Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/conf/2003-09-chel/10.htm
Обновлено: 20.11.2017

Организация эффективной системы маркетинговых исследований. Пример Балтики

Вальский Алексей СергеевичОАО "Пивоваренная компания "Балтика"" (С.Петербург), и.о. руководителя группы аналитического маркетинга

Список тезисов

Представление об информации

Ключевая информация, которая необходима для успешного бизнеса, касается следующих областей:

  • Рынок: емкость, тенденции, структура
  • Конкуренты: продажи и затраты
  • Торговые каналы
  • Потребительское Поведение
  • Описание потребителя, его характеристики
  • Восприятие товара, марки и конкурентов
  • Реакция на решения Компании

При проведении маркетинговых исследований обычно собирают и анализируют информацию о товаре / услуге. И практически никогда не анализируют сам источник информации. На "Балтике" аналитики, принимая решение о том, какие источники маркетинговой информации использовать и в каком объеме, руководствуются следующими принципами:

  1. Любая информация всегда неправильна.
  2. Источник информации обязательно анализируется.
  3. Должен соблюдаться баланс оперативности и глубины анализа.

Три постулата неправильности информации

  1. Информация всегда неточная.
  2. Информация всегда неполная.
  3. Информация всегда о прошлом.

Отклонения результатов исследований, проведенных самыми лучшими методами, могут достигать до +/- 40% объема от реального рыночного значения. При этом нельзя достоверно оценить степень неточности информации. Неадекватный задаче метод может дать отклонения в 3-5 раз.

Неполнота информации заключается в невозможности спросить все необходимое. Более того, чем больше вы спрашиваете, тем больше вопросов у вас появляется. А от момента сбора информации до использования ее в бизнесе проходит от недели до двух месяцев.

В "кадровом" плане эти постулаты представляют собой разные ловушки для аналитиков с разным уровнем подготовки.

  1. Неточность - ловушка для недостаточно опытного аналитика.
  2. Неполнота - ловушка для высококвалифицированного аналитика, который может либо заполнить пробелы собственными представлениями, либо зарыться в деталях.
  3. Устаревание - трудность, с которой приходится бороться эксперту любого класса при переводе полученной информации в управленческие решения. Руководящим принципом является анализ самих источников и баланс между оперативностью и глубиной.

Пример с расчетом емкости рынка бутылированной воды в России (2002 год)

Исходное состояние - едино устоявшейся оценки рынка воды не существует.

При расчете необходимо найти ответ на следующие вопросы:

  • Что такое минеральная вода?
    • Минеральная
    • Минерализованная столовая вода
    • Питьевая вода
  • Ситуации потребления
    • Дома
    • В офисе
    • На улице
  • Темпы роста рынка
    • Рынок минеральной воды в России вырос в 2002 на 20-21% по сравнению с 2001 годом. Эта оценка совпадает у "ГФК", "АС Нильсен" и Госкомстата.
  • При этом минеральную воду все организации, которые регистрируют рыночные показатели, понимают по-разному.
  • Единственное, в чем большинство экспертов сходятся, - динамика рынка. Рынок минеральной воды в России вырос в 2002 на 20-21% по сравнению с 2001 годом.

Компания, метод оценки

Оценка емкости,
млн. дал

Комментарий

UFG Research

157,6

Оценка сделана на основе данных Canadean. Скорее всего, в этой оценке учтена вода, продаваемая в офисах.

Canadean

156,3

Скорее всего, в этой оценке учтена вода, продаваемая в офисах, поскольку сбор информации направлен на производителей.

АС-Нильсен (ритейл аудит, прогноз)

154,3

Выборка из 9 самых крупных городов. Поэтому прогноз должен быть завышен по отношению к реальному рынку. Скорее всего, в этой оценке учтена вода, продаваемая в офисах.

Госкомстат

143,2
(125,1 – без учета офисной воды)

Указано производство на территории России. Поскольку экспорт / импорт воды вряд ли занимает значимую долю в продажах, и вряд ли объемы сильно занижаются производителями при подаче сведений в ГКС, то оценку рынка можно считать правильной. Из этой оценки необходимо вычесть производство воды, продаваемой в офисы в канистрах 19 л. Емкость этого сегмента в 2002 году составляет, по оценкам, примерно 17% рынка питьевой воды.

ГфК-Русь (панель потребителей)

105,8
(117,6 – с учетом поправки)

Учитываются только города с населением 10 тыс. +. Скорее всего, они дают 95% всего рынка географически и 90% рынка по объему (с учетом гостевого потребления и тех, кто не попадает в панель потребителей). Не учитывается вода, продаваемая в офисах.

Рынок без офисной воды

125,1

За оценку емкости рынка бутылированной воды без учета воды, продаваемой в офисах, корректно принять оценку рынка, которую дает Госкомстат.

Весь рынок

150,7

С учетом офисной воды.

Организационно маркетинговый информационный процесс состоит из 6 шагов:

  1. Определение бизнес-модели компании. Включает описание рынка и потребителей. Обычно 7-8 ключевых показателей. Притом, что существуют десятки дополнительных показателей и сотни "необходимых.
  2. Определение источников информации и процедур сбора.
  3. Непосредственно сбор информации
  4. Анализ информации.
  5. Выводы и доклад
  6. Исполнение маркетинговых программ и их контроль (обычно мониторинг ключевых показателей).

