Библиотека маркетолога

Эффективные техники для генерации идей

Марк Леви Глава из книги «Гениальность на заказ»
Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

Если вы пытаетесь решить проблему, а логика подводит вас, нужно попытаться найти обходной путь к ее решению. В этом деле без фрирайтинга не обойтись. Используйте лист бумаги для рассмотрения неординарных точек зрения и сведения вместе идей, которые, казалось бы, не сочетаются друг с другом. Посвятите этому достаточно времени, и вы, возможно, обнаружите, что у вас родилась идея, существенно превосходящая все то, что было у вас ранее. В этой части вы ознакомитесь более чем с дюжиной раскрепощающих, импровизаторских и изменяющих взгляды приемов, которые используются при фрирайтинге.

Идея как продукт

Преподаватели писательского мастерства часто повторяют своим слушателям, что «писательство — это мышление». Они говорят так, чтобы снять ореол таинственности с этой работы и «предстартовую» напряженность у людей, приступающих к писательству. Наставники убеждены: если вы научитесь ясно мыслить и использовать язык повседневного общения, то сможете компетентно высказываться на бумаге.

Это ценный совет. Чем больше мы воспринимаем писательство как совершенно тривиальную деятельность, чем больше воспринимаем его как еще один способ выражения своих мыслей (подобно разговору с другом по телефону), тем увереннее себя чувствуем.

Но у тех из нас, кто пытается использовать фрирайтинг для разрешения проблем, возникает логичный вопрос: а зачем вообще писать? Если «писательство — это мышление», почему бы не отказаться от бумагомарательства и не заняться мышлением в чистом виде? На мой взгляд, важность перенесения идей на бумагу, превращения их в материальный продукт подчеркивают два довода. Во-первых, такое физическое действие, как вождение ручкой по бумаге или нажатие клавиш клавиатуры, является действенной сосредотачивающей силой.

Наше мышление по своей природе склонно перескакивать с одного на другое; вот почему большинство продолжительных сеансов серьезных раздумий превращаются в сеансы фантазирования.

Предположим, я руковожу несколькими продавцамиконсультантами, у которых есть проблема с общением друг с другом в присутствии посетителей. Между этими продавцами часто завязывается дискуссия по поводу процедуры, они запутывают друг друга, и в итоге дискуссия перерастает в спор. Если я попробую поразмыслить над ситуацией, у меня может возникнуть несколько хороших идей. Но также вполне вероятно, что мое мышление отклонится в сторону второстепенных вопросов — и в конце концов я забуду, зачем запустил этот умственный процесс.

Я мысленно представлю себе продавцов-консультантов, дискутирующих друг с другом, особенно Майка, главного возмутителя спокойствия. Потом я вспомню, что у Майка такой же джип, как и у меня. Это напомнит мне о том, что после работы нужно заехать в Jiff y Express, чтобы поменять масло. Я мысленно переношусь туда: меняя масло, работники комментируют свои действия («Меняем фильтр!»), и эти выкрики оказывают впечатляющее, дисциплинирующее воздействие на сотрудников. Мне также нравится то, что их начальник Расс знает меня и предоставляет мне скидку, и... Мои хорошие идеи о разрешении проблемы рассеиваются, испаряясь между самой проблемой и поездкой в Jiff y Express. Примерно так работает человеческий разум. В этом мысленном отклонении и широкой ассоциативности нет ничего плохого или необычного. Однако в данной ситуации при помощи естественной работы мысли я не пришел к продуктивному ее завершению. Это один из «подводных камней» мышления при отсутствии физического предмета, на котором можно было бы сосредоточиться.

Когда вы пишете, создавая продукт, снова вернуть свое внимание к исходной теме несложно. Для этого не нужен жесткий контроль или пуританская дисциплина. Даже если вы отклоняетесь от темы, тот факт, что вы сидите и пишете, заставляет вспомнить, что вы приступили к этому занятию с конкретной целью.

На этот счет есть байка о Томасе Эдисоне. Говорят, перед тем как присесть отдохнуть в свое кресло, Эдисон обычно набирал целую пригоршню монет, чтобы, когда он заснет, монеты выпали из расслабленной руки на пол и разбудили его — звуковое напоминание о том, что пора снова приступать к работе. Письменное изложение своих мыслей выполнит ту же функцию, что и пригоршня монет. Пусть у вас возникают отклонения в мышлении, пишите о них, если хотите, но, когда отклонение сводит на нет первоначальные идеи, пробудитесь и вспомните, что у вас была отправная точка, попрежнему требующая внимания.

Второй довод в пользу создания «стенограммы» мышления заключается в том, что она дает вам своего рода дорожку из хлебных крошек, при помощи которой вы потом сможете восстановить в памяти свои шаги. Этот довод подобен первому, но есть несколько важных отличий. Отклонения, инициируемые вашим разумом в ходе отдельно взятого сеанса фрирайтинга, могут содержать самые богатые мысли. Обидно, если потенциально плодородные второстепенные пути будут безвозвратно утеряны для вас из-за того, что вы не можете воспроизвести их в памяти.

Многие люди утрачивают силу этих возможностей именно потому, что доверяют памяти.

Например, на одном из семинаров я попросил каждого слушателя в течение двадцати минут рассказывать о своей работе. Когда они рассказывали, я записывал основные идентифицирующие слова (при этом слушатели не видели, что именно я записываю), чтобы потом точно воспроизвести все сказанное ими — как основную тему, так и второстепенные.

Затем я попросил слушателей мысленно вернуться к своему рассказу и повторить основные моменты, которые они запомнили. Оказалось, в среднем по памяти они воспроизвели лишь половину того, что рассказали всего несколькими минутами ранее. Поэтому я прошу записывать ваши мимолетные мысли, как будто они бесценны, поскольку некоторые из них в определенный момент времени станут для вас весьма ценными.

Если вы занимаетесь темой, к которой питаете живой интерес, и пишете по ней в вольном стиле, вы никогда не знаете, какие ответы и творческие возможности может содержать следующее предложение. Иными словами, если вы работаете с надеждой на то, что писательство в итоге приведет вас к сфере, заслуживающей тщательного исследования, то рано или поздно отыщете эту сферу.

