, возможно, продажи сами по себе — это не приоритет номер один.

Суть

Продажи — и степень эффективности двухминутного выступления — в первую очередь определяются вашей способностью привлечь первых сторонников. Поэтому подача должна быть нацелена прежде всего на коллег, а не на начальство. Реальность такова, что добраться до председателя правления вы сможете не сразу (если вообще захотите обращаться к нему).

Одна из грубейших ошибок, которую могут совершить энергичные чемпионы проекта, — слишком рано обратиться «наверх». Лучше всего взять горячую идею… посмотреть, сможем ли мы продать ее хотя бы кому-нибудь… проверить… проверить еще раз… оттачивать ее… пока она не станет… «острой», как лезвие бритвы… и безупречной.

Другими словами, нужно создать прочную инфраструктуру и заручиться поддержкой коллег, прежде чем попытаться попасть на прием к важной шишке. Следовательно, основное внимание нужно уделять тем, кто может помочь вам сделать следующий, практический шаг вперед… а не самому главному боссу. Еще один плюс: важные шишки наверху вполне могут услышать отголоски разговоров, идущих снизу… поэтому… когда вы наконец обратитесь к ним со своей (проверенной, отточенной, безупречной) подачей… ваши идеи упадут на подготовленную почву, и к вам прислушаются внимательнее.

(Правило № 1. Дальновидные чемпионы мира проектов держат начальников на расстоянии до поры до времени! Парадоксально, но это особенно справедливо в случае, когда все идет хорошо: мы не хотим, чтобы нас «припахали» к какому-то еще проекту, пока все не будет готово.)

РКД: сначала продавайте коллегам!

  1. Теперь… превратите «выступление в лифте» в «коридорную подачу» для коллег.
  2. Потренируйтесь на ком угодно. На всех.
  3. Запишите выступление на аудио или видео. Просмотрите запись. Что работает? Что нет? Вам удалось продать себя?
  4. Итак… идите продавать!

Жизнь ВАУ!-проекта = продажи. Правильно? Значит… сознательно распустите слухи. Станьте известным и оставайтесь таким

Закажите футболки для членов команды, когда пройдена определенная веха в истории проекта («Всенощная банда»… например). Или значки для предстоящей презентации («ВАУ!-команда»)… или… что угодно.

Суть

Эффективная маркетинговая подача (подача в продажах) основывается на неизбежности, на неотразимости. «Это действительно крутой (ВАУ!) проект!», «Мы здесь занимаемся понастоящему серьезными делами!»…

Кроме того, неизбежность и неотразимость — это итог упорного труда. То есть результат сознательных попыток «подготовить почву», «создать молву» вокруг нашего все более и более клевого проекта.

Существует тысяча разных способов. (Спросите компанию Avon, Tupperware или Amway.) Футболки. (ВАУ!-команда! Крутая команда! Пираты по закупкам!) Кружки. Значки. Кепки. Ручки. Если ничего не происходит… то значки здесь не помогут. Но если сделка действительно «крутая», то показать пыл вашей команды, не говоря уже о том, чтобы поддержать боевой дух, — это бесподобный маркетинговый ход.

РКД: спланированный шик

  1. Сконцентрируйтесь — сознательно — на веселье, неистовстве, энергии, шике, импульсе. Какие конкретно мероприятия (внутри и вне компании), касающиеся маркетинга, продаж, продвижения проекта вы осуществили… за последние 48 часов?
  2. Не забывайте о футболках (значках, кепках и других вещах)! Хотя бы раз в неделю делайте что-нибудь — конкретное — что привлекло бы внимание к проекту, рекламировало и подстегивало бы его… и его самые важные этапы, завоеванных клиентов, нового члена команды.
  3. Заведите традицию каждую пятницу в два часа дня рассылать специальное электронное сообщение («Еженедельное ВАУ!») каждому человеку, имеющему даже отдаленное отношение к вашему проекту.