Для аналитика с самого начала возникает один вопрос: как не запутаться в массе показателей? Как выбрать "правильные"? И при этом учесть необходимость тратить время на проверку источников?

Баланс оперативности и глубины информации

Сомневаться нужно в меру! Мы исходим из того, что оперативность в принятии решений на конкурентном рынке гораздо дороже, чем максимально полный анализ. Но при этом быстрое реагирование на вызовы рынка или "игра на опережение" должны быть обоснованы ключевой информацией.

С точки зрения производства информации, большое число источников снижает КПД каждого из них. Информация стоит денег и времени сотрудников и низкий КПД снижает рентабельность источника. Поэтому выбор источника информации по соотношения "цена / качество" информации определяется в большой степени временем, отведенным на принятие решения.

Поэтому аналитик должен уметь избегать лишней информации. Как это достигается?

  • Четкая постановка задачи позволяет отобрать необходимые источники.
  • Внимательный анализ малого числа источников компенсирует нехватку информации!

Виды информации

Грубо, информацию можно разделить на 2 вида: количественная (СКОЛЬКО?) и качественная (ПОЧЕМУ?).

Умение аналитика отвечать на вопрос ПОЧЕМУ? предполагает поиск ответов на вопросы КТО? ЧТО? КАК? Попытка прямолинейно ответить на вопрос ПОЧЕМУ практически всегда провальна! Если вас спрашивают: почему падают продажи? То в источниках вам надо искать ответы: ЧТО именно падает (продукт / потребитель), КАК падает (динамика / сезонность), каким образом организована система продаж и продвижения?

Происхождение информации

Поиск информации естественным образом опирается на источники, которые имеют разное происхождение. Источниками, вне зависимости от метода сбора информации, служат потребители товара / услуги, каналы продаж, эксперты.

То, каким образом покупается / потребляется товар / услуга, наиболее точно можно оценить, получив информацию от конечных потребителей. Менее точную информацию даст анализ каналов продаж. Еще менее точную - эксперты. При движении по этой лестнице вы теряете в точности, но выигрываете в стоимости и во времени.

Источники, из которых вы РЕАЛЬНО получаете информацию, делятся на первичные, предполагающие непосредственный контакт с потребителем, каналом продаж (включая собственные отгрузки), экспертом. И вторичные, из которых информация о товаре / услуге берется опосредованно. Первичные источники более надежны и дают более точную и подробную информацию, но и более дорогие. Вторичные источники, особенно СМИ, - более дешевые, но неполные и обычно нуждаются в перепроверке.

Структура маркетинговой информации, собираемой на "Балтике"

  • Внешние базы данных
    • мониторинг текущей ситуации на рынке пива и воды
  • Стратегическое планирование портфеля брендов Компании
    • стратегические исследования, направленные на оптимизацию портфеля брендов и ассортиментной линейки Компании
  • Внутренняя информация
    • мониторинг текущей ситуации с продажами Компании в различных разрезах (упаковка, бренд, суб-бренд, регион, место производства и проч.)
  • Заказные исследования
    • поиск рыночных возможностей и тестирование оперативных маркетинговых разработок Компании

Организационная структура аналитиков на "Балтике"

  • Отдел планирования и анализа
    • Анализ внешней информации (оценки рынка, отзывы потребителей, аудит торговли, маркетинговые исследования)
    • Анализ внутренней информации (собственные отгрузки и товародвижение)
    • Сбор и анализ информации о конкурентах (отгрузки конкурентов, мониторинг СМИ)
  • Региональные маркетологи
    • Сбор информации в регионах о действиях конкурентов (особенно реклама и продвижение)

Организация исследований Ad Hoc

Организация исследования и анализ его результатов включают ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ составление брифа. Вне зависимости от того, будет проводить исследование внешнее агентство или собственный отдел маркетинга.

Бриф, кроме таких позиций как цель, целевая группа, сроки и т.п., должен содержать Action Standard - критерии, в соответствии с которыми будет приниматься решение относительно выводов исследования.

Например, бриф на тестирование новых вариантов этикетки может содержать такие позиции:

  • Основная цель исследования
    • Оценить восприятие потребителями 3 вариантов этикетки и выбрать лучший вариант
    • В ходе теста необходимо сравнить новые этикетки с существующей версией.
  • Критерии выбора (Action Standard)
    • общее впечатление
    • соответствие сегменту рынка
    • соответствие названию бренда
    • соответствие позиционированию бренда
  • Целевая группа
  • География
  • Сроки проведения работ
  • Предполагаемый метод
    • холл-тест на основе сравнения с конкурентами
  • Предоставление тестовых материалов

На принятие решения о том, кто будет проводить исследование - внешнее агентство или отдел маркетинга, оказывают влияние следующие факторы:

  • Сколько времени отведено на принятие решения?
  • Что именно надо исследовать: вкус, дизайн, рекламу, дистрибуцию и проч.
  • Опыт проведения исследований у сотрудников отдела маркетинга
Некоторые аргументы ЗА то, чтобы провести исследование своими силами:
  • Оценка вкусовых характеристик продукта
  • Отсеивание заведомо НЕПРОХОДНЫХ вариантов дизайна и рекламы
  • Оценка выкладки в ОПРЕДЕЛЕННЫХ торговых точках


© 1998-2023 Дмитрий Рябых