Вернемся к нашему сценарию «Продавцы-консультанты Jiff y Express». Я ввел его как пример непродуктивного фантазирования. Моя цель в рамках этого сценария заключалась в том, чтобы придумать, не перенося на бумагу, несколько идей для разрешения важной, регулярно проявляющейся проблемы. Но мои благие намерения отклонились в сторону замены масла в моем джипе. А вот если бы эта возможность перешла на бумагу, что дало бы мне повод переориентировать угол зрения и рассмотреть несколько второстепенных идей, я, возможно, заполучил бы приемлемое решение для этой ситуации.

При фиксации на бумаге мыслей о Jiff y Express я, вероятно, уделил бы больше внимания армейским выкрикам работни ков в процессе обслуживания автомобиля. А если такой устный контрольный перечень использовать применительно к проблеме с моими продавцами-консультантами? Это имеет место? Может, да, а может, и нет. Здесь важно отметить то, как фрирайтинг позволяет мне держать отклонения под контролем, чтобы можно было изучать их ассоциативную силу.

Читателю на заметку

Преобразование мыслей в бумажный продукт имеет важное значение по следующим причинам:

  • так как это сводит непродуктивное фантазирование к минимуму;
  • дает возможность удерживать в памяти основную идею;
  • способствует прослеживанию ассоциативной линии мышления до ее истока;
  • дает вам твердую основу для того, чтобы критиковать и творить;
  • позволяет вам изучать свое мышление.

Сейчас вы, наверное, думаете: «Погоди, это ведь не резюме. Марк не рассматривал явным образом все эти моменты в этой главе». Да, это так. Я просто перечитал записи — то, что смотрело на меня в черно-белом виде со страниц, и позволил написанному предложить еще один момент, который я развил: ваш письменный продукт показывает вам не только то, где вы были, но и то, где вы не были.

Практикум. Напишите о сложной ситуации за пять минут и отложите написанное в сторону. Затем во время второго пятиминутного сеанса попытайтесь вспомнить все детали и отклонения, имевшие место в течение первых пяти минут. Что вы упустили во второй раз? Что непреднамеренно добавили?

Давайте наводки мышлению

Если вы занимались фрирайтингом раньше, то, наверное, слышали о термине «наводка». Наводка — одно из фрирайтинговых упражнений. Вы начинаете сеанс не с того, что придет в голову, а с конкретной фразы (ее и называют наводкой), определяющей направление для письма. Что дает использование наводки? Если бы вы сейчас приступали к разминке в виде десятиминутного сеанса фрирайтинга и хотели бы получить наводку, я мог бы попросить вас завершить следующее предложение: «Лучшая часть моего рабочего дня — это...» Отсюда вы бы начали. Вы бы дали ответ на этот вопрос (по крайней мере, в начале). Вы могли бы писать на эту тему в течение всех десяти минут или перешли бы к другой теме спустя несколько минут или даже секунд. Решать вам.

Можно использовать неограниченное количество наводок с любой логически незавершенной фразы. Придумывайте их сами или возьмите одну из следующих:

«Вчера я видел одну любопытную вещь...»
«На меня бы произвело впечатление, если бы, начиная с сегодняшнего дня…»
«Если бы мне не нужно было работать, я бы...»
«Мое представление о скучном времяпрепровождении...»
«Если бы я, проснувшись, обнаружил, что мой рост три метра, то первое, что бы я сделал...»
«Хотел бы поведать вам одну историю...»
«Я бросил камень, и он упал...»
«Помню, как...»

Я пользовался наводками много раз, но никогда не считал их частью своего регулярного арсенала. Почему? Наверное, из-за высокомерия. Вероятно, я думал: если человек занимается фрирайтингом уже столько времени, сколько я, ему не нужны подсказки. Возможно, в юности я насмотрелся фильмов об убежденных индивидуалистах, а потому старался быть самостоятельным во всем и не хотел, чтобы кто-то подсказывал мне, что делать. Заметьте, все это лишь догадки. Я точно не могу сказать, почему я нечасто пользовался наводками. Но после разговора с Робин Стили я изменил свою точку зрения об этом приеме.

Стили — директор-распорядитель некоммерческой организации Write about Portland, сотрудничающей с агентствами социального обслуживания населения. Эта компания занимается организацией семинаров по писательскому мастерству для людей, которые не могут посещать мероприятия такого рода из-за проблем со здоровьем, материальных сложностей и прочих барьеров. Она проводит семинары для пожилых граждан, требующих постоянного ухода; для людей с нарушениями умственного или физического развития; для тех, кто проходит курс лечения от пагубной зависимости; для жертв бытового насилия и бездомных. В основе семинаров Write about Portland лежит фрирайтинг.

Участники усаживаются кругом, вооружившись ручками и блокнотами, и ведущий предлагает две наводки, например: «У нас с тобой...» и «Ночь пахла...» Каждый из участников выбирает какую-то одну и приступает к писательству.

Затем они читают вслух написанное и предоставляют обратную связь другим участникам, при этом сосредотачиваясь на тех частях написанного, которые их впечатлили. По словам Стили, наводки не сдерживают мышление, а, напротив, освобождают его. По одной и той же наводке один участник может написать о том, что он ест на завтрак, а второй — о сражении, в котором ему когда-то довелось участвовать.

Какой бы обширной или узкой ни была тема, наиболее впечатляющие произведения — искренние. Стоит заметить, что ведущие советуют участникам не слишком «шлифовать» работы и не заменять правдивые факты теми, что представляются более уместными, ведь слушателям не составит труда отличить реальный факт от вымышленного. Наводка может подвести человека к материалу, писать о котором он, возможно, и не думал. Или даст небольшой толчок в неожиданном направлении.

Когда я поинтересовался у Стили, что характерно для отличной наводки, она ответила так: «Эти фразы должны быть короткими и логически открытыми. Например, "После бури..." — хорошая наводка. Она состоит всего из двух слов, и здесь можно написать о ливне, под который вы попали в детстве, о грозе, о сражении или о чем-то совершенно не связанном с бурей».