Работайте с сообществом. Начните расширять свою сеть! Как можно скорее

Говорите о своем проекте везде. (У чемпионов ВАУ!-проектов никогда не бывает слишком маленькой аудитории!) Представьте проект широкой публике. Уступка: учитывайте интересы сообщества. Но: не идите на компромисс со своей мечтой. Нужно знать, когда идти вперед. И когда грациозно отступать. Однако… никогда… ни за что… не прекращайте создавать сообщество!

Суть

Вы заняты. Список ваших дел — в милю длиной. Пять проектов выбились из графика. Один ключевой член команды угрожает в любой момент уволиться. Другими словами, последнее, черт побери, на что у вас найдется время… это обед с парнем, которого рекомендовал вам другой парень… который, может быть, «хорошо разбирается в возможностях данного сайта/теста».

Значит, идите с ним на обед!

Поняли? Никогда — ни за что! — не пренебрегайте созданием сообщества. ВАУ!-проекты держатся на развивающейся сети сторонников. Вы должны — всегда! — быть готовы «поднапрячься» (подлизаться!). Конечно… чтобы выполнить все ваши «основные»/операционные обязанности, нужна энергия целого взвода. Не важно. Постоянно занимайтесь развитием сообщества. Это называется политикой… наведением мостов… заключением союзов… завоеванием друзей… нейтрализацией врагов. Это называется успехом ВАУ!-проекта.

Примечание: в долгосрочной перспективе будущие сторонники ничем не хуже уже имеющихся. Любая аудитория — будь то один слушатель, несколько или много — это непревзойденная возможность привлечь людей на свою сторону. Рассказать свою историю новому человеку. Нет, возможно, этот конкретный контакт не выгорит. Но… друг этого парня может услышать о вашей истории… заинтересоваться… и протянуть руку помощи… или необходимую сумму денег.

РКД: маниакальное создание сообщества!

  1. Составьте список (пусть в этом деле участвуют все члены команды) по меньшей мере из 25 ваших потенциальных сторонников. Активно займитесь этим, поговорите с друзьями и знакомыми — соберите сведения (много сведений) обо всех них. Исследуйте свое сообщество… планомерно! (Посмотрите раздел MacKay 66 в книге Харви Маккея «Как плавать среди акул и не быть съеденным заживо». Эта анкета — бесподобный справочник того, что нужно знать, если вы хотите привлечь кого-то/продать что-то.)
  2. Пригласите на обед — немедленно! — одного из 25 потенциальных сторонников. Звоните им до тех пор, пока хотя бы три человека не согласятся пообедать с вами в течение следующих двух-трех недель!
  3. Спросите своих приятелей, с какими крутыми людьми вам стоит пообщаться относительно вашего проекта. Поинтересуйтесь, могут ли они позвонить — послать электронное письмо — и представить вас. Опишите будущее/возможное сообщество.
  4. Работайте над списком! Ежедневно! Неутомимо!

Последний ничем не хуже первого. Если они вас поддерживают… значит, это ваши друзья

Не важно, когда они заинтересовались, раньше или позже. Сторонник есть сторонник. Точка. Это практичность. Это результат. Это продажа революционного ВАУ!

Встречайте этого припозднившегося Джонни/Джейн с (искренними) распростертыми объятиями. Конечно, первые сторонники занимают в вашем сердце особое место. Но… если какого-то старого сукина сына… не уделявшего вам должного внимания… можно привлечь на свою сторону и тем самым добиться триумфального успеха… значит, хватайте его! (P. S. Это один из секретов Билла Клинтона. Импичмент? Пожалуйста. Но он все еще может добиться очень многого, потому что его наследие не исчезло.)

Суть

Вы с большой нежностью думаете о своих первых сторонниках. И с большим раздражением о тех, кто насмехался и глумился над вами. Отлично. Это нормально.

Но… теперь… о проекте уже пошла молва. И тот, кто прежде отталкивал вас (очевидно, забыв о прошлом), сегодня звонит и говорит: «С удовольствием поговорил бы о проекте. Нельзя ли как-нибудь пообедать с вами?»

