Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/conf/2003-09-chel/03.htm
Обновлено: 20.11.2017

Недобросовестная конкуренция и защита исключительных прав

Галичина Людмила НиколаевнаМинистерство по антимонопольной политике РФ, Челябинское территориальное управление, консультант по контролю за недобросовестной конкуренцией и рекламой, Советник РФ 2-го класса

Список тезисов

Конкуренция - это благо для экономики любой страны. Однако не всякая конкуренция поддерживается и защищается государством, а лишь такая, которая осуществляется в рамках действующего законодательства в соответствии с обычаями делового оборота и с соблюдением этических норм ведения предпринимательской деятельности. В тех случаях, когда конкуренция ведется незаконными, нечестными, недобросовестными методами, антимонопольные органы обязаны ее пресекать. Недобросовестная конкуренция является непременной спутницей рыночных отношений. Это явление известно во всех странах, независимо от того, как давно в них существует "рыночная система".

Российская экономика, как только в ней появилась конкурентная среда, стала испытывать те же проблемы. Практика свидетельствует о том, что в настоящее время отечественные предприниматели и их зарубежные контрагенты, работающие в России, все больше сталкиваются с проявлениями недобросовестной конкуренции.

Формы, в которых может проявляться недобросовестная конкуренция, могут быть различными. Некоторые из них перечислены в статье 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Все большее значение в борьбе за долю рынка приобретают разработки в сфере дизайна. В связи с этим все большее распространение приобретают формы недобросовестной конкуренции, связанные с использованием результатов чужой интеллектуальной деятельности, а также с использованием торговой марки конкурента, которые являются объектами исключительных прав.

Достаточно распространена практика регистрации на собственное имя чужого товарного знака. Сейчас повсеместно можно встретить товар, на любом товарном рынке, с этикеткой которая очень напоминает известную и зарекомендовавшую себя марку. Причем не только - зарубежную.

В 2002 году были внесены поправки в Закон о конкуренции. Теперь антимонопольные органы могут выносить решение о признании действий по приобретению прав на товарный знак недобросовестной конкуренцией и направлять дело в Роспатент, который будет вынужден признать регистрацию недействительной.

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации продукции может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателей.

Защита торговых марок осуществляется преимущественно на основе норм Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Однако в некоторых случаях Закон о конкуренции предоставляет дополнительные возможности при защите нарушенных прав владельцев товарных знаков.

Особо остро в настоящее время стоит проблема, связанная с правомерным использованием товарных знаков и знаков обслуживания в рекламе. Федеральный закон "О рекламе", обеспечивая правовую защиту от незаконного использования в рекламе товарного знака, является одной из составляющих российского законодательства об охране интеллектуальной собственности.



© 1998-2023 Дмитрий Рябых