Вот еще несколько примеров наводок (можете их использовать):

«Две вещи, которые я мог бы сделать сегодня, чтобы моя жизнь стала более интересной...»
«Я бы очень хотел узнать о...»
«Самое простое, что я мог бы предпринять, чтобы изменить мир к лучшему, — это...»
«Если бы я делал противоположное всему тому, что делаю обычно, мой день был бы таким...»
«Я обожаю...»
«Я ненавижу...»
«Я боюсь...»
«Я не могу пояснить, почему я еще не сделал это, но я должен...»
«Это может показаться безумием, но продуктивность моей организации выросла бы на 500%, если бы...»
«Это представляется нес ущественным, но...»
«Если бы я был полностью уверен в успехе, то взялся бы за...»
«У меня хорошо получается... но я предпочитаю не заниматься этим, потому что...»
«У меня плохо получается, но я хотел бы заняться этим, потому что...»
«Три вещи, которые может сделать мой начальник, чтобы помочь мне…»
«Три вещи, которые я могу сделать, чтобы помочь своему начальнику…»
«Мне нужно освежить в памяти…»
«Мне следует больше заниматься…»
«Если бы я сейчас снова пошел в школу, то…»
«Если бы мне не нужно было работать, я бы…»
«Я начинаю беспокоиться, когда…»
«Если бы сейчас был 2016 год и вся моя жизнь была бы иной, я бы…»
«Я очень хотел бы сделать в своей профессиональной деятельности…. но еще не сделал».
«Знаете, чем бы я хотел заняться снова?»
«Проект, которым я горжусь больше всего…»
«Мне бы действительно понравилось, если бы, начиная с сегодняшнего дня, я...»
«Мне следует немедленно позвонить… потому что...»
«Я знаю три способа изменить мир к лучшему...»
«Если бы я выступал с речью на церемонии вручения дипломов, то сказал бы выпускникам…»
«Когда я сел в машину…»
«Вот что я случайно услышал…»
«Когда я забыл свой бумажник…»
«Смеркалось...»
«Пели птицы...»
«Я открыл дверь...»
«Через два дня...»

Читателю на заметку

Наводки могут «размять» ваш разум и сориентировать его двигаться в неожиданном направлении. Лучшие наводки — короткие и логически открытые.

Практикум. Выберите одну из этих двух наводок: «Я хотел бы поведать вам одну историю...» и «Это представляется несущественным, однако...» и, начиная с нее, выполните десятиминутный сеанс фрирайтинга.

Переосмысливайте значение знакомых слов

Вот фрагмент моего фрирайтингового файла:

Мне скучно читать текст, автор которого использует слово «уполномочие».

Конечно, я понимаю, что это слово используется в значениях «делегирование» и «предоставление кому-либо полномочий на принятие решений, которые облегчают жизнь клиенту». Но если только автор написанного не человек, которому я доверяю, который, я уверен, обдумал это слово 124 раза и сам применял его на практике, большинство писателей, думаю, используют это слово только потому, что оно звучит пафосно.

Большая часть делового мира не использует уполномочие, по крайней мере, не использует эффективно. Большинству деловых людей уполномочие, или делегирование полномочий, дается с трудом или служит улучшенной версией невмешательского стиля управления. Много проблем сопряжено с традиционным представлением об уполномочии. Если сотрудники действительно уполномочены, они будут делать ошибки, вероятно, непосредственно при работе с клиентом. Возможно, это звучит хорошо в теории, но не очень удобно на практике, когда раздраженные клиенты во все увеличивающейся очереди разъяренно вращают перед вами глазищами... Если сотрудники действительно уполномочены, они могут самостоятельностью оправдывать свое безделье, поясняя неэффективность собственной работы тем, что они делали то, что, по их мнению, было необходимо в сложившейся ситуации.

Если сотрудники действительно уполномочены, контролировать их все же необходимо, потому что они выполняют действия, исходя из нормы приемлемости, действия, которые могут иметь весьма серьезные последствия для всей компании.

Знаю, что я здесь предстаю в роли вредины. Тот, кто увидит только что написанное мною, подумает, что я жесткий человек, поборник устоявшихся правил и приверженец строгой иерархии. Но я не таков.

Временами я неистово верю в уполномочие. Однако не доверяю людям настолько, чтобы вручить им ключи от организационного королевства только потому, что это представляется веянием времени...

Прочитав эту выдержку, вы, наверное, откинулись в своем кресле и подумали: «Хорошо, глава о недостатках уполномочия. Как же, интересно, автор собирается донести до читателя свое послание?» Но нет, я уже сказал практически все, что хотел сказать об этом, по крайней мере в этой книге. Тема моего фрагмента здесь выступает в качестве фона для демонстрации приема, который я держал в уме, когда писал все это. Этот прием я называю «Раскрывайте слова».

Раскрытое слово (или фраза, которая содержит его) переопределяется так, что приобретает личный оттенок. В каком-то смысле вы становитесь исследователем этого слова, отвергая тусклое значение, каким его наделили другие, и выясняя для себя, по-прежнему ли состоятельны концепты, заложенные в него. Подобно студенту-медику, который учится исцелять людей, выполняя вскрытие, вы вскрываете слово и исследуете его глубинный смысл, чтобы выделить основные значения. Вот как я это делаю.

1. Выберите слово для исследования

Во время чтения текста об управлении, журнальной статьи, своего фрирайтинга или в процессе обычных действий в рабочее время вам будут встречаться слова, определения которых представляются чем-то само собой разумеющимся, слова, используемые как средство стопорения мышления, а не его запуска. Именно на такие слова следует обращать внимание. Возможно, вам встретится такой термин, как «уполномочие». Это слово многие слепо воспринимают как воплощение добродетели, но его определенно стоит исследовать.

Возможно, вы обнаружите термин «урезание бюджета», который моментально вызывает несварение желудка. Слова такого рода тоже заслуживают более пристального внимания.

Возможно, вам попадется термин вроде «индустрия» с нейтральным значением. Такие слова часто преподносят большие сюрпризы, когда вы разбираете их во время фрирайтинга.