Ответ: еще как можно! (Обязательно сходите на эту встречу!)

В команде — значит в команде. Точка! Конечно, больше всего вы будете любить тех, кто с самого начала выступил на вашей стороне. Но по мере того как время (и проект) движется вперед, потребуется более широкое, разнообразное, нормальное сообщество. Точка. Поэтому прощайте (если не можете забыть) и встречайте опоздавшего/бывшего насмешника с искренностью отца, обнимающего блудного сына.

РКД: полюбите припозднившуюся Джейн!

  1. Если реализация проекта длится уже шесть месяцев, а за плечами есть определенные успехи, подставьте вторую щеку и проявите инициативу: позвоните троим-четверым из тех, кто раньше оттолкнул вас. Забудьте прошлое. Простите (скажите им, что «любой человек в здравом уме скептически отнесся бы к этому проекту полгода назад»)… и пригласите их на обед… или на совещание. Подготовьтесь: выработайте конкретное предложение, как эти люди могут помочь/поучаствовать, поначалу в незначительной степени. (Зацепите их… по-настоящему. Такой вот гамбит.)
  2. Пригласите одного или двух скептиков стать членами вашего консультативного совета. Скептик, ставший откровенным советчиком (то есть переродившийся), сигнализирует своим переходом о том, что вы входите в тренд. Кроме того, это характеризует вас как человека с определенным статусом/цельностью/характером, способного получить всестороннюю поддержку.
  3. Повторяйте это упражнение раз в несколько недель. Всегда.

Не забывайте о практике!

Например, о проверке в реальных условиях. Вам нужны клиентыпартнеры… как полигон для тестирования первых прототипов. И еще раз!

Вы ищете не лучших клиентов, а тех, кто любит вас… кто испытывает безграничный восторг от проекта. Более того, как ни парадоксально это звучит, в идеале первые клиенты не должны относиться к числу важных… и (возможно) пусть они живут далеко от вас. (Аксиома: новое/необычное всегда лучше тестировать в глуши!)

Суть

Успешные продажи = отличные «демонстрации».
Отличные «демонстрации» = тестирование, проведенное с реальными клиентами в реальных условиях.

Продажи превыше всего. Поэтому вам нужен «послужной список». Как можно скорее. Поэтому вам нужны настоящие тесты. Поэтому вам нужны реальные/чудаковато-крутые клиенты… как можно скорее… которые протестируют (и засвидетельствуют это) ваши прототипы. А затем… очень скоро… вам понадобится еще несколько реальных и не таких уж чудаковатых клиентов, которые протестируют (и засвидетельствуют это) ваши не такие уж черновые прототипы.

Основная мысль: продажи — например, привлечение все большего числа сторонников — зависят от результатов все более и более реальных тестов/испытаний основных характеристик вашего ВАУ!-проекта.

(Версия для высшей лиги: для компании Microsoft операционную систему Windows 95 тестировали 300 тысяч реальных пользователей… по некоторым оценкам, они бесплатно поделились с гигантом программного обеспечения ценными советами, сэкономившими компании миллиард долларов.)

РКД: сначала реальные клиенты!

  1. С самого первого дня — в крайнем случае со второго — просматривайте свою записную книжку в поисках тех нескольких человек, которые станут вашими потенциальными первыми пользователями. Проведите небольшой — но ВАУ! — брифинг и организуйте с ними встречу. Постарайтесь убедить одного (или двух) протестировать первый прототип. Возможно, вы настолько заинтересуете их, что они даже выделят своего сотрудника для работы вместе с вами в течение нескольких дней/недель!
  2. Сделайте это упражнение более систематичным: путешествуя, отыщите еще нескольких потенциальных пользователей… а затем еще нескольких… Быстро сформируйте группу первых пользователей. Идея: не стоит тянуть с созданием ассоциации пользователей до тех пор, пока проект не разовьется в полную силу! Привлекайте группу первых пользователей к развитию проекта, к поиску новых сторонников и к созданию молвы.

