Результат организации "с нуля" службы маркетинга и рекламы в крупной торговой компании
Каримова Ирина ЮрьевнаТД Марко Поло (Екатеринбург), начальник отдела рекламы и маркетинга
Наверно, всем знакомо понятие "маркетинговые войны". Да и язык бизнеса становится все более агрессивным, и все чаще звучат термины военного времени - "захват целевых рынков", "региональная экспансия"… Образно говоря, маркетологов можно сравнить с "бойцами на передовой". Итак, кто же стоит в авангарде Ваших войск. Функции и структура отдела маркетинга в компании.
Функции |
Задачи |
1. Формирование рыночной стратегии фирмы |
Анализ и прогнозирование потребностей и спроса |
2. Реализация концепции маркетинга |
2.1. Согласование структуры и содержания системы менеджмента фирмы |
3. Реклама товара и стимулирование сбыта |
3.1. Определение целей рекламы |
4. Обеспечение маркетинговых исследований |
4.1. Разработка и совершенствование структуры службы маркетинга фирмы |
Создание службы маркетинга и рекламы ЗАО ТД "Марко Поло" - 5 шагов на пути к успеху.
Основная цель службы маркетинга на любом предприятии заключается в налаживании системы обработки и подачи необходимой для обеспечения конкурентоспособности информации о рынке в подразделения фирмы.
В связи со спецификой компании (по классификационным признакам относящейся к структуре В2В, при этом выполняющей часть функций В2С, отдел рекламы и маркетинга был сформирован как из сотрудников, занимающихся продвижением самой компании (информационное обновление и продвижение сайта, размещение информации в деловых и справочных изданиях и т.д.), так и сотрудников, занимающихся проведением промо-акций непосредственно в торговых точках-клиентах компании.
Структура отдела рекламы и маркетинга ЗАО ТД "Марко Поло"
- Начальник отдела рекламы и маркетинга.
Функции: планирование и контроль всех рекламных и ПР-кампаний. Взаимодействие со СМИ. Создание корпоративного имиджа компании. Размещение информации в деловых и справочных изданиях. Планирование и проведение маркетинговых исследований. Взаимодействие с поставщиками, планирование и контроль использования рекламных бюджетов. Постановка задач и контроль их исполнения сотрудниками. Анализ эффективности рекламных кампаний.
- Координаторы рекламных проектов и промо-акций.
- Координатор акций (бары, рестораны, развлекательные центры)
- Координатор акций по регионам.
Функции: организация и обеспечение проведения рекламных и промо-акций. Работа с клиентами через торговых представителей или напрямую. Обеспечение промоутеров необходимой рекламной продукцией. Проведение тренингов для промоутеров.
- Мерчендайзеры (2)
Функции: Контроль за обеспечением правильной выкладки товара в торговых точках. Сбор информации о действиях конкурентов.
Впоследствии при ТД "Марко Поло" было создано РА, занимающееся проведением промо-акций в РТТ города, а в отделе, в связи с региональной экспансией, появился координатор по регионам. В каждом представительстве в городах Свердловской области есть свой супервайзер, занимающийся проведением промо-акций в РТТ этих городов. Таким образом, акция, запланированная в Екатеринбурге, начинается одновременно и во всех филиалах ТД "Марко Поло".
5 шагов, которые необходимо было предпринять отделу рекламы и маркетинга
- Структурная постановка маркетинга
- Формирование маркетинга сбыта - система управления ассортиментом, формирование долгосрочных программ развития лояльности клиентов
- Формирование конкурентной политики
- Разработка маркетинговой политики
- Разработка рекламной политики
Цели и задачи отдела рекламы и маркетинга ЗАО ТД "Марко Поло" в координации со стратегией развития фирмы. Программа маркетинговых мероприятий - как ее разработать, и что еще важнее, выполнить. Стратегия фирмы на 2003-2004 год
Стратегия |
Мероприятия |
Захват локальных рынков |
Открытие представительств (до 20) в городах Свердловской области Директ-маркетинг. Обеспечение торговых представителей филиалов всей предусмотренной символикой фирмы (папки, визитки). Постоянное проведение промо-акций и стимулирующих сбыт мероприятий |
Диверсификация |
Расширение ассортимента, поддержание новых брендов рекламными кампаниями, POS-материалами |
Имидж компании |
Формирование имиджа компании через призму личностей топ-менеджеров. Формирование и использование информационных поводов Обеспечение рекламными материалами (буклеты, корпоративная символика) |
Развитие корпоративной культуры |
Внутренний PR компании. Цель – повышение корпоративной культуры, возможность каждому сотруднику почувствовать себя частью единой команды. Корпоративные мероприятия, знаки отличия |
Удержание и дальнейшее усиление достигнутых позиций в городе и регионах |
Ключевое слово – надежность, в ходе рекламной кампании возможно применение слогана «Марко Поло - Ваш надежный поставщик». Для этого необходима четкая работа всех служб – начиная с приема заявки (торговые представители), заканчивая доставкой (складские работники), аналитическая работа и формирование оптимального ассортимента ТД Марко Поло Мероприятия по улучшению координации работы всех служб Марко Поло – склад, доставка, отделы продаж, отдел закупок, аналитика. |
Усиление влияния на политику поставщиков Марко Поло |
Повышение профессионализма работы РА, четкое взаимодействие с отделом маркетинга. Расширение территории проведения промо-кампаний. |