2. Сформулируйте для себя общепринятое определение слова

Еще раз перечитав фрагмент об уполномочии, вы увидите, что начинаю я с раскрытия основного значения этого слова, в том числе его наиболее используемых, «неживых» оттенков. Я говорю себе, что «видят» другие люди, обнаруживая данное слово в тексте или сталкиваясь с ним в реальной жизни.

3. Спросите себя, согласны вы с общепринятым определением или нет, и поясните свою точку зрения

Поскольку вы уже написали базовое определение на бумаге, у вас есть записанные мысли, от которых можно отталкиваться.

4. Спросите себя, какие мысли и образы у вас могут возникнуть в следующий раз, когда вам встретится это слово

После тяжелой работы с «неживым» языком людей, рассмотрения своих собственных представлений и ожесточенных споров вы можете потерять душевное равновесие, если не резюмируете все то, где вы побывали и что узнали. Скажите себе (в одном или двух абзацах), как вы упрочили свое «знание» при помощи раскрытия слова.

Давайте сведем вместе все, о чем я рассказал, и посмотрим, как прием «раскрывайте слова» работает на прак тике. Из книжного шкафа я извлек книгу Expanding Our Now («Расширение нашего сейчас») Харрисона Оуэна, где ранее я выделил вот этот абзац:

Руководство, возможно, сформировало у вас убеждение, что для каждого вида деятельности предусмотрена определенная процедура, и разумеется, работу следует выполнять в соответствии с процедурой. Но в действительности это не совсем так. Часто нужно отклоняться от процедуры, чтобы получить результат. Отклонения считаются исключениями, но у меня есть стойкое подозрение, что отклонение — это обязательный элемент.

Несомненно, в этих предложениях нет ни никакой неопре деленности. Но без раскрытия слова «отклонение» мы можем забыть о его значении, как только перейдем к следующему абзацу. Вот как этому выражению можно дать более глубокое толкование при помощи фрирайтинга:

«Отклонение» в трактовке Оуэна, означающее «выполнять работу не по учебнику, чтобы получать результаты». Оно представляется мне уместным. Но почему?

В целом я считаю, что мы выполняем определенные задачи сегодня потому, что так делали многие другие до нас. Если бы до нас были другие люди, сегодня мы выполняли бы иные задачи.

Что толку рассуждать о том, «что произошло бы, если бы...», где за основу принято допущение, что во Второй мировой войне победили фашисты. Если бы победили они, я, наверное, не сидел бы сейчас за ноутбуком, печатая текст на эту тему. Возможно, я вообще не появился бы на свет. Или родился бы и уже умер к этому времени. Или занимался бы сейчас чем-то очень далеким от своего сегодняшнего занятия. То же самое можно сказать о целях, которые мы ставим, и о способе их достижения.

Я ценю литературу, но ценю ее, потому что, когда я появился на свет, уже существовала определенная литературная система. Если бы люди, которые жили до меня, не ценили литературу столь высоко, а находили самовыражение, скажем, в коллекционировании листьев, то, возможно, моей целью сегодня было бы коллекционирование листьев. Не думаю, что я настолько творческая личность, что стал бы первопроходцем в сфере литературы. Наверное, я вообще не задумывался бы о печатном слове, а если бы и задумывался, то, скорее всего, считал бы его чем-то тривиальным.

Положение о том, что «те, кто были до нас, заложили основу для нашего сегодняшнего подхода к работе», распространяется и на другие, менее значимые виды деятельности. Когда я вижу, что трава на моем газоне слишком разрослась, я или включаю газонокосилку, или звоню в соответствующую службу. Но делаю это потому, что научен этому, научен явным образом другими или благодаря самостоятельному постижению премудростей ухода за газоном. Если бы люди, которые жили до меня, не считали, что ухаживать за газонами необходимо, уверен: я не занимался бы этим сегодня. Если бы у моих предшественников не было газонов, уверен: у меня бы его тоже не было. Хорошо, Марк, спустись на землю. Как все эти разговоры о фашистах и об уходе за газонами связаны со словом «отклонение»?

А вот как. Слово «отклонение» подразумевает: выполняя какую-либо работу, вы делаете что-то не так. Оно словно говорит: «Конечно, вы выполняете свою работу, но при этом беспричинно похваляетесь и задаетесь — короче говоря, жульничаете». Но на самом деле когда вы «отклоняетесь» (надлежащим образом), вы тем самым демонстрируете, свое понимание того, что большинство процессов плохо продуманы — и в них нет ничего священного, так как они всего лишь средство достижения цели. Если другие, неиспользуемые или забытые процессы помогают вам выполнить свою работу, используйте их.

Как я «отклонялся»? Помню один случай, когда я помог своему клиенту, книжному магазину, заполучить книги для их подписания автором. В тот вечер у них должна была состояться автограф-сессия одного известного автора, о чем было объявлено заблаговременно, но в магазине обнаружили, что у них недостаточное количество экземпляров книги этого автора.

Я сказал сотруднику магазина, ответственному за приобретение книг, что не смогу доставить ему нужное количество экземпляров до начала мероприятия, и на этом мое участие должно было завершиться. Но я обошел этот стандартный ответ с помощью отклоняющегося мышления, переступив то, что при обычных обстоятельствах меня остановило.

Я предложил сотруднику ряд способов решения проблемы, о которых он никогда не задумывался; мне же они представлялись вполне приемлемыми. Свяжитесь с автором и узнайте, нет ли у него экземпляров, которые он мог бы взять с собой. Свяжитесь с издательством и узнайте, не могли бы они доставить самолетом недостающее количество экземпляров . Если у издательства нет необходимого количества экземпляров книги, свяжитесь с редактором автора — у него, возможно, имеется несколько экземпляров. Попросите близлежащие книжные магазины, которые не являются вашими конкурентами, одолжить вам нужное количество экземпляров. Купите, чтобы сохранить лицо, нужное количество экземпляров у конкурентов (связаться с ними мог бы я); предложите перевезти книги бесплатно, а когда они прибудут к вам, прикрепите на них свой ценник... Благодаря реализации моих идей все остались довольны.

Эта история, может быть, не производет такого впечатления, как размышления о победе фашистов, но результат был. Я продемонстрировал собственное понимание слова «отклонение», применяя все нетрадиционные способы заполучить книги, что мне пришли на ум, пусть даже мое участие и вышло за рамки должностных обязанностей представителя оптовой компании.