Реприза: продавайте!

Незыблемый закон: Эффективные мечтатели/чемпионы ВАУ!-проектов — настоящие продавцы. Точка.

Это завершение второй части книги… и я хочу еще раз вернуться к первому тезису… ОЧЕНЬ ВАЖНОМУ… поэтому… Будьте внимательны!

Мой первый упрек тем, кто занимается управлением проектами (хорошо, второй, после отсутствия ВАУ!) (ладно, ограничимся вторым, не будем говорить об этапе создания): они не желают признавать, что управление проектами и продажи это одно и то же.

Продажи — не грязное слово. Оно подразумевает получение поддержки… и сторонников… во все возрастающем количестве. До бесконечности.

Значит, вы не занимаетесь продажами. Чушь. Мы все занимаемся продажами… если — если! — нам не безразлична судьба проекта. (Например, дома культуры для городской общины.) (Например, изменение дизайна бланка… да, в изменении дизайна бланка есть своя страсть. Помните: это первый шаг на пути к тому, чтобы изменить «то, как мы обычно ведем дела».) Если вы любите свой проект… а вы должны его любить, если у вас есть хоть крупица надежды добиться ВАУ!… то важность продаж должна быть для вас очевидной/несомненной. То, что я пытаюсь сейчас «продать» вам, — это «менталитет продаж».

Победители — победители в ВАУ!-проектах — даже против своей воли становятся фанатами продаж. А значит, они не могут устоять перед соблазном хотя бы вскользь упомянуть о своем любимом проекте. Более того — даже против своей воли — они не отворачиваются стыдливо от слова «продажи».

Продавайте!

Выполняйте!

Выполнеение подразумевает наличие детального плана. Правильно? Правильно! Четкого разделения обязанностей? И снова правильно! Но... опять же... Это вовсе не самое главное!

Все (условия, ресурсы, люди) со временем меняется. Особенно в наше (такое сумасшедшее, абсурдное, прикольное, изменчивое) время.

Следовательно, выполнение означает… что нужно оставаться гибким… и при необходимости вносить изменения в план. Оно означает, что нужно овладеть искусством быстрого создания прототипов. Эффективные исполнители (менеджеры проекта) движутся вперед посредством тестов, тестов, тестов, корректировки, тестов, тестов, тестов, корректировки… до бесконечности… до отвращения… пока не получат более-менее приемлемый результат… на сегодня.

Они избегают — смеясь! — неудачной рекомендации школ бизнеса о том, что необходимо неукоснительно следовать плану-плану-плану-плану до посинения. (И тогда потребуется еще один небольшой план.)

Следовательно, продажа (тема предыдущего раздела) и выполнение должны учитываться с самого первого дня работы над ВАУ!-проектом. Они символически связаны между собой: выполнение зависит от результатов продажи/создания прототипа/реакции влиятельного клиента. А все более уверенная подача в продажах становится ответом на изменения, которые происходят, когда прототипы создаются с высокой скоростью. Первоочередная цель выполнения — еще больше продаж. Привлечение еще большего числа энергичных сторонников по мере продвижения вперед.

Но это еще не все…

Дробление! Дробление! Дробление!

Мы должны разбить его — наш проект, уже запущенный, — на мини-проекты, которые можно выполнить за один день или за несколько часов.

Хорошая новость: это можно сделать, если подойти к этой задаче с умом! Готовность действовать сейчас поможет в работе как над однодневным, так и над пятилетним проектом.

Суть

«Дробите». Мой друг и коллега Боб Уотерман (соавтор книги «В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки») первым высказал эту мысль. И попал точно в яблочко.