Итак, принимая во внимание все только что написанное, что я должен вынести для себя в отношении слова «отклонение»? Если вы действительно хотите добиться результата, не ступайте сразу на проторенную дорожку, пусть даже ее проложили путем проб и ошибок. Предприняв другие попытки и совершив другие ошибки, вы найдете другой путь.

А сейчас обратите внимание на один интересный момент: начал я эту главу с раскрытия смысла слова «уполномочие» и выяснил, что его концепт не впечатляет. Завершил же раскрытием слова «отклонение» и нашел его содержание воодушевляющим. В чем же сходство и различие между ними? Возможно, вы напишете об этом.

Читателю на заметку

Чтобы заново определить для себя какое-то слово, вам нужно записать следующее: само исследуемое слово, его общепринятое определение, ваши мысли о точности этого определения и персональное определение, соответствующее вашим эксцентричным вкусам.

При фрирайтинге желательно все время пояснять себе, почему вы думаете именно так, а не иначе. Иногда вы будете осознавать, что ваше умозаключение ничем не подкреплено. Что тогда? Немного подумайте и составьте обоснованное мнение.

Практикум. Составьте перечень из пяти жаргонных слов, широко употребляемых в вашей отрасли, и постарайтесь раскрыть каждое из них за пять минут.

Дистанцируйтесь от своего интеллекта

Семинары на конференции писателей, специализирующихся на теме бизнеса, завершились, и я отдыхал в обеденном зале вместе с другими участниками. Мое внимание привлекла женщина за столиком в углу. Она что-то рисовала фломастером на бумажной скатерти. Я подошел ближе. Бумажная скатерть была черной от рисунков и записей. Там были какие-то круги, треугольники и незаконченные уравнения, стрелки, указывающие в разные стороны... Схема выглядела пугающе продуманной, будто планировалась высадка на Луну.

Я поинтересовался, что это означает. Ответ оказался неожиданным: она сказала, что схематически изображает модель, позволяющую упростить общение между людьми. Моя собеседница пояснила, что она профессор бизнесшколы, приехала на конференцию, потому что хочет написать книгу, и считает, что коммуникативная модель, над которой она работает, может лечь в основу ее труда. Процесс создания модели продвигался медленно: все время обнаруживались какие-то несоответствия.

Профессор начала разъяснять свою концепцию, которая была весьма абстрактной, далекой от реальности; с трудом даже верилось, что здесь задействованы люди. Она создавала модель, нагромождая одну теорию на другую. Поэтому, пытаясь придать схеме завершенный вид, моя новая знакомая все время наталкивалась на стены. Рассказав о модели и о сложностях ее разработки, дама поинтересовалась моим мнением по этому вопросу. И тут я превратился в «вампира». Дело в том, что я начинаю говорить только тогда, когда меня просят. Она меня попросила...

«Помните: все, что вы нарисовали, нереально, — сказал я, постукивая карандашом по бумажной скатерти. — Это ваша модель разрешения проблемы. Инструмент для облегчения людям жизни. Если он не действует, упростите его или выбросьте на свалку. Если в процессе разработки вы заходите в тупик, значит, схема плоха».

Моей собеседнице вряд ли было приятно слышать такие слова, но она поняла. Она прилагала огромные усилия, чтобы заставить свою модель работать, поскольку считала, что для книги ей нужна концепция, серьезная и продвинутая, с множеством деталей. Но, усложняя идеи, мы редко улучшаем их. Иногда мы становимся жертвами собственного разума, зацикливаемся на идеях, которые звучат хорошо в теории, но не работают на практике. Как же дистанцироваться от своего интеллекта?

Я придерживаюсь совета Кена Макрори: «Вместо того чтобы пытаться осчастливить себя отличной идеей, обратитесь к факту».

Формулировать факты несложно. При этом вы не испытываете ни напряженности, ни нерешительности. Потом можете разбрасывать их, как семена. Факты опускают вас на землю, переориентируя внимание с запутанных мыслей на реальный мир. Собрав много фактов, можно найти решения, ранее невидимые.

К каким фактам следует обращаться при фрирайтинге? К очевидным. К тем, что прямо перед вами.

Предположим, вы руководите небольшой бухгалтерской фирмой и хотите создать электронный информационный бюллетень. Вы серьезно задумались. О чем должен быть этот бюллетень? Какова его лучшая аудитория? Кто напишет тексты? Как его распространять? Сможете ли вы заниматься им одновременно с другой работой? Вы решаете написать о сложившейся ситуации. С чего начинаете? С очевидного. Я хочу создать электронный информационный бюллетень, но не представляю, как это делается. Начнем с очевидных вещей.

Моя компания оказывает бухгалтерские услуги малым предприятиям с валовым доходом от 500 тыс. до 5 млн долларов США, по большей части предприятиям сферы обслуживания. Новых клиентов мы заполучаем благодаря отзывам клиентов о нас... Что еще очевидно? Тексты для бухгалтеров могу писать я. Но я буду делать это медленно. Когда-то у меня ушло десять часов на подготовку статьи для газеты нашего колледжа. Мне пришлось посвятить столько времени написанию статьи, потому что я был студентом и у меня были выходные.

О, есть одна идея...

В радиусе ста миль четыре колледжа. Может, я смогу найти там студентов, которые писали бы тексты? Или найду в других частях страны студентов, которые делали бы эту работу... Кому бы позвонить, чтобы узнать? Думаю, сотруднику колледжа, ведающему вопросами стажировки или рабочими программами. Хорошо, у меня уже готов первый пункт — связаться с колледжами и узнать, есть ли у них студенты, разбирающиеся в бухгалтерском деле и умеющие писать тексты. Так, что еще представляется очевидным? Я подписан на семь или восемь информационных бюллетеней. Как эти компании распространяют материалы? Думаю, каждая указывает название дистрибуторский фирмы под текстом информационного бюллетеня. Никогда не думал об этом раньше... Нужно проверить.

Что еще? Я никогда не получал информационные бюллетени в конце рабочей недели. Они всегда приходят в понедельник или во вторник. Тоже нужно проверить. Думаю, можно установить, когда лучше всего отправлять информационный бюллетень. Изложение очевидных фактов оказывает успокаивающее воздействие на разум. Один такой факт ведет к другому, другой — к третьему и т. д.

Очевидные факты вовсе не обязательно излагать в некой логической последовательности, от а до я. Вы все же занимаетесь фрирайтингом и должны подходить к изложению очевидных фактов с таким энтузиазмом и энергией, с которыми приступаете к любому сеансу писательства. Перескакивайте с одного на другое столько, сколько хотите. Отбрасывайте факт, как только выявили более инте ресный.

Читателю на заметку

Иногда работа мысли привносит ненужные сложности в ситуации. Если вы, обдумывая проблему, зашли в тупик, напишите об этой ситуации, излагая все, что представляется вам очевидным. Записывайте простые факты. Это поможет развеять туман.

Практикум. Припомните проблему, докучающую вам в последнее время, проблему, которая кажется неразрешимой. На сеансе фрирайтинга изложите за десять минут все то, что представляется очевидным. Простые факты. Факты о ситуации, ваше мнение о ней, мнение окружающих, ваши действия, что могли бы попробовать предпринять, что мешает, что представляется логичным и нелогичным... Не создавайте перечень. Пусть один факт подводит к другому. Такой подход позволит выработать ряд решений данной проблемы.

Как важно отключаться от мыслей

Работая с группами, я обычно предлагаю слушателям заняться фрирайтингом. Я задаю вопросы: «Как вы могли бы увеличить свою продуктивность в четыре раза за неделю?» и «Что бы вы хотели сделать, чего еще никогда не делали в своей жизни?» Мои подопечные отвечают с помощью ручки и блокнота, а потом мы обсуждаем ответы.

В течение большей части дня я практикую короткие сеансы писательства, от пяти до пятнадцати минут. Но ближе к концу дня прошу авторов собраться с силами и писать в течение тридцати минут без остановок. Поверьте мне, эта просьба придает аудитории заряд энергии. Слушатели осознают, что никто, за исключением, возможно, сказочного героя, не пишет непрерывно в течение тридцати минут, а то, что вы еще не практиковали, почти всегда стоит сделать (по крайней мере, если это не опасно для жизни). Кто знает, что произойдет? Спазмы в руках? Тошнота? Видения? Пока не попробуешь, не узнаешь.

В любом случае слушателям есть о чем рассказать дома. Непрерывное писание в течение продолжительного времени — это, конечно, не марафон и не восхождение на гору, но все же рассказ об этом небезынтересен. Так или иначе, пока они пишут (в течение пяти, пятнадцати или тридцати минут), я расхаживаю по аудитории и поглядываю, как идут дела, подбадриваю учеников и отпускаю шутки.

Я никогда не читаю то, что они пишут. Тем не менее могу безошибочно определить, когда в процессе писательства у них в голове что-то щелкнуло. Проходя мимо, указываю пальцем на конкретное место на странице и говорю: «Вот здесь появилось нечто важное» или «Вот здесь ваше мышление ожило».

Практически всегда слушатели соглашаются. И удивляются, как я смог точно определить это место. Объяснение простое: начиная писать, мы, как правило, пишем сжатым почерком, который аккуратно ложится в строку. Когда же уходит напряженность, мы устаем, а контроль внутреннего редактора начинает ослабевать, мы интуитивно «подключаемся» к материалу, а почерк становится более расслабленным.

Это происходит внезапно, и это легко заметить, даже если я обращен лицом к аудитории и могу видеть блокноты только в перевернутом виде. Буквы становятся большими и петлистыми, написанное выходит за рамки строки. Слова выглядят менее четко, потому что мои подопечные давят на ручку уже не так сильно, как вначале. Это раскрепощение руки и мозга. В этот момент они перестали думать о правильности и корректности и задействовали ту часть своего разума, которая отвечает за рутинные процессы.

Затем я провожу небольшое исследование. Я спрашиваю у слушателей, что вызвало у них этот щелчок. Ответы разнятся. Одни говорят, что щелчок произошел тогда, когда они устали. Поначалу они всю энергию направляли на поддержание обычного образа мышления, но когда ее стало не хватать, сняли внутренние ограничения, и пошел поток более искреннего письма.

Другие слушатели отмечают, что прорыв случился в процессе развития мысли: они писали о чем-то важном для них и, исследуя способы рассмотрения этой мысли, изучая ее размах, забылись и погрузились с головой в работу.

Третьи же говорят, что усталость тут ни при чем. И развитием мысли они не занимались. Более того, они делали нечто обратное развитию умозаключения. Щелчок произошел тогда, когда они «отсоединились» от мысли, которую обдумывали, и взялись за новую, более реалистичную. Они отвлеклись от того, что не работало, и переключились на более привлекательное направление.

Пэт Шнайдер писала, что «отключения так же важны, как и подключения. Один образ вызывает другой, и, подобно человеку, переходящему по крупным камням ручей с быстрым течением, мы не доберемся до пятого камня, с которого можно ступить на противоположный берег, если не ступим на каждый из четырех предшествующих».

Поэтому важно не удерживать у себя мысль из чувства долга. Не следует думать, например, что раз вы потратили время и усилия на обдумывание конкретного решения, то должны держаться за него. Одна мысль ведет ко второй, вторая — к третьей. Некоторые мысли подобны трапу самолета. Он поднимает вас в воздух, но трап должен остаться на земле. Рассматривайте любую мысль как полезную, но расходную.

Когда я оставляю мысль, не слишком с ней церемонюсь; могу даже добавить немного желчи.

Итак, верный способ заполучить новых клиентов — опубликовать серию официальных информационных документов. Ничего себе! Серию официальных информационных документов? Не могу даже разыграть воодушевление. Это не для меня. Подумаю-ка я лучше об увеличении количества своих занятий по ораторскому искусству. Каково это будет?

Бывает и так, что я даже не утруждаю себя завершением мысли или комментария к ней. Пара нажатий на пробельную клавишу — и я перехожу к чему-то другому. В данный момент развитие моего бизнеса требует разработки стратегии. Возможно, мне следует предусмотреть несколько вариантов ее реализации… Вспоминаю тот день, когда мы беседовали с Джейком; мы обсуждали...