Дробление. Дробить. Мания дробления. Разделить все. Найти один… маленький… очень маленький… крошечный пазл, с которым можно поиграть, протестировать и узнать что-то новое… сейчас же… немедленно… сию же секунду. Невероятная дополнительная ценность дробления — это ощущение движения и достижения, которое появляется благодаря данному элементу. Каждый день что-то… конкретное… проверяется (а не просто обсуждается или планируется), а энергия и драйв проекта значительно возрастают. И если проверка докажет несостоятельность того или иного пазла, то это случится быстро — а значит, можно двигаться дальше! (Есть ли что-то более губительное для ВАУ!, чем хождение вокруг да около, когда вспоминается научная теория… а после того как обсуждение закончено, вы ни на сантиметр не приблизились к результату?)

Это так — черт побери! — очевидно! Но если все настолько очевидно… то почему так мало людей/компаний понимают это? Почему подавляющее большинство тратит месяцы на детальную разработку плана, прежде чем начнет испытывать что-либо — какую-то крошечную деталь — в реальных условиях? Успешная работа над ВАУ! (как в создании ВАУ!-проектов) зависит от проекта целиком. Успешное выполнение зависит от дробления.

Отколите от проекта крошечный кусочек. Любой. Мельчайший. Сейчас же. Протестируйте его. Где-нибудь. Как-нибудь. Сейчас же. Узнайте что-то. Внесите изменения в проект. Сейчас же. А затем… отломите еще один… маленький… кусочек. Протестируйте его. И…

Продвижение с помощью дробления — это, коротко говоря, суть эффективной реализации проекта.

РКД: мания дробления!

  1. Сейчас же. Прямо сейчас. Возьмите небольшой — крошечный! — элемент своего проекта. Обратитесь к соответствующему клиенту. Поговорите с ним об этом. То есть…. протестируйте этот кусочек. Сейчас же. (Добро пожаловать… на канал дробления.)
  2. Ваша первоочередная цель на данном этапе: дробить в течение трех недель. Определить ряд конкретных микрокусочков… которые можно протестировать в реальных условиях. Как можно скорее, если не раньше.

Живите… ешьте… спите… дышите… думая о прототипе! Станьте фанатом прототипов!

Наблюдение:

Не бывает таких ситуаций — даже в компании Boeing — что нельзя протестировать в реальных условиях небольшой элемент проекта… за период от нескольких часов до двух-трех дней. Превосходство в быстром создании прототипов = превосходство в выполнении проекта. (Вполне серьезно… все так просто!)

Суть

Врожденный инстинкт дробить выполнение проекта на очень маленькие части. Частички. А совет №33 — это инструмент для тестирования этих фрагментов, то есть быстрое создание прототипов.

Самое главное

Скажите: «проект/управление проектами»… и что первым приходит на ум? Ну… вот пять первых вопросов из Анкеты для определения мастерства в проектном управлении (позаимствованной из книги Гарольда Керцнера In Search of Excellence in Project Management).

  1. Моя компания активно практикует…
    • Только всеобщее управление качеством (ТQМ).
    • Только параллельное конструирование (сокращение желаемых сроков разработки).
    • Только TQM и параллельное конструирование.
    • Только управление рисками.
    • Только управление рисками и параллельное конструирование.
    • Управление рисками, параллельное конструирование и TQM.
  2. Насколько активно вы пользуетесь принципами всеобщего управления качеством в своих проектах?
    • 0%
    • 5–10%
    • 11–25%
    • 26–50%
    • 51–75%
    • 76–100%
  3. В скольких проектах вы используете принципы управления рисками?
    • 0% …
    • 76–100%
  4. При реализации скольких проектов вы пытаетесь сэкономить время, выполняя задания не последовательно, а параллельно?
    • 0%...
    • 100%
  5. В нашей компании мы:
    • Не управляем рисками.
    • Управляем только финансовыми рисками.
    • Управляем только техническими рисками.
    • Управляем только рисками, связанными со сроками.
    • Управляем финансовыми и техническими рисками, а также рисками, связанными со сроками — в зависимости от проекта…

Не думайте, что это всего лишь глупые вопросы. (Это не так.) Просто они упускают главное. Самое главное. Сюрприз (то есть никаких сюрпризов): не хватает ВАУ!, красоты, модификации, продажи и слухов. А значит… конечно же, и быстрого создания прототипов.