Иной раз я отключаюсь от мысли, но, прежде чем перейти к новой идее, размышляю о том, что почерпнул для себя: Все, хватит думать о подкастинговой кампании. Надо исследовать и другие стратегии. В ходе подкастинговой кампании я усвоил, что мне нужен канал для регулярных контактов с людьми, а людям — аргумент в пользу того, чтобы регулярно посещать меня.

Когда я пишу об отключениях, то вспоминаю одно из своих любимых эссе — Writing off Subject («Пишем не по теме») Ричарда Хьюго. В нем автор рассуждает о том, как научить слушателей создавать стихотворения. Его советы вполне применимы к наработке идей и фрирайтингу. Итак…

Поэт пишет название: «Осенний дождь». Он выдает две или три хороших строки об осеннем дожде. После дело стопорится. Поэт не может ничего больше написать об осеннем дожде, поэтому начинает что-то придумывать, пускается в абстракции, принимается объяснять нам значение сказанного... Ошибка, конечно же, заключается в том, что он чувствует себя обязанным продолжать говорить об осеннем дожде, потому что, по его мнению, это тема. Однако это не тема. Вы не знаете темы, поэтому в тот момент, когда чувствуете, что вам больше нечего сказать об осеннем дожде, начните говорить о чем-то другом.

Когда вы занимаетесь фрирайтингом, страница полна жизни. Идеи, появляющиеся на ней, изменятся радикальным образом, если вы им позволите. Вы должны быть открыты для материала, который возникает. Когда материализуется что-то хорошее, ухватитесь за него, не думая, соответствует ли оно тому, что вы пишете. Не бойтесь отворачиваться от того, что вы почерпнули там.

Читателю на заметку

При фрирайтинге отключения имеют такое же важное значение, как и подключения. Рассматривайте каждую мысль и образ как камень для перехода, что может привести вас к самой необходимой идее.

Как отключаться — решать вам. Можете отбросить мысль, отвернуться от нее или вынести для себя какие-то уроки. Каждый из способов хорош по-своему.

Используем допущения, чтобы выбраться из тупика

Несколько лет назад жена попросила меня помочь ей в разработке фокуса. С просьбой придумать фокус ко мне обращаются не так уж и редко, поскольку я увлекаюсь «волшебством» уже сорок лет и написал несколько книг на эту тему. Но эта просьба была не совсем обычной.

Жене фокус нужен был не для того, чтобы развлекать кого-то, а для компьютерных курсов. Она изучала продвинутый язык программирования, и преподаватель дал слушателям задание, предполагавшее разработку, по сути, фокуса с чтением мыслей.

Суть задания состояла в создании программы, которая позволила бы определить за десять (или меньше) попыток число от 1 до 99, тайно выбранное компьютером. Я взял ручку и блокнот и приступил к работе. «Попросите компьютер тайно выбрать число, — сказал я, записывая, — а потом спросите: "Ты выбрал однозначное число?" Если ответ будет утвердительным, называйте однозначные числа, пока не попадете на искомое. Если же машина ответит отрицательно, исключите однозначные числа из перечня возможных вариантов. Теперь снова спросите компьютер: "Ты выбрал четное число?" Если ответит "да", исключите нечетные числа из перечня возможных вариантов. Если же ответит "нет"...»

Вскоре я завершил работу и теперь мог определять любое выбранное число за десять попыток. Фокус не был ни развлекательным, ни мошенническим, тем не менее это было то, что нужно.

Жена просмотрела мои записи.

— Отлично! — сказала она. — Теперь все, что мне надо сделать, — взять этот математический алгоритм, который ты составил, и...

— Погоди-погоди… — перебил я, — математический алгоритм? Который я составил? Что ты имеешь в виду?

Жена пояснила, что все шаги процесса создания фокуса в совокупности можно рассматривать как математический алгоритм, а потом добавила, что у меня математический ум.

— Математический ум? Вообще-то в школе я не дружил с математикой…

Вот так… Выходит, я, изобретатель фокуса, сам же и попался на него. Я мыслил категориями фокусов, но при этом, оказывается, создавал математический алгоритм! Итак, у меня к вам вот какой вопрос: когда лучше мыслить категориями «фокусов», а не «алгоритмов»? Иными словами, как видоизменить то, что знаешь, чтобы постичь то, чего еще не знаешь?

Помните: это не просто упражнение в семантике, а инструмент изменения взгляда, оказывающий существенное воздействие на ваш подход к проблеме. Если бы жена попросила составить ей алгоритм, я — говорю совершенно серьезно! — не знал бы, с чего начать.

Я был бы растерян, а она разочарована, к тому же я не получил бы удовлетворения от выполнения работы, которая мне нравится.

Идея об использовании взаимозаменяемых концепций для разрешения проблем не нова. Взаимозаменяемые концепции — один из подходов к осуществлению смены парадигмы.

Парадигма — это определяемое конкретной ситуацией допущение или набор допущений, которые помогают нам разрешать проблемы. К сожалению, допущения, помогающие нам, могут скрыть от нас другие способы действий. Древние люди считали, что Земля плоская. В какой-то мере эта парадигма, это допущение помогало людям, потому что давало им ряд правил для повседневной жизни. Они не путешествовали далеко, потому что... думали, будто могут упасть с Земли. Они не расширяли хозяйственную деятельность далеко, потому что... знали, что могут упасть с Земли. Они не плавали далеко, потому что... знали, что могут упасть с Земли. Их допущение, возможно, было ограничивающим, но оно поддерживало порядок в их мире. Оно и мешало, и помогало.

Сегодня представление о плоской Земле представляется причудливым. Однако есть у нас парадигмы во всех сферах жизни, предопределяющие способы мышления и поведения. Как их выявлять и отказываться от них? Так же, как поступил я, составляя этот алгоритм: вы намеренно или ненамеренно игнорируете правила ситуации и заменяете их новыми.

В истории, с которой началась глава, я создал движение в ситуации при помощи замены незнакомой концепции («алгоритмы») знакомой («фокусы»). Но столь же легко вы можете привести все в движение при помощи противоположного — замены знакомой концепции незнакомой. Давайте посмотрим, как это действует.

Несколько лет назад, когда я работал в качестве соавтора над книгой об искусстве убеждения, мне позвонил спортивный журналист и попросил высказать свое мнение в связи с одной историей. Команда Высшей бейсбольной лиги обменяла двух своих лучших игроков на нескольких «зеленых» новичков. Налицо была стратегия продажи по бросовой цене, к которой владельцы команды прибегали год за годом. Зачем?

По словам журналиста, владельцы просто не хотели платить «звездам» по несколько десятков миллионов долларов. Необстрелянным же новичкам можно было заплатить несколько сотен тысяч. Владельцы экономили огромную сумму денег.

Однако при этом возникли большие проблемы с продажей сезонных абонементов. По выручке от их продажи эта команда уже долгое время была последней. Многие аналитики указывали на склонность владельцев обменивать своих «звезд» на более дешевых молодых игроков. Каждый год болельщики чувствовали себя обманутыми и в знак протеста отказывались приобретать сезонные абонементы. Журналист поинтересовался, как бы я, специалист по убеждению, уговорил рассерженных болельщиков приобрести такой абонемент, чтобы наблюдать за игрой малоизвестных игроков. Какой совет я дал бы владельцам команды?

Первое, что пришло мне в голову, — это парадигмы и допущения. Судя по стабильно низким цифрам посещаемости, у владельцев команды были какие-то нетипичные допущения относительно наращивания постоянного контингента болельщиков. Или, возможно, хозяева просто не видели возможных вариантов. Одним из способов избавить их от шор была замена концепции.

«Если проблема заключается в увеличении постоянного контингента болельщиков команды с малоизвестными игроками, — сказал я журналисту, — владельцам следует поинтересоваться, кому еще приходилось решать такую проблему. Иными словами, кто создал наибольший постоянный контингент болельщиков практически с нуля и как приступал к его созданию».

Прежде всего владельцам следует ознакомиться с подобной деятельностью других клубов Высшей бейсбольной лиги. Возможно, они подметят интересную тактику. Впрочем, скорее всего, они увидят стратегии увеличения постоянного контингента болельщиков, знакомые им, поскольку они действуют в одной сфере и, возможно, на основе сходных допущений.

Затем они могли бы ознакомиться с деятельностью по привлечению болельщиков клубов других ведущих североамериканских лиг, таких как Национальная лига американского футбола, Национальная баскетбольная ассоциация и Национальная хоккейная лига. Они практикуют сопоставимые способы увеличения постоянного контингента болельщиков, но условия у них несколько иные. После я посоветовал бы ознакомиться с работой по привлечению болельщиков клубов из других стран, чтобы выяснить, как там решили эту проблему. Бейсбол придумали в Америке, но он весьма популярен и в Японии. Почему он приобрел там популярность? Что можно почерпнуть там и применить здесь?

Позаимствовать что-то новое владельцы команды могут за пределами мира спорта. Как создавались постоянные контингенты поклонников идей и инициатив в других сферах деятельности, таких как политика, музыка, философия, медицина, производство, инжиниринг, городское планирование, общественная деятельность?

Ознакомление с другими областями деятельности вполне может привести к смене парадигмы. И вот почему: шоры для восприятия есть во всех сферах, но эти ограничения, вероятно, все равно чем-то отличаются. Когда вы смотрите на вещи через призму иной сферы деятельности, то видите все совершенно по-другому.

Журналист был сведущ в политике. Он заметил, что фраза «увеличение постоянного контингента болельщиков команды с малоизвестными игроками» навевает ему ассоциации с демократами и Джоном Керри. Когда Керри, выиграв первичные выборы, стал кандидатом в президенты США от Демократической партии, его не очень хорошо знали в стране. Демократам пришлось спешно придумывать способы привлечения поклонников.

Журналист начал перечислять стратегии демократов. Каждую из них мы примеряли к ситуации с бейсбольной командой. Какие-то идеи представлялись глупыми. Какие-то — банальными. Но были и те, что казались необычными и вполне осуществимыми. Мы с удовлетворением отметили, насколько хороши некоторые из этих умозаключений — а ведь еще несколько минут назад у нас не было ни одной идеи!

А как вы бы использовали замену концепции в фрирайтинге? Дайте письменные ответы на следующие четыре вопроса.

1. Какую проблему я пытаюсь решить?

(Желательно, чтобы формулировка носила общий характер. Не нужно конкретики. Вот примеры хороших формулировок проблемы общего характера: «Как мне создать постоянный контингент поклонников чего-то малоизвестного?», «Как продавать продукт клиентам, которые ошибочно считают, что имеют полное представление о товаре?», «Как мне сократить расходы, увеличив при этом охват?»)

2. Кому приходилось решать подобную проблему?

3. Как ее разрешили?

4. Как их решение можно использовать применительно к моей ситуации?

В отличие от большинства других стратегий, приведенных в этой книге, здесь вам, чтобы осуществить замену концепции, скорее всего, придется выполнить небольшое исследование — если, конечно, вы хотите получить представление о том, как в сферах, не имеющих никакого отношения к вашей области деятельности, решали подобную проблему. После ознакомления с рядом материалов можно при помощи фрирайтинга рассмотреть все способы использования конкретных решений применительно к своей ситуации.

Читателю на заметку

Допущения помогают нам жить продуктивно. Правда, иногда ранее помогавшие допущения могут мешать — когда мы не осознаем, что они присутствуют, или неправильно используем их.

Как можно проверить свои допущения? Поэкспериментируйте с правилами ситуации при помощи фрирайтинга.

Есть два способа: 1) представить, что незнакомый аспект проблемы вам знаком; 2) представить, что знакомый аспект проблемы вам незнаком. Рассмотрите последствия для каждого способа и подумайте, возникает ли при экспериментировании движение в ситуации.

Практикум. Вспомните проблему, которую вы никак не можете разрешить, и напишите за десять минут о тех, кому удалось решить подобную проблему, — как в вашей сфере деятельности, так и в других, не связанных с нею. Что может произойти, если вы используете какие-то из стратегий применительно к своей ситуации?