Управление проектами… страшно? Именно так говорят «книги». А я? Я думаю, что управление проектами такое… волнующее… сложное… вдохновляющее… будоражащее… горячащее кровь… «крутое». А «крутизна» — при выполнении проекта — это в основном создание быстрых прототипов.

Серьезная игра

Совершенная противоположность книге In Search of Excellence in Project Management — превосходная, новая, оригинальная, нестрашная работа эксперта по инновациям — моего наставника по инновациям! — Майкла Скрейджа Serious Play. Тема: создание прототипов! Идея: культура быстрого создания прототипов — обязательное условие для любой инновационной организации. (Как я уже говорил в предисловии к этой книге… я убежден, что это лучшая книга по инновациям, которую мне доводилось читать.)

***

Образ: рисование пальцами в детском саду. Образ: тренировка футбольной команды — участницы высшей лиги. Образ: команда по приобретениям в инвестиционном банке, создающая сотни таблиц с десятками самых разнообразных вариантов сделки. Образ: театральная труппа на первом пробном прогоне новой пьесы. Образ: квартет из местной парикмахерской в ресторане Вермонта, исполняющий песню, которую они хотят внести в свой репертуар.

Все это одно и то же — испытание… быстрая прикидка… черновое рассмотрение. Оно происходит методом проб и ошибок, а затем изменений и новых проб. Всегда — действие. Практика — суть искусства (в спорте, в театре, да в чем угодно), но… что странно… она почти не встречается в бизнесе. (И конечно же, отсутствует в литературе по бизнесу.) В искусстве мы представляем себе что-то… затем пробуем это… потом вносим исправления… и пробуем снова… как можно скорее. В бизнесе — и этим мы в значительной степени «обязаны» школам бизнеса — мы говорим… говорим… и опять говорим… планируем и планируем… и снова планируем… прежде чем переходить к практическим испытаниям. На этом этапе, скорее всего, ВАУ! уже покинуло нас… и мы остались всего лишь с «безопасным» (то есть тем, который ни при каких обстоятельствах не обидит босса или кого-то другого) выбором.

Но умные люди — например, Дэвид Келли из компании IDEO Design & Product Development или (часто злые) сотрудники инвестиционных банков — живут и дышат другими понятиями… прототип… проба… изменение… сейчас же.

Жизнь в цвете = жизнь проб и ошибок = быстрое создание прототипов

РКД: мания быстрых прототипов!

  1. Создайте прототип… какого-либо (небольшого) элемента своего проекта… в течение следующих трех часов. (Вполне серьезно! Мы делаем это на наших семинарах по ВАУ!-проектам.) Протестируйте его. Сегодня.
  2. Завтра. См. пункт первый. То есть… Повторите! Прототип! Тест!
  3. Прочтите нашу книгу The Quick Prototype 50. Пожалуйста.

Законы быстрого создания прототипов

  1. Продумайте, как провести практическое тестирование отдельного элемента проекта… изложите свои мысли на одной странице или еще более кратко. Сейчас же.
  2. Соберите материалы, имеющиеся под рукой, для проведения тестирования… самым дешевым способом. Сейчас же.
  3. Найдите (странноватого?) партнера-клиента, который предоставит место для проведения тестирования и послужит вам камертоном. Сейчас же.
  4. Установите сжатые сроки — пять рабочих дней плюс-минус один день — для проведения тестирования.
  5. Проведите тестирование. Как можно скорее.
  6. Тщательно запишите результаты тестирования в журнал проекта.
  7. Установите дату следующего тестирования. Как можно скорее. (В течение пяти дней.)
  8. Повторяйте… до бесконечности.

***

Важная мысль: задайте ритм быстрого создания прототипов.

Быстрые прототипы: «Вот как мы здесь работаем. Вот что мы